Трансформация социальных институтов рынка, собственности и рынка рекламы в современной России
В постсоветский этап совершается реформирование системы экономики. Можно выделять узловые трансформации или направления модификаций института рынка, происходящие в нынешней РФ:
· Вследствие процесса приватизации вместо государственного и частного секторов экономики появляется система “рекомбинированной собственности”, заключающейся в множестве неоднородных форм, размывающих рубежи между традиционными секторами.
· За институциональными преобразованиями прячется и второй процесс, связанный с разделением властных структур: развертывается неистовая битва за ресурсы между хозяйственными комплексами.
· В то же время эволюционирует социальная структура общества. Замечается основательное освежение элиты за счет выходцев с предноменклатурных постов и перевода прежних кадров в новые сферы деятельности.
· Реорганизация отношений собственности зримо усилила роль традиционных экономических классов — представителей капитала и наемного труда. Значительное место в социальной структуре захватили группы крупных и средних бизнесменов, сложившиеся из 3 стержневых источников:
- директорского корпуса бывших государственных предприятий;
- квалифицированных специалистов;
- работников органов государственного управления и общественно-политических организаций.
· После введения сравнительно либерального хозяйственного законодательства случился взрывной рост в области малого бизнеса.
· Российские хозяйство и общество переживают период ускоренной мобильности. Речь идет о вертикальном перемещении социальных и профессиональных групп и о горизонтальной миграции трудовых ресурсов.
· Возникла безработица.
· Отмечается воскрешение внешнего рынка труда, связанное с ростом трудовой мобильности, затронувшей первым делом 2 больших категорий занятых: работников без особенной квалификации и работников высокой квалификации, не привязанной к конкретному производству.
· В то же время совершилась значительная эрозия внутренних рынков труда, свойственных советскому периоду. Трудовая конкуренция и угроза вероятной безработицы ломают каналы передачи профессионального опыта молодежи и необученным.
· Снятие запрещений и давление материальных обстоятельств определили увеличение вторичной занятости. Широкие слои населения втягиваются в круги самостоятельной занятости (законной и полулегальной).
· В итоге либерализации хозяйственной деятельности значительно смягчен прежний контроль за “неформальной экономикой”. Самое меньшее каждый третий в РФ приобретает добавочный доход от ЛПХ, сада или огорода.
Модификация прав собственности в российском обществе реализовывалась главным образом «революционным» способом. Потому сдвиги в структуре собственности проходили параллельно либо обгоняли процессы образования соответственных рыночных механизмов и институтов, законодательной и нормативной базы. Искусственное внедрение западных экономических институтов в российском обществе не содействовало их результативному функционированию. Процесс создания института частной собственности строился на заимствовании готовых моделей из иной институциональной среды, что не привело к искомому последствию. В советский этап в российском обществе продолжительное время вводилось мировоззрение отчужденности от собственности. Права на обладание и распоряжение народной собственностью были сконцентрированы в руках представителей органов власти. В сформировавшихся в РФ институциональных обстоятельствах, господствующим институтом собственности опять становится институт власти ― собственности.
Российский рынок рекламы стал одним из самых стремительно усиливающихся рынков мира. Наблюдаются 3 фактора, устанавливающих увеличение рынка:
- политическая стабилизация общества, приводящая к увеличению инвестиций, в том числе в виде рекламы (первое);
- повышение покупательной способности населения (второе);
- оживление конкурентной борьбы на потребительских рынках (третье).
Можно прибавить к настоящему энергичное продвижение брендов в регионы, появление свежих рекламодателей и усиливающуюся покупательную способность населения. И рекламный рынок будет расти.
Вывод. Наиболее распространенная позиция: переход к рынку в РФ не окончен. Точнее говорить о вырабатывании и модификации рынков как непрестанном процессе переустройства хозяйственных обстоятельств.
В России переход к рыночным отношениям возник не с образования конкурентной среды, образования результативных владельцев и выискивания инвестиций, а прямо с раздачи собственности и снятии с государственных структур ответственности за ее использование. Сохранение модели российской государственности в РФ привело к восстановлению института власти ― собственности. В итоге, отношения власти и собственности снова выстраиваются по модели гипертрофированной роли государства в экономике и низкого формирования институтов гражданского общества. Выработавшаяся в обществе обстановка не содействует результативной модернизации российской экономики. Рекламный рынок показывает увеличение у всех носителей. Если не будет экономических проблем, тенденция сохранится, но может случиться сдвиг по рекламным носителям. Это говорит и о сути рекламируемых товаров – будет предпочтительно реклама товаров массового спроса.