Гносеология
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1. Напишите, что означают данные термины
Задание 2. Выберите правильный ответ
Задание 3. Ответьте на вопросы
Задание 5. Составьте таблицу «Стадии познания в философии Аристотеля»
Задание 6. Составьте краткий рассказ о философском творчестве В. И. Ленина по предложенному плану
Задание 1. Напишите, что означают данные термины
1. Интуиция – метод решения задач посредством единомоментного подсознательного вывода, основанный на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.[1]
2. Относительная истина – неполное, незавершенное знание о действительности.[2]
3. Абсолютная истина – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.[3]
4. Конвенциональная теория истины – это концепция, по которой истина, которая устанавливается в результате соглашения между заинтересованными лицами.[4]
5. Когерентная теория истины – концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы.[5]
Задание 2. Выберите правильный ответ
1. Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления,
но не сущности вещей, называют агностиками.[6]
2. По мнению сторонников сенсуализма, все, что недоступно чувствам,
недоступно и для ума.
3. Опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе
восприятия, называется представлением
4. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание сциентизм.
5. По мнению сторонников антисциентизма, научно-технический прогресс
способствует росту этического нигилизма.
6. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики – софистика.[7]
7. Знание, которое не может быть изменено - абсолютная истина.[8]
8. Неполное, приближенное знание - относительная истина.[9]
9. Для Сократа характерно утверждение: «Истины не существует, все относительно.»
10.«Истина есть соответствие знаний действительности.» – точка зрения,
характерная для Аристотеля.
Задание 3. Ответьте на вопросы
1. Что такое знание и познание? Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях. Под познанием в науке, таким образом, понимается мыслительный процесс освоения человеком тех или иных знаний.[10] Он может осуществляться в рамках прохождения им обучения в специальных учреждениях или самостоятельных действий, направленных на овладение знаниями.
2. Что является критерием истины для сторонников диалектического
материализма? Практика
3. Что является критерием истины для философов-рационалистов? Разум
4. Что является критерием истины для философов-эмпириков? Опыт
5. Чем заблуждение отличается от лжи? Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.
6. Что такое вера с точки зрения теории познания? Субъективная уверенность, убежденность в чем-либо.
7. Перечислите формы чувственного и рационального познания. Формы чувственного познания:
· ощущение — отражение реальных свойств и признаков предметов и процессов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека;
· восприятие — чувственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств;
· представление — обобщенный образ объекта познания, воспроизведенный в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств.[11]
Формы рационального (логического) познания: понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта познания; суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания; умозаключение (вывод) — мысль, оформившаяся на базе нескольких суждений и логически выводящая из них новое суждение.[12]
Задание 4. В средневековой Европе считалось, что: «Философия – служанка богословия». Объясните смысл этого утверждения
В средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным началом является Бог. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.
Задание 5. Составьте таблицу «Стадии познания в философии Аристотеля»
№ |
Стадии познания |
Предмет познания |
1 |
Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств |
Конкретные единичные вещи
|
2 |
Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете |
Множество конкретных единичных вещей |
3 |
Искусство (техне) знание сущности множества вещей
|
То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы |
4 |
Философии (науки) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика |
Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего |
Задание 6. Составьте краткий рассказ о философском творчестве В. И. Ленина по предложенному плану
1. Годы жизни, Родина.
2. Перечень основных трудов.
3. Перечень основных философских идей.
4. Значение творчества, судьба учения.
1. Владимир Ильич Ленин (1870 — 1924) — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом. В. И. Ленин (Ульянов) родился (10) 22 апреля 1870 года в Симбирске (ныне Ульяновск). Кроме Володи, в семье было еще пятеро детей. Учился в Симбирской гимназии.
2. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить:
· “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”,
· “Материализм и эмпириокритицизм”,
· “Философские тетради”,
· “Государство и революция”,
· “Очередные задачи Советской власти”,
· “Великий почин”.
Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.
3. В области диалектического материализма его философской идеей было развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.
Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.
Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.
Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.
Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX — начале XX вв.
Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.
Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства — Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.
Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу.
Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частно-экономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат — неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.
Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.
Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.
Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем — социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.
4. В результате победы Октябрьской революции 1917 г. в России и безусловного лидерства Ленина среди пришедших к власти большевиков ленинский вариант неомарксизма стал господствующим философским учением в России вплоть до 1991 г. И в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события. Анализ развития В. И. Лениным марксистской философии, ее коренных принципов и идей, с неоспоримостью свидетельствует, что сегодня, в современных условиях диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом, может служить делу познания мира и коммунистического преобразования общества лишь в той развитой и обогащенной форме, которая придана ему ленинскими трудами. Ленин писал, что марксизм и марксистская философия созданы не в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации, а на ее путях, в результате развития ее самых ценных результатов.
Список литературы
1. Зинченко В. В. Коммуникативная аксиология человека как гносеология общественной практики // Креативная экономика и социальные инновации. 2013. №2. С. 6-17
2. Казина Т. В. Гносеология доказывания в производстве по делам административных правонарушений: сравнительный и логический аспекты // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2013. №1. С. 24-32
3. Мироненко Я. П. Греческая античная эстетика и гносеология фольклора // Культурная жизнь юга России. 2014. №1. С. 10-14
4. Миронов В., Иванов А. Философия, гносеология и аксиология. Учебник. - Инфра-М, 2016. 336 с.
5. Никольская А. В. Онтология и гносеология психологии // Социология. 2013. №1. С. 157-174
6. Толкачёв Д.О. Гносеология конкурентоспособности предприятия // Экономика и право. 2012. №2. С. 34-37
[1] Миронов В., Иванов А. Философия, гносеология и аксиология. Учебник. - Инфра-М, 2016
[2] Толкачёв Д.О. Гносеология конкурентоспособности предприятия // Экономика и право. 2012. №2. С. 34-37
[3] Зинченко В. В. Коммуникативная аксиология человека как гносеология общественной практики // Креативная экономика и социальные инновации. 2013. №2. С. 6-17
[4] Казина Т. В. Гносеология доказывания в производстве по делам административных правонарушений: сравнительный и логический аспекты // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2013. №1. С. 24-32
[5] Никольская А. В. Онтология и гносеология психологии // Социология. 2013. №1. С. 157-174
[6] Мироненко Я. П. Греческая античная эстетика и гносеология фольклора // Культурная жизнь юга России. 2014. №1. С. 10-14
[7] Мироненко Я. П. Греческая античная эстетика и гносеология фольклора // Культурная жизнь юга России. 2014. №1. С. 10-14
[8] Зинченко В. В. Коммуникативная аксиология человека как гносеология общественной практики // Креативная экономика и социальные инновации. 2013. №2. С. 6-17
[9] Толкачёв Д.О. Гносеология конкурентоспособности предприятия // Экономика и право. 2012. №2. С. 34-37
[10] Миронов В., Иванов А. Философия, гносеология и аксиология. Учебник. - Инфра-М, 2016
[11] Миронов В., Иванов А. Философия, гносеология и аксиология. Учебник. - Инфра-М, 2016
[12] Мироненко Я. П. Греческая античная эстетика и гносеология фольклора // Культурная жизнь юга России. 2014. №1. С. 10-14