Основы теории аргументации
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определите состав следующих доказательств и проверьте правильность
2. Определите вид следующих доказательств. Укажите, если имеются, логические ошибки
Список используемых источников
1. Определите состав следующих доказательств и проверьте правильность
А) Студент Петров должен изучить философию, так как Петров - студент одного из вузов России, а все студенты России должны изучать философию.
Б) Треугольники АВС и КМН имеют равные стороны: АВ = КМ, ВС = МН, АС = КН, следовательно, они равны.
В) «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!» - такое восклицание легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага. «Однажды Архимед, - читаем мы у Плутарха, - написал сиракузскому царю Гиерону, которому он был родственник и друг, что данной силой можно подвинуть какой угодно груз. Увлеченный силой доказательств, он прибавил, что если бы была другая Земля, он, перейдя на неё, сдвинул бы с места нашу».
Г) «Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей ленности и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную ... землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит огонь, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен» (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).
Д) Эта рукопись - древнеиндийская, так как во всех древнеиндийских рукописях слова не отделяются один от другого, и в этой рукописи слова не отделяются одно от другого.
А) тезис – Студент Петров должен изучить философию;
аргументы – Петров - студент одного из вузов России;
само рассуждение – все студенты России должны изучать философию.
Б) тезис – Треугольники АВС и КМН имеют равные стороны;
аргументы – АВ = КМ, ВС = МН, АС = КН;
само рассуждение – они равны.
В) тезис – Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю;
аргументы – Однажды Архимед, - читаем мы у Плутарха, - написал сиракузскому царю Гиерону, которому он был родственник и друг, что данной силой можно подвинуть какой угодно груз;
само рассуждение – если бы была другая Земля, он, перейдя на неё, сдвинул бы с места нашу.
Г) тезис – Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме;
аргументы – во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей ленности и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную ... землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит огонь, что уже явное есть к тому доказательство;
само рассуждение – до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен.
Д) тезис – эта рукопись – древнеиндийская;
аргументы – во всех древнеиндийских рукописях слова не отделяются один от другого;
само рассуждение – и в этой рукописи слова не отделяются одно от другого.
2. Определите вид следующих доказательств. Укажите, если имеются, логические ошибки
А) Земля имеет форму шара, так как тень от Земли, передвигающаяся на поверхности Луны во время лунных затмений, круглая.
Б) Позвоночные животные бывают или млекопитающие, или птицы, или рыбы, или земноводные. Ящерица, будучи позвоночным животным, не есть ни млекопитающее, ни птица, ни рыба. Следовательно, ящерица - земноводное.
В) Вселенная построена из тех типов атомов, которые найдены на Земле, ибо почти все линии поглощения, встречающиеся в спектре солнечной атмосферы, могут быть приписаны атомам, известным на Земле; то же справедливо и в отношении спектров звездных атмосфер.
Г) Доказательство о невозможности всемирного потопа, развитое Леонардо да Винчи: «В библии читаем, что названный потоп заключался в 40 днях и 40 ночах всеобщего дождя и что дождь этот поднял воду на шесть локтей выше самой высокой горы мира; и если бы действительно дождь был всеобщим, то он придал бы нашей Земле вид сферы, а на сферической поверхности каждая её часть одинаково удалена от центра своей сферы; поэтому, если бы сфера воды находилась в подобном состоянии, то было бы невозможно, чтобы вода на ней двигалась, так как вода сама по себе не двигается, если только не опускается; поэтому, как сошла бы вода подобного потопа, если доказано здесь, что у нее не было движения? А если она сошла, как же она двигалась, если не опускалась? Здесь естественные причины отсутствуют, поэтому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо или же сказать, что вода эта испарилась от солнечного жара».
Д) Лермонтов был предшественник Льва Толстого, Лев Толстой был современником Чернышевского, следовательно, Лермонтов был предшественником Чернышевского.
А) Прямое доказательство;
Б) Косвенно-разделительное доказательство;
В) Прямое доказательство;
Г) Косвенное апагогическое доказательство;
Д) Прямое доказательство.
3. Когда Галилей, вооруженный своей прозорливой дипломатической мудростью, осторожно и тонко воевал за «еретические» идеи Коперника, и доказывал, что Земля обращается вокруг Солнца, а не наоборот, он услышал в числе множества возражений, и такое
- Если бы Земля двигалась, то птицы, летающие в воздухе, не могли бы поспевать за мчавшимися вместе с Землей башнями и деревьями! Так-то, дерзкий сеньор!
- Галилео посоветовал спорщикам отправиться в трюм какого-либо корабля, запасясь мухами, бабочками, аквариумом с рыбками, а также кусочком ладана и кувшинами с водой. Пока корабль неподвижен, спорщикам предлагалось поэкспериментировать - попрыгать, показать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз, дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх.
Далее Галилео заявил:
- Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым отвесно же подниматься.
Галилео заявил:
- Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно.
Какой способ аргументации выбрал Галилей и нарушил ли он при этом логические нормы?
Галилей использовал косвенно-разделительное доказательство, поскольку в ходе своей аргументации он использует приёмы исключения явлений, способных установить движение или неподвижность. При этом он отдает предпочтение методам научной индукции и аналогии. Однако, в ходе своего доказательства, Галилей, на мой взгляд, допустил одну ошибку. Учитывая то, что речь шла о том, что «Земля движется вокруг солнца», что можно принять за тезис, Галилей принялся доказывать не конкретно этот факт, а то, что никаким механическим опытом невозможно обнаружить собственное прямолинейное и равномерное движение. И в данном случае, можно посчитать, что проявляется отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.
4. Определите, к какому типу правил аргументации (к правилам тезиса, аргументов или демонстрации) относятся следующие
А) В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина.
Б) Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.
В) Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис.
Г) В доказательстве не должно быть «круга».
Д) Разделительная посылка разделительно-категорического силлогизма должна быть строгой дизъюнкцией.
Е) Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности.
Ж) Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным.
А) Правила демонстрации;
Б) Правила тезиса;
В) Правила аргументации;
Г) Правила аргументации;
Д) Правила демонстрации;
Е) Правила аргументации;
Ж) Правила тезиса.
5. Укажите, к каким элементам аргументации (тезису, аргументам или демонстрации) относятся следующие ошибки
А) Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.
Б) «Круг» в определении.
В) «Круг» в доказательстве.
Г) Отсутствие строгой дизъюнкции в разделительной посылке разделительно-категорического силлогизма.
Д) Отход от обсуждаемого положения, его «потеря» или подмена.
Е) Попытка получения вывода из двух частных или двух отрицательных категорических суждений.
Ж) Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом.
З) Непоследовательность.
И) Обращение к авторитету.
А) Демонстрация;
Б) Аргументация;
В) Аргументация;
Г) Демонстрация;
Д) Тезис;
Е) Демонстрация;
Ж) Аргументация;
З) Демонстрация;
И) Аргументация.
6. Из названий позволительных уловок в споре удалили гласные, а согласные сохранили. Назовите эти уловки
а) |
Т Т Г В Н В З Р Ж Н. |
б) |
Д В Д В Р З Б Р С. |
в) |
С Л В Н П Р Н Т Д В Д. |
г) |
Б Ъ В Л Н Д В Д П Р З В Л Н М. |
д) |
П Д С Т В Л Н П Р Т В Р Ч В М С Л. |
А) Оттягивание возражения;
Б) Доводы вразброс;
В) Условное принятие довода;
Г) Объявление довода произвольным;
Д) Подставление противоречивой мысли.
Список используемых источников
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. М.: Инфра-М, Форум, 2009 г.;
2. Головкина Л.М. Логика. Курс лекций. Рязань, 2006 г.;
3. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М.: Юнит –Дана, 2009 г.;
4. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. М.: Щит-М, 2010 г.;
5. Кириллов В.И.Старченко А.А. Логика: Учебник.- 6е издание перероаб. И дополненное. - М.: Проспект, 2011.