МДК
1) Вторая младшая группа Цель: обобщить умение детей различать и называть свойства предметов - цвет, форма, размер (Задачи: - формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина; - закрепить умение различать и называть круг и квадрат, продолжать знакомить с треугольником; - закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «большой», «маленький»; - продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами «поровну, столько - сколько»; Материал к занятию: 1. Демонстрационный: картинки - геометрические фигуры разного цвета, звери-игрушки, разноцветные ленты разной длины, «полотенца» разной ширины, тазик для стирки, прищепки, цветные клубочки, диск с веселой музыкой, игрушка - кот Леопольд, комната кота Леопольда 2. Раздаточный - разноцветные шарики и кубики, геометрические фигуры, картинки «Большой, средний, маленький», круги, разрезанные на 2-3 части. Методики Игра «Подбери ключ к замочку» Игра «Шарики и кубики» Пальчиковая гимнастика Игра «Игра с клубочком» Игра «Разные картинки» Игра «Разбитые тарелки» Игра «Накроем стол» Игра «Сушим полотенце» Игра «Короче, длиннее» Игра «Слушай музыку» Психогимнастика «Веселый и грустный»
|
2) Составление плана организованной деятельности по предложенному программному содержанию Средняя группа Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко - близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный. Продолжать учить двигаться в заданном направлении по заранее намеченным ориентирам Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала: домик, качели, песочница; 3 матрешки разной величины, музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка. Раздаточный материал. Круги. Ход занятия: Игровая ситуация «Играем с матрешками». 1 ЧАСТЬ. (Воспитатель показывает детям матрешек). Воспитатель: Ребята посчитайте сколько матрешек? Дети: Три матрешки. Воспитатель: Чем отличаются матрешки? Дети: Величиной. Воспитатель: Теперь расставьте матрешек по величине. (Дети расставляют матрешек) . - Расскажите, почему вы так решили? Дети: Потому что одна матрешка большая, вторая поменьше, третья самая маленькая. (Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет матрешек местами) . Воспитатель: Дети откройте глаза и посмотрите, что-нибудь изменилось? Дети: Да, матрешек поменяли местами. Воспитатель: Правильно, молодцы, а теперь расположите их в порядке возрастания. (Дети располагают матрешек от маленькой до самой большой). (Воспитатель хвалит детей) . 2 ЧАСТЬ. Игровое упражнение «Матрешки гуляют». Воспитатель: Ребята посмотрите на постройки, скажите, как они называются? Дети: Домик, качели, песочница. Воспитатель: Ребята расставьте матрешек определенным образом, их нужно расположить, далеко и близко от построек. (Дети располагают матрешек) . - Как вы расположили матрешек? Дети: Далеко, - Близко. 3 ЧАСТЬ. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось». Воспитатель: Ребята запомните расположение матрешек и закройте глаза. (Этим временем воспитатель меняет расположение матрешек). - Откройте глазки и определите, что изменилось. (Дети отвечают при этом используют слова далеко, близко). - Молодцы ребята! 4ЧАСТЬ. Игровое упражнение «Матрешки слушают музыку». Воспитатель: Дети давайте вместе с матрешками послушаем музыку и посчитаем звуки. (Воспитатель три раза ударяет ложками) . - Сколько звуков вы услышали? Дети: Три звука. Воспитатель: Почему вы услышали столько звуков? Дети: Потому что мы услышали три удара ложками. Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали. - Сколько кружков вы отсчитали? Дети: Три. (Воспитатель ударяет четыре раза в барабан). Воспитатель: Сколько звуков вы услышали? Дети: Четыре. Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали. (Дети отсчитывают кружки) . - Сколько кружков вы отсчитали? Дети: Четыре кружка. Воспитатель: Почему вы отсчитали столько кружков? Дети: Потому что мы услышали четыре удара об барабан. (Воспитатель дует в дудочку пять раз). Воспитатель: Сколько звуков вы услышали? Дети: Пять звуков. Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали. (Дети отсчитывают кружки). - Сколько кружков вы отсчитали. Дети: Пять кружков. Воспитатель: Почему вы отсчитали столько кружков? Дети: Потому что мы услышали пять звуков в дудочку. Воспитатель: Молодцы ребята, на этом наше занятие окончено. |
3) Чудесный мешочек Незнайки Цель игры: закрепление количественного счета. Материал игры: мешочек со счетным материалом. Ребенок пользуется только мускульными ощущениями пальцев рук. Ход игры: - Ребята, к нам на занятие пришел Незнайка со своим чудесным мешочком, и он хочет с вами поиграть. Сейчас Незнайка расскажет правила игры. Незнайка: - У меня в мешочке лежат разные предметы. Шишки, пуговицы, грибы, матрешки и еще много чего. Я буду подзывать вас к себе, по одному, и говорить, «Достань из моего мешочка 4 шишки», например Миша, опустит руку в мешочек, и не подглядывая достанет 4 шишки, а мы проверим правильно ли он выполнил задание, пересчитаем шишки. Вы готовы? В ходе игры, дети получили огромную радость что к ним пришел Незнайка. Пересчитывали предметы как в прямой так и в обратной последовательности. Активное участие принимали все дети. Ручки считают, а глазки проверяют Цель игры: та же. Материал игры: на картонках нашиты пуговицы в один или два ряда, платок. Ход игры: - Сейчас мы с вами поиграем. Я буду подзывать к себе одного ребенка, закрою ему глаза платком, и дам картонку на которой нашиты пуговицы. Он на ощупь должен будет пересчитать пуговицы и сказать, сколько у него получилось. Когда мы откроем глаза, например Саше, то все вместе в слух посчитаем пуговицы и проверим, правильно ли их посчитал Саша. В ходе игры ребята использовали прямой и обратный счет. Эта игра проводилась как на занятии, так и в индивидуальной работе. Игра с кубиком. Цель игры: та же. Материал игры: у воспитателя кубик, на гранях которого написаны цифры; у детей счетный материал. Правила игры: Выигрывает тот ребенок, который в ходе игры не разу не ошибся. Содержание игры: Воспитатель, а потом кто – ни будь из детей, подбрасывает кубик и называет число, которое написано на верхней грани куба. Дети отсчитывают на счетном материале соответствующее число. Игра проходила с группой детей, в момент игры их было 7 человек. Дети очень охотно шли на контакт. Вначале возникли затруднения, среди самых слабых детей. Но они старались выполнить задание. На мой взгляд игра несколько сложна для экспериментальной группы. Дидактическая игра «Ракета летит к планетам» Задачи: формировать умение располагать ракеты в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Совершенствовать количественный и порядковый счет. Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке. Ход игры: Выложить ракеты и предложить пересчитать их в прямом и обратном порядке. Затем предложить провести порядковый счет. Предложить ребенку изменять направление ракеты относительно какой-либо планеты. - порядкового счёта. «Угости мишек чаем» В гости к детям приходят медвежата, заранее готовится угощение, чашки, блюдца. После того, как гости усядутся за стол, детям предлагается принести столько чашек, сколько гостей, отсчитать столько же блюдец и т.д. Дидактическая игра «Что изменилось? » Задачи: развивать зрительную память, тренировать наблюдательность, закреплять умение называть порядковый счет. Ход игры: Воспитатель убирает какую-либо планету и предлагает назвать изменения. Либо меняет положение. Дети называют изменения и порядковый счет планеты, которая изменила местоположение. Игра «Которой игрушки не стало?». Расставляют игрушки в определённом порядке. Дети закрывают глаза, а ведущий убирает одну из игрушек. Игра «Кто первый назовёт?». Детям показывают картинку, на которой в ряд расположены предметы. Ведущий договаривается откуда начинать пересчёт предметов: слева направо, сверху вниз. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны посчитать количество звуков и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовёт игрушку, тот выиграл. |
4) Назови геометрическую фигуру Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами, на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты. Ход. Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе. Домино фигур. Цель. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называя ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся так же с новой фигурой-многоугольник. Материал. 28 карточек, на каждой половинки изображена та или иная геометрическая фигура. На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок. Ход. В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладывают на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». Как в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек на стуле. Если ребенок не назовет фигуру, то не имеет право на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения. Найди предмет такой же формы. Цель. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Материал. Геометрические фигуры, предметы круглой формы, квадратной, треугольной, овальной. Ход. Геометрические фигуры лежат на столе, предметы - на другом. Воспитатель просит подойти к столу, обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание. Что лежит в мешочке? Цель. Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Материал. Набор геометрических фигур, мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи, пуговицы, деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки. Ход. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов. |
5) «Украсим коврик». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям». «Домики для медвежат». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть». «Угости мышек чаем». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами. «Подбери дорожки к домикам». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек. «Почини коврик». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики». |
6) «Подбери дорожки к домикам». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек. «Почини коврик». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики». «Мостики для зайчат». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий». Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли». «Сбор урожая». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках. Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие. |
7) Успешность изучения математики в школе во многом определяется не только запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период, но и наличием у ребенка устойчивого произвольного внимания, богатым словарным запасом и, что особенно важно, высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности мышления. При подготовке детей к школе родители, как правило, особое внимание уделяют обучению детей счету, ознакомлению их с величиной и формой предметов, и меньше – ориентировке детей в пространстве. Знание работы по формированию пространственных представлений у детей трудно переоценить: развивается логика, воображение, мышление, активизируется речь, пополняется словарный запас. В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объясните ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый угол, левый нижний угол. Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проведите серию «зрительных» диктантов. На листе выложите орнамент из геометрических фигур, предложите ребенку составить такой же. Позже образец можно убрать, ребенок составляет узор по памяти. И, наконец, ребенок действует под диктовку взрослого. Взрослый говорит, где какие фигуры нужно положить, например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников, между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т.д. В дальнейшем ребенок может самостоятельно составлять орнаменты из фигур, а затем рассказывать, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга. Организуйте с ребенком игры «Найди такой же узор», «Найди узор по описанию», «Что изменилось?», «Составь узор по описанию» и др. В таких играх развивается внимание, наблюдательность, зрительная память. В клеточку... Особенно полезны задания на ориентировку на листе бумаги в клетку. Начинайте с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки. В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка. Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки. Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины. Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Это уже элементы геометрии, черчения! Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур, стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему. |
8) Понедельник. Утро. Виды деятельности. Дидактическая игра «Придумай и сложи». Задачи. Упражнять детей в придумывании и выкладывании различных фигур из счетных палочек, пересчете их. Развивать воображение, наблюдательность. Вечер. Прогулка. Виды деятельности. Наблюдение: изменение продолжительности дня. Задачи. Обратить внимание детей на то, что день стал длиннее, в момент ухода с прогулки еще светит солнце, а в начале зимы в это время было совсем темно. Предложить сделать вывод об изменении продолжительности дня, пояснить, почему день становится длиннее. Дидактическая игра «Расставь игрушки». Задачи. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определять положение предмета относительно себя или другого предмета, закреплять понятия: слева, справа, впереди, сзади и т.д. Вторник. Дидактическая игра «Где чей домик?» Задачи. Развивать представления детей о движении в пространстве, формировать умение использовать схематическое изображение пути движения, составлять схемы с различными игровыми установками. Среда. Прогулка. Виды деятельности. Дидактическая игра «Ориентируемся в комнате». Задачи. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, называть положение предметов по отношению к себе. Активизировать словарь, развивать пространственное воображение. Пятница. Работа с детьми в группе. Виды деятельности. Дидактическая игра «Только одно свойство». Задачи. Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур, формировать умение выделять ключевые признаки фигуры, характеризовать заданную фигуру.
|
9) Игра «Танграм». Цель: учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта, ориентируясь на образец (А) ; рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход ее выполнения (Б); развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически (В). Материал: набор фигур к игре "Танграм". Ход выполнения А) Составление фигуры-силуэта зайца. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца? " Нужно назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц, разных размеров. После того, как рассмотрели, из каких фигур составлен заяц, дети берут свои наборы и составляют фигуру зайца. Затем воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру, то есть назвать расположение составных частей по порядку. Б) Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся Воспитатель обращает внимание детей на образец "Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?" После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске. В) Составление фигуры-силуэта домика. «Рассмотри внимательно домик - стены, крышу, трубу. Расскажи, как бы ты составил его из имеющегося набора фигур». Затем предложить ребенку изобразить графически, мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика. На протяжении ряда занятий ребенок составляет еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам. Упражнение «Квадраты». Цель: уточнение образа квадрата посредством решения конструктивной задачи; также игра способствует развитию аналитико– синтетического визуального мышления. Материал: цветные квадраты, разрезанные на части. Инструкция: Собери квадрат из деталей. Упражнение «Забавные фигурки». Цель: развитие конструктивного мышления. Материал: треугольники и квадраты из дидактического набора. Ход выполнения: воспитатель предлагает ребенку сложить из квадратов полоску; сложить полоску из деталей треугольной формы; затем предлагает сложить какой–нибудь узор из квадратов и треугольников. Упражнение «Флажки». Цель: развитие аналитико – синтетического мышления, также упражнение способствует уточнению представлений о геометрических фигурах. Материал: конверт с геометрическими фигурами из тонкого цветного картона и карточки с флажками. Ход выполнения: воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями флажков по одной, ребенок должен сложить такие же флажки в той же последовательности и в том же порядке. Упражнение «Сложи из палочек». Цель: развитие конструктивного мышления. Материал: счетные палочки. Инструкция: · сложить два квадрата из семи палочек; · сложить три треугольника из семи палочек; · сложить прямоугольник из шести палочек; · из пяти палочек сложить два разных треугольника; · из девяти палочек составить четыре равных треугольника; · из десяти палочек составить три равных квадрата; · можно ли из одной палочки на столе построить треугольник? · можно ли из двух палочек построить на столе квадрат? |
10) Игры на составление целого из частей и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры "Составь картинку", магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур также являются материалом для таких игр. Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.
Руководство состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла, освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла. Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой". На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др. Назначение. Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу. Руководство. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей. Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные. Игры и упражнения с цветными счетными палочками. Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника. Игровые упражнения организуются по инициативе детей, небольшими подгруппами, каждый из них активно действует при этом практически. Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур. Руководство. Воспитатель ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла. Логические задачи. "Найди ошибку", "Какая фигура следующая", "Какая фигура здесь лишняя и почему", "Найди, чем отличается" (рис.) эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя воспитатель.
Назначение. Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать. Руководство. Постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: "Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя". |
11) Дидактический наглядный материал: Демонстрационный материал. Подставка с двумя полочками, 4 вида игрушек, по 5 шт. каждого вида. Раздаточный материал. У каждого по 2 полоски разного цвета и разной длины, подносы с мелкими игрушками. - продолжать учить сравнивать предметы по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке в пределах 3, результаты сравнения обозначать соответствующими словами - совершенствовать умения различать части суток и устанавливать их последовательность. Демонстрационный материал. Корзина, муляжи овощей, 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч. Раздаточный материал. Наборы ёлочек разной высоты. |
12) Дидактический материал: магнитные доски, магниты, мольберты, маркеры, цифры, листья с цифрами, геометрические фигуры, карточки с цифрами, математические наборы. Карточки с заданиями-образцами, 2 карточки с пустыми клеточками, фишки. |
13) Средняя группа. Формирование геометрических представлений. Понятие о форме. Задачи: · закрепить знания детей о форме, · упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. |
14) Средняя группа. Обучение счету. Задачи: · Формировать умения детей считать предметы на рисунке, расположенные по-разному. · Закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета. · Развивать мелкую моторику, внимание, умение ориентироваться на круге. |
15) Подготовительная группа. Методы и приёмы: • Практические. • Словесные. • Наглядные. Материалы и оборудование: кукла Буратино, касса цифр, картинки – иллюстрации задач, схемы задач, карточки для измерения длины, линейки, условные мерки, мяч, геометрические фигуры - игра «Танграм», образец лисы, природный материал – жёлуди, пластилин, бусинки. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Буратино, но он какой – то грустный. Давайте спросим, то с ним случилось. Дети: Буратино, почему ты такой грустный? Буратино: Я очень хочу учиться в школе, но Мальвина сказала, что я ещё не готов идти в школу, потому что не знаю буквы, цифры, не умею решать задачи, читать. Ребята, а вы хотите идти в школу, готовы к школе? Дети: Да, мы хотим идти в школу, и мы всё умеем. Воспитатель: Не расстраивайся, Буратино, ребята тебе помогут подготовиться к школе. Садись Буратино, и вы ребята, проходите, садитесь на свои места. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Занимательной математике и выполним много интересных заданий, но сначала вспомним правила поведения на занятии: -Ты сиди за партой стройно и веди себя (достойно) -Парта – это не кровать и на ней нельзя (лежать) -Ответить хочешь – не шуми, а только руку (подними) Ну вот, правила вспомнили, можно приступать к выполнению первого задания. 1 задание: Решение арифметических задач. Воспитатель: Рассмотрите рисунок на доске и составьте задачу. Вика, составь, задачу. В скворечнике было 4 скворца, прилетело ещё 2 скворца. Это условие к задаче. Какой вопрос? Сколько стало скворцов в скворечнике? Выложите решение на столах, что у вас получилось? (4+2=6) Ответ:6 скворцов. Воспитатель: вторая задача в стихах. В сад 9 пчёлок прилетело. Одна из них на клумбу села Все остальные через сад К себе на пасеку спешат. Так сколько ж пчёл летит из сада? Нам сосчитать тех пчёлок надо. (9-1=8) Ответ: 8 пчёлок. Воспитатель: решите задачи по схемам (круг, на нём нарисованы лебеди в двух кружках, в одном 3, во втором 1) Решение:3+1=4. Вторая схема (круг, на неё 5 грибов, 2 гриба зачёркнуты) Решение: 5-2=3 (Дети рассказывают, где условие, вопрос, решение, ответ). Воспитатель: В первом мешочке 7 столовых ложек риса, а во втором – 8 столовых ложек риса. В каком мешочке больше риса? Выложите решение на столе и поставьте знак «<», «>», «=». Если взять другую мерку, больше, чем эта, что станет с числом? Дети: Число уменьшится. Воспитатель: Игра «Поймай слог» (стоя в кругу с мячом). Я буду «бросать» вам слог, а вы должны «превратить» его в слово. (па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.). Молодцы и с этим заданием справились. Воспитатель: садитесь на места. Сейчас мы будем сравнивать предметы по длине и узнаем, чей путь самый короткий (домик мальчика Серёжи, 3 дороги, ведущие к домику). Как мы можем определить какая дорога длинная, какая короче, какая самая короткая? (с помощью условной мерки, линейки, карандаша, ленточки, палочки и т. д.) Мы будем измерять с помощью линейки и записывать результат цифрами (дети определяют, какой отрезок длиннее, какой короче, какой самый короткий) . - Какая дорога самая короткая? (Под цифрой 2) - Какая дорога подлиннее? (Под цифрой 1) . - Какая дорога к домику самая длинная? (Под цифрой 3) . Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Всё о тебе». - Послушайте задания и выполните их, если это необходимо: 1. Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши. 2. Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, подпрыгните 3 раза. 3. Если вам не нравится запах выхлопных газов, помашите рукой перед лицом. 4. Если вы не мусорите на улице, поднимите руки вверх. 5. Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками. 6. Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите её попусту, моргните. 7. Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю, вместо того, чтобы убить, коснитесь правого уха. Воспитатель: Игра «Найди лишний предмет» (стоя около доски) . Объясните, почему он лишний. Дети: Шляпа – лишняя, так как – это головной убор, а здесь нарисованы цветы и т. д. Воспитатель: А сейчас назовите дни недели по порядку, в прямом и обратном порядке (дети называют) . Воспитатель: Игра «Угадай – кА». - Отгадай число, если оно находится между числами 6и8. Какое место оно занимает? (7) - На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает( 6) - Я задумала 2 числа и сложила их, у меня получилось5. Какие числа я сложила? (4 и1, 2и3) Воспитатель: Послушайте стихотворение (игра «Танграм») . «Я несчастная лиса, Мне вцепилась в хвост оса. Я бедняжка так вертелась, Что на части разлетелась, Три сороки возле пня, Стали складывать меня, Между ними вспыхнул спор Получился мухомор Помогите, помогите, Из кусков меня сложите. - Ребята, помогите лисе, сделайте её из геометрических фигур, которые лежат у вас в конвертах (дети выполняют задания) . Воспитатель: Послушайте хитрые задачки. 1. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок) . 2. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа) . 3. Росли 2 вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной) . 4. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные утки улетели) . 5. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2 –х стульев? (8) . 6. Сколько рогов у 3 коров? (6) . Воспитатель: Ребята, давайте, чтобы Буратино не грустил сделаем ему друга – Робота Боба из желудей (ручной труд из природного материала) . С помощью чего можно одну часть присоединить к другой? (дети – пластилина) Выполняйте. Итог: Ну вот, Буратино, ты многому научился от наших ребят и можешь идти в школу, не скучай, мы тебе сделали друзей. А наше путешествие закончено. Ребята, что вам больше всего понравилось? (решать задачи, измерять отрезки, играть с мячом, составлять предметы из геометрических фигур, или мастерить фигурки). |
16) С детьми была проведена прогулка по новому жилому району, в котором находится детский сад. Здесь построено много высоких домов, но встречаются и низкие дома. Трёхэтажное здание детского сада окружено девяти-и двенадцатиэтажными домами. Делясь впечатлениями, дети рассказывали друг другу: "Самые высокие дома - это башни. Их видно даже издалека. Наш детский сад не такой высокий, он ниже этих домов, у него есть первый и второй этажи, а ещё выше третий, где музыкальный зал. А помните, мы видели маленький домик с садиком." Дети заспорили о том, в каком доме лучше жить: в доме садом или в башне. Вечером дети начали строить разные по высоте дома из кубиков, а несколько девочек рисовали одноэтажный дом с садиком, на фоне жилого высокого дома. Вопросы: В какой возрастной группе проводилась прогулка? Обоснуйте свой ответ. § В чём её познавательная ценность? § О чём свидетельствовала деятельность детей после прогулки? 1. Вторая младшая группа 2. Формирование понятий о величине 3. О сформированности понятий, успешности деятельности в процессе режимного момента |
17) Воспитатель принёс на занятие в двух сетках большие и маленькие мячи и спросил у детей, поровну ли мячей. Ответы были разные. Воспитатель предложил подумать, как проверить, кто из них прав. Дети предложили пересчитать мячи в сетках. Воспитатель сказал, что сегодня они будут проверять по другому. Он вынимал по одному большому мячу из сетки, а дети одновременно выкладывали на индивидуальных карточках большие кружки. После каждого маленького мяча откладывали на нижнюю полоску маленькие кружки. Вопросы: · Какая программная задача решалась на данном занятии? · Какие задания и вопросы были заданы детям в процессе и после выполнения задания? · Какое обобщение сделано воспитателем после ответов детей? Формирование представлений о величине • Учить детей сравнивать предметы по величине (размер), используя слова: больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы. • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов. • В процессе занятия вы научились определять размеры предметов. |
18) У воспитателя в руках таблица с изображением фигур разного цвета и размера. В центре таблицы стрелка. У детей карточки, на которых нарисованы предметы. Воспитатель стрелкой показывает на фигуру, дети поднимают карточку, на которой предмет имеет ту же форму. Дети должны объяснить, почему показали карточку с этим предметом. Вопросы: · В какой возрастной группе и с какой целью может проводиться это упражнение? · Какие дидактические игры и игровые упражнения можете предложить для решения данной задачи? Формирование представлений о величине • Учить детей сравнивать предметы по величине, используя слова: больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы. • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов. Чудесный мешочек |
19) Впервые на занятии детям показывают приёмы измерения крупы с помощью условной мерки. Перед показом воспитатель сказал: "Я буду измерять крупу, а вы смотрите внимательно и откладывайте перед собой палочки." Отмерив 4 майонезных банки крупы, он пересыпал её в большую банку. При проверке результатов оказалось, что большинство детей отложило 8 палочек. Вопросы: В чём причины ошибки детей? Не было конкретизировано на какое действие надо откладывать палочку Какую инструкцию должны были получить дети перед выполнением задания? Я буду измерять крупу, а вы смотрите внимательно и откладывайте перед собой палочки, по количеству баночек, высыпанных в большую банку. В какой последовательности должна вестись работа по обучению детей измерению жидких и сыпучих тел? Ввести детей в измерение: показать им, что можно и нужно измерить, для того чтобы посчитать; что нельзя посчитать, не измерив. Важно при этом на первом же занятии показать разные величины, познакомить детей с меркой не самим термином «измерить», давая разные однокоренные слова: мерили, померили, измерили, мерка. Занятие можно начинать с пересчета каких-либо предметов, стоящих на столе. Дети считают и называют итоговое число: всего восемь кубиков. Затем воспитательница ставит на стол миску с крупой. «А как можно узнать, сколько здесь риса?» — спрашивает воспитательница, обращаясь к детям. Дети привыкли, что в ответ на вопрос «Сколько?» необходимо считать, поэтому они говорят: «Надо посчитать!» — «Как?» И тут начинается поиск пути. Ведь привычным способом пересчитать рис почти невозможно: считать по зернышку очень долго, кроме того, с рисом, пересчитанным по зернышку, действовать дальше крайне неудобно; для каши надо отобрать, предположим, 3596 зернышек. Все это воспитательница объясняет детям, когда они отвечают; «Надо посчитать по рисинке». Иногда дети предлагают: «Надо взвесить». «Правильно, — говорит воспитательница, — но у меня нет весов. И дома не всегда бывают весы, а нам надо сварить кашу. Что мы для этого делаем?» На столе у педагога стоит миска с рисом, пустой стакан и пустая миска (рис. 15). Воспитательница показывает детям стакан и спрашивает: «А стаканом можно узнать, сколько здесь риса?» Дети не знают. «Я покажу как». Насыпает полный стакан риса, обращает внимание детей на то, что крупа доходит до его краев, затем высыпает рис в пустую миску. «Дети, — говорит воспитательница, — чтобы нам не сбиться со счету, я буду ставить кубики, а вы кладите фишки. Сколько стаканов риса высыпем в эту миску, столько кубиков и фишек положим. Сколько я высыпала стаканов риса?» Дети. Один. Воспитательница: Сколько кубиков я должна поставить на стол? Дети. Один. Воспитательница. А сколько фишек вы должны положить перед собой? Дети. Одну. После такого уточнения, сделанного в самом начале занятия, воспитательнице надо следить за тем, чтобы дети каждый раз выкладывали фишки, когда она высыпает стакан. Но при этом совсем не обязательно каждый раз спрашивать: «Сколько стаканов риса я высыпала?», чтобы не отвлекать детей от основного — учиться измерять, следя за одинаковой наполненностью мерки. Педагог может проверить понимание детьми содержания производимой операции следующим образом. Насыпая второй стакан, педагог обращает внимание на то, что риса в нем столько же, сколько было в предыдущем, и что фишку надо выкладывать только тогда, когда рис будет высыпан во вторую миску. В следующий, третий стакан воспитательница специально насыпает риса меньше половины, потом, как обычно, подносит его к миске и видит, что дети потянулись к фишкам, фиксирующим результаты измерения (рис. 16). Остановив их, воспитательница обращает внимание на наполненность стакана, выясняет, такими ли были предыдущие, дополняет стакан рисом до установленной на этом занятии меры, подчёркивает обязательность ее соблюдения. Только тогда рис высыпается из стакана в миску и детям разрешается положить очередную фишку, а воспитательница ставит кубик. Четвертый стакан идет «спокойно», как должно быть, а вот пятый педагог насыпает как можно полнее, «с горочкой», чтобы риса в нем было явно больше, чем в предыдущих (рис. 17). Дети опять тянутся за фишкой, полагая, что, чем полнее стакан, тем лучше и что неправильно лишь тогда, когда крупы в нем мало. Следует вновь обратить внимание детей на то, какими были предыдущие стаканы, напомнить, что риса в них было много, но все-таки меньше, чем в этом, а считать нужно только те стаканы, в которых риса одинаково, поровну. Воспитательница отсыпает рис, затем пересыпает его в другую миску, где уже есть четыре стакана риса, и только тогда дети должны положить фишку. Насыпая последний стакан, воспитательница вновь обращает внимание детей на то, что он полный, напоминает, что все уже отсыпанные стаканы были такой же наполненности. После этого дети пересчитывают фишки и говорят, сколько стаканов риса было: «Шесть стаканов риса». На данном занятии лучше всего использовать прозрачную посуду, чтобы дети видели, как в одной миске рис уменьшается, а в другой увеличивается, стаканы тоже в этом случае лучше иметь прозрачные. Теперь, когда весь рис измерен и дети назвали получившееся число стаканов, воспитательница должна сообщить, каким же способом им удалось достичь желаемого результата. Воспитательница. Дети, что мы с вами делали? Дети. Мы считали. Воспитательница. Верно. А что мы делали для того, чтобы сосчитать? Дети. Мы насыпали рис в стаканы, потом высыпали его. Воспитательница. Хорошо. Мы с вами мерили рис, измеряли его. Мы измерили и узнали, сколько стаканов риса было в нашей миске. Но, чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что крупу можно измерять только стаканом, воспитательница показывает чашку и спрашивает: «Чашкой можно измерить рис?» Независимо от ответа детей нужно показать, как это делать, пересыпав две полные чашки из одной миски в другую. «А блюдцем можно измерить рис?» — задает новый вопрос воспитательница. Обычно на лицах детей отражается недоумение. Им кажется, что уж блюдцем-то, конечно, мерить нельзя. Нужно показать им, что и блюдцем можно измерить рис, но мы почти никогда так не делаем, потому что это неудобно. Затем те же вопросы надо задать детям, показав ложку и продемонстрировав возможность пользоваться ею как меркой при определении количества риса. Надо пояснить, что при измерении большого количества риса ложками пользоваться неудобно. Итак, мы впервые познакомили детей с измерением риса разными условными мерками, обратили внимание на необходимое условие — одинаковость полноты мерки в каждом отдельном случае отмеривания. Сообщили им названия соответствующих действий: мерили, измерили, померили. |
20) Для занятия в старшей группе каждому ребёнку дежурные положили 3 квадратных листа бумаги, ножницы. Вопросы: Для решения какой программной задачи может быть предложен данный материал? Формирование понятий о преобразовании геометрических фигур. Как вы объясните задание детям? Давайте разрежем листы на треугольники и составим из них домик. Какие упражнения можете предложить детям? Танграм |
21) Выполняя задание воспитателя: положить на верхнюю полоску карточки столько бабочек, сколько на верхней полоске цветов. Лена разложила бабочек двумя руками от середины к краям, тесно прижимая их друг к другу. В результате оказалось что вместо 4 бабочек о на положила 6 бабочек. Воспитатель предложил детям проверить, поровну ли бабочек и цветов, наложив их друг на друга. Лена положила бабочек на цветы так, чтобы границы множеств совпали, а лишних бабочек разложила в промежутках между цветами. На вопрос: "Поровну ли цветов и бабочек?" - Лена ответила утвердительно. Вопросы: Какие ошибки были допущены ребёнком? Не было отступов между бабочками, не соответствие количества цветов, количеству бабочек Назовите возможные причины пробелов в умениях ребёнка? Недостаточно четкое объяснение учителя Какую работу можно провести воспитателю по исправлению ошибок Лены? Проведение дидактических игр по данной тематике Какие вы можете предложить советы родителям Лены? Тренировать глазомер ребенка в сопоставлении предметов. |
22) Программное содержание: продолжать учить считать в пределах пяти и показать порядковое значение числа пять; учить сравнивать два предмета по двум признакам величины, результаты сравнения определять выражениями «красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»; совершенствовать умения определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Дидактический наглядный материал: · демонстрационный: 2 Куклы (, 2 ленточки - красная длинная и широкая, зеленая короткая и узкая, игрушки для дидактической игры · раздаточный: картинка из рабочей тетради (с.9, тема: счет до 5, задание А) Методические указания. Игровая ситуация: Куклы собираются в гости к гномикам. I часть. Куклы готовят ленточки для бантиков. Расположить ленточки на фланеллеграфе рядом. - Чем отличаются ленточки? Одинаковые ли они по цвету? - Что можно сказать о длине ленточек? Предложить сравнить ленточки по длине. Уточнить правила сравнения: положить их друг под другом, подравнять с левой стороны. - Какие ленточки по длине? Предложить показать длину каждой ленточки. - Какая ленточка по длине красная по сравнению с зеленой? Дать образец ответа: красная ленточка длиннее зеленой ленточки. - Что можно сказать о ширине ленточек? Предложить сравнить ленточки по ширине, расположив их рядом друг с другом на одной линии снизу. - Какая по ширине красная ленточка по сравнению с зеленой? Предложить показать широкую ленточку и добиваться полных ответов. Предложить показать ленточку для бантика большой Куклы и маленькой Куклы. Воспитатель завязывает бантики. - Почему красный бантик получился большой? Выслушать ответы детей и сделать обобщение: красный бантик получился большой, потому что ленточка была длинной и широкой. Предложить в такой же последовательности рассказать о размере зеленого бантика. II часть. Куклы гуляют с гномиками (картинка с изображением гномиков из рабочей тетради, с.9, тема: счет до 5, задание А) Предложить рассмотреть картинку. - Как узнать сколько гномиков? Напомнить правила счета. Предложить нескольким детям посчитать вслух. - Сколько гномиков? - Чем отличаются гномики друг от друга? Предложить посчитать гномиков по порядку. - Который по счету гномик в желтом костюмчике? На пятом месте гномик в каком костюмчике по цвету? - У каждого гномика есть шарик? - Сколько шариков? Предложить посчитать. - По сколько гномиков и шариков? Предложить посчитать шарики по порядку. - На котором месте синий шарик? Четвертый шарик какого цвета? Каждый раз дети проверяют правильность своего ответа путем порядковым счетом. III часть. Дидактическая игра "Спрячь игрушки?". Куклы играют с гномиками: прячут игрушки в группе, дети помогают гномикам найти игрушки и называют место спрятанной игрушки с использованием пространственных наречий (сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа) относительно себя. Дети ищут глазками, находясь в определенной точке отсчета. Средняя группа. Методика проведения первой части организованной деятельности: проведена организация работы, объяснение, собственный показ, комментарии действий, вопросы к детям, обобщения ответов детей и результатов действий. |
23) Готовясь к занятию, воспитатель ставит на вой стол: две одинаковые по размеру банки, в одной из них крупа; стаканы и счёты; картинки с изображением разных животных. На столы детям дежурные ставят: две чашки (одна - с рисом, другая - пустая), кладут столовую и чайную ложки, счётные палочки, тетрадь в клетку, цветные карандаши. Вопросы: Какие программные задачи будут решаться на занятии? В какой возрастной группе? - продолжается работа по формированию представлений о численности множеств, способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения; - дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ; Определите структуру занятия с указанием программной задачи, которая будет решаться. - дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в 1, 2 и 3 элемента, как и в средней группе, дети отсчитывают количество предметов по названному числу или образцу или больше (меньше) на единицу, упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками на основе восприятия различными анализаторами; - с целью подготовки детей к счету групп их обучают умению разбивать совокупности в 4, 6, 8, 9, 10 предметов на группы по 2, 3, 4, 5 предметов, определять количество групп и число отдельных предметов; - дети знакомятся с количественным составом чисел из единиц в пределах 5 на конкретных предметах и в процессе измерения, что уточняет и конкретизирует представление о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел; - продолжается обучение детей различению количественного и порядкового значения числа, вырабатываются умения применять количественный и порядковый счет в практической деятельности; - в ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с цифрами от 0 до 9, они учатся относить их к числам, различать, использовать в играх. |
24) Организуя занятие по математике в старшей группе, воспитатель с помощью дежурных разложил на столы индивидуальный материал и пригласил детей на занятие. Когда дети сели на свои места, он сказал: "Сейчас у нас будет занятие. Догадайтесь какое." Дети, посмотрев на материал, лежащий на столах, правильно определили вид занятия. Педагог предлагает вспомнить, что они делали на прошлом занятии, и говорит, что они сегодня ещё раз будут сравнивать числа потому, что некоторые дети ещё ошибаются. "И ещё, - продолжает воспитатель, - вы будете сегодня раскладывать предметы от меньше к большему и от больше к меньшему, а также будете определять, какую форму имеют разные предметы." В конце занятия дети рассказывали, что они делали на занятии, в чём упражнялись, что нового узнали. Вопросы: Для чего воспитатель рассказывал детям содержание предстоящего занятия? Какое значение имеют такие методические приёмы в старшем дошкольном возрасте? Из каких разделов программы по математике наметил воспитатель задачи обучения на данном занятии? Какие вы можете предложить варианты начала занятия? Активизация внимания детей. Дети концентрируются на содержании занятия. Закрепление навыков сравнения величин, обучение количественному счёту в прямом и обратном порядке. Чудесный мешочек Незнайки. Цель игры: закрепление количественного счета. Материал игры: мешочек со счетным материалом (шишки, пуговицы, грибы, матрешки, шарики). Ребенок пользуется только мускульными ощущениями пальцев рук. Ход игры: - Ребята, к нам на занятие пришел Незнайка со своим чудесным мешочком, и он хочет с вами поиграть. Сейчас Незнайка расскажет правила игры. Незнайка: - У меня в мешочке лежат разные предметы. Шишки, пуговицы, грибы, матрешки и еще много чего. Я буду подзывать вас к себе, по одному, и говорить, «Достань из моего мешочка 4 шишки», например Миша, опустит руку в мешочек, и не подглядывая достанет 4 шишки, а мы проверим правильно ли он выполнил задание, пересчитаем шишки. Вы готовы? В ходе игры, дети получили огромную радость что к ним пришел Незнайка. Пересчитывали предметы как в прямой так и в обратной последовательности. Активное участие принимали все дети. |
25) Для подвижной игры "Автомобили и гаражи" воспитатель в разных местах участка прикрепляет числовые карточки, на которых наклеено от одного до пяти кружков. Это номера гаражей. Детям он раздаёт по одной карточке, на которых наклеены от одного до пяти треугольников - это номера машин. По сигналу воспитателя автомобили, двигающиеся в разных направлениях должны приехать в свой гараж, на номере которого столько же кружков, сколько треугольников на номере машины. Игра повторяется 3 раза, каждый раз по указанию воспитателя дети обмениваются карточками. Вопросы: С какой целью проводилась игра и в какой возрастной группе? Какие методические приёмы будете использовать для проверки правильности выполнения задания? Назовите игры и упражнения, которые помогут решить данную задачу обучения. Средняя группа. Обучение счету. Задачи: · Формировать умения детей соотносить предметы, расположенные по-разному. · Закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета. · Развивать мелкую моторику, внимание, умение ориентироваться на круге. Обучающее пособие: Математические корзинки помогут дошкольнику освоить счет в пределах 5, ребенок сможет научиться складывать и вычитать. Малыша ждут веселые зверята-цифрята: Ежик-единица, Зайка-двойка, Мышка-тройка, Крыска-четверка, Собака-пятерка. У каждого из них есть своя корзинка-вкладыш (диаметр 8,5 см), в которую они любят собирать грибы-вкладыши (размер 2 см). На каждой корзинке есть специальные выемки, куда можно будет вставить грибы (количество выемок на корзине соответствует цифре, которая на ней указана). Поиграйте с малышом в игру: сколько грибов нужно найти зайчику или ежику, чтобы корзина стала полной, кто набрал больше грибов и другие. В инструкции, которая есть в комплекте, вы найдете описания более десяти игр. Малыш сможет обводить, заштриховывать, разукрашивать грибы и корзинки, что будет способствовать развитию мелкой моторики рук. В комплекте вы найдете 5 корзинок-вкладышей и 21 грибок. Эти детали и основа изготовлены из многослойной фанеры. Материал: бумага, многослойная фанера |
26) В ходе занятия по математике детям были предложены следующие задания: - вырезать нарисованные на листе фигуры за 1 минуту. Сравнить, кто сколько успел сделать. - построить домик из строительного материала за 3 минуты. Оценить сложность построек. В процессе выполнения задания дети должны были следить за временем по песочным часам и успеть выполнить работу за отведённое время. Вопросы: С какой целью предлагались эти задания? Задания на видоизменение геометрических фигур в организованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Какую роль играет умение распределять деятельность во времени в жизни человека и для ребёнка? Формирование элементарных математических представлений Какие упражнения в повседневной жизни помогут сформировать соответствующие временные представления у детей? Создание построек из кубиков |
27) Программное содержание: закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее в пределах 10; закрепить умение называть предыдущее, последующее и определять пропущенное число; закрепить представления о последовательности дней недели; совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать умение видоизменять геометрические фигуры. Дидактический наглядный материал · демонстрационный материал: мяч, музыка для игры, 2 набора цифр разного цвета. · раздаточный материал: тетрадь в клетку с образцом узора (см. в тексте), карандаш простой и желтый, набор цифр, лист в клетку с изображенными фигурами: квадрат, прямоугольник, 5-угольник, цветные карандаши. I часть. Игровое упражнение «Игра с мячом». Дети встают в круг (полукруг) вместе с воспитателем. Задания детям: - какое число называется предыдущим (последующим) числом? - назвать предыдущее число к названному (8, 5, 10, 3) - назвать последующее число к названному (9, 2, 7, 6) - назвать пропущенное число к названным (2…4, 3…5, 8…10, 6…8) После выполнения каждого задания ребенок возвращает мяч воспитателю. II часть. Игровое упражнение «Рисуем точки». В тетради в клетку дан образец: от предыдущего задания пропущено 4 клетки вниз. Дети рассматривают образец: сколько клеток отступили от предыдущего задания вниз, что изображено в клетках, в каких углах клетки поставлены точки (в верхнем левом углу и в нижнем левом углу в каждой клетке). Дети продолжают выполнять задание до конца строчки и в конце после оценки воспитателя под строчкой рисуют желтым карандашом улыбающееся солнышко (просто солнышко).* * в дальнейшем после каждого задания в тетради воспитатель оценивает работу детей "солнышком" III часть. Подвижная игра "Найди пару". Воспитатель объясняет правила игры: дети выполняют движения под музыку по заданию, по окончанию музыки находят пару для названного числа. Дети берут любую карточку с цифрой. Игра повторяется 3-4 раза со сменой карточек. После каждого раза дети объясняют свои варианты состава числа в паре или отсутствие у него пары. IV часть. Игровое упражнение «Измени фигуру». У детей лист бумаги в клетку с нарисованными фигурами: квадрат, прямоугольник, пятиугольник. Дети называют изображенные геометрические фигуры и выполняют задания по указанию воспитателя: - разделить квадрат так, чтобы получились другие геометрические фигуры и закрасить одну из полученных фигур. Аналогичные задания дети выполняют с другими фигурами и рассказывают какие другие фигуры и сколько их получилось. V часть. Подвижная игра "Живая неделя" . Дети делятся на две команды, у детей карточки с цифрами, уточняет цифру какая обозначает день недели. Воспитатель читает стихи и по мере называния дня недели каждая команда строит свою неделю. Жаль, всего семь дней в неделе – Дел навалом у Емели: В понедельник на печи Протирает кирпичи. Не скучает и во вторник – Он плетет слону намордник. Языком молотит в среду И баклуши бьет соседу. После дождичка в четверг Он пускает фейерверк. Пятница – тяжелый день: Тень наводит на плетень. И суббота не суббота: У него на мух охота. На седьмой настанет день – Сдвинет шапку набекрень… Потому что воскресенье – это Праздник и веселье: И, улегшись на печи, Ест Емеля калачи! В общем, трудно жить Емеле… Было б восемь дней в неделе – Вот тогда бы он успел Сделать много важных дел! Дети делают перекличку названных дней недели. Воспитатель предлагает составить неделю от названного дня (среда, пятница, воскресенье) и проверяет правильность выполненного задания. 1. Подготовительная группа. 2. Навыки счета в пределах 10; пространственная ориентировка на листках бумаги в клетку; соотношение величин; преобразование геометрических фигур; закрепление временных представлений. 3. Дидактические, подвижные игры. |
28) Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Программное содержание: - познакомить с днями недели, упражнять в последовательном назывании дней недели; - упражнять в счёте на слух, устанавливать связь между количеством звуков количеством зрительно-воспринимаемых предметов в пределах 7; - продолжать учить раскладывать предметы по длине в убывающей последовательности, пользоваться понятиями "самый длинный, "короче", "ещё короче" и т.д.; - упражнять ориентироваться в пространстве; - упражнять видеть геометрические фигуры в окружающих предметах Подготовка к занятию - демонстрационный материал: карточки с изображением деятельности детей в разные дни недели, бубен, ширма, кукла и кошка, предметы, имеющие форму основных геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника); раздаточный материал: карточки с изображением одной из геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника), карандаши разного цвета и разной длины, плоскостные пирамидки по 7 на каждого ребёнка. Литература 1. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду - М., 1978 2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Планы занятий для старшей группы. Ход занятия. Вместе с дежурными приготовлю раздаточный материал на подносах (плоскостное изображение пирамидок, по 1 карточке на ребёнка с изображением геометрической фигуры, 1 ленточка). Предложу детям убрать игрушки и подойти ко мне. Скажу: сегодня у нас занятие. Пройдёт день, вечер, ночь и мы с вами скажем, что это занятие было вчера, Завтра уже будет другое занятие. Так идут дни за днями. Для каждого дня недели придумали своё название, чтобы легче было узнать когда и что нужно сделать. Сегодня мы с ними и познакомимся. Предложу детям сесть. Скажу: В недели 7 дней. Постарайтесь запомнить названия дней недели, я назову их по порядку - понедельник, вторник и т.д. Теперь давайте вспомним какие у нас занятия в каждый день недели. Первый день недели наступает после выходных. Как он называется? (понедельник) Чем вы занимаетесь в этот день, какие занятия? (физкультура и ...) После понедельника какой день наступает? Какие занятия во вторник? По ходу помогаю детям в назывании дней недели и вспоминать занятия. По ходу беседы выставляю картинки, изображающие деятельность детей в каждый день недели. Предлагаю повторить дни недели хором в соответствии с картинками. Итак, в понедельник у нас занятие по физкульутре. Что вы делаете на физкультурном занятии? Сейчас мы тоже с вами займёмся физкультурой. Предложу взять свои карточки с изображением геометрической фигуры. Спрошу: Какая фигура изображена у вас на карточке. Обращу внимание на предметы, расположенные на ковре. Скажу, что все эти предметы похожи на ваши геометрические фигуры. Дам задание: вы должны найти предмет, похожий на вашу геометрическую фигуру и встать около него. После выполнения задания спрошу: какой предмет ты нашёл, какую форму он имеет и на какую геометрическую фигуру похож. Затем проведу физкультминутку (со словами дети выполняют соответствующие движения): В домик к нам жук влетел, зажужал он и запел: ж-ж-ж (сложить ладошки) Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел (направить ладошки вправо) Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел (направить ладошки влево) Жук наш приземлился вниз, ты к нему вниз наклонись (направить ладошки вниз) Жжужа закружился ж-ж-ж и взлетел (направить ладошки вверх и покружиться) Жук вот правая ладошка, посиди на ней немножко (показать правую ладошку) Жук вот левая ладошка, посиди на ней немножко (показать левую ладошку) Жук наверх полетел и присел на потолок (опустить руки и посмотреть вверх) Предложить детям сесть на свои места. После понедельника какой день наступает? Какое у нас занятие во вторник? (ознакомление с художественной литературой) Чем мы занимаемся? (читаем сказки, рассказы, стихи) Есть интересный рассказ "Усатый-полосатый" про девочку, у которой был кот серый, усатый и весь полосатый. Послушайте, что однажды приключилось: Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы. Как начал он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку. И давай его катать А потом загнал под шкаф. Из-под стула под кровать. Ждёт на коврике у шкафа, От стола до табурета, Притаился, чуть дыша... От комода до буфета. Коротка кошачья лапа - Подтолкнёт - и цап-царап! Не достать карандаша! Котёнок разбросал все карандаши - давайте поможем девочке навести порядок и аккуратно разложить карандаши, которые разбросал котёнок. Обратить внимание на карандаши, которые у вас лежат на подносах. Чем они отличаются друг от друга? Давайте с вами разложим их в убывающей последовательности: от самого длинного до самого короткого, сверху вниз. Уточню правила раскладывания: сначала выбрать самый длинный карандаш, сравнив его с другими, из оставшихся выбрать опять самый длинный и т.д. После выполнения задания предложу рассказать о длине каждого карандаша. После вторника какой день наступает? (среда) Какое занятие у нас в среду? Помогаю вспомнить, обращая внимание на картинки. Чему мы учимся на занятии по математике? Сегодня мы тоже поупражняемся в счёте. Покажу детям музыкальный инструмент (бубен) и спрошу: Как называется этот инструмент. Обращу внимание на пирамидки на подносах. Мы поиграем в игру "Кто не ошибётся". Вы должны будете отсчитать столько пирамидок, сколько звуков услышите в бубен. Детям даётся 3-4 задания в пределах от 5 до 7: Отсчитайте столько пирамидок, сколько услышали звуков, Отсчитайте пирамидок на 1 больше (меньше), чем услышали звуков. По мере выполнения задания вопросы к детям: Сколько отсчитали пирамидок? Почему отсчитали ... пирамидок? В конце занятия уточню, какой день будет завтра и какое занятие у нас с вами будет. Спрошу: что интересного было сегодня на занятии, что вы узнали нового. Подготовительная группа Организационный момент Дидактическая игра Физкультминутка Подвижная игра Игровое упражнение Дидактические игры |
29) Родители девочки обратились к воспитателю: "Наша дочка через год пойдёт в школу, но она не знает цифр и не умеет их писать. Считает хорошо только до десяти, а дальше путает числа. Решает задачи она только на пальцах. Достаточно ли таких знаний для поступления в школу?" Вопросы: Как вы смогли бы ответить на это вопрос? достаточно С каким уровнем знаний о количестве должен поступать ребёнок в школу? Устный счет в пределах 10 Какие навыки учебной деятельности должны быть сформированы у старших дошкольников? По математике ребенок должен знать: Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0; Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц); Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»; Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; Уметь соотносить цифру и число предметов; Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.). |
30) Игровое упражнение «Составим число». Педагог предлагает взять набор картинок «Птицы» и просит выбрать картинки с изображением зимующих птиц. Педагог задает вопросы: • Сколько всего картинок вы отобрали? • Сколько зимующих птиц каждого вида вы нашли? • Какое число вы составили? • Как вы составили число 4? Педагог хвалит детей. 3.Игра «Чудо соты» по технологии В.В. Воскобовича. Педагог задает детям загадку и дает словесную инструкцию к выполнению задания. Нет рук, а строить умеет? (птица) Инструкция: выложите из деталей игры отгадку (птицу). Молодцы! 4.Слуховой диктант. Педагог дает задание выложить: • Круг в правом верхнем углу; • Квадрат в левом нижнем углу; • Треугольник в правом нижнем углу; • Овал в верхнем левом углу; • Прямоугольник в середине. Вопросы детям: • Где положили круг? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник? Овал? • Сколько всего положили геометрических фигур? Похвала. 5.Задание «Найди предметы». Педагог предлагает детям найти предметы личной гигиены спрятанные в рисунке. 6.Гимнастика для глаз (автор Н.И.Чистякова). Для снятия напряжения глаз педагог проводит гимнастику для глаз. «Стрельба глазами» (отводить глаза до упора влево - вправо) 8 раз. «Мотылек»- веки как «крылья бабочки» (быстро и легко моргать глазами). 7.Словесная игра «5 волшебных органов». Закрепляет состав числа 5 из единиц, через игру. Педагог предлагает детям вспомнить названия 5-ти волшебных органов человека. Загадки: Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят. Наше тело покрывает, От ненастья защищает, Будем чаще ее мыть, Чтобы нам красивей быть. Если б не было его, Не сказал бы ничего. Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле ... Вопросы: – Зачем человеку нос? – Зачем человеку язык? – Зачем человеку кожа? – Зачем человеку уши? – Зачем человеку глаза? – Молодцы! |