Духовно-нравственное воспитание в школах России
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России в средней школе
3. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе реализации ФГОC
4. Заключение
Введение
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России в средней школе
За постперестроечное время выросло новое поколение молодежи. За последние двадцать лет стали взрослыми дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах и книгах, а на фильмах ужасов, кровопролитных сериалах, агрессивных боевиках и компьютерных играх. Нынешние первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
И тут на помощь педагогу приходят добрые старые сказки Александра Сергеевича Пушкина, ведущие ребят в мир Лукоморья и мудрой старой няни Арины Родионовны, в мир народных гуляний и забав, в мир, озаренный легендами, наполненный красками и звуками. И, разумеется, основной упор на формирование духовно-нравственного начала у школьника, должен делаться в процессе ежедневных уроков. Изучая художественные произведения, ребенок, воспитанный на идеалах поэзии, уже не станет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает. Духовно-нравственное воспитание на каждом из уроков призвано облагораживать юного человека. Именно оно является важным средством формирования доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром, вне которых невозможно сформировать цельную личность.
Нельзя также забывать и об уроках музыки и рисования. Ведь именно на них происходит процесс сотворчества, организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслей и образов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу созидания позитивно нового. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
– нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Всё это формируется в ребенке кропотливо и планомерно, изо дня в день, при участии семьи. И делать это учитель должен, учитывая индивидуальность каждого ученика.
Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе реализации ФГОC
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В концепции сказано, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Перед современной школой стоит задача приобщения обучающихся к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Значение традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Чтобы решить эту задачу необходимо восстановление исторической памяти всех народов России, знание и понимание своей культуры каждым ее народом. Изучая культуру родного народа, мы изучаем свою собственную сущность. Приобщение детей к истокам родной культуры поможет осознать общечеловеческие ценности.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Реализация ФГОС предполагает выполнение три группы требований:
- Требования к структуре и содержанию
- Требования к условиям
- Требования к результатам
Реализация духовно нравственного воспитания тоже рассматривается с позиций выполнения этих групп требований.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
- патриотизм
- гражданственность
- социальная солидарность
- человечество – мир во всем мире, международное сотрудничество
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям
- труд и творчество
- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит, главным образом, и прежде всего в процессе обучения. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Кроме того, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И взрослые не имеют права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Её преимущества заключаются в предоставлении обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. В связи с переходом на новые образовательные стандарты каждое образовательное учреждение в рамках образовательной программы разрабатывает и внедряет программу духовно-нравственного развития.
Для качественной реализации программы нравственного воспитания необходимо обобщить опыт работы с целью отбора более эффективных приемов и методов воспитания и развития младших школьников. Одной из интересных форм воспитания деятельности в современных условиях урок в «семейных гнездах». В современных условиях взаимодействие семьи и школы рассматривается как партнерство в интересах ребенка, где ответственность за его образование, развитие и воспитание разделена между партнерами. Педагог осмысленно планирует совместную деятельность так, чтобы дети могли приобщиться к русской, казахской, татарской или украинской культуре.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Освоения норм поведения в классе начинается с конструирования отношений в классе.
Это модели отношений, созданные нашими обучающимися: знаки согласия и несогласия, правило поднятой руки, правило звонка. Это рефлексия и самооценка собственных и коллективных действий на основе соотнесения с разработанными моделями.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, спектра занятий, направленных на развитие школьника: «Действия для людей и на людях»
Духовность Фома Аквинский определяет как «производное от слова дух, синоним слову, дуновение, движение. А нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Таким образом, в основе духовно-нравственного воспитания должен лежать системно-деятельностный подход.
Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. А ещё надо помнить о том, что учитель начальных классов – это учитель особой возрастной группы: ученик видит в нем идеального человека.
Заключение
Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей). У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.
Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков.
Список литературы
1. Байдашева Э.М. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в процессе реализации ФГОC // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №7-2. С. 52-55
2. Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа: сборник материалов / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2014- 144 с.
3. Павлова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях образовательного пространства средней школы // Образование: традиции и инновации. – Прага, 2015. С. 380-381