Организация различных видов деятельности и общения детей
ЗАДАНИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Тема: Организация различных видов деятельности и общения детей.
Задание 1. Проведение беседы с детьми.
Составьте план беседы с детьми на любую тему. Проанализируйте особенности речи детей данного возраста.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Добро не умрет, а зло пропадет».
Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям
Воспитатель читает детям стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Ситуативный разговор.
Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добры – добросердечный)
Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)
Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)
Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.
Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)
Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.
Послушайте историю.
Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.
Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?
Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?
Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».
Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?
От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.
Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.
Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)
Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?
Примерные вопросы, ответы на которые Вы можете использовать в анализе:
1. Понятна ли речь детей не только их родителям, но и посторонним? У большинства детей понятна
2. Различают ли дети в речи единственное и множественное число? Некоторые дети допускают ошибки в различении единственного и множественного числа
3. Могут ли дети находить по описанию предметы и сами простыми предложениями описывать предметы действительности, животных и др.? находить могут все дети, практически все дети описывают предметы
4. Легко ли дети поддерживают беседу (задавая вопросы и отвечая на них)? Да, легко
5. Способны ли дети пересказывать содержание сказки, мультфильма, описывать свой день? Способны
6. Могут ли дети имитировать интонацией голоса героев? могут
7. Богата ли речь детей? Грамматически правильная? да, речь детей богата, у большинства не содержит грамматических ошибок
8. Дети используют в речи простые или сложные предложения? Большинство детей используют простые предложения, некоторые используют сложные
9. Все ли звуки дети произносят правильно? Нет, некоторые звуки произносят с ошибками
Форма отчетности: план беседы с детьми, анализ особенностей речи детей.
Задание 2. Наблюдение НОД.
Посетите и проанализируйте НОД по познавательно-речевому развитию, НОД по формированию у детей математических представлений, НОД по музыкальному развитию, НОД по художественно-эстетическому развитию.
Форма отчетности: анализ НОД по предложенному плану.
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
старшая |
3 |
Количество детей |
18 |
4 |
Поставленная цель, задачи |
учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности. |
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
Было подобрано следующее оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору) |
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
удовлетворение двигательной активности детей реализовано, предусмотрен смена видов деятельности детей во время проведения НОД, отмечено соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
Дидактические упражнения, беседа, графические упражнения, составление сказки |
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
Реализованы следующие приемы работы с детьми: обыгрывание игровых ситуаций, дидактические игры, графические упражнения рисование привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др. |
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
Дети были активны, отмечено проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания |
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
Соответствует целям и задачам занятия |
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
Отмечается высокий уровень профессионализма педагога: высокий уровень знания материала, грамотный стиль общения; педагогический такт, творческий подход к организации и проведению НОД |
12 |
Общее впечатление выводы |
Занятие было проведено динамично, увлекательно на высоком педагогическом уровне. |
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы.
Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.
Материал и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)
Ход занятия:
Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый волшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинить сказку волшебное блюдце.
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись!
Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот»
«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.
Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опять коснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак, сказка продолжается.
Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. (Дети выполняют графические упражнения на карточках)
/ / / / / / /
׀ ׀ ׀ ׀ ׀
– – – –
۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷
~ ~ ~ ~ ~
Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучик попал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.
А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А из голубой? И т.д.
Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.
Задание 3. Проведение игр, упражнений логико-математической направленности
Подберите игры и упражнения логико-математической направленности, согласно возрасту детей, и проведите их в группе детей.
Форма отчетности: описание 3 игр и анализ их эффективности (чему научила игра, какие задачи помогает решить)
«Подбери фигуру»
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
Анализ: данное упражнение направлено на то, чтобы закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
«Назови и сосчитай»
Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
Анализ: данное упражнение направлено на то чтобы учить детей считать звуки, называя итоговое число.
«Назови свой автобус»
Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
Анализ: данное упражнение направлено на то чтобы упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,
Задание 4. Проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей
Подберите упражнения на развитие словаря детей, согласно их возрасту, и проведите их в группе детей.
Форма отчетности: описание 3-х упражнений и анализ их эффективности (какие задачи помогает решить проведенное упражнение)
«Переезжаем на новую квартиру»
Игровой материал:
1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
2.Коробочки для складывания картинок.
Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
Анализ занятия: занятие направлено на то, чтобы научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
«Вершки-корешки»
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».
Анализ занятия: занятие направлено на то, чтобы упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
«Новоселье»
Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
Анализ занятия: занятие направлено на то, дифференциацию понятий «одежда» и «обувь».
Задание 5. Подбор и чтение детям природоведческой литературы
Сделайте подборку природоведческой литературы, согласно возрасту детей, и прочтите некоторые из произведений в группе.
Форма отчетности: список природоведческой литературы (от 10 источников).
1. С. Городецкий. «Котенок»;
2. С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
3. И. Никитин. «Встреча зимы»;
4. А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);
5. А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);
6. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;
7. А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;
8. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
9. Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
10. Н. Носов. «Живая шляпа»;
11. К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
12. И. Суриков. «Вот моя деревня».
Заключение
В процессе прохождения практики были получены знания и умения по проведению бесед с детьми старшей группы, проведения НОД в данной возрастной группе. Также были получены навыки подбора дидактических игр и упражнений различной дидактической направленности.
В процессе прохождения практики появилась возможность на практике реализовать знания полученные в процессе обучения, наблюдать и анализировать опыт педагогов ДОУ.
В связи с высоким уровнем организации практики проблем в процессе ее прохождения не возникло.