Проблемы совершенствования прямого и косвенного налогообложения в России
Проблемы совершенствования прямого и косвенного налогообложения в России
Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического лица или организации. Действующими прямыми налогами в нашей стране являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, транспортный налог, земельный налог и налог на игорный бизнес. Преимуществами прямых налогов является то, что при их уплате возникают напрямую взаимоотношения между государством и налогоплательщиком. Кроме того, прямые налоги в большей степени соразмерны с платежеспособностью налогоплательщиков, а расходы на их взимание не особенно велики. Наибольший удельный вес среди прямых налогов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации составляют налоги и сборы за пользование природными ресурсами, в первую очередь налог на добычу полезных ископаемых. Существенную роль среди прямых налогов в формировании бюджета играют налог на доход физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Чуть меньшие поступления обеспечивают земельный и транспортный налоги.
Для дальнейшего развития прямого налогообложения необходимо постоянное совершенствование налогового законодательства, усиление контроля над взиманием прямых налогов и борьба с уклонением от уплаты. Важную роль здесь играет развитие системы льгот и преференций по данному виду налогов и правильное распределение налоговой нагрузки в обществе. В целом необходимо:
- активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;
- стимулировать привлечение инвестиций;
- установить налоговую нагрузку (налоговое бремя) соразмерно платежеспособности населения;
- обеспечить прозрачность налоговой системы;
- дать населению возможность влиять на налоговую политику;
- создавать партнерские отношения с государством, основанные
на принципе взаимности прав и обязанностей.
В качестве основных перспектив развития прямых налогов в Российской Федерации можно назвать поиск оптимального уровня соотношения прямого и косвенного налогообложения, развитие контроля над налогообложением консолидированных групп налогоплательщиков, реформирование налогообложения добычи полезных ископаемых, решение вопросов об индексации ставок водного налога, введение налога на недвижимое имущество физических лиц, а также установление налоговых каникул. Сегодня существует огромный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования прямых налогов в других странах. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России.
Косвенные налоги – успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, работ и услуг, при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем.
Исходя из определения, следует, что производитель товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя. Различают три вида косвенных налогов по экономической природе:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акциз;
3) таможенная пошлина.
Однако по законодательству о налогах и сборах косвенными налогами признаются только НДС и акцизы. С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. База прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных. С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Можно сказать, что косвенные налоги в современном мире, при умелом использовании – эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней, преимущественно в федеральный бюджет. Поэтому, можно сказать, что косвенным налогам на ближайшие пару лет выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство «прорех» в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год. Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги.
И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше. Ниже представлены рекомендации по улучшения косвенного налогообложения в РФ. Во-первых, совершенствование налогообложения косвенными налогами услуг, а также включение в сферу косвенного налогообложения все новых и новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения НДС финансовых услуг. Уже сегодня ведется работа в рамках институтов Европейского союза по созданию адекватной техники налогообложения для финансовых услуг.
Во-вторых, в области разграничения юрисдикции государств – усовершенствование механизма устранения двойного налогообложения услуг, оказываемых субъектам одного государства в другом государстве. В частности, предстоит решить вопрос возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного на территории одного государства, в случае, когда услуга реализуется за рубежом и конечный потребитель услуги находиться в другом государстве. В-третьих, в связи с развитием коммуникаций и средств связи, а также дальнейшей «дематериализации» товаров и услуг за счет Интернет-торговли должна произойти адаптация механизма косвенного налогообложения к новым реалиям жизни. Доля «электронных товаров» продолжает расти и создавать целый ряд проблем для косвенного налогообложения и, в особенности, для администрирования косвенных налогов. Таким образом, какова будет система налогообложения в России в будущем, во многом зависит от правильно принятых решений сегодня. Любое необдуманное решение может оказать негативное влияние на косвенные налоги и наоборот. Именно поэтому разработка подобных рекомендаций и внедрение их в жизнь – залог успешного развития косвенного налогообложения.
Итак, можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию прямого и косвенного налогообложения:
1. Снижение общей налоговой нагрузки налогоплательщика;
2. Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот;
3. Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико;
4. Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы;
5. Упрощение налоговой системы. Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
6. Совершенствование работы налоговых органов. Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников;
7. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны;
8. Отменить предельную величину годового дохода. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей;
9. В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков;
10. Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС;
11. Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Одним из направлений совершенствования налогообложения в России является развитие международного сотрудничества по вопросам налоговой политики.
12. Также необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.