Защита половой неприкосновенности несовершеннолетних от насильственных преступных посягательств
Преступления против половой неприкосновенности — это глубоко безнравственные и общественно опасные преступления, наносящие неизгладимый физический и моральный вред жертвам, снижающие авторитет власти в глазах общества, но нельзя забывать, что многие другие виды преступлений, совершаемые в отношении несовершеннолетних, не менее опасны и также имеют негативные последствия.
Действующий Уголовный кодекс, содержит ряд норм, направленных на защиту несовершеннолетних от нравственного растления, сексуального совращения и эксплуатации. Речь идет о статье 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»; ст. 135 «Развратные действия»; а также ст. 131 «Изнасилование» и ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера», в которых совершение деяния в отношении несовершеннолетнего рассматривается в качестве квалифицирующего признака.
Новым, не известным ранее отечественному законодательству составом, стало преступление, предусмотренное ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».
Между тем, несмотря на существование такого изобилия правовых норм в данной области, вопрос сексуального насилия над детьми (педофилии) в России с каждым годом беспокоит все больше, так как количество подобных преступлений растет с обвальной быстротой. Так, лишь по официальным данным за последние четыре года количество зарегистрированных случаев педофилии увеличилось в 25 раз, а за последние семь лет — в 30 раз. Около 47 российских детей ежедневно становятся жертвами преступлений сексуального характера.
Причиной такого положения послужило установление чересчур мягких санкций статей. Российское уголовное законодательство в области защиты несовершеннолетних жертв сексуальных преступлений, посягающих на их половую неприкосновенность и нравственность – одно из наиболее либеральных в мире. Поэтому Комитет ООН по правам человека рекомендовал нашему государству усилить меры по предупреждению и пресечению сексуальной эксплуатации и совращения детей.
Чем меньше возраст несовершеннолетнего потерпевшего, тем строже наказание к лицу, совершившему в отношении него преступления.
За совершение вышеназванных преступлений, оговоренных ст. 134 135 УК РФ в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет, в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста — лишение свободы от трех до семи лет, в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста — лишение свободы от семи до пятнадцати лет.
При этом за совершение данных преступлений в качестве дополнительного вида наказания применяется лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет. За развратные действия без применения насилия в отношении подростков младше 16 лет повышается штраф со ста тысяч до трехсот тысяч рублей.[1]
Кроме этого, есть еще одно достаточно серьезное изменение, касаемо условно-досрочного освобождения лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Теперь, осужденные за такие преступления лица, должны будут отбыть не менее четырех пятых срока (вместо трех четвертых) назначенного им наказания, прежде чем у них возникнет право на условно-досрочное освобождение или на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.[2] Вместе с этим, законом вводится запрет на применении условного осуждения и на отсрочку отбывания, а также для тех, кто совершает такое преступление повторно, предусматривается пожизненное заключение.
Несомненно, подобное усиление ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении детей вполне оправдано. Однако подавляющее большинство лиц, осужденных за сексуальные преступления в отношении детей, свои психологические установки при отбытии наказания не изменяют и, освободившись из мест лишения свободы, совершают аналогичные, а порой и еще более мерзкие преступления.[3]
Преступления, связанные с педофилией дают порядка 97% рецидива (сравнить, к примеру, с убийствами, где рецидива 3–4%). В связи с этим условно-досрочное освобождение данных лиц, приведет лишь к снижению уровня безопасности общества в целом и защищенности детей в том числе. Поэтому, вероятно, наиболее эффективной гарантией защиты детей от различного рода преступлений, в том числе и рассматриваемых, опираясь на опыт многих стран, было бы закрепление на законодательном уровне невозможности условно-досрочного освобождения виновных в них лиц.
Важной мерой, направленной на защиту общества от педофилии, является введение в качестве наказания принудительного лечения, которое может быть связано как с исправлением психики, так и со снижением либидо виновного. В этой связи вполне оправдано применение особого порядка применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В частности, такой комплекс мер может включать в себя возможность применения по решению суда в отношении лиц, страдающих (согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы) расстройствами сексуального предпочтения (педофилией) профилактических медикаментозных средств, в том числе и так называемой химической кастрации.
Совершенно очевидно, что введение химической кастрации в нашей стране станет эффективной и действенной мерой, способной реально защитить детей от маньяков. И несмотря на то, что данная процедура и не гарантирует полного отсутствия рецидивов (ее эффект равен 98%), она все же способна минимизировать их вероятность. Поэтому, эта пусть и очень жесткая мера, несмотря на ее затратность, несомненно, должна действовать. Ведь это преступление со стороны законодателя — экономить на безопасности российских детей.[4]
С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в ст. 45 УПК РФ, согласно которым по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом.[5] В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Введенная норма являет собой безусловный вклад в систему мер по защите прав несовершеннолетних потерпевших, но вместе с тем вызывает интерес к сущности подхода, использованного законодателем при ее разработке, который, по сути, отграничивает преступления против половой неприкосновенности, выделяя его из числа других видов не менее тяжких преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних детей.
Если несовершеннолетний потерпевший, не достигший возраста шестнадцати лет, например, стал жертвой покушения на убийство и его нет в числе тех категорий лиц, которым ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» она предоставляется, а также нет средств на оплату услуг адвоката, в котором он действительно нуждается, то его право на защиту представляется дискриминированным относительно ч. 2.1. ст. 45 УП К РФ, и это, конечно, не вписывается в идеи и замыслы, отраженные в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы в Российской Федерации, согласно которой должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.[6]
Кроме идеи о включении в УПК РФ нормы, выделяющей конкретный вид преступлений, привлекает внимание условие о признании лица потерпевшим незамедлительно именно применительно к преступлениям против половой неприкосновенности, совершенным в отношении несовершеннолетних.
Согласно ст. 42 УПК РФ, потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.[7] При этом решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.
Характер и условие незамедлительности при принятии решения о признании лица потерпевшим применительно к несовершеннолетним не может применяться формально, без полной и обстоятельной проверки до возбуждения уголовного дела, тем более, если речь идет о совершении преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
В связи с тем что решение о возбуждении уголовного дела по такой категории дел принимается по результатам проводимой проверки, в рамках которой иными сведениями подкрепляются объяснения несовершеннолетней жертвы, собираются доказательства, исключающие оговор, который может иметь место с учетом его возрастных особенностей; собираются сведения о самом пострадавшем, его взаимоотношениях; фиксируются следы преступления; решаются вопросы квалификации, при этом используются специальные знания и методики выявления и раскрытия данного вида преступлений как одного из самых латентных.
Рассматривая конструкцию исследуемой нормы, также возникает вопрос о статусе несовершеннолетнего потерпевшего.
Исходя из смысла нормы, обеспечение участия представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, нельзя в полной мере назвать правом последнего, поскольку оно скорее является правом законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, который может ходатайствовать об участии адвоката в качестве представителя. При этом ходатайство законного представителя будет иметь смысл и правовые последствия в том случае, если его заявитель участвует в деле на основании вынесенного следователем постановления о признании в качестве законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего. Кроме того, такое ходатайство должно иметь под собой реальные обстоятельства, доводы, позволяющие сделать вывод о действительной необходимости в квалифицированной юридической помощи несовершеннолетнему потерпевшему, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, который также вправе заявить ходатайство в рамках п. 5 ч. 2 ст. 42 УК РФ. Это обстоятельство также является первичным применительно к началу процесса обеспечения участия представителя следователем, дознавателем, судом, вынесению постановления о привлечении в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего конкретного адвоката.
Оценку таким обстоятельствам должен сделать следователь в каждом конкретном случае, исходя из возраста, психологического состояния несовершеннолетнего потерпевшего, обстоятельств дела, конкретной стадии расследования и т. д.
Например, несовершеннолетний потерпевший в возрасте 14 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, может высказывать категорическое несогласие относительно участия представителя из-за нежелания еще раз вовлекать в процесс обсуждения обстоятельств совершенного в отношении него преступления еще одного постороннего взрослого человека или по другим причинам, иначе как законный представитель заявит ходатайство о потребности в дополнительной защите несовершеннолетнего.
Напротив, несовершеннолетнему потерпевшему, заявившему ходатайство об обеспечении участия представителя, может быть отказано в его удовлетворении, лишь исходя из того, что законный представитель такого ходатайства не заявил, то есть буквально, по формальным обстоятельствам, исходя из смысла предложенной законодателем нормы.
Вероятно, практика применения положений исследуемой нормы должна исходить из соотношения процессуальных интересов и личной безопасности несовершеннолетнего потерпевшего, а также из здравого смысла.
В настоящее время институт защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном процессе требует разработки единого концептуального подхода к регулированию данного вида правоотношений с детальной регламентацией его правового положения как участника уголовного судопроизводства.
Список литературы
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)
2. Федеральный закон от 29.02.2012 N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних"
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
4. Калюжная Л.Е. Ювенальная юстиция и защита прав несовершеннолетних в России: конституционно-правовые аспекты: Монография / под ред. д.ю.н., проф. С.А. Глотова. — М.: АКПиППРО, 2011. С. 119
5. Кудашкина Е.С. Проблемы становления института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. № 5. С. 31–34
6. Новикова Н.П. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации понятие и основные элементы // Российская правовая система вопросы теории и практики: межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Наука, 2014. С. 123–127.
[1] Калюжная Л.Е. Ювенальная юстиция и защита прав несовершеннолетних в России: конституционно-правовые аспекты: Монография / под ред. д.ю.н., проф. С.А. Глотова. — М.: АКПиППРО, 2011. С. 119
[2] Федеральный закон от 29.02.2012 N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних"
[3] Кудашкина Е.С. Проблемы становления института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. № 5. С. 31–34
[4] Новикова Н.П. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации понятие и основные элементы // Российская правовая система вопросы теории и практики: межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Наука, 2014. С. 123–127.
[5] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)
[6] Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
[7] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)