Возможности игровой деятельности в формировании позитивной самооценки ребенка
Возможности игровой деятельности в формировании позитивной самооценки ребенка
Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.
Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В. С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения.
Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:
1) сравнении ребенком своих достижений «вчера и сегодня» и выработке на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки,
2) предоставлении ребенку возможности осуществлять большое число равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и создании условий для объективации и сравнении этих оценок сегодня и в недавнем прошлом.
Умение ребенка фиксировать свои изменения и объективировать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей деятельностью («я – хозяин собственного поведения», Г. А. Цукерман) и связано напрямую с регулятивными действиями. Таким образом, знание о собственных возможностях и их ограничениях, способность ученика определить границу собственных возможностей, знания и незнания, умения и неумения является генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования. Важным условием ее развития является становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.
Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность. Было показано, что дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.
Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым. Уже в раннем детстве начинает развиваться самооценка. Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи.
Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается».
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, которая станет основой успешной коммуникации.
Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
В формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки большие возможности дает игра.
В игре можно не только формировать положительную самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.
Дети старшего дошкольного возраста, начинают осваивать сложные взаимодействия в сюжетно-ролевых играх, отражающие жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными.
В игровом пространстве может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В группе детского сада, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. И вот уже ребенок обращается к продавцу как покупатель-мама или покупатель-шофер, строитель и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль инспектора ГИБДД, ребенок командует водителями и подчиняется начальнику.
С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.
Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учится доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс.
В игре дети учатся правилам хорошего тона, в них взращивается культура общения. Именно в игре закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.
Игры учат заботиться о сверстнике, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением возводятся по маленькому кирпичику стены заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.
Деятельность ребенка в образовательном пространстве группы способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.
Известно, что дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, игнорируют замечания взрослых, стремятся не замечать неудач. В отношении же к сверстникам же, напротив, очень критичны, стремятся указать на недостатки, обсмеять товарищей за малейшие промахи. В подобных случаях довольно эффективно использовать детские игры с карточками-фиксаторами.
Например: ребенок с завышенной самооценкой и взрослый могут поочередно метать мяч в корзину. Попавший получает карточку (например, флажок). В конце игры подводится итог – подсчитываются карточки: у кого больше, тот и победил. Подобное наглядное использование карточек-фиксаторов поможет ребенку убедиться в результатах собственной деятельности, а не игнорировать их. В данной игре используется прием «самокритичный взрослый», который на своем примере показывает ребенку правильное отношение к неудачам и успехам, а также учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом.
Первоначально взрослый должен в половине случаев давать выигрывать ребенку. («Ты выиграл, а мне надо еще потренироваться»). В этом случае дошкольник видит, что плохой результат воспринимается как мотивация для дальнейших стараний, усилий для достижения успеха. Таким образом формируется самокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них.
Затем взрослый может выигрывать чаще, а ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свой проигрыш. Так у дошкольника и формируются такие черты характера, как целеустремленность и стремление к самосовершенствованию. Дети сами начинают выбирать себе новые цели и усложнять задачи. А такие черты присущи тем, у кого адекватная самооценка.
Безусловно, в коррекции нуждаются также дошкольники с заниженной самооценкой. Они страдают не меньше, и даже больше, чем дети с завышенным уровнем притязаний, отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, застенчивостью, робостью. Они часто замкнуты, у них обычно низкий социометрический статус. Они несамостоятельны и нерешительны.
Чтобы помочь такому ребенку, важно действовать осторожно, чтобы не травмировать его. За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Необходимо предоставлять ребенку возможность пережить то, чего он лишен в детском коллективе и – ситуацию успеха, победы. Взрослый может проигрывать, однако, говоря ребенку, что он выиграл (также в игре с карточками-фиксаторами, например), нужно отметить, почему ему это удалось. Это поможет малышу причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что приложил усилия, хорошо прицелился, удачно выбрал позицию и т.п.
Обычно у детей с заниженной самооценкой низкий социостатус, их не принимают в игры другие дети. Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлечь к положительной оценке других детей. Например: «Посмотрите, как здорово получилось у Пети! Правда, молодец?»
Для повышения статусного положения ребенка с низким уровнем притязаний важно постоянно включать его в игровую деятельность, почаще давать ему поручения, постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.
Таким образом, у дошкольника начнет формироваться уверенность в себе, своих способностях, он станет более решительным, смелым, общительным. Дети в группе будут приглашать вместе играть. А это безусловно поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более инициативным и активным. Но нужно помнить, что очень важен гармоничный, согласованный подход в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы одна из сторон – детский сад или семья стремились помочь ребенку повысить самооценку, а другая сторона сводила усилия к нулю. Об этом нужно помнить и согласованно соблюдать те правила воспитания, которые помогут ребенку полноценно и гармонично развиваться психически.
Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
Итак, игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими.
Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.