Экология
Сентябрь
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. «Беседа о лесе.» Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу. 2. Опыт «Здравствуй ветер!». |
Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. |
Природные картинки с изображением деревьев, кустарников, муляжи грибов, миски с водой, бумажные кораблики. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр.33 |
II |
1. Экскурсия в осенний парк.
2. Дид. игра «Найди, что опишу». 3. Дид. игра «Загадай, мы отгадаем». |
Углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью ( прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов, семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.
Учить находить растение по описанию. Учить детей описывать предметы и находить по описанию. |
Таблицы с зимующими и перелётными птицами, кормушки, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала, с водой разной температуры. |
Т.М.Бондаренко «Эколгические занятия с детьми 5-6 лет» стр.35 |
Октябрь
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. Путешествие в «Грибное царство».
2. Дид. игра «Не ошибись». |
Познакомить детей с грибами (Как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарь детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка). Упражнять детей в различении предметов по материалу из которого они сделаны. |
Грибница вешенки, гриб мухомор (рисунок), кукла-марионетка «Старик-Лесовик», искусственные деревья (ель, осина, берёза), пеньки. |
Бондаренко стр. 38-39
стр.30 |
II |
1. Беседа «Дом под крышей голубой».
2. Д/И «Вершки-корешки». |
Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. Учить детей составлять целое из частей. |
Старичок-Лесовичок, картинки «Природа и не природа», мольберт. |
Бондаренко стр.47
стр.43 |
Ноябрь
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. Беседа «Любите землю-матушку».
2. Опыт «Пар – тоже вода». |
Объяснить детям ,что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Рассказать детям о наиболее простых приёмах земледелия. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать её плодородие, чтобы урожай был качественным. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
Кукла, термос с кипятком, стёклышко. |
Бондаренко стр.50 |
II |
1.Рассматривание картины «Пёстрый дятел». 2. Д/И «Летает, не летает». 3. Опыт «Какой бывает вода?» |
Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва), и её питанием, образом жизни, движением. Развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (Вода не имеет вкуса, запаха) |
Иллюстрации с изображением дятла, стаканы с водой, с соком, соломинки. |
Бондаренко стр.54 |
Декабрь
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. Беседа о том, кто как зимует.
2. Д/И «Зоологическое домино» 3. Опыт «Лёд – твёрдая вода» |
Расширять и углублять представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут остатки и крошки на земле,; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек и озёр. Учить отыскивать причины изменения в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Продолжить знакомить со свойствами воды. |
Карточки с изображением домашних и диких животных, сосулька или кусочек льда. |
Бондаренко стр.59 |
II |
1. Рассматривание картины «русская зима» 2. Д\И «Ночное путешествие в канун Нового года» 3.Опыт «Лёд – легче воды» |
Сформировать представления детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы.
Сообщить детям, что отсчёт каждого Нового года начинается с 1 января.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
Репродукция картины «Русская зима», стакан с водой, кусочек льда, картина с изображением Спасской башни Кремля. |
Бондаренко стр.67 |
Январь
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. Экскурсия в зимний парк.
2.Д/И «К названному дереву беги» 3. Д/И «Найди дерево по семенам» |
Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. Учить детей быстро находить названное дерево.
Учить детей находить целое по части |
Деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц: семена тыквы, подсолнечника, ягоды рябины, белый хлеб, кусочки сала, коробка или корзинка. |
Бондаренко стр.70 |
II |
1. Д/И «Птичья столовая» 2.Письмо снегирю |
Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах. дать детям элементарное знание о том. чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц то гибели. Уточнить представления детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе. |
Корм для птиц: семена различных растений, пшено, овёс, крошки пшеничного хлеба, кусочки несолёного сала. |
Бондаренко стр.76 |
Февраль
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1.Воздух и его роль в жизни человека.
2. Опыт «Как увидеть воздух». |
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. |
Одна банка с водой и стакан. Сказочные персонажи : Знайка, незнайка. Рисунок дома-природы и обычного дома. |
Бондаренко стр.81 |
II |
1. Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь» 2.Д/И «Какое время года?»
3.Опыт «Как услышать воздух» |
Формировать представления детей о явлениях зимней природы.
Учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определённым временем года, развивать слуховое внимание
Познакомить детей со свойствами воздуха.
|
Репродукция И.Грабаря «Февральская лазурь», листочки бумаги, бутылочка, дудочка. |
Бондаренко стр.83 |
Март
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. Сравнительное наблюдение за рыбами.
2. Д/И «Рыбная ловля»
3.Опыт «Очистка грязной воды» |
Закрепить знания о том. что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путём сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания. кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами. Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять , что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Дать детям представление об очистке воды. |
Две банки с рыбками: вуалехвостом. и карасём, два стакана с водой: один с чистой, другой с грязной. Фильтр, пустой стакан. |
Бондаренко стр.91 |
II |
1.Д\И «Назови три предмета» 2.Д.Мамин-Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть (Экологическая сказка) 3.Рисование картинок по сказке. |
Упражнять детей в классификации предметов,. Закрепить знания детей о лесе, его обитателях.
Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке. |
Листы бумаги. карандаши. |
Бондаренко стр 97 |
Апрель
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1. Посадка семян гороха.
2.Д\И «Не сорока, не ворона» |
Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло) Учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землёй, полить из лейки с ситечком. Обогащать словарь путём введения слов: Семена, горох, фасоль, растение. Воспитывать интерес к выращиванию овощей. Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности. учить узнавать разных птиц на картинках. |
Блюдце с семенами. лейка с водой, картинки с изображением гороха. В ящиках с землёй сделать бороздки. |
Бондаренко стр.101 |
II |
1. Беседа о диких животных. 2.Д\И «Кто где живёт» |
Сформировать обобщённое представление о зверях, (это животные- имеющие 4 ноги, тело которое покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детёнышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие.) Учить анализировать объекты. выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели. Учить группировать растения по их строению (деревья. кустарники) |
Маски зверей. сюжетные картинки с изображением диких зверей. |
Бондаренко стр.104 |
Май
|
Тема |
Цель |
Развивающая среда |
Литература |
I |
1.Рассматривание веток тополя, берёзы, ели.
2.Д\И «Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год» 3.Опыт «Здравствуй ветер» |
Учить узнавать деревья по их ветках, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположения, запаху. Формировать разные обследовательские действия. дефференцированое восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие. Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «Круглый год».
Познакомить детей с таким природным явлением , как ветер. |
Ветки тополя, берёзы, ели: свеча, картинки с изображением времён года. |
Бондаренко стр 107 |
II |
1. Беседа о весне (обобщающая0
2. Д\И «Поможем Незнайке» |
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны ( увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоёмы; растёт трава, зеленеют кустарники, расцветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году. |
Незнайка, картины о весне. |
Бондаренко стр.112 |