Особенности восприятия различных категорий детей с ограниченными возможностями
ТЕМА: Особенности восприятия различных категорий детей с ограниченными возможностями.
ПЛАН.
1. Общая характеристика восприятия: понятие, виды, свойства. Восприятие времени и пространства. Перцептивные действия.
Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.
Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Структурность. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Константность. Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.
Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.
Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.
Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.
2. Сделать сравнительную характеристику особенностей восприятия различных категорий детей с ограниченными возможностями, заполнив таблицу.
|
Виды восприятия |
Свойства восприятия |
||||
|
тактильное |
слуховое |
зрительное |
целостность |
предметность |
структурность |
Нарушение интеллекта |
замедлено и сужено |
замедлено и сужено |
замедлено и сужено |
нарушено |
нарушено |
нарушено |
ЗПР |
замедлено и сужено |
замедлено и сужено |
замедлено и сужено |
Нарушено, испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой либо его части, сами образы предметов в представлении детей не достаточно точны и само количество образов – представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми |
Нарушено, затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе |
Нарушено, испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы. |
Нарушение слуха |
Нарушенное развитие двигательной чувствительности, испытывают затруднения в узнавании предметов при выключенном зрении |
нарушено |
Замедленное узнавание предметов |
Асинхрония развития |
Асинхрония развития |
Асинхрония развития |
Нарушение зрения |
замедлено и сужено, при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия |
Нарушено, происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает. |
замедлено и сужено |
Нарушено, испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. |
Асинхрония развития |
Нарушено, испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. |
Нарушение речи |
Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения. |
проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия) |
нарушение обобщенного восприятия и называния букв |
снижена |
снижена |
снижена |
ДЦП |
Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности) |
нарушено |
нарушение узнавания предметов и явлений |
невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. |
Нарушено, затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе |
Асинхрония развития |
РДА |
проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем. |
трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов |
неспособностью опознания объектов и изображений действительности. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету. |
невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. |
Нарушено, затруднено |
Асинхрония развития |