Психологический анализ деятельности учителя и ученика
Рассмотрим каждый из компонентов структуры урока. Первый этап урока – организационный. Внешняя сторона этой части достаточно проста: учитель входит в класс после звонка. Ученики встают на своем рабочем месте. Учитель здоровается и предлагает ученикам сесть. Но зададимся вопросом: какова цель данной части урока?
Цель учителя – подготовить ученика к учебной деятельности на уроке. Цель ученика – подготовиться к учебной деятельности. Внешние условия:
• не все ученики встали, часть продолжают разговаривать, они еще психологически отсутствуют на уроке;
• у ряда учеников на партах (столах) находятся предметы, не связанные с учебной деятельностью на данном уроке;
• ученики не успокоились после предыдущего занятия по физической культуре;
• учеников задержал на перемену учитель, ведущий предыдущий урок;
• ряд учеников отсутствует на уроке;
• ученики возбуждены по неизвестной учителю причине;
• в классе беспорядок, доска исписана, нет мела, не принесены карты, на столах отсутствуют тетради, учебники и другие материалы, необходимые для урока.
Внутренние условия – учитель обязан моментально оценить всю ситуацию (распределенное внимание) и принять решение о своих действия в зависимости от внешней ситуации. Следовательно, он должен:
• обладать способностью принимать решения в условиях дефицита времени;
• помнить, с каким классом он имеет дело в настоящий момент (долговременная память);
• сохранять спокойствие (эмоциональная устойчивость), располагать набором воздействий на класс и отдельных учеников (навыки организаторской деятельности);
• быстро реагировать на нештатную ситуацию (быстрота реакции);
• уметь входить в положение учеников (быть терпеливым, уважать учеников);
• знать, на кого можно опереться в поддержании дисциплины (индивидуальный подход, долговременная память);
• обладать чувством юмора, уметь перевести нештатную ситуацию в шутку, одновременно строго соблюдать педагогические требования (настойчивость).
Второй этап урока – опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель учителя – определить, на сколько ученики усвоили материал предыдущего урока, как этот материал усвоили отдельные ученики, стимулировать учебную активность учеников, выяснить трудные места и вернуться к их объяснению (опрос должен быть обучающим), установить понимание текущего материала в контексте всего изучаемого содержания учебного материала, выяснить, как ученики понимают прикладное значение изученного, имеет ли изучаемый материал личностный смысл, подготовить к восприятию нового материала. Цель ученика – проверить себя, усвоил ли он материал предыдущего урока и получить ответ на вопросы, которые у него возникли в процессе выполнения домашнего задания. Внешние условия:
• не все ученики подготовились к уроку, не все поняли предыдущий материал;
• крайний случай – никто из учеников не в состоянии дать удовлетворительный ответ, ученики затрудняются привести примеры, не видят связи с предыдущим материалом, не видят личностного смысла учения, ученики стараются, но их ответы носят характер механического заучивания;
• ученики заинтересованы изучаемым материалом, просят дать дополнительный материал;
• в классе наблюдается конкуренция за похвалу учителя, положительные оценивания;
• ученики подсмеиваются над неправильными ответами одноклассников;
• отсутствует взаимовыручка, не чувствуется коллектива, духа сопереживания.
Внутренние условия – учитель должен: видеть многоплановость данной части урока (быть компетентным в проведении опроса); знать индивидуальные особенности учеников; помнить, кто из учеников и как владеет материалом его предмета (знать «сильных» и «слабых» учеников); дифференцированно подходить к оценке ответов с учетом индивидуальных особенностей (быть компетентным в оценивании); уметь мобилизовать активность всех учащихся (не допускать ситуации, когда один отвечает, а все остальные занимаются своим делом или скучают), этому способствует качественно распределенное внимание; на основе выборочного опроса и наблюдения уметь составить представления о том, как материал усвоен всем классом; суметь в процессе опроса дополнительными комментариями пробудить интерес к изучаемому материалу, показать его личностный смысл (мотивация учебной деятельности); в случае обнаружения, что часть учащихся не усвоили материала, принять решение о дальнейшем ходе урока, изменить намеченную ранее программу деятельности (крайний случай – отказаться от изучения нового материала, посвятив все время материалу предыдущего урока); в случае проявленного учениками интереса к изучаемому материалу, дать совет, к какой литературе следует обратиться; обеспечить объективное и доброжелательное оценивание; обладать умением вызвать сопереживание учеников за успехи отдельного, конкретного ученика; опрос индивидуальный проводить так, чтобы он носил черты коллективной деятельности (а не провоцировал на подсказки).
Следующим этапом урока является изучение нового материала. Цель учителя – поставить ученикам цель, связанную с освоением нового материала; перевести эту цель в учебную задачу, добиться изменения и понимания цели и задачи учениками; организовать учебную деятельность учеников в соответствии с поставленной целью и задачами; добиться понимания нового материала в контексте целого восприятия учебного предмета, показать практическую значимость этого материала; продолжить работу по развитию способностей ученика и формированию социально значимых качеств. Цель ученика – освоить новый материал через решение задач, поставленных учителем. Внешние условия:
• не все ученики готовы к восприятию нового материала;
• имеется определенный дефицит времени;
• ученики не видят личностного смысла в изучаемом материале;
• у учеников может быть другая точка зрения (в первую очередь по гуманитарным дисциплинам), отличная от точки зрения учителя;
• для понимания материала желательно выстроить содержательный визуальный ряд;
• наблюдаемые в жизни факты противоречат тому, что должен утверждать учитель (сеять разумное, доброе, вечное).
Внутренние условия – учитель должен: владеть материалом, располагать различными методами его изложения, быть компетентным в постановке учебной цели; иметь ответ на вопросы учеников, в первую очередь на другие версии понимания значения изучаемого (неидеологизированное мышление); иметь нравственную позицию, позволяющую ответить на реплику: «Вы нас учите, а в жизни все не так»; иметь широкую общекультурную подготовку; уметь по ходу объяснения выяснять, все ли понимают ученики; опираться на сильные стороны учеников (индивидуальный подход); владеть современными информационно коммуникативными технологиями, знать словарный запас учеников, используя новые понятия, давать им разъяснение, общаться с учащимися на понятном для них языке, постоянно помнить о целях развития способностей и формирования личностных качеств; подводить учащихся к самостоятельной постановке учебных целей и осознанности всей учебной деятельности (развивать качества рефлексивности), обеспечивать понимание задачи, результата и способа деятельности, уметь анализировать неправильные ответы; помнить, что основная часть знаний получается в процессе решения или для решения практической задачи; уважать ученика, его точку зрения.
Следующим этапом урока является закрепление учебного материала. Цель учителя – убедиться в том, что ученики поняли учебный материал и усвоили путь, который они прошли для этого; добиться того, чтобы ученики осознали степень понимания учебного материала, способствовать его закреплению (то, что понято, должно быть заучено), дать рекомендации по самостоятельной работе с новым учебным материалом. Цель ученика – убедиться, что он понял учебный материал; если не понял, то что, какие моменты; поставить вопросы учителю на свое понимание нового материала (его непонимание). Внешние условия – возможны две ситуации:
• все ученики поняли новый материал;
• часть учеников не поняли новый материал.
Внутренние условия – учитель должен: еще на этапе объяснения констатировать разную степень усвоения учебного материала (рефлексия), опираясь на «сильных» учеников (знание класса), и попробовать вернуться к наиболее трудным моментам (опыт преподавания предмета), проверив усвоение на «слабых» (организует коллективную деятельность). Возвращаясь к отдельным моментам, попытаться выяснить причину непонимания, найти аналогии, примеры из старого материала, включить новый материал в контекст жизненного опыта учащихся (общекультурная компетенция); проанализировать неправильные ответы (предметная компетенция), что является важнейшим моментом достижения понимания; добиваясь понимания учебного материала, иметь в виду, что в ряде случаев в науке (литературе, истории и др.) нет единой точки зрения (толерантность, неидеологизированное мышление учителя).
Точки зрения могут быть разные, но любая из них должна требовать доказательств (формирование научного мышления).
Заключительный этап урока – задание на дом. Цель учителя – сформировать у ученика программу самостоятельной работы дома по освоению нового материала урока; задать критерии самопроверки, которые будут свидетельствовать, что ученик освоил материал. Цель ученика – на основе понимания достигнутого на уроке освоить новый материал в соответствии с заданием учителя, критериями самопроверки. Внешние условия:
• разная степень усвоения нового материала в классе;
• разная мотивация на его доработку дома; различные домашние условия для самостоятельной учебной деятельности.
Внутренние условия – учитель должен: правильно понимать данный этап урока; знать индивидуальные особенности учеников.
Хрестоматийным является разделение учащихся по мнемическим способностям – быстроте и прочности запоминания. Учащийся, который быстро запоминает, может уйти с урока с убеждением, что он все знает и не уделит должного внимания домашней работе. Но у него высокая быстрота запоминания сочетается с быстрым забыванием.
В результате на следующем уроке при опросе он окажется в сложном положении. Учащийся, который медленно запоминает, но при необходимой работе запоминает прочно, оказывается в другой ситуации: на уроке при повторении пройденного материала он не может активно участвовать в работе, ему надо еще поработать над запоминанием дома. У учителя может сложиться впечатление, что он плохо работает на уроке, что ведет к неадекватной оценке. Но если этот ученик правильно работает над домашним заданием, то у него формируются прочные знания. Это только одна из иллюстраций индивидуальных особенностей, которые обязан учитывать учитель, давая задание на дом. Реально же можно утверждать, что учитель должен индивидуализировать самостоятельную работу, задавая разные программы самостоятельной деятельности. Не менее важно учитывать и условия домашней работы. Но здесь учитель должен работать не столько с учеником, сколько с его родителями. Проведенный анализ педагогической деятельности позволяет установить профессионально важные качества учителя, включающие способности, навыки, знания, личностные качества. Способности лежат в основе знаний и навыков, так как благодаря им формируются профессиональные навыки и осваиваются знания. Эти способности будут рассматриваться как профессиональные.
Анализ совместной деятельности учителя и ученика показывает всю ее сложность, позволяет с новых позиций посмотреть на цели, которые должен реализовывать педагог в своей деятельности, и ученик, получая образование. Закончить этот раздел мне хотелось бы словами Плутарха, который писал, что у нас (греков) для каждой добродетели есть свой бог и только «никого из богов или демонов не касается забота о воспитании и образовании сменяющих друг друга урожаев детей и юношей, что нет бога, который имел бы попечение довести растущего человека до добродетели и не позволил бы ему уклониться или отойти от добрых задатков в его природе вследствие дурного окружения и отсутствия руководителя». Эту миссию должен выполнить педагог. И оценивая всю сложность его деятельности, можно сказать: «Трудно быть богом».
Мы рассмотрели педагогическую деятельность прежде всего с позиции целеполагания. Именно принятие цели превращает и учителя, и ученика в субъектов образовательного процесса. Вопрос о целеполагании является главным вопросом в концепции субъект-субъектных отношений в образовании. Компетентность в целеполагании – одна из главных детерминант успешности педагогической деятельности и формирование этой компетентности должно стать одной из основных задач педагогического образования.