Организация различных видов деятельности и общения детей
ЗАДАНИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Тема: Организация различных видов деятельности и общения детей.
Задание 1. Проведение беседы с детьми.
Составьте план беседы с детьми на любую тему. Проанализируйте особенности речи детей данного возраста.
Примерные вопросы, ответы на которые Вы можете использовать в анализе:
1. Понятна ли речь детей не только их родителям, но и посторонним? У большинства детей понятна
2. Различают ли дети в речи единственное и множественное число? Многие дети допускают ошибки в различении единственного и множественного числа
3. Могут ли дети находить по описанию предметы и сами простыми предложениями описывать предметы действительности, животных и др.? находить могут все дети, некоторые дети затрудняются в описании предметов
4. Легко ли дети поддерживают беседу (задавая вопросы и отвечая на них)? Да, легко
5. Способны ли дети пересказывать содержание сказки, мультфильма, описывать свой день? Способны с помощью воспитателя
6. Могут ли дети имитировать интонацией голоса героев? нет
7. Богата ли речь детей? Грамматически правильная? нет, речь детей не богата, содержит множество грамматических ошибок
8. Дети используют в речи простые или сложные предложения? только простые
9. Все ли звуки дети произносят правильно? Нет, многие звуки произносят с ошибками
Форма отчетности: план беседы с детьми, анализ особенностей речи детей.
План беседы «Уроки доктора Айболита»
Программное содержание: 1. Продолжать формировать элементарные знания о «полезных» и «вредных» привычках, объясняя их влияние на здоровье человека; развивать умение правильно пользоваться предметами личной гигиены /расчёской, зуб. щёткой, носовым платком/.
2. Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми; расширять и активизировать словарь детей: «вредные» и «полезные» привычки, грызть ногти - вредная привычка, микробы попадут в рот и будет болеть живот.
3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
4. Объяснять детям, как опасны для здоровья человека «вредные привычки»
5. Индивидуальная работа: учить детей отвечать на вопросы воспитателя распространёнными предложениями.
Предшествующая работа: Рассматривали иллюстрации к сказке «Поросёнок Чуня», Уроки Мойдодыра
Г. Зайцева; читали Чуковского «Мойдодыр», купали куклу Алёнку, беседа на тему: «Полезные и вредные привычки», выясняли, какие привычки у наших детей, разучили песенку «Буль-буль».
Подготовка к занятию: Подготовила иллюстрации для дид. /игры: «Вредно – полезно». куклу Алёнку, телефон, мольберт.
Ход занятия:
/Дети заходят в группу, встают перед воспитателем/.
- Ребята, знаете, что-то случилось с нашей куклой Алёнкой. Она не играет, не резвится, давайте узнаем, что всё-таки произошло. /беру куклу/.
В. - Алёнка, что случилось, почему с ребятами не играешь?
А. - У меня зуб болит.
В. – Вот беда, надо позвонить зубному врачу /беру игрушечный телефон,
набираю, договариваюсь о приёме куклы Алёнки к зубному врачу.
Передаю куклу помощнику воспитателя, та якобы ведёт куклу на приём к зубному врачу/.
- А теперь садитесь на стулья и внимательно меня послушайте
/Читаю стихот-е С. Михалкова «Как у нашей Любы…»/
Как у нашей Любы/Алёнки/
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?.
- Как вы думаете, почему у нашей Алёнки разболелись зубы?
/Ответы детей. Она ест много сладостей и не всегда чистит зубы/.
- Правильно ребята, чтобы не болели зубки надо два раза в день, утром и вечером их чистить. Это полезная привычка.
- Но есть и вредные привычки и даже у наших ребяток. / Дети перечисляют: кто-то забывает мыть руки перед обедом, причёсываться после сна, складывать аккуратно одежду и игрушки и даже грызут ногти/.
- А кто скажет, почему грызть ногти вредная привычка и даже опасная? /Ответы детей. Микробы попадут в животик, и он будет очень болеть, а ещё болят сами пальчики, с которых обгрызают ногти
и ногти растут не красивые/
- Молодцы, теперь вы хорошо запомнили, как опасны вредные привычки для нашего здоровья.
- Молодцы, садитесь.
Задание 2. Наблюдение НОД.
Посетите и проанализируйте НОД по познавательно-речевому развитию, НОД по формированию у детей математических представлений, НОД по музыкальному развитию, НОД по художественно-эстетическому развитию.
Форма отчетности: анализ НОД по предложенному плану.
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
младшая |
3 |
Количество детей |
12 |
4 |
Поставленная цель, задачи |
Продолжить учить детей внимательно слушать пение взрослого, инструментальную музыку. Отвечать на вопросы по содержанию и характеру музыки. Учить детей петь громким голосом. Выполнять движения по показу воспитателя и слышать конец музыки. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства. Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми. Воспитывать чувство товарищества. |
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
Было подобрано следующее оборудование: Коробка, погремушки,, игрушка- птичка, игрушка- кошка, игрушка- собачка, которое было рационально размещено. |
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
удовлетворение двигательной активности детей реализовано, предусмотрен смена видов деятельности детей во время проведения НОД, отмечено соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
Коммуникативная игра, беседа, организация пляски, пропевание песни, обыгрывание ситуаций |
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
Реализованы следующие приемы работы с детьми: обыгрывание игровых ситуаций, коммуникативные игры, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др. |
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
Дети были активны, отмечено проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания |
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
Соответствует целям и задачам занятия |
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
Отмечается высокий уровень профессионализма педагога: высокий уровень знания материала, грамотный стиль общения; педагогический такт, творческий подход к организации и проведению НОД |
12 |
Общее впечатление выводы |
Занятие было проведено динамично, увлекательно на высоком педагогическом уровне. |
Конспект музыкального занятия для детей второй младшей группы.
Программное содержание:
Продолжить учить детей внимательно слушать пение взрослого, инструментальную музыку. Отвечать на вопросы по содержанию и характеру музыки. Учить детей петь громким голосом. Выполнять движения по показу воспитателя и слышать конец музыки. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства. Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми. Воспитывать чувство товарищества.
Задачи: Учить речевым, певческим, двигательным навыкам.
Оборудование: Коробка, погремушки,, игрушка- птичка, игрушка- кошка, игрушка- собачка.
Ход занятия:
Дети и воспитатель заходят под музыку в музыкальный зал и встают около своих стульчиков.
Музыкальный руководитель:
Давайте ребята мы с вами поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.
Музыкальный руководитель:
Сегодня у нас необычное занятие, к нам придет гость. Кто – же это мы сейчас узнаем.
Звучит фрагмент веселой музыки «Клоуны» Д. Кабалевского.
Музыкальный руководитель:
Какая музыка по характеру? (ответы детей)
(На столе лежит нарядная, красивая коробка).
Ведущая.
Ребята, посмотрите, какая красивая коробка? Она, наверное, волшебная. Давайте заглянем, посмотрим, что в ней находится? Да в ней Петрушка! (Игрушка бибабо). (Воспитатель надевает игрушку на руку).
Петрушка.
Привет друзья!
А вот и я! Узнали верно вы меня!
Исполняет песенку «Петрушка». Музыка И. Арсеньева, слова Н. Френкель.
Я, Петрушка, молодец-
Вот какой!
На макушке бубенец-
Вот такой!
Выйду, выйду,
Попляшу!
Позабавлю!
Насмешу!
Ля-ля-ля!
Попляшу!
Ля-ля-ля!
Насмешу!
Я пришел к вам, чтобы с вами поиграть, попеть, поплясать. Посмотрите, что я вам принес? (Достает из коробки погремушки). Я сейчас всем раздам, никого не забуду. (Раздает погремушки).
Вставайте все в круг.
Музыкальный руководитель.
«Пляска с погремушками» Слова и мелодия В. Антоновой. Обработка И. Кишко.
1 Наши погремушки-
Звонкие игрушки.
Погремушки у ребят
Очень весело звенят.
2 Будем веселиться,
Весло кружиться.
Погремушки у ребят
Очень весело звенят.
3 Дети убежали,
Тихо стало в зале.
Погремушки у ребят
Замолчали, не звенят.
4 Где же вы, ребятки?
Не играйте в прятки!
Выходите погулять,
Будем вместе танцевать!
(Слышится стук).
Петрушка.
Слышите, что-то в коробочке нашей происходит, что-то там есть. (Открывает коробку, достает птичку).
Да это птичка. Споем песенку «Птичка маленькая»
Музыкальный руководитель:
«Птичка маленькая» Муз. А. Филиппенко, Слова Е. Макшанцевой.
1 Птичка маленькая.
Птичка славненькая.
Птичке зернышки я дам,-
Прилетай скорее к нам.
2 Птичка маленькая,
Птичка славненькая,
Птичка зерна поклюет,
Детям песенку споет.
3 Птичка маленькая,
Птичка славненькая.
Песенку пропела
И в лес улетела.
Петрушка.
Молодцы! Как вы хорошо пели.
(Слышится мяуканье, достает игрушку- кошку).
Что ты мяукаешь?
(Кошка отвечает на ушко).
Она молочка хочет. Давайте ее угостим молочком!
(Обыгрывается, исполняется песенка).
«Кошка» Музыка А. Александрова, Слова Н. Френкеля.
1 Киска к детям подошла,
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» говорила.
Мяу, мяу, мяу.
2 Угостили молочком-
Кисонька поела.
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мурр. Мурр… Мур…»
Петрушка.
Ребята подойдите, погладьте кошечку.
Кошечка, ты с нами посиди на ребяток погляди.
(Из коробки раздается лай).
Петрушка.
Что случилось? Пойдем к нашей волшебной коробочке, посмотрим. (достает собачку- игрушку).
Вот собачка лает: Гав-гав-гав!
Нас она пугает: Гав-гав-гав!
Ты, собаченька, не лай-
Лучше с нами поиграй!
Собачка:
Я забавный, неуклюжий, прямо в нос тебя лизнул.
Напустил в прихожей лужу, и на коврике уснул.
Петрушка.
Понятно, собачка, а давай мы с тобой поиграем. Мы сейчас превратимся в собачек маленьких и будем лаять как маленькие собачки.
Дети лают высоким голосом «Гав-гав-гав».
А сейчас мы превратимся в больших собачек и будем лаять как большие собачки: «Гав-гав-гав».
Дети лают низким голосом «Гав-гав-гав».
Петрушка.
Как у вас здесь здорово, какие вы молодцы! Мне ребята пора идти. Спасибо тебе волшебная коробочка.
Дети прощаются с Петрушкой. Петрушка уходит.
Задание 3. Проведение игр, упражнений логико-математической направленности
Подберите игры и упражнения логико-математической направленности, согласно возрасту детей, и проведите их в группе детей.
Форма отчетности: описание 3 игр и анализ их эффективности (чему научила игра, какие задачи помогает решить)
«Посмотрим друг на друга»
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Содержание: у детей в руках игрушки: у кого-то – одна игрушка, у второго – три игрушки, у следующего – ни одной и т.д. Дети смотрят друг на друга и говорят сколько игрушек у соседа.
Анализ: данное упражнение направлено на:
• Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
• Обогащение новыми представлениями и понятиями;
• Закрепление математических знаний ;
• Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
«Игра с кубом»
Цель: закрепит умение различать шар и куб.
Содержание: воспитатель бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».
Дети отгадывают, что это мяч. Воспитатель выясняет у детей почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку : «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Дети отгадывают, затем выясняют, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривают, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).
Анализ: данное упражнение направлено на:
• Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
• Обогащение новыми представлениями и понятиями;
• Закрепление математических знаний ;
• Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
«Внимание»
Цель: развивать способность внимательно рассматривать картинку и запоминать увиденное.
Содержание: дети рассматривают несложные изображения предметов, например: домик и треугольной крышей и двумя окнами, кораблик, три ёлочки ( большая, поменьше и еще меньше) и т.п. Воспитатель: «Я буду показывать картинку, потом буду прятать, а вы должны запомнить и нарисовать».
Анализ: данное упражнение направлено на:
• Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
• Обогащение новыми представлениями и понятиями;
• Закрепление математических знаний ;
• Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Задание 4. Проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей
Подберите упражнения на развитие словаря детей, согласно их возрасту, и проведите их в группе детей.
Форма отчетности: описание 3-х упражнений и анализ их эффективности (какие задачи помогает решить проведенное упражнение)
Ладушки
Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки!
- Что ели? - Кашку!
- Что пили? - Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.
Анализ: данное упражнение направлено на то, чтобы приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Игра с пальчиками
Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".
Слова
"Пальчик-мальчик,
Где ты был?" -
"С этим братцем -
В лес ходил,
С этим братцем -
Щи варил,
С этим братцем -
Кашу ел,
С этим братцем -
Песни пел!"
Движения:
Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.
"Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка"), и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками).
Анализ упражнения: данное упражнение направлено на то, чтобы приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Заинька
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит,
Некуда серому выпрыгнут
Заинька, поскачешь -
Выскочишь,
Серенький, попляшешь -
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Анализ упражнения: данное упражнение направлено на то, чтобы учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Задание 5. Подбор и чтение детям природоведческой литературы
Сделайте подборку природоведческой литературы, согласно возрасту детей, и прочтите некоторые из произведений в группе.
Форма отчетности: список природоведческой литературы (от 10 источников).
1. В. Даль. «Ворона»;
2. Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
3. Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы..», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;
4. К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце».
5. Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;
6. Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;
7. В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
8. Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);
9. Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;
10. Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);
11. М. Зощенко. «Умная птичка»;
Заключение
Необходимо проявить эмоционально-ценностное отношение к практике и ее результатам, высказать профессионально-педагогической позицию (в виде аргументированных просьб, советов, рекомендаций, предложений).
В заключении рекомендуется отразить:
- какие знания, умения и опыт были приобретены в период практики;
- отметить положительные моменты практики, что удалось;
- отметить проблемы, с которыми столкнулись, пути их решения и результат;
- дополнительная информация (по желанию обучающегося).
Приветствуется творческий подход к составлению заключения – в виде фото-презентации, видеоролика и других интересных форм.
В процессе прохождения практики были получены знания и умения по проведению бесед с детьми младшей группы, проведения НОД в данной возрастной группе. Также были получены навыки подбора дидактических игр и упражнений различной дидактической направленности.
В процессе прохождения практики появилась возможность на практике реализовать знания полученные в процессе обучения, наблюдать и анализировать опыт педагогов ДОУ.
В связи с высоким уровнем организации практики проблем в процессе ее прохождения не возникло.
Приложение 1
План анализа НОД
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
|
3 |
Количество детей |
|
4 |
Поставленная цель, задачи |
|
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
|
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
|
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
|
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
|
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
|
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
|
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
|
12 |
Общее впечатление выводы |
|