Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
1. Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни. Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни. Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности (А.Г.Харчев)
|
2. Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах. Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей. Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения. Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей. |
||||||||||||||||||||
3. На всех этапах развития общества семья выполняла следующие основные функции: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную. Применительно к современной семье единая типология функций еще не выработана. Разные социологи в качестве важнейших называют различные функции: продолжение рода; воспитание детей; хозяйственно-бытовая; духовное общение; сексуальная; взаимная моральная и материальная поддержка; организация потребления и досуга и др. Однако важно не столько перечисление всех функций семьи, сколько разделение их, с однойстороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные и хозяйственно-бытовые, а с другой — эмоциональные и социально-психологические потребности людей. Значение последних в современной семье возрастает, даже функции преимущественно материального характера приобретают заметный эмоциональный оттенок. Эмоциональные контакты больше присущи городской семье. Сельская же семья благодаря наличию подсобного хозяйства в большей мере, чем городская, сохранила черты производственной ячейки общества. Современная семья в основном сохранила все функции прежних форм семьи, но при этом изменились место, значимость и субординация функций. Экономическая функция — одна из основных. Все прежние формы семьи (до куклеарной) являлись производственными единицами: члены семьи, как правило, занимались одним видом труда, причем дети приступали к производственной деятельности с малых лет. В современных условиях профессиональная деятельность людей осуществляется вне рамок семьи, экономической функцией семьи остается организация потребления и быта. В перспективе сфера экономической функции семьи будет, вероятно, сужаться. Репродуктивную функцию называют еще функцией деторождения или воспроизводства населения. Исследования выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. В современной семье репродуктивная функция имеет некоторую специфику. Во-первых, наметилась устойчивая тенденция к малолетнему типу воспроизводства населения. Во-вторых, семья, сохраняя за собой функцию ранней социализации детей, все больше разделяет ее с общественными учреждениями (подготовка к трудовой деятельности, привитие профессиональных навыков почти целиком осуществляются общественными учреждениями). Семья, формируя нравственно-психологическое отношение к трудовой деятельности, в основном утратила возможность профессиональной подготовки детей. Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств. Социализация — явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности. Поэтому воспитательная функция семьи фактически реализуется не только в форме сознательных и целенаправленных педагогических воздействий родителей на детей, но и посредством всей атмосферы семейной жизни. Рекреативная функция включает в себя оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи. Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье. Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям. В демократической, эгалитарной семье регулятивная функция осуществляется только при помощи моральных норм, личного авторитета членов семьи и в первую очередь авторитета родителей по отношению к детям. В семье, построенной на демократических принципах, личность имеет наиболее благоприятные условия для развития своих способностей. Реализация творческих планов в производственной, общественной и семейной сферах дают человеку ощущение полноты счастья. |
4. Типологии семей разделяют по следующим категориям. По количеству брачных партнеров: 1) моногамная семья – один муж и одна жена; 2) полигамная семья: а) полиандрия – многомужество; б) полигиния – многоженство. По количеству поколений: 1) простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети); 2) сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети). По целям и характеру партнерских отношений: 1) традиционная семья – характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, творчества, свободы, привязанности к быту, наличием собственнических инстинктов. Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться; 2) зависимая семья – также характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных комплексов, зависимостей, патологических привязанностей и т. д. Основной целью такой семьи является удовлетворение психологических потребностей, избегание страха одиночества, ответственности; 3) партнерская семья – характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах семьи обоих всех членов, стремление к открытости, к договору по спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной целью такой семьи является саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру. По критерию гармоничности: 1) гармоничная семья – характеризуется открытостью, творческим ростом и личностным развитием всех ее членов, теплыми эмоциональными отношениями между родителями и детьми; 2) дисгармонические психологические типы семей: а) «внешне спокойная семья» – характеризуется внешней уравновешенностью, за которой скрывается накопленная годами неудовлетворенность, преобладанием чувства ответственности над искренностью чувств; б) «вулканическая семья» – характеризуются неуравновешенностью отношений: скандалы и разводы чередуются с признаниями вечной любви и объединением. Отношения открыты, спонтанность и эмоциональная неуравновешенность доминируют над чувством ответственности. Ребенок в такой семье живет как на пороховой бочке, даже когда все хорошо, он чувствует опасность, что приводит к невротизации; в) «семья-санаторий» – характеризуется в повышенной тревожности за жизнь или здоровье одного из членов семьи, которая проявляется в ограничении обязанностей «драгоценного» члена семьи и увеличении обязанностей у остальных. Подобная забота приобретает форму культа. Приводит к физической и нервной перегрузке, неврозам; г) «семья-крепость» – характеризуется внешней стабильностью, сплоченностью, против некой опасности, исходящей извне. Создается иллюзия полного взаимопонимания, выраженное «мы-чувство», за которой скрывается душевная пустота или нарушение сексуальных отношений. Жизнь семьи жестко регламентируется и подчиняется определенным целям; д) «демонстративная семья, семья-театр» – характеризуется разыгрыванием друг перед другом спектакля, который призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию; е) «семья – третий лишний» – характеризуется концентрацией внимания друг на друге, при игнорировании или скрытом неприятии ребенка; ж) «семья с кумиром» – характеризуется гиперопекой ребенка, которая скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом; з) «семья-маскарад» – характеризуется несогласованностью жизненных целей и планов супругов непоследовательным воспитанием, нездоровой конкуренцией. |
||||||||||||||||||||
5. Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. |
6. Причиной неправильного семейного воспитания являются ошибки, допускаемые родителями. Типичные ошибки семейного воспитания: 1. Низкая сплоченность и значительное расхождение членов семьи в вопросах воспитания. Вследствие различных воспитательных подходов членов семьи воспитание ребенка становится противоречивым, непоследовательным, неадекватным. 2. Незнание родителями психологических особенностей своего ребенка. Гиперпротекция (гиперопека) - чрезмерная забота о ребенке, подавление его самостоятельности и инициативы, принятие за него решений. Вследствие чрезмерной опеки ребенок не приучается к самостоятельности, у него не формируется чувство ответственности. 3. Взрослые члены семьи в недостаточной мере занимаются ребенком и контролируют его. 4. Эмоциональное отчуждение - психологическая депривация ребенка. 5. Воспитание в культе болезни - это ситуация, при которой даже незначительная болезнь ребенка дает ему особые права, ставит его в центр внимания семье. При такой воспитательной позиции у ребенка культивируется эгоцентризм. 6. Воспитательный контроль, вызывающий чувства вины. Ребенку, который постоянно не слушается, говорят, что он «не оправдал надежды», «доводит родителей до сердечных приступов», т.е. самостоятельность ребенка сковывается постоянным опасением стать виновным в неблагополучии родителей. 7. Авторитет родителей, построенный на ложном фундаменте. А.С.Макаренко выделял несколько видов ложного авторитета: авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, любви, доброты, подкупа, резонерства.
Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий. 1). Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.д. 2). Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы. 3). Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. 4). Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. |
||||||||||||||||||||
7. Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. В современной науке существует множество подходов к определению понятия «Семья». Однако, в самом общем виде можно сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность. |
8. Основные международные документы по защите прав детей: 1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году. 2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году. 3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году. «Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер. В десяти принципах Декларации отражены права детей: • на имя, • гражданство, • любовь, • понимание, • материальное обеспечение, • социальную защиту, • возможность получать образование, • развиваться физически, • нравственно, • духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка». В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека: • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам; • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами. Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции. Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений: • право на охрану здоровья, • право на образование, • право участвовать в играх, • право на сохранение своей индивидуальности, • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения. «Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня: • Конституция РФ. • Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства. • Семейный кодекс РФ. • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ». • Закон «Об образовании». В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития. Отдельные права детей и обязанности родителей закреплены не только в Конституции, но в Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей. Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства. Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей: • дети-инвалиды; • дети — жертвы межнациональных конфликтов; • дети с отклонением в поведении; • дети с ограниченными возможностями. Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях. |
||||||||||||||||||||
8. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи состоят в том, чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”. Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.
|
9. Чтобы выбрать верное направление в психолого-педагогическом взаимодействии с семьями учащихся, необходима диагностика функционирования подсистемы семьи «родитель – дети». Диагностика детско-родительских отношений в образовательном учреждении осуществляется: - на основе внешне наблюдаемых проявлений; - посредством общения с испытуемыми (родителями и детьми); - путем опроса родителей и детей; - с помощью специальных психодиагностических методик. Все исследуемые параметры детско-родительских отношений можно условно разделить на три большие группы: 1. дистантные проявления, то есть качества, имеющие внешние проявления, которые диагностируются на расстоянии, с помощью наблюдения; 2. контактные проявления, то есть качества, выявляющиеся при общении, при помощи контактные процедур; 3. психодиагностические параметры, то есть качества, выявляемые при помощи специальных психодиагностических методик. Для организации взаимодействия с семьями социальному педагогу необходимо знать: - общие сведения о родителях (их профессии, возраст, место работы, занимаемая должность); - условия воспитания ребенка (режим дня, жилищные условия, технические средства и их использование в целях воспитания); - отношение родителей к работе, культура их досуга, использование свободного времени, интересы и склонности родителей и детей; - стиль семейного воспитания, особенности отношения родителей к ребенку, тип детско-родительского взаимодействия; - уровень психолого-педагогической культуры родителей: степень понимания перспективных и текущих целей и задач воспитания, согласованность действий в решении этих задач, уровень родительских ожиданий и притязаний, единство и количество предъявляемых к ребенку требований; отношение к успехам и проблемам ребенка в школе, в игре со сверстниками; - стиль и характер общения родителей с ребенком. Изучая межличностные отношения в системе «родитель – ребенок», педагогу необходимо учитывать психологические закономерности возрастной динамики детско-родительских отношений, а также неоднозначное влияние стиля и типа воспитания на каждого ребенка. В связи с этим следует изучать особенности детско-родительских отношений не только глазами родителей, но и глазами ребенка, тем более что нередко родители склонны давать социально одобряемые ответы на вопросы педагога. Получение определенные сведений о функционировании подсистемы «родитель – дети» может осуществляться с помощью следующих методов: - наблюдение; - экспертная оценка; - опросные методы (анкетирование и интервьюирование); - психологическое тестирование; - проективные методики; - методы математической статистики. |
||||||||||||||||||||
10. Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются: – в образовательном и культурном уровнях всех ее членов; – нравственно-психологических установках и позициях; – жизненном опыте; – устремлениях, образцах и идеалах; – умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей; – опыте воспитания детей. Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем. Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье. Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
|
11. Форма (латинское слово forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам работы с родителями относятся следующие: • Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: • собрание должно быть целенаправленным; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом: • Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения. • Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети. • Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. • Подготовка конкурсов, выставок. • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания. • Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента). • Подготовка плакатов по теме собрания и т.д. • Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. • В работе с родителями можно и нужно использовать педагогические консилиумы. В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: • наличие сведений об особенностях конкретной семьи; • определение мер помощи родителям в воспитании ребенка; • разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей. • В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?» • Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. • Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. • Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. • В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей: • «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия). • «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя). • «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций). |
||||||||||||||||||||
12. К коллективным формам работы с родителями относятся следующие: • Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: • собрание должно быть целенаправленным; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
14. Индивидуальные формы оказания педагогической помощи родителям, их цель.
|
14. 1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: - сбор необходимой информации о ребёнке и его семье; - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; - определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; - выявление мнения родителей о работе детского сада. 2. Беседы и консультации специалистов. Задачи: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; - оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. 3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия) Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения. 4.«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня. Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий». 1. Приём врача - невролога. Проводится врачом во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу. Задача: - контроль над здоровьем детей, - проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей . |
||||||||||||||||||||
15. Информационно-аналитические: анкетирование, опрос, “почтовый ящик”; наглядно-информационные: выпуск газет, паспорт здоровья, открытые занятия для родителей, мини-библиотека, информационные стенды, дни открытых дверей; познавательные: практикумы, нетрадиционные родительские собрания,• устные журналы, экскурсии; досуговые: праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках. Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
|
16. Работа с родителями за рубежом строится на основании некоторых предпосылок. Во-первых, на значительной потребности родителей в поддержке. Многие молодые родители не могут получить необходимую помощь от родственников, по неофициальным каналам и поэтому чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания. Здесь важным источником знаний может оказаться организованное обществом воспитание родителей. Во-вторых, в педагогически образованных родителях нуждается не только общество, учителя, но и сам ребенок. Речь идет о соблюдении прав ребенка на полноценные условия развития. В-третьих, существует определенная связь между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Чем лучше подготовлен родитель к возможным педагогическим ситуациям, чем лучше он знаком с особенностями своего ребенка, той средой, которая окружает ребенка в школе, тем больше возможностей открывается для решения тех или иных затруднений. Все ошибки общества по отношению к семье отражаются непосредственно в возникающих социальных проблемах: преступности, алкоголизме, наркомании, психических отклонениях и т.д. Это давно поняли во многих странах, где работа с родителями ведется в очень широких масштабах, учитывая социальные, экономические и национальные особенности данного государства. Исходным моментом здесь могут быть различные религиозные, моральные, познавательные и даже эстетические ценности. Программы для образования родителей могут строиться на одной или нескольких идеях. В целом же всегда проявляется тот или иной образ мышления и та культура, которые традиционны для определенного общества. Предпринятый анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить современные тенденции педагогического просвещения родителей за рубежом. Существует два основных направления, по которым строится образование родителей: педагогическая подготовка будущих родителей и непосредственно педагогическое просвещение родителей. Первое встречает активное одобрение родителей школьников, носит, как правило, факультативный характер. В 1972 году в США был разработан широкомасштабный проект «Образование с целью подготовки к выполнению родительских обязанностей», который, доказав свою высокую эффективность, стал толчком к созданию новых программ по педагогическому просвещению молодежи. Примером может служить широко известная в 70-х годах программа «Изучение детства», которая использовалась в более чем 2300 школах разных штатов США. К разработке программ такого рода, помимо специалистов, привлекаются как неформальные, так и религиозные организации, а также учреждения социальной службы. Направление это достаточно молодое. Второе направление - педагогическое образование родителей - берет свое начало с 20-х годов нашего века. Пионер в этой области, Лоренс Франк, считал воспитание родителей «средством трансформации общества», ибо если научить родителей воспитывать детей по-научному, то таким образом можно воспитывать граждан, способных реформировать социальные институты. Он верил, что с помощью научных исследований можно найти такие методики, которые помогут удовлетворять запросы детей в семье. Первые психопедиатрические центры были организованы А. Адлером в 1919 году для консультации родителей и детей и доказали свою эффективность. В 1927 году таких центров в Вене было 22 и еще 20 - в других европейских странах. Изначально необходимость помощи родителям была вызвана медицинскими показаниями - долгое время считалось, что причина дисгармонии в отношениях родителей и детей кроется в психологических проблемах взрослых. В процессе консультирования семей многие ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев родителям не хватает элементарных знаний о закономерностях развития ребенка, его индивидуальных особенностях. Это существенно отличало педагогическую помощь от терапии. |
||||||||||||||||||||
17. Формы взаимодействия с родителями по педагогическому просвещению разнообразны. Одна из форм работы, наглядная информация, которая имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В тоже время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя, поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родителей нужно остановить, привлечь и заинтересовать для просмотра информации. Для этого в нашей группе используются следующие подходы к оформлению наглядной информации: • Информационный уголок «Для вас родители», оформлен красочно, в одном стиле. Каждый год стиль оформления меняется. На этом стенде размещена сетка непосредственной образовательной деятельности, утвержденная заведующей; режим дня; меню; фотографии с фамилиями, именами, отчествами тех педагогов, специалистов и других сотрудников детского сада, которые работают с детьми; консультации для родителей, которые регулярно обновляется (имеется перспективный план). • Фотоуголок. В этом уголке, оформленном в виде паровозика с вагонами помещаются фотографии детей с самыми интересными событиями, которые произошли в группе за неделю. И конечно, солнышко над паровозиком, в котором размещается высказывание великих людей (например: «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст» Виктор Гюго»). • Сюрпризный конверт. В течение месяца у нас накапливается большое количество фотографий, которые не были размещены в нашем фотоуголке. Но родителям интересно посмотреть на будни, отражающие разные стороны жизни ребенка. Ведь в праздники фотографов достаточно. Для этого у нас есть сюрпризный конверт, который кладется в конце каждого месяца в ячейку ребенка. Ведь каждый человек, открывая письмо, подсознательно ждет какого-то сюрприза. В качестве сюрприза фотографии ребенка. • Территория творчества и учебы. В данном уголке выставляются работы детей и учебные тетрадки. Тема недели, тема занятий и программное содержание помещаются на стенде, который знакомит родителей, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают. Индивидуальные тетрадки для родителей по учебе детей, вводят в курс, как занимается ребенок, какие успехи делает, над чем надо поработать или что надо повторить дома. Занятия для родителей очень важны, они для многих - показатель эффективности детского сада. Мы предпочитаем отдавать детские работы по художественному творчеству в конце учебного года. Для нас это наиболее удобный и позитивный вариант, так как если отдавать работу в день выполнения, увеличивается вероятность того, что работа попросту затеряется. Все работы выполняются в одном альбоме и когда родители получают в конце года на руки альбом, они как правили, оседают в семейном архиве. • Уголок краткой информации. Педагог успешно оповещает всех родителей, о наступающем мероприятии, но кто-то из них может чего-то не запомнить. Для того, чтобы родитель вспомнил, у нас существует рубрика объявлений. Объявления для родителей печатаются и окантовываются интересной рамкой, тем самым привлекают внимание родителей не только своей содержательностью, но эстетичностью оформления. • Сад именинников. Красочное панно, на котором изображены четыре дерева, которые символизируют четыре времени года, на каждом из деревьях прикреплены фотографии детей в рамках. Поздравительные тесты с днем рождения и воздушный шарик надутый гелем помещаются на ячейку именинника. |
18. Одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие единого плана, включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в УВП, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Поэтому, основной целью работы с родителями является превратить интерес детского сада к УВП в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками. Задачи: • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим. • Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости. • Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями. • Обучить родителей общению с детьми. • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития своего ребенка. • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности. Методы и формы работы с семьей: • Работа с семьей по оказанию в выборе правильных методов воспитания: – диагностика семьи (наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, посещение на дому). • Индивидуальная работа с родителями: – беседы, домашние задания, анкеты, консультации, посещение занятий родителями. • Формы и методы коллективной работы: – родительский совет, семинар-практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, конкурсы, праздники, круглый стол, родительские собрания, конференции. • Разработки методических и педагогических консультаций: – советы психолога и других специалистов; – памятки для родителей. • Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад: – изучение социального заказа. • Дни открытых дверей, консультации. • Реклама услуг детского сада (буклеты, газеты и др.). Ожидаемый результат: Неформальные отношения с семьями воспитанников. Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм. Обучение коммуникативным навыкам. Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание. Повышение педагогической компетентности родителей. Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям. Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями. Подготовка их ребенка к социальным отношениям. Направления работы с семьей: • Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей. • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию. • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение. |
||||||||||||||||||||
19. Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований. Предполагаемый результат: Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями; Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований; Повышение профессиональной компетентности педагогов; Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей. Описание опыта: Информационно – аналитическое направление С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работу лучше начать с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, проанализировать особенности и специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Разработать для себя критерий, который называется «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее выделяются качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приводит к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Появляется возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Познавательное направление Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, дефектолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
|
20. Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения. Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения. Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения. Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал. Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения. Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на: • контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада; • соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей; • обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей; • учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей; • производится совместный ежедневный утренний прием детей; • участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей; • санитарно-просветительская работа родителей; • соблюдением графика получения пищи группой; • ведение табелей на питание детей по группе; • организацию питания в группе. |
||||||||||||||||||||
21. • Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: • собрание должно быть целенаправленным; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом: • Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения. • Изготовление приглашений каждой семье. Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети. • Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. • Подготовка конкурсов, выставок. • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания. • Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента). • Подготовка плакатов по теме собрания и т.д. • Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. |
22. Проведение Дня открытых дверей в ДОУ даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников. А как это важно - ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов, которых объединяет одно желание – понять ребенка, помочь ему быть самим собой, раскрыть его уникальность и неповторимость. Ведь только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной. Всё это позволяет детскому саду стать более открытым для родителей и общественности, способствует распространению опыта работы педагогического коллектива в социуме. |
||||||||||||||||||||
23. Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения. Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, в него входит: • участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем; • создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников; • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня; • организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи; • участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников; • несение ответственности за их жизнь и здоровье детей; • одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий; • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса; • выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности; • обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья; • совместная работа с детьми; • взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении. |
24. «Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий , им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям. «Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта». |
||||||||||||||||||||
25. Алгоритм взаимодействия с семьей 1-я стадия. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. 2-я стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша. З-я стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. 4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. 5-я стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка. 6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
|
26. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы: они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания; у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; делается выбор детского сада для второго ребенка; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома; взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери; устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями. А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе: в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер; знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания; дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта; взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности; дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке. |
||||||||||||||||||||
27. • Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: • собрание должно быть целенаправленным; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом: • Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения. • Изготовление приглашений каждой семье. Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети. • Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. • Подготовка конкурсов, выставок. • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания. • Приглашение на собрание сказочного героя. • Подготовка плакатов по теме собрания и т.д. |
28. Ключевые направления в работе дошкольной образовательной организации с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов. К современным направлениям и формам организации работы образовательной организации с родителями воспитанника следует отнести: 1. Информационно-аналитическую работу: дни открытых дверей с участием специалистов ДОО; первые визиты в детский сад родителей с ребенком; групповые родительские собрания; анкетирование родителей; общение с родителями во время приема и прощание с детьми; личные беседы воспитателей с родителями; посещение на дому; ведение дневников наблюдения воспитателями. 2. Организационно-просветительскую работу: • контактные формы работы; • бесконтактные формы работы. 3. Досуговую работу: проведение совместных праздников; участие в совместных выставках и конкурсах; проведение совместных соревнований; выпуск семейных газет и др. |
||||||||||||||||||||
29. Основные этапы подготовки родительского собрания на тему «Адаптация детей к детскому саду» 1. Анкетирование родители по теме собрания. 2. Изготовление приглашений к семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. 3. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. 4. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания. 5. Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон. 6. Написание плакатов по теме собрания. 7. Проведение заседания родительского комитета за 1 месяц до собрания. Время проведения 1 час.
|
30. Основные этапы проведения родительского собрания: «Адаптация детей к детскому саду»
1. Вступление 2. Дискуссия. 3. Магнитофонные записи. 4. Самоанализ. 5. Практическая часть. 6. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей. 7. «Острое блюдо». 8. Высказывания великих людей – в теме собрания. 9. Работа с памятками. 10. Инсценировка фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера. 11. Характеристика на детей «Ваши дети – наше мнение. Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога выдержать доброжелательный тон беседы. 12. Конкурс на лучшее. 13. «Окно» - очень короткие новости. 14. Слово – эстафета. 15. Подведение итогов. 16. Заключительный этап собрания. Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей. Можно предложить анкету по выявлению положительных и отрицательных сторон проведения родительского собрания. |
||||||||||||||||||||
31. Выбор тем определяет возрастными особенностями детей данной группы.
|
32. 2 младшая группа. Размещение методического материала. - «Режим дня», -«Наша непосредственно образовательная деятельность», «Объявления», и т. д. Уголок здоровья: «Как беречь здоровье!», «Профилактические и оздоровительные мероприятия на сентябрь. Экологическая страничка: «Знакомство с месяцем Сентябрь», приметы сентября. Для вас родители: «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!» |
||||||||||||||||||||
33. 2 младшая группа. Консультации: Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда «идут в садик», Если ребенок дерется, сбережем здоровье детей, «Подвижная игра в жизни ребенка»,- «Хвалить или ругать», «Сто тысяч почему», Беседы «Одежда детей в группе и на улице»
|
34. 2 младшая группа: совместные досуги, праздники, конкурсы;– семинары-практикумы; педагогическая гостиная с чаепитием, устные педагогические журналы; книга отзывов и предложений в группе, педагогическая библиотека; дни открытых дверей, открытые показы занятий и других видов деятельности; клубы для родителей. Методы активации родителей: – вопросы – игровые приемы: микрофон игрушечный тому, кто говорит. – просмотр видеофильмов о детях, – игры, загадки, викторины, расшифровка детских загадок, рисунков. – пед.ситуации: решение по – подгруппам – игровые ситуации: успокой ребенка, заставь что-нибудь делать. – упражнения на релаксацию – чаепитие. |
||||||||||||||||||||
35. Размещение методического материала. Уголок здоровья: - профилактические и оздоровительные мероприятия на октябрь; - «Здоровье всему голова» Экологическая страничка: учимся наблюдать за изменением природы; «Знакомство с месяцем октябрь», «Мы любим природу!» Для вас родители: «Безопасность детей в быту»; Памятки для родителей; Внимание! Гиперактивные дети. Проявления синдрома дефицита внимания у детей; Папка – передвижка «Сто тысяч почему» - «Какие сказки читать детям»,
|
36. I. Подготовительный этап. 1.1 Обсуждается и принимается решение о проведении совместного мероприятия с родителями воспитанников «Дня открытых дверей в ДОУ» на установочном педагогическом совете, при принятии годового плана на текущий учебный год. II. Организационный этап. 2.2. Издание приказов: - «О проведении Дня открытых дверей», - «О создании творческой группы» Составление плана подготовки и проведения
2.3. Распределение функциональных обязанностей между сотрудниками МДОУ. 2.4. Оформление и распространение приглашений для родителей: - сайт ДОУ - газета «Земля Ветлужская» - посещение семей неорганизованных детей 2.5. Создание наглядной раздаточной информации 2.6. Составление конспектов мероприятий, сценариев досугов 2.7. Создание видеофильма «Один день в детском саду» 2.8. Подготовка выступлений, консультаций специалистов МДОУ 2.9. Оформление фотовыставки «Интересно мы живем» 2.10. Оформление выставки детской литературы, пособий. 2.11. Оформление подготовительной группы для проведения праздничного концерта, лестничного пролета 2.12. Создание условий для раздевания гостей, регистрации 2.13. Приобретение бейджей, бахил, воздушных шаров, 2.14. Оформление журнала регистрации гостей, книги отзывов 2.15. Приведение в порядок всех прогулочных площадок III. Практический этап 3.1 Регистрация участников 3.2 Вступительное слово «Образовательная деятельность МДОУ» Просмотр видеофильма «Наш детский сад» 3.3 Ознакомление с планом проведения Дня открытых дверей 3.4. Экскурсия по детскому саду 3.5 Открытые просмотры занятий: Художественно – эстетическое развитие во 2 младшей группе на тему: «Золотая осень» Художественно – эстетическое развитие в разновозрастной группе на тему: «Осенний лес» Развитие речи в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Спортивный праздник на улице с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья» 3.6 Консультации специалистов 3.7 Семейный мастер – класс с участием родителей «В гостях у Василис Премудрых» 3.8 Концерт, посвященный Дню дошкольного работника «Вы - мастера своего дела! » 3.9 Конкурс «Супермама» с чаепитием 3.10 Подвижные, народные игры с детьми, родителями на улице IV. Итоговый этап 4.1. Анализ и подведение итогов «Дня открытых дверей в ДОУ» через анкетирование и собеседование с родителями и педагогами; 4.2. Оформление презентации 4.3. Размещение материалов о проведении мероприятия на сайте ДОУ |
||||||||||||||||||||
37. Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают и ахают, причитывают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребёнка. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду самое тяжелое. Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями , норма перехода от одних условий к другим. Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов: Основной, т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт. Клиника адаптации: Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации? 1.Изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. 2.Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность. Клиника адаптации имеет место у каждого ребёнка, но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток времени. |
38. Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе
|
||||||||||||||||||||
39. Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. • Одним из распространенных методов диагностики является анкетирование. • Следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия: • быть тактичным при посещении семьи; • не начинать разговор в семье о недостатках ребенка; • не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
|
40. К коллективным формам работы с родителями младшей группы относятся следующие: • Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: • собрание должно быть целенаправленным; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании |