ДОУ
Программа учебной практики
Цель: Изучить особенности организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
В ходе учебной практики основное время обучающихся регламентировано заданиями по наблюдению, изучению, анализу различных сторон взаимодействия ребенка и воспитателя, организации различных видов деятельности детей, изучению документации группы.
Задачи практики:
• Знакомство с различными типами дошкольных образовательных организаций, с направлениями работы, нормативно-правовой документацией, проблемами их становления и развития на современном этапе.
• Ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
• Знакомство с должностными обязанностями педагогов образовательных учреждений, выявление специфики деятельности специалистов в дошкольных образовательных организациях.
• Развивать умение наблюдать и анализировать воспитательно-образовательную работу воспитателя с детьми в различных видах деятельности.
• Развивать у студентов профессиональные интересы.
• Создание условий для развития профессионально-значимых качеств личности, формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию педагога: воспитателя, психолога и других специалистов.
Задание 1
Заполнить сравнительную таблицу:
Характеристика
различных типов дошкольных образовательных организаций
Вид ДОО |
Направление работы |
Контингент детей |
Кадровый состав |
Программа воспитания и обучения |
Документация, регламентирующая деятельность |
Создание условий |
Общеразвивающего |
Выделяют детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.). |
Дети с нормой в развитии |
Педагоги, воспитатели, помощники воспитателя, руководство |
Детство |
Устав ФГОС ДО Закон Российской Федерации “Об образовании”.
|
В соответствии с возрастными норами |
компенсирующего вида |
Это детские учреждения с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. |
дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т.д. |
специально обученные педагоги и медики |
Рабочие программы, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует Федеральный государственным образовательным стандартам. |
Устав ФГОС ДО Закон Российской Федерации “Об образовании”.
|
важным моментом является то, что в таких садах работают консультационные пункты для родителей |
Комбинированного вида |
включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных. |
Дети с нормой в развитии и дети с ОВЗ |
специально обученные педагоги и медики |
Рабочие программы, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует Федеральный государственным образовательным стандартам |
Устав ФГОС ДО Закон Российской Федерации “Об образовании”. |
Соответствующие возрастным, индивидуальным показателям развития |
Задание 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Вознесенский детский сад №5 комбинированного вида». Детей принимают 6 возрастных групп общей численностью 125 человек: 1 группа раннего возраста (1-2 года) – 1, 2 группа раннего возраста (2-3 года) – 3, младшая группа (3-4 года) – 3, средняя группа (4-5 лет) – 0, старшая группа (5-6 лет) – 0, подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 2.
Режим работы учреждения и длительность пребывания в нем детей определены Уставом учреждения. Учреждение работает по пятидневной рабочей неделе с 10,5 часовым пребыванием детей и календарным временем посещения круглогодично: с 7.30 до 18.00. По запросам родителей (законных представителей) учреждение предоставляет возможность 12 часового пребывания детей: с 6.30 до 18.30. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Учреждение полностью укомплектовано педагогическими, и медицинскими кадрами. Создана необходимая материально-техническая база для образовательной и оздоровительной деятельности с детьми.
В соответствии с ФГОС ДО материально-техническое оснащение включает: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
- Учебно-методическое обеспечение является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности.
Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям воспитанников. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, детский сад имеет неповторимый облик и видится как особая зона культурной и эстетической деятельности детей, педагогов, родителей. В ДОУ имеются технические средства обучения: телевизор, DVD- плейер, музыкальный центр, компьютеры, сканер, принтер, мультимедийный проектор, экран.
Задание 3
- Учреждение находится в 2-х этажном кирпичном здании 1979 года, рассчитанном по типовому проекту на 6 групп.
Учреждение относится к базовому уровню требований к зданиям и помещениям к условиям реализации Программы: основными помещениями ДОУ являются: помещения для 6 групп, медицинский блок (кабинет медицинской сестры, процедурная), пищеблок, прачечная, музыкальный зал, методический кабинет, кабинет заведующей, а на прилегающей территории — спортивная площадка.
- Все группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарем. При оформлении групповых комнат воспитатели исходят из требований безопасности для здоровья детей используемого материала, а также характера воспитательно-образовательной модели, которая лежит в основе планирования и оборудования группы.
В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, позволяющая эффективно реализовать программы и технологии, по которым работают педагоги.
Все холлы дошкольного учреждения оформлены с учетом познавательного, художественно-эстетического развития детей.
Для каждой возрастной группы есть отдельный участок, на котором размещены: веранда, песочницы, малые игровые и спортивные постройки. Выполненные работы по внешнему благоустройству территории позволили создать безопасные и комфортные условия для воспитанников, посещающих учреждение (завезен песок в песочницы, отремонтированы прогулочные веранды, козырьки, оформлена центральная дорожка). Для развития двигательной активности детей на территории ДОУ имеется физкультурная площадка, которая оснащена современным стационарным оборудованием.
Задание 4
Хронометраж деятельности воспитателя
Время |
Режимный процесс |
Деятельность воспитателя |
Деятельность помощника воспитателя |
Деятельность детей |
6. 45 – 7.00 |
|
Приход на работу. Начало работы |
- |
- |
7.00-8.00 |
Прием детей |
Написание меню, встреча детей. Мытье игрушек. Кварцевание. |
- |
Приход детей |
8.00- 8.40 |
Утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку |
Проведение гимнастики. Организация мытья рук перед завтраком, назначение и руководство деятельностью дежурных. Усаживание на стульчики. Рассказывание. |
Приход на работу. Протирание подоконников, столов, стульев, подготовка посуды к раздаче пищи. |
Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры. Дежурство. |
8.40-9.00 |
Завтрак. Подготовка к занятиям. |
Завтрак. Следит за осанкой и культурой поведения за столом. Организовывает рабочее пространство, вывешивает и распределяет пособия |
Следит за чистотой, раздает добавку. Помогает убирать мо стола, моет посуду, убирает столы, пол. |
Завтрак. Уборка посуды со стола, подготовка к занятиям, помогают раздать тетради (альбомы) |
9.00- 10.50 |
Занятие Перерыв 10мин
Занятие Перерыв 10мин Занятие |
На занятии учит вырезать из сложенной гармошкой бумаги рисунок орнамент в полосе, совершенствовать владение ножницами, развитие глазомера, воспитание интереса к ручному труду. Проводит педагог по муз. воспитанию. На занятии учит понимать смысл просмотренного фильма, давать оценку поступкам героев, развивать интерес к произведениям, расширять и активизировать словарный запас. |
Убирает туалет, спальню, коридор. Помогает перейти в муз зал
Сидит с детьми пока воспитатель устанавливает аппаратуру. Помогает перейти в группу. Убирает оборудование. |
вырезают из сложенной гармошкой бумаги рисунок орнамент в полосе
Организованно парами переходят в муз зал Поют, выполняют задания педагога Смотрят мультфильм в муз зале. Дают оценку поступкам. Отвечают на вопросы. Организованно парами переходят в группу |
10.50- 12.30 |
Прогулка |
Подготовка к прогулке. Выход на участок. Проведение подвижной игры. Посадка картофеля. На расстоянии5-6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к лункам и раскладывают в каждый кружок по одной картофелине. Следующий игрок взяв мешочек и подбежавшего собирает их. Выигрывает та команда которая раньше закончит задание. Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись. Ты сиди, не упади, Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно. Организация возвращения с прогулки |
Подготовка к прогулке, помогает одеваться детям. Провожает на участок, помогает вынести выносной материал. Убирает группу, проветривает спальню и группу |
Подготовка к прогулке- одевание. Выход на участок парами, помогают нести лопатки.
Дети становятся в две колонны, между колоннами 3-4 шага. Перед колоннами линия старта. В руках первых в колонне мешочек с 5-6 картофелинами. Возвращение с прогулки |
12.30-12. 45 |
Обед |
Напоминает о гигиенических процедурах. Руководит деятельностью дежурных. Чтение стихотворения. Пироги И. Лагздынь Отличные пшеничные Мы печем пшеничные пироги отличные! Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные? Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора. И другие — все, кто может, пусть приходят с ними тоже. Тесто замесили мы, сахар не забыли мы, Пироги пшеничные в печку посадили мы. Печка весело горит, наша мама говорит: — Крошки, что останутся, воробью достанутся. Обед. Уборка со стола |
Подготовка к обеду столов, посуды. Приносит обед. Дает добавку, вытирает со стола.
Уборка со стола |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду.
Обед. Уборка со стола |
12.50-15.00 15.10 |
Дневной сон |
Подготовка ко сну. Следит за выполнением гигиенических процедур. Укладывание, чтение сказки Наблюдение за детьми. Пересменка. Подъем детей. Туалет. Гимнастика после сна – проводится мед работником. |
Готовит спальню ко сну. Моет посуду, пол группы, коридор, проветривает группу.
Уходит на обед. |
Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры. Расправление кровати. Укладывание. Сон. Подъем. Выполнение гимнастики после сна. |
15.20-15.50 |
Полдник |
Гигиенические процедуры. Руководит деятельностью дежурных. Полдник |
Приходит с обеда. Готовит посуду, для раздачи. Раскладывает пищу. Дает добавку. Убирает со столов. |
Подготовка к полднику. Гигиенические процедуры. Руководство деятельностью дежурных. Полдник |
15.50- 16.10 |
Предметная деятельность |
Проводит беседу естественных факторах закаливания природы их польза и вред. Учит детей использовать их полезные свойства в меру |
Проводит уборку спальни, мытье посуды, подметание крошек с пола. |
Участвуют в беседе. |
16.10- 18.00 |
Свободная деятельность |
Наблюдает и направляет игры в игровом уголке, свободную творческую деятельность и т.д. |
Присутствует в группе, читает сказки, играет в настольные игры с детьми. Уходит домой. |
Игры в игровом уголке, свободная творческая деятельность и т.д. |
18.00-18.30 |
Уход детей домой |
Прощается с детьми. Беседует с родителями. Уходит домой. |
- |
Уход детей домой |
Вопросы для наблюдения и анализа проведения воспитателем режимного процесса:
• Соответствует ли время проведения режимного процесса времени, указанному в режиме дня группы? да
• Выполнение воспитателем основных методических правил проведения режимных моментов:
• дает ли установку на новый вид деятельности, за сколько времени, повторяет ли ее; да
• осуществляет ли принцип постепенности при организации режимных процессов; осуществляет
• использует ли режимные моменты для решения задач развития ребёнка (речь, культура общения; использует
• гигиенические программного материала: обучающие, развивающие, воспитательные задачи, их соответствие возрастным возможностям детей; соответствуют возрастным возможностям детей
• подготовка воспитателя к деятельности (методическая подготовка, подготовка материалов, оборудования); подготовленность детей; систематическая работа на высоком уровне
• количество детей, принцип деления на подгруппы;
• какие приёмы использовал воспитатель для привлечения и удержания внимания детей, повышения их интереса? Словесные, использование художественно-литературного материала
• какие приёмы использовал воспитатель для решения педагогических задач? наглядно-действенные и игровые приёмы обучения.
• какие приёмы использовал воспитатель для активизации речи, познавательной, практической, двигательной деятельности детей? Игровые моменты: дидактическая игра, подвижная игра
• использование наглядных пособий, их соответствие педагогическим требованиям (яркость, цвет, размер, новизна, грамотность исполнения и использования); отмечено использование наглядных пособий, их соответствие педагогическим требованиям
• речь воспитателя (эмоциональность, выразительность, краткость, точность, доступность): выразительная, точная, доступная для понимания детей.
Задание 5
Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего, необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.
Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.
В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные средства – коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков нравственного поведения.
Из колодца принесла Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Травка-муравка со сна
поднялась
Птица-синица за зерна
взялась
Зайка за капусту, мышка —
за корку.
А детки — за молоко.
Пейте, детки, молоко —
будете здоровы!
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет —
Забодает, забодает
Тема беседы: Правила личной гигиены.
Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
Ход беседы
Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля.
Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения К. Чуковского.
Мойдодыр: Я – великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
- Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?
- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, да волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и у мышей.
(Расческа)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(Душ)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.
Задание 6
Условия необходимые для активизации двигательной активности. В первую очередь это наличие помещений:
· физкультурный зал;
· музыкальный зал;
· кабинет психолога;
· двигательные центры в каждой группе и на участке;
· оборудование физкультурного зала;
· спортинвентарь;
· так же условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Задание 7
• Пронаблюдайте за организацией и руководством творческими играми детей группы (в течение 1 и 2 половины дня).
• Проанализируйте итоги своих наблюдений, опираясь на вопросы:
• Какова структура сюжетов (однотемные, многотемные; одноперсонажные, многоперсонажные)? Многотемные, многоперсонажные
• Какие виды игр встречаются чаще у детей группы? предметно-манипулятивные и конструктивные игры
• Какие методы руководства творческой игрой необходимо использовать для её обогащения? Опосредованное руководство
• Как можно преобразовать предметно-пространственную игровую среду? Дополнить дидактическим материалом
• Какие виды деятельности взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх? профессиональные
• Какова структура сюжетов? Играют в доктора, «магазин»
• На каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы? предметно-манипулятивные и конструктивные игры
• Какие роли исполняют дети в своих играх? Доктора, покупателя
• Проявились ли элементы творчества в руководстве сюжетно-ролевой игрой? нет
• Какие типы поведения и соответственно виды игр встречаются чаще всего у детей вашей группы? предметно-манипулятивные
• Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью? да
• Одобряют или отвергают в игре эти стереотипы? Одобряют
• Верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми? да
• Заполните таблицу:
Предпочтения детей в игровой деятельности
Виды игр |
Мальчики |
Девочки |
Режиссерские |
|
|
Сюжетно-ролевые |
|
+ |
Дидактические |
|
|
Подвижные |
+ |
|
Театрализованные |
|
|
Строительные |
+ |
|
Задание 8
Просмотр и анализ НОД (занятия) на выбор.
Конспект НОД по развитию речи «Весна-красна идет»
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Художественная литература».
Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.
Задачи: Развивать интонационную выразительность речи; умение четко произносить звуки, фразы.
Формировать у детей живой интерес к театральной игре.
Активизировать словарный запас детей (проталины, сосульки, подснежники, солнышко греет, светит и т. д.)
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; продолжать знакомить со временем года – весной.
Методические приемы:
Наглядный: показ демонстрационного материала – иллюстраций с изображениями сосулек, проталин, подснежников и т. д.
Игровой: динамическая пауза «Подснежники», танец «Виноватая тучка», помогаем Маше.
Практический: словесные упражнения по подбору слов.
Предварительная работа: прослушивание песен о весне, разучивание динамической гимнастики «Подснежники», разучивание танца о дождике, чтение сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций о весне, беседы о весне.
Материалы и оборудование: шапочки-маски «подснежники», кукла Маша.
Музыкальное оформление занятия:
Фонограмма «Весенняя капель»
Фонограмма «Звуки природы»
Детская песня «Виноватая тучка»
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в группу и здороваются.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как светло в комнате: «Это солнышко пожаловало в гости».
Воспитатель: Солнышко вышло из-за тучки, Девочкам и мальчикам протянуло лучики.
Внимание детей воспитатель привлекают к коробу, стоящему на полу (дети стоят) .
Дети! Посмотрите, как вы думаете, что это? /Короб! – ответы детей/
Воспитатель: Кто его здесь оставил, чей он! /открывает короб, достаёт куклу «Машенька»
Машенька: Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша! Я из сказки к вам пришла! За помощью! Мне пришло письмо от друга, он живёт в лесу.
Воспитатель: а от какого друга тебе пришло письмо?
Машенька: А я сейчас загадаю загадку, и вы, дети, отгадаете от какого друга письмо:
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его… .(Медведь) Правильно!
Воспитатель: Дети, а вы догадались из какой сказки Маша к нам пришла?
Дети: «Маша и медведь».
Машенька просит прочитать её письмо.
Воспитатель: Давай Машенька, прочитаем тебе письмо от медведя (берёт письмо и читает) : «Здравствуй, Машенька. Отгадай мою загадку:
«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? » Ответы детей/Весна. И когда она (Весна) придет, я приглашаю тебя в гости».
Машенька: А как я узнаю, что весна пришла?
Воспитатель: Дети! Давайте поможем Машеньке и расскажем о весне.
Машенька предлагает детям присесть.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации картин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, снег начал таять, солнышко ярче засветило, теплее стало. А когда, в какое время года такое происходит?
Дети: Весной.
Машенька: Посмотрите, что это свисает с крыш?
Дети: (ледяные сосульки).
Воспитатель: Весной, когда тает снежок и пригревает солнышко, появляются на крышах сосульки и поют свою весеннюю песенку, которая называется ВЕСЕННЕЙ КАПЕЛЬЮ (Звучит фонограмма капели). Ребята, прислушайтесь. Что это? Кап- кап- кап.
Дети: Сосульки плачут, капают, тают.
Машенька: А почему они тают?
Дети: Тепло стало, солнце греет.
Воспитатель: Солнышко весной пригревает и земля начинает освобождаться от снега. Как называются островки земли, освободившиеся от снега?
Дети: проталинки.
Воспитатель: И на проталинках появляются первые весенние цветочки – подснежники. Вот они, посмотрите, какие нежные и трогательные. (Обращает внимание на подснежники). Смотрите на полянке подснежники. Чему они радуются?
Дети: Солнышку, теплу, весне!
Воспитатель: Правильно, они рады ласковому солнышку, весне, теплу. Давайте их рассмотрим, какого они цвета?
Дети: Синие и желтые?
Воспитатель: Молодцы они желтые и синие. Хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда наденьте шапочки – цветочки на голову. Влево – вправо повернитесь и в подснежник превратитесь. Я буду говорить слова, а вы повторяйте их за мной и выполняйте соответствующие движения. (Дети садятся на корточки. Стихи сопровождают движениями, которые дети выполняют вместе с воспитателем) .
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,
Улыбнулись (улыбаются, потянулись (тянутся,
Раз - росой они умылись (умываются, два – изящно покружились (кружатся,
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,
А четыре полетели (бегают, пять они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают) .
Воспитатель: Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Теперь нам надо обратно превратиться в деток. Влево – вправо повернитесь, и в ребяток превратитесь (дети возвращают цветы – шапочки) воспитателю.
Воспитатель: И так с каждым днём всё меньше снега, куда не ступи – везде вода. Кажется вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листьев и цветов. И в это время года – поздней весной вся земля умывается первым весенним дождем.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Танец «дождик».
Bocпитатель: Итог: Давайте, ребята, еще раз вспомним признаки весны (сосульки капают, тает снег, появляются проталинки, идет дождь, солнце греет, день становится длиннее). Теперь ты, Машенька, можешь отправляться в гости. Дети тебе рассказали о весне.
Машенька: Спасибо дети! Вы, молодцы! Теперь я весну никогда не перепутаю с другими временами года.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветет.
А мне пора, к Медведю в гости.
Машенька прощается с детьми и воспитателем.
Анализ непосредственно-образовательной деятельности «Весна-красна идет… »
Тема: коммуникация «Весна-красна идет… »
Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.
Задачи: Развивать интонационную выразительность речи; умение четко произносить звуки, фразы.
Формировать у детей живой интерес к театральной игре.
Активизировать словарный запас детей.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; продолжать знакомить со временем года – весной.
Этапы занятия: логически взаимосвязаны. Рационально выделено время на все этапы занятия. Структура занятия и содержание отвечает принципам развивающего интегрированного обучения.
1. Устойчивость и сосредоточенность внимания достигались через игровую деятельность.
2. Условия для продуктивной деятельности, мышления детей обеспечивались и достигались через целостное и качественное восприятие изучаемого материала.
Материал:
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением весны, шапочки «подснежники», кукла Маша.
Пособие: динамическая пауза «Подснежники», танец «Дождик».
Музыкальное оформление:
Фонограмма «Весенняя капель»
Фонограмма «Звуки природы»
Детская песня «Виноватая тучка»
Содержание занятия соответствует поставленным задачам. Время распределено рационально. Во всех этапах имелась последовательность и логическая связь. Для организации занятия были применены игровые приемы: помогаем Маше, превращаемся в подснежники, танцуем танец с дождиком.
В соответствии с целью и задачами реализовывались такие принципы:
• Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
• Принцип доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей детей) ;
• Принцип наглядности: каждый вид наглядности использовался для развития внимания, наблюдательности.
Рационально применялись такие приемы:
• Словестный метод - для формирования теоретических и фактических знаний
• Игровой - динамическая пауза «Подснежники», танец «Дождик», помогаем Маше.
• Наглядный – показ демонстрационного материала
• Практический: словесные упражнения по подбору слов.
Здоровьесберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:
• Время, затраченное на занятие, соответствует требованиям к проведению занятия с детьми второй младшей группы
• Своевременно проведены динамические паузы
• Чередование видов деятельности
Занятие достигло своей цели через выполнение всех этапов занятия.
Примерные вопросы для анализа занятия
• Назовите тему, раздел программы, возрастную группу, в которой организовано НОД? «Угощение для матрешек», развитие речи, 1 младшая группа
• Какие образовательные, воспитательные, развивающие задачи решались в НОД? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? ознакомление детей с народными игрушками (матрешками и тряпичными куколками, формирование у них интереса к народной игрушке, расширение опыта познавательного общения. Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, производить действия в соответствии с текстом обогащать словарный запас. Приобщать детей к народному искусству, воспитывать эстетический вкус.
• Какие образовательные области интегрируются на занятии?
• Рационально ли выбрана структура, время и место, форма организации занятия? рационально
• Оцените содержание, использованные методы и приёмы? Содержание, использованные методы и приёмы подобраны с учетом возрастных особенностей развития.
• Какие средства обучения были использованы? а занятии было много наглядности: матрешка большая, средняя, маленькая, кукла тряпичная, самовар, баранки. Был использован природный материал пластилин. Какие технологии использовал педагог на занятии? Была проведена физкультминутка «Буратино», и пальчиковая гимнастика «Салатик».
• В чем проявился дифференцированный подход к детям? Задания давались разной степени сложности
• Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всей НОД? В ходе занятия дети показывали, и называли большую, среднюю и маленькую матрешку, и познакомились с тряпичной куклой Катей. Затем лепили угощения («баранки») для матрешек и куклы Кати из природного материала пластилина.
• Удалось ли педагогу полностью решить поставленные задачи? Если не удалось, то назовите причины, возможные пути их предупреждения? Да, удалось
Самоанализ результатов практики
В процессе прохождения практики были реализованы следующие виды работ:
1. Изучены особенности организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
2. Дана характеристика различных типов дошкольных образовательных организаций;
3. Проведена встреча с администрацией, изучение штатного расписания, количества и наполняемости групп, режима работы, режима питания.
4. Изучены принципы построения развивающей среды и их реализацию в группе и других помещениях ДОО.
5. Дано заключение о соответствии интерьера дошкольного учреждения эстетическим требованиям.
6. Определено наличие и назначение предметов мебели, присутствие маркировки мебели, полифункциональность, удобность, цветовая гамма, безопасность.
7. Проанализирован подбор игрушек, пособий, их расположение в группе.
8. Проанализировано содержание работы педагога в первую и вторую половины дня.
9. Проанализированы программные требования к уровню развития культурно-гигиенических навыков дошкольников в конкретной возрастной группе.
10. Подобран художественно-литературный материал (стихи, потешки, загадки, сказки, песенки и т.д.) для поддержания интереса дошкольников к выполнению режимных процессов с учетом возрастных особенностей детей.
11. Разработано мероприятие с целью формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
12. Проведено наблюдение за организацией и руководством творческими играми детей группы (в течение 1 и 2 половины дня).
13. Проведен анализ НОД по развитию речи.