Виды конфликтов. Управление конфликтами
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
· междиндивидуальные конфликты
· межгрупповые конфликты и их типы – группы интересов, группы этнонационального характера группы, объединенные общностью положения;
· конфликты между ассоциациями
· внутри и межинституциональные конфликты
· конфликты между государственными образованиями
· конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов:
· По источникам возникновения.
· По социальным последствиям.
· По масштабности.
· По формам борьбы (мирные и немирные).
· По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
· По отношению субъектов к конфликту.
· По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр. Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
· внутренние (личностные конфликты);
· внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты. К. Левин относит мотивационные конфликты в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов. Ролевые конфликты: внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом. Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов:
1) конфликт ролей,
2) конфликт, вызванный фрустрацией,
3) конфликт целей.
Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере. Виды конфликтов по характеру:
· объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
· субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям: конструктивные, предполагающие рациональные преобразования; деструктивные, разрушающие организацию.
Чтобы эффективно управлять конфликтами, менеджеру необходимо: определить вид конфликта, его причины, его особенности, а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения. Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:
· если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
· если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип.
Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием. Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.
Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:
· с нарушением ролевых ожиданий
· с неадекватностью внутренней установки статусу личности
· с нарушением групповых норм
Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления. На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.