Младшая группа
Введение
Производственная (педагогическая) практика проходила в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 28 города Донского с 06 февраля 2017 года по 19 марта 2017 года (шесть недель).
Прохождение практики в ДОУ позволяет получить практический опыт педагогической деятельности, изучить методическое обеспечение деятельности воспитателя.
Цель практики: формирование навыков профессиональной деятельности педагога детского сада.
За время прохождения практики мною был выполнен перечень работ:
1. Проведение беседы с детьми.
2. Наблюдение НОД различной направленности.
3. Подбор и проведение игр, упражнений логико-математической направленности.
4. Подбор и реализация дидактических упражнений на развитие словаря детей.
5. Подбор и чтение детям природоведческой литературы.
Тема: Организация различных видов деятельности и общения детей.
Задание 1. Проведение беседы с детьми.
План беседы «Уроки доктора Айболита»
Программное содержание:
1. Продолжать формировать элементарные знания о «полезных» и «вредных» привычках, объясняя их влияние на здоровье человека; развивать умение правильно пользоваться предметами личной гигиены /расчёской, зуб. щёткой, носовым платком/.
2. Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми; расширять и активизировать словарь детей: «вредные» и «полезные» привычки, грызть ногти - вредная привычка, микробы попадут в рот и будет болеть живот.
3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
4. Объяснять детям, как опасны для здоровья человека «вредные привычки».
5. Индивидуальная работа: учить детей отвечать на вопросы воспитателя распространёнными предложениями.
Предшествующая работа: Рассматривали иллюстрации к сказке «Поросёнок Чуня», Уроки МойдодыраГ. Зайцева; читали Чуковского «Мойдодыр», купали куклу Алёнку, беседа на тему: «Полезные и вредные привычки», выясняли, какие привычки у наших детей, разучили песенку «Буль-буль».
Подготовка к занятию: Подготовила иллюстрации для дид. /игры: «Вредно – полезно». куклу Алёнку, телефон, мольберт.
Ход занятия:
/Дети заходят в группу, встают перед воспитателем/.
- Ребята, знаете, что-то случилось с нашей куклой Алёнкой. Она не играет, не резвится, давайте узнаем, что всё-таки произошло. /беру куклу/.
В. - Алёнка, что случилось, почему с ребятами не играешь?
А. - У меня зуб болит.
В. – Вот беда, надо позвонить зубному врачу /беру игрушечный телефон, набираю, договариваюсь о приёме куклы Алёнки к зубному врачу.
Передаю куклу помощнику воспитателя, та якобы ведёт куклу на приём к зубному врачу/.
- А теперь садитесь на стулья и внимательно меня послушайте
/Читаю стихот-е С. Михалкова «Как у нашей Любы…»/
Как у нашей Любы/Алёнки/
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?.
- Как вы думаете, почему у нашей Алёнки разболелись зубы?
/Ответы детей. Она ест много сладостей и не всегда чистит зубы/.
- Правильно ребята, чтобы не болели зубки надо два раза в день, утром и вечером их чистить. Это полезная привычка.
- Но есть и вредные привычки и даже у наших ребяток. / Дети перечисляют: кто-то забывает мыть руки перед обедом, причёсываться после сна, складывать аккуратно одежду и игрушки и даже грызут ногти/.
- А кто скажет, почему грызть ногти вредная привычка и даже опасная? /Ответы детей. Микробы попадут в животик, и он будет очень болеть, а ещё болят сами пальчики, с которых обгрызают ногти и ногти растут не красивые/
- Молодцы, теперь вы хорошо запомнили, как опасны вредные привычки для нашего здоровья.
- Молодцы, садитесь.
Анализ беседы:
В ходе беседы речь детей была мне понятна. Следует отметить, что многие дети допускали ошибки в различении единственного и множественного числа. Все младших дошкольники смогли найти по описанию предметы, однако затруднились сами описывать их простыми предложениями. Большинство детей (11 из 15) легко поддерживают беседу (задавая вопросы и отвечая на них).
Дети способны пересказывать содержание сказки, мультфильма, описывать свой день с помощью воспитателя. Дети не могут имитировать интонацией голоса героев. Речь детей не богата, содержит множество грамматических ошибок. Дети используют в речи только простые предложения, многие звуки произносят с ошибками.
Задание 2. Наблюдение НОД.
Наблюдение НОД по познавательно-речевому развитию
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
младшая |
3 |
Количество детей |
12 |
4 |
Поставленная цель, задачи |
Формирование диалогической речи детей, как средство коммуникации, посредством театрализованной игры. Задачи: 1. Образовательные: • Расширять активный словарь детей, обозначающий предметы (название животных, действия, признаки животных; • Формировать у детей умение строить предложения; • Формировать умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого; • Упражнять в произношении звуков родного языка. 2. Развивающие: • Развивать речевое дыхание; • Развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, воображение; • Развивать умение создавать образы сказочных животных с помощью пластических выразительных средств (мимика, жесты, движения); • Развивать двигательные способности при передаче образа; • Развивать мелкую моторику. 3. Воспитательные: • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи. |
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
Было подобрано следующее оборудование: Деревья, ёлочки, пенек, кочки, осенние листья, грибы, куклы би-ба-бо-бабушка, дедушка; игрушки: заяц, волк, лиса, медведь, колобок; иллюстрации животных (ежа, белки, зайца, медведя, аудиозапись – «Осень», вой волка; шапочки медвежат; салфетки для конструирования колобка на каждого ребенка. |
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
удовлетворение двигательной активности детей реализовано, предусмотрен смена видов деятельности детей во время проведения НОД, отмечено соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
Обыгрывание сказок, беседа, музыкальная игра, обыгрывание ситуаций |
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
Реализованы приемы работы с детьми, направленные на привлечение и сосредоточения внимания детей, обеспечение эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др. |
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
Дети были активны, отмечено проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания |
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
Материал был усвоен. |
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
Педагог профессионально и грамотно преподнёс детям материал, на доступном для них уровне, сумел заинтересовать их. Общение было партнёрское, с хорошим эмоциональным настроем. |
12 |
Общее впечатление выводы |
Занятие было проведено динамично, увлекательно на высоком педагогическом уровне. |
Наблюдение НОД по формированию у детей математических представлений
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
младшая |
3 |
Количество детей |
12 |
4 |
Поставленная цель, задачи |
Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько?'' словами один, много, ни одного. Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет. Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Рассматривание один и множества предметов. Игра "Найди в группе предмет той же формы". Программное содержание. Образовательные задачи - продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него; - закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного, -Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный; - Развивающие задачи: -Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение. -Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей. -Развивать логическое мышление. Воспитательные задачи: -Воспитывать желание трудиться; -Воспитывать доброту и отзывчивость. |
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
Было подобрано следующее оборудование, способствующее развитию интереса детей: Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка. . |
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
удовлетворение двигательной активности детей реализовано, предусмотрен смена видов деятельности детей во время проведения НОД, отмечено соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
Игры – задания, игра - хоровод |
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
Реализованы приемы работы с детьми, направленные на привлечение и сосредоточения внимания детей, обеспечение эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др. |
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
Дети были активны, отмечено проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания |
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
Материал был усвоен. |
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
Педагог профессионально и грамотно преподнёс детям материал, на доступном для них уровне, сумел заинтересовать их. Общение было партнёрское, с хорошим эмоциональным настроем. |
12 |
Общее впечатление выводы |
НОД проходило в спокойной, приятной атмосфере. Отмечено педагогическое мастерство воспитателя. отношения между взрослым и детьми выстроены грамотно. НОД не было затянутым и скучным. Всем было интересно. |
Наблюдение НОД по музыкальному развитию
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
младшая |
3 |
Количество детей |
12 |
4 |
Поставленная цель, задачи |
Продолжить учить детей внимательно слушать пение взрослого, инструментальную музыку. Отвечать на вопросы по содержанию и характеру музыки. Учить детей петь громким голосом. Выполнять движения по показу воспитателя и слышать конец музыки. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства. Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми. Воспитывать чувство товарищества. |
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
Было подобрано следующее оборудование: Коробка, погремушки,, игрушка- птичка, игрушка- кошка, игрушка- собачка, которое было рационально размещено. |
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
удовлетворение двигательной активности детей реализовано, предусмотрен смена видов деятельности детей во время проведения НОД, отмечено соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
Коммуникативная игра, беседа, организация пляски, пропевание песни, обыгрывание ситуаций |
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
Реализованные приемы работы с детьми позволили привлечь внимание детей, обеспечить эмоциональный настрой, активизацию самостоятельного мышления детей и др. |
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
Дети были активны, отмечено проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания |
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
Соответствует целям и задачам занятия |
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
Отмечается высокий уровень профессионализма педагога: высокий уровень знания материала, грамотный стиль общения; педагогический такт, творческий подход к организации и проведению НОД |
12 |
Общее впечатление выводы |
Занятие было проведено динамично, увлекательно на высоком педагогическом уровне. |
Наблюдение НОД по художественно-эстетическому развитию
№ п/п |
Критерий анализа |
Анализ НОД |
1 |
Дата проведения НОД |
|
2 |
Возрастная группа |
младшая |
3 |
Количество детей |
12 |
4 |
Поставленная цель, задачи |
Социально-коммуникативное развитие: содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений друг с другом и педагогом, развивать умения вместе радоваться успехам.
Познавательное развитие: учить рисовать дождь в виде прямых вертикальных линий пальцем на песке, отражая в рисунке явления окружающего мира.
Речевое развитие: учить отвечать на простейшие вопросы, развивать понимание речи педагога, активизировать слова на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
Художественно-эстетическое развитие: воспитывать интерес к окружающему миру и рисованию, развивать чувство ритма.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев, умение ориентироваться в пространстве. |
5 |
Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) |
Была проведена предварительная работа: наблюдение за дождём из окошка, рассматривание иллюстраций в книгах и репродукций картин о дожде, чтение художественной литературы о дожде, слушание музыкальных фрагментов из произведения П. И. Чайковского "Времена года", пение песни "Дождик" (р. н. м. в обработке В. Фере).
А также воспитатель подобрал следующие материалы и оборудование: иллюстрации с изображением неба, затянутого тучами, дождя, туча-макет. |
6 |
Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам |
Отмечалась реализация двигательной активности детей, смена различных видов деятельности детей во время проведения НОД, длительность НОД соответствовала санитарно-гигиеническим нормам |
7 |
Формы организации работы детей в процессе НОД |
Просматривание иллюстраций, показ, дидактические игры |
8 |
Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) |
Реализованы следующие приемы работы с детьми: просматривание иллюстраций, показ, дидактические игры, имеющие перед собой цель привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др. |
9 |
Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) |
На протяжении всего НОД дети были активны, инициативны, заинтересованы, сосредоточены при выполнении задания |
10 |
Анализ усвоения детьми программного содержания |
Программное содержание в процессе занятия усвоено всеми детьми |
11 |
Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД |
Отмечается высокий уровень подготовки педагога: высокий уровень знания материала, грамотный стиль общения; педагогический такт, творческий подход к организации и проведению НОД |
12 |
Общее впечатление выводы |
Занятие очень понравилось. Организованная в конце занятия выставка и обсуждение работ позволило отметить уникальность детского творчества |
Задание 3. Проведение игр, упражнений логико-математической направленности
«Посмотрим друг на друга»
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Содержание: у детей в руках игрушки: у кого-то – одна игрушка, у второго – три игрушки, у следующего – ни одной и т.д. Дети смотрят друг на друга и говорят сколько игрушек у соседа.
Анализ: данное упражнение направлено на:
• Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
• Обогащение новыми представлениями и понятиями;
• Закрепление математических знаний;
• Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
«Игра с кубом»
Цель: закрепит умение различать шар и куб.
Содержание: воспитатель бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».
Дети отгадывают, что это мяч. Воспитатель выясняет у детей почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку : «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Дети отгадывают, затем выясняют, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривают, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).
Анализ: данное упражнение направлено на:
• Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
• Обогащение новыми представлениями и понятиями;
• Закрепление математических знаний ;
• Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
«Внимание»
Цель: развивать способность внимательно рассматривать картинку и запоминать увиденное.
Содержание: дети рассматривают несложные изображения предметов, например: домик и треугольной крышей и двумя окнами, кораблик, три ёлочки ( большая, поменьше и еще меньше) и т.п. Воспитатель: «Я буду показывать картинку, потом буду прятать, а вы должны запомнить и нарисовать».
Анализ: данное упражнение направлено на:
• Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
• Обогащение новыми представлениями и понятиями;
• Закрепление математических знаний ;
• Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Задание 4. Проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей
Ладушки
Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки!
- Что ели? - Кашку!
- Что пили? - Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения. Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени. Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку". В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.
Анализ: данное упражнение направлено на то, чтобы приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Игра с пальчиками
Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".
Слова
"Пальчик-мальчик,
Где ты был?" –
"С этим братцем –
В лес ходил,
С этим братцем –
Щи варил,
С этим братцем –
Кашу ел,
С этим братцем –
Песни пел!"
Движения:
Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы. "Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка"), и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками).
Анализ упражнения: данное упражнение направлено на то, чтобы приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Заинька
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит,
Некуда серому выпрыгнут
Заинька, поскачешь -
Выскочишь,
Серенький, попляшешь -
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Анализ упражнения: данное упражнение направлено на то, чтобы учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Задание 5. Подбор и чтение детям природоведческой литературы
1.В. Даль. «Ворона»;
2.Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
3.Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы..», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;
4.К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце».
5.Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;
6.Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;
7.В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
8.Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);
9.Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;
10. Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);
11. М. Зощенко. «Умная птичка»;
Заключение
В процессе прохождения практики были получены знания и умения по проведению бесед с детьми младшей группы, также в рамках практики было проведено проведения НОД в данной возрастной группе, с последующим анализом занятия. Также были получены навыки подбора дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словаря детей, логико-математической направленности, были осуществлены подбор и чтение детям природоведческой литературы.
Прохождение практики способствовало формированию навыков профессиональной деятельности.
Руководство и педагогический состав ДОУ оказывало всестороннюю помочь в процессе прохождения практики, поэтому сложностей в ее процессе не возникало.