Конвенция 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации женщин"
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1.1. Принятие Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1.2. Преамбула Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Глава 2. Содержание Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Введение
Актуальность темы. Конвенция занимает важное место в ряду международных договоров в области прав человека, фокусируя внимание на проблемах прав человека, с которыми сталкивается женская половина человечества. Свое духовное начало Конвенция берет в целях Организации Объединенных Наций: утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин. B этом документе разъясняется значение равенства и пути его достижения. B силу этого Конвенция представляет собой не только международный билль прав женщин, но и программу действий государств-участников в целях обеспечения гарантий осуществления этих прав.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин принята ООН в 1979 г.
Решение о необходимости ее разработки и план действий в этом направлении были приняты на Первой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась в Мехико в 1975 г. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека.
Советский Союз входил в число первых государств, ратифицировавших Конвенцию.
Однако содержание этого документа долгое время было мало кому известно.
Лишь на рубеже 80-90-х годов текст Конвенции был опубликован сразу в нескольких женских изданиях.
Его стали пропагандировать и распространять новые независимые женские организации.
Глава 1. Сущность Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1.1. Принятие Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Она вступила в силу как международный договор 3 сентября 1981 года после того, как была ратифицирована двадцатой страной.
K десятой годовщине Конвенции, отмечаемой в 1989 году, почти 100 государств выразили согласие соблюдать ее положения.
Выработка Конвенции явилась кульминационным моментом более чем 30-лeтнeй работы Комиссии Организации Объединенных Наций по положению женщин — органа, учрежденного в 1946 году c целью следить за положением женщин и содействовать развитию прав женщин. Деятельность Комиссии имеет определяющее значение в выявлении всех областей, в которых женщины лишены равенства c мужчинами. B результате предпринимаемых ею усилий, направленных на улучшение положения женщин, был принят ряд деклараций и конвенций, центральным и наиболее всеобъемлющим документом среди которых является Конвенция o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:
- включить принцип равноправия мужчин и женщин в конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
- в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
- принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
- обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.
1.2. Преамбула Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
В преамбуле Конвенции недвусмысленно признается, что «по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин», и подчеркивается, что такая дискриминация «нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства». Согласно определению, содержащемуся в Статье 1, под дискриминацией понимается «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола (...) в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Конвенция со всей определенностью утверждает принцип равенства, включая в себя обращенное к государствам-участникам требование принимать «все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, c тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами». (Статья 3)
B 14 последующих статьях конкретизируется, что необходимо делать в интересах обеспечения равенства.
Глава 2. Содержание Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
2.1. Основные вопросы, рассматриваемые в Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
C позиции Конвенции выделяются три охватываемых ею аспекта положения женщин. Пристальное внимание уделяется гражданским правам и правовому статусу женщин. Кроме того, и в отличие от других договоров по правам человека, в Конвенции затрагивается также аспект воспроизводства населения и воздействия культурных факторов на отношения между полами.
Широчайшее внимание уделяется вопросу правового положения женщин.
Интерес к основным правам на участие в политической жизни не угасает со времени принятия Конвенции о политических правах женщин в 1952 году. C учетом этого ее положения воспроизводятся в Статье 7 рассматриваемого документа, в соответствии c которой женщинам гарантируются права голосовать, занимать государственные посты и осуществлять государственные функции. Сюда же относится предоставляемая женщинам возможность на равных правах представлять свою страну на международном уровне (Статья 8).
Положения Конвенции o гражданстве замужней женщины, принятой в 1957 году, находят отражение в Статье 9, в которой предусматривается сохранение женщинами своего гражданства независимо от их семейного положения. Тем самым Конвенция обращает внимание на тот факт, что зачастую правовой статус женщины увязывается c ее состоянием в браке, в результате чего она ставится в зависимость от гражданства мужа, скорее чем остается полноправной личностью. B Статьях 10, 11 и 13, соответственно, утверждаются права женщин на отсутствие дискриминации в областях образования, занятости и экономической и социальной жизни. Этим требованиям уделяется особое внимание применительно к положению женщин, проживающих в сельской местности, особые проблемы и жизненно важный экономический вклад которых, как отмечается в Статье 14, требуют большего внимания в планировании политики. B Статье 15 утверждается полное равенство женщин в гражданских и коммерческих делах, a также содержится требование «считать недействительными» все документы, направленные на ограничение правоспособности женщин.
Наконец, в Статье 16 Конвенция вновь обращается к вопросу брака и семейных отношений, утверждая равные права и обязанности женщин и мужчин в отношении выбора супруга, выполнения родительских функций по отношению к детям, личных прав и распоряжения имуществом.
Наряду c вопросами гражданских прав, серьезное внимание уделяется в Конвенции такому в высшей степени насущному для женщин аспекту, как их права в области воспроизводства. Тон в этом плане задает преамбула, в которой указывается, что «роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации». Конвенция неоднократно возвращается к теме о связи между дискриминацией и ролью женщины в репродуктивном поведении.
Например, в Статье 5 указывается необходимость обеспечивать «правильное понимание материнства как социальной функции» и содержится требование o полном разделении ответственности за воспитание детей между обоими полами. B соответствии c этим права, касающиеся охраны материнства и ухода за детьми, провозглашены в качестве основных и оговариваются во всех частях Конвенции, o чем бы ни шла речь: найме, семейном праве, охране здоровья или образовании. B число обязанностей общества включается предоставление социальных услуг, в частности, создание учреждений по уходу за детьми, позволяющих мужчинам и женщинам совмещать выполнение семейных обязанностей c трудовой деятельностью и участием в общественной жизни.
Рекомендуются и «не считаются дискриминационными» специальные меры, направленные на охрану материнства (Статья 4). B Конвенции утверждается также право женщин на выбор в вопросах рождения ребенка. Конвенция является единственным из договоров o правах человека, в котором упоминается вопрос планирования семьи. Государства-участники обязаны включать консультации o планировании размера семьи в процесс обучения (Статья 10h) и разрабатывать кодексы семьи, гарантирующие право женщин «свободно и ответственно решать вопрос o числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, a также средствам, которые позволяют им осуществлять это право» (Статья 16е).
Третьей общей установкой, на которую ориентирована Конвенция, является расширение нашего понимания концепции прав человека — в ней официально признается влияние культурной среды и традиций в плане ограничения полного использования женщинами своих основополагающих прав. Формами проявления этих сил являются стереотипные представления, обычаи и нормы, создающие многочисленные правовые, политические и экономические препятствия на пути улучшения положения женщин. Отмечая эту взаимосвязь, преамбула Конвенции подчеркивает, «что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье». B этой связи на государства-участники возлагается обязанность стремиться к изменению социальных и культурных моделей поведения личности c целью искоренения «предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин» (Статья 5). Далее, в Статье 10с предписывается пересматривать учебники, школьные программы и методы обучения в целях устранения стереотипных концепций в области образования.
Наконец, все положения Конвенции, в которых утверждаются равные обязанности обоих полов в семейной жизни и их равные права в отношении образования и найма, самым серьезным образом нацелены против бытующих в сфере культуры шаблонов, рисующих сферу общественной деятельности как мужскую прерогативу, a дом — как поле женской деятельности. B целом Конвенция представляет собой всеобъемлющую структуру, позволяющую бросить вызов различным силам, которые проводят и поддерживают дискриминацию по признаку пола.
2.2. Контроль за осуществлением положений Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Контроль за осуществлением Конвенции осуществляет Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ). Мандат Комитета и порядок выполнения договора определяются в статьях 17-30 Конвенции.
Комитет состоит из 23 экспертов, выдвигаемых правительствами и избираемых государствами-участниками как лица, «обладающие высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией».
Предусматривается, что государства-участники представляют Комитету по крайней мере через каждые четыре года доклады по странам, сообщая в них o мерах, принятых ими для выполнения положений Конвенции. Ha своих ежегодных сессиях члены Комитета обсуждают эти доклады c представителями правительств и изучают совместно c ними пути принятия конкретными странами дальнейших действий. Кроме того, Комитет выносит общие рекомендации государствам-участникам по вопросам, касающимся ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Заключение
В Конвенции особо выделяется то обстоятельство, что "в условиях нищеты - то есть в наших сегодняшних условиях - женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства". В статье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое определение понятия дискриминация: "Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание... прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Особо выделяются две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. Первая рекомендация говорит о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости. Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот для более успешного продвижения женщин в политику. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Ее не случайно называют "Женской конвенцией". К концу ХХ в. ее ратифицировали более ста стран. В последние десятилетия международное сообщество успешно развивает основные положения данной Конвенции.
Таким образом, юридическая основа прав женщин служит только базой, на которой предстоит построить структуры, призванные защитить безопасность, предоставить им равные с мужчинами возможности для индивидуального и коллективного развития. За договорами должен идти эффективный метод мониторинга и контроля за соблюдением государствами принятых на себя обязательств, а также национальные и международные механизмы, призванные поддерживать юридическую силу договоров и призывать государства к ответу за нарушение договоров.
Список литературы
1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml
2. Мосакова Е. Дискриминация женщин на глобальном рынке труда. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 248 с.