Трансформация институтов семьи, здравоохранения и религии в современной России
Модификация института семьи и брака достигает кульминации по всем параметрам развития функционирования базового социального института. В системе ценностей замечается совершенное доминирование индивидуализма. Ценности фамилизма отходят в ретроспективу и перестают быть конвенциональными нормами. Значительность и автономность личности обусловливают все ее предпочтения и социальные действия в институте семьи. Общественным мнением уже не порицается массовая добровольная бездетность. У семейных пар отсутствует сама потребность в детях.
Альтернативой семьи и брака делается отказ от супружества и добровольное одиночество. Круг интересов государства приносится в жертву интересам личности. Совершается деление всех видов семейного поведения. Половое поведение уже не связано с супружеским, репродуктивным и родительским поведением. Имеется абсолютная воля предпочтения между супружеством и безбрачием в области регулирования половых отношений. Средний возраст мужчин и женщин при фиксации супружества продолжает неуклонно повышаться.
Расторжение брака уже не воспринимается как социальное катастрофа и случается по немотивированному требованию одного из супругов как легитимное право отдельной личности. В системе семейных структур доминирует абсолютная функциональная нуклеаризация, с прекращением целой общесемейной деятельности.
Возникают новые типы семейных структур, – к примеру, осколочные семейные структуры.
Узловой тенденцией развития здравоохранения в теперешних обстоятельствах делается модификация его институциональных потенциалов посредством улучшения взаимодействия всех институтов общества в обеспечении здоровья людей. Это имеет значение для всей иерархии факторов социального воздействия:
· обстоятельств и образа жизни граждан РФ;
· состояния окружающей среды;
· генетических факторов;
· деятельности учреждений здравоохранения;
· установления целей социального развития общества и их осуществления с учетом факторов интернационального характера.
Кардинальные трансформации в системе российского здравоохранения, как и вырабатывание нового отношения к ней с точки зрения общественного здравоохранения, представляют закономерно определенную действительность нынешнего этапа развития российского государства и общества.
Религия в современном обществе продолжает оставаться совершенно функциональным социальным институтом и играет значительную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуро-транслирующую роль. В ходе модификации российского общества совершилась реконструкция культовых отношений в системе социализации. Церковь как социальный институт возвратила себе субъектный статус в социальной жизни, не притязая на модификацию светского характера российского государства.
Традиционные конфессии энергично участвуют в социокультурном, социально-политическом становлении российского общества. На религию ныне «работают» как глобальные тенденции, так и локальные трансформации воспроизводства социальной системы. Трендом последних годов делаются трансформации отношения церкви к социальным вопросам, и все большее распространение воздействия этого общественного института на информационное пространство. Церковь всё чаще высказывается относительно разных проблем общества и старается заручиться престижем у молодежи. Подобные явления по сущности неоднозначны и поднимается логичный вопрос – на сколько в XXI в. догматическое, религиозное знание быть может полезно и аргументировано, т. е. появляется вопрос о воздействии религиозных взглядов на социализацию. Открытым остается вопрос о радикальных религиозных направлениях разнообразного толка. Религия с одной стороны может выступать в качестве популяризатора нравственных ценностей, с другой стороны вызывать конфликтные ситуации относительно отличия взглядов как между конфессиями, так и внутри разных церковных направлений.
На развитие религии сейчас громадное воздействие оказывают историко-культурные особенности развития особо взятой державы. Следовательно, появляется надобность развития стараний церкви в плане благотворительности и содействию людям в кризисных обстоятельствах. Это сможет вывести церковь на более возвышенный уровень как социальный институт и будет согласованным дополнением догматическому учению всякой религии, и традиционной миссии. Люди не будут питать доверие Церкви, не уверуют, что она быть может их защитником и опорой, если будут воспринимать ее как часть политической системы.
Вывод. Можно с удивлением констатировать, что при активном развитии религий, причем всех видов, строительством новых храмов, мечетей, проповедей патриарха в СМИ и т. п., институт семьи медленно разрушается. Он уже не считается целью, стремлением молодых людей, причем частенько женщины становятся инициаторами и развода, и просто нежелания регистрировать брак. Нередок и отказ от деторождения по совершенно пустым причинам «нам рано». Свою долю отрицательного влияния внесла и система здравоохранения. Хотя в общем и целом она успешно двигается вперед, осваиваются новые техники лечения, препараты, оборудование… Но на низшем уровне, поликлиническом, профессиональная компетентность очень низка даже и в платных лечебницах. Всё это, конечно же, никак не продвигает наше общество к демографическому взлету и здоровому населению.