Международные долговые отношения, структура внешнего долга России
1. Долговые отношения России с международными финансовыми организациями
В настоящее время происходит трансформация долговых отношений РФ с международными финансовыми организациями, имеющими длительную практику существования в международных отношениях, в частности с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и др.
Обусловлено это тем фактором, что Россия стремится создавать новые геополитические союзы, позволяющие решать, в числе прочего, и финансовые вопросы, связанные с использованием заемных средств. В связи с этим следует отметить тенденцию к увеличению круга субъектов долговых отношений с участием РФ за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.
Данные международные финансовые организации становятся более действенными на фоне недостаточно эффективной политики МВФ в последние годы.
Кроме того, факт появления новых экономических союзов свидетельствует об экономической интеграции отдельных государств. Периодизация основных этапов формирования многосторонних банков развития позволяет сделать выводы о востребованности и актуальности создания данных институтов, что обусловлено специфическими целевыми функциями банков развития: поддержки роста национальной экономики страны-участницы, стимулирования интеграционных процессов, сглаживания кризисных явлений и др.
Данные факторы позволяют сделать выводы о том, что функционирование банков развития оказывает прямое влияние на экономическую интеграцию стран-участниц посредством кредитно-инвестиционной деятельности и позволяет государствам более объективно управлять собственной долговой политикой; примером подобного управления может стать политика, осуществляемая в рамках ЕАЭС.
ЕАЭС был образован в 2014 г. в результате заключения договора между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.
Впоследствии к данному Союзу присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.
Договор о ЕАЭС закрепляет то, что данный Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
ЕАЭС выступает механизмом евразийской экономической интеграции. Цель создания данного Союза - обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных государствами-союзниками в Договоре о ЕАЭС и международными договорами между ними.
В рамках ЕАЭС функционирует ЕАБР, являющийся международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, а также расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством осуществления инвестиционной деятельности. ЕАБР был учрежден на основании межгосударственного соглашения в 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В настоящее время участниками банка, кроме его учредителей, выступают: Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Армения. Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долл., в том числе оплаченный - 1,5 млрд долл., и капитал до востребования - 5,5 млрд долл.
Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвестиционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, с выпуском гарантий.
ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. ЕФСР был учрежден Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Таджикистаном в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников.
Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников.
Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров финансов государств-участников.
В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям:
- координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой политики;
- совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов;
- изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов.
Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты:
- финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют;
- инвестиционные кредиты, которые выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами;
- гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере.
Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования:
1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро;
2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами-участниками Фонда или международными финансовыми организациями.
Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве.
За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси и Таджикистану и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов.
Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 %.
Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 %. Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей.
Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн долл. и 80 млн долл., соответственно.
Таким образом, приходим к выводу, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств-участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ.
Кроме того, данные взаимоотношения позволяют РФ избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики.
2. Внешний долг России и его структура
Ежегодно в России, как и в любой развитой стране, увеличиваются затраты на финансирование потребностей общества, в связи с чем государство вынуждено привлекать свободные финансовые средства. Основным способом их получения является привлечение государственного кредита.
Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов, которая должна быть выплачена вместе с начисленными процентами через определенный срок.
Рис. 1. Классификация государственного долга
Внутренний государственный долг - это обязательства государства перед резидентами, выраженные в отечественной валюте. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами.
Внешний государственный долг - это обязательства государства перед нерезидентами, выраженные в иностранной валюте.
Под государственным внешним долгом понимают долг бывшего СССР и новый российский долг.
Таблица 1
Государственный внешний долг РФ за 2014-2017 гг.
Отчетная дата |
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации, млн. долл. США |
|
Всего |
в т. ч. по государственным |
|
2014-01-01 |
55 794.2 |
11 399.1 |
2014-02-01 |
55 750.9 |
11 399.0 |
2014-03-01 |
55 666.9 |
11 322.6 |
2014-04-01 |
54 881.5 |
11 322.6 |
2014-05-01 |
54 875.4 |
11 315.5 |
2014-06-01 |
54 810.3 |
11 313.9 |
2014-07-01 |
54 672.5 |
11 313.9 |
2014-08-01 |
54 604.6 |
11 310.4 |
2014-09-01 |
54 553.5 |
11 304.2 |
2014-10-01 |
53 746.4 |
11 304.0 |
2014-11-01 |
53 704.6 |
11 285.7 |
2014-12-01 |
53 972.2 |
11 604.1 |
2015-01-01 |
54 355.4 |
12 083.2 |
2015-02-01 |
54 305.5 |
12 070.3 |
2015-03-01 |
54 268.0 |
12 064.3 |
2015-04-01 |
53 481.4 |
12 064.2 |
2015-05-01 |
51 480.4 |
12 064.3 |
2015-06-01 |
51 453.7 |
12 062.8 |
2015-07-01 |
51 324.3 |
11 989.1 |
2015-08-01 |
51 289.8 |
11 983.7 |
2015-09-01 |
51 300.0 |
11 977.8 |
2015-10-01 |
50 226.4 |
11 977.8 |
2015-11-01 |
50 189.3 |
11 977.8 |
2015-12-01 |
50 128.6 |
11 976.3 |
2016-01-01 |
50 002.3 |
11 875.9 |
2016-02-01 |
49 995.5 |
11 875.9 |
2016-03-01 |
49 987.4 |
11 870.1 |
2016-04-01 |
49 363.2 |
11 870.1 |
2016-05-01 |
49 253.4 |
11 870.1 |
2016-06-01 |
50 946.5 |
11 868.5 |
2016-07-01 |
50 882.5 |
11 868.5 |
2016-08-01 |
50 871.5 |
11 861.6 |
2016-09-01 |
50 864.6 |
11 855.9 |
2016-10-01 |
51 475.7 |
11 855.9 |
2016-11-01 |
51 442.1 |
11 855.9 |
2016-12-01 |
51 271.3 |
11 733.3 |
2017-01-01 |
51 211.8 |
11 730.5 |
2017-02-01 |
51 217.2 |
11 726.3 |
2017-03-01 |
51 190.4 |
11 720.6 |
2017-04-01 |
50 558.6 |
11 720.6 |
Рис. 2. Структурная схема российского внешнего долга.
В 2015 году государственный долг страны в процентах от ВВП составил 17,7 %, по данному показателю Россия занимает 171 место среди других стран. К примеру, долг Японии в данном рейтинге – 248,1%. .
Внешний государственный долг Российской Федерации стабилизировался, по сравнению с периодом распада СССР, когда он достигал максимальных значений. Это доказывает эффективность экономических реформ, проводимых в течение 26 лет, а также стабилизацию экономики страны в целом.
Ниже представлено, как изменилась структура внешнего долга РФ с 1 октября 2015 года по 1 октября 2016 года. Анализ проведен по следующим категориям долга:
• государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ);
• задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба;
• задолженность перед официальными двусторонними кредиторами -бывшими странами СЭВ;
• задолженность перед официальными многосторонними кредиторами;
• задолженность по внешним облигационным займам;
• задолженность по ОВГВЗ;
• прочая задолженность;
• государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура внешнего долга РФ
По данным рисунка можно сделать вывод, что структура внешнего долга РФ за год изменилась не значительно. По первому пункту (Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)) наблюдается увеличение задолженности, по остальным же пунктам можно заметить сокращение задолженности РФ.
Таблица 2
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 1 января 2017 года
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
51 211.8 |
48 680.4 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба |
629.3 |
598.2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ |
399.9 |
380.1 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами |
822.1 |
781.5 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
37 607.0 |
35 748.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000.0 |
1 901.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466.4 |
3 295.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2019 году |
1 500.0 |
1 425.9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500.0 |
3 327.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
789.0 |
750.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000.0 |
1 901.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году |
3 000.0 |
2 851.7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2026 году |
3 000.0 |
2 851.7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499.9 |
2 376.3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
11 351.7 |
10 790.6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000.0 |
2 851.7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году |
1 500.0 |
1 425.9 |
Задолженность по ОВГВЗ |
3.4 |
3.2 |
Прочая задолженность |
19.6 |
18.6 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11 730.5 |
11 150.7 |
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 1 апреля 2017 года
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
50 558.6 |
47 039.9 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба |
629.3 |
585.5 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ |
399.9 |
372.0 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами |
797.9 |
742.3 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
36 987.5 |
34 413.4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000.0 |
1 860.8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466.4 |
3 225.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2019 году |
1 500.0 |
1 395.6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500.0 |
3 256.4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
806.0 |
750.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000.0 |
1 860.8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году |
3 000.0 |
2 791.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2026 году |
3 000.0 |
2 791.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499.9 |
2 325.9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
10 715.2 |
9 969.5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000.0 |
2 791.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году |
1 500.0 |
1 395.6 |
Задолженность по ОВГВЗ |
3.3 |
3.1 |
Прочая задолженность |
20.1 |
18.7 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11 720.6 |
10 904.9 |
Внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. Поэтому ЦБ РФ приводит и детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором имеются данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора» (определение ЦБ РФ).
Таблица 4
Внешний долг органов государственного управления РФ
Показатель |
Сумма на 1 января, млрд долларов |
|||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Внешний дат г, всего |
257,2 |
313,2 |
463,9 |
480,5 |
467,2 |
488,9 |
540,6 |
636,4 |
728,9 |
5973 |
Внешний долг |
150,7 |
137,1 |
183,7 |
163,4 |
181,3 |
199,8 |
222,2 |
298,9 |
375,9 |
303,9 |
Органы государственного |
71,1 |
44,7 |
37,4 |
29,5 |
31,3 |
34,5 |
34,7 |
54,4 |
67,7 |
41,6 |
Органы денежно- регулирования (ЦБ РФ) |
10,95 |
3,93 |
1,91 |
2,76 |
14,63 |
12,04 |
11,55 |
15,64 |
15,% |
10,6 |
Банки |
19,4 |
41,4 |
65,5 |
61,7 |
50,2 |
63,4 |
73,2 |
115,4 |
133,0 |
107 |
Прочие секторы |
49,3 |
47,1 |
78,9 |
69,5 |
85,2 |
89,8 |
102,7 |
113,5 |
165,2 |
144,6 |
Внешний долг частного |
106,4 |
176,1 |
280,2 |
317,1 |
285,9 |
289,1 |
318,4 |
337,5 |
353,0 |
293,4 |
Справочно |
|
|||||||||
Доля долга частного сектора в |
41,4 |
52,2 |
60,4 |
66,0 |
61,2 |
59,1 |
58,9 |
53 |
48,4 |
49,1 |
Основная сумма внешнего долга органов государственного управления России образовалась в период руководства страной М. Горбачевым и Б. Ельциным, основные выплаты по долгу – при В. Путине.
Уменьшение внешнего долга органов государственного управления РФ происходило на фоне быстрого роста долга нефинансовых организаций и банков, причем и тех, в активах которых велика доля государства. Многие банки и предприятия для решения своих проблем берут кредиты за рубежом: в России, при огромных денежных ресурсах, процентные ставки гораздо выше. И здесь все организовано так, что мы вынуждены поддерживать богатый Запад.
Россия не только является заемщиком, но и выступает в качестве кредитора.
Кроме того, среди стран «большой восьмерки» Россия занимает первое место по количеству списанных долгов: за последние два десятилетия наша страна простила своим должникам более 140 миллиардов долларов. Среди них:
· $31,7 млрд. – Куба;
· $21,5 млрд. – Ирак;
· $11,1 млрд. –Монголия;
· $11 млрд. – Афганистан;
· $10 млрд. – КНДР;
· $9,8 млрд. – Сирия;
· $9,53 млрд. – Вьетнам.
Государственный внешний долг РФ имеет тенденцию к сокращению, но показатели общего внешнего долга ухудшаются. Это объясняется сокращением ВВП, обесцениванием рубля и снижением экспорта вследствие падения мировых цен на энергоносители. Такое увеличение может стать самостоятельным фактором сокращения внутреннего российского потребления и накопления, поскольку относительно большие ресурсы придется направлять на погашение внешнего долга.
3. Соотношение государственного и корпоративного внешнего долга
По данным Банка России, внешний долг Российской Федерации, на органы государственного управления приходится 5,9% внешнего долга, на задолженность Центрального банка – 2,1%, банковская задолженность составляет 25,5%, а задолженность прочих секторов – 66,4% .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что 8,1% от внешнего долга приходится на государственный долг, представленный задолженностью органов государственного управления и долгом субъектов Российской Федерации, а 91,9% – на корпоративный долг, включающий задолженность банков, а также других секторов.
До 2015 года статистика внешнего долга представлялась по другой структуре и включала деление на внешний долг государственного сектора в расширенном определении, охватывающий внешний долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования и упомянутую в предыдущих пунктах задолженность банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом, а также внешний долг частного сектора, включающий задолженность банков и прочих секторов, не являющийся квазисуверенным.
Таким образом, до 2016 года квазисуверенный долг учитывался в статистике в рамках государственного, начиная с 2016 года он попадает в суммарный долг банков и других секторов и не выделяется отдельно. Тем не менее, в 2015 год размер внешней квазисуверенной задолженности составлял 43,7%.
Что касается валютной структуры внешнего долга Российской Федерации, то по последнимданным, представленными Банком России, а именно по состоянию на 1 октября 2015 года 67% от его совокупной величины представлено в долларах США, 17% в российских рублях, 12% в евро, а также 4% в прочих валютах.
Если рассматривать динамику изменения внешнего долга Российской Федерации (рис. 4), то видно, что до 2014 года объем совокупной внешней задолженности растет, начиная с 2014 года, наблюдается падение его уровня. Самый пиковый рост наблюдался в 2007-2008 годах, когда объем внешнего долга вырос на 22 и 48%, а также в 2013 и 2014 годах, когда рост составил 18 и 15% соответственно (рис. 5).
Рис. 4. Динамика внешней задолженности РФ (2006-2016 гг.),
млн долл. США
В 2014 году значение внешнего долга Российской Федерации достигло пикового уровня в 728,9млрд долл. США. За рассматриваемый период, падение уровня совокупного внешнего долга наблюдалось только в 2010 году, когда произошло сокращение объёмов счетов и депозитов нерезидентов в российских банках, и после 2014 года – на 1 января 2015 года падение составило 16%, на 1 января 2016 года – 13%. До 2010 года характерной спецификой динамики внешней задолженности РФ являлось падение внешней государственной задолженности при росте внешней задолженности банков и корпораций. В 2010 году произошел рост в уровне еврооблигаций Российской Федерации, что значительно повлияло на совокупный рост внешней задолженности РФ.
Рис. 5. Темпы роста внешнего долга РФ по отношению к прошлому году, %
За весь рассмотренный период его превалирующая часть всегда приходилась на внешнюю задолженность российских банков и корпораций (табл. 3).
В 2006 году произошло значительное снижение уровня внешнего государственного долга: в большей мере это произошло из-за реструктуризации долга бывшего СССР, который всегда считался своеобразным тормозом развития экономики Российской Федерации. Заметное изменение наблюдалось с 2006 по 2007 год: долг бывшего СССР, включая долг перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества, коммерческую задолженность бывшего СССР, долг западным кредиторам и странам Восточной Европы, уменьшился с 41,8% от общего госдолга до 19,3% (с 34 до 9 млрд долл. США – в 3,5 раза).
Немалую роль сыграло досрочное погашение задолженности перед Парижским клубом в 2005 и 2006 годах.
Считается, что это помогло сэкономить Российской Федерации 12 млн долл., что составляет сумму процентных платежей по этому долгу. Произошло досрочное погашение всего остатка задолженности, реструктуризированной в рамках Парижского клуба кредиторов до 2020 года, который составил 21,3млрд долл. США.
В число стран-кредиторов входило 17 стран: Канада, Австралия, Германия, США, Нидерланды, Австрия, Италия, Бельгия, Великобритания, Швейцария, Дания, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Норвегия, Швеция.
Общая сумма, выплаченная РФ, составила 22,5 млрд долл. и включает в себя сумму задолженности, а также плату за досрочное погашение. Такие выплаты привели к тому, что на тот момент Россия стала меньше зависеть от внешних факторов, таких как отношения с кредиторами и цен на наши экспортные товары. Что касается задолженности банков и корпораций, то начиная с 2008 года ее доля была не менее 89% с пиковым значением в 93% в 2009 году.
Таблица 3
Соотношение внешнего государственного и корпоративного долга Российской Федерации
|
1/1/06 |
1/1/07 |
1/1/08 |
1/1/09 |
1/1/10 |
1/1/11 |
1/1/12 |
1/1/13 |
1/1/14 |
1/1/15 |
1/1/16 |
Внешний государственный долг |
31,9% |
15,5% |
8,5% |
6,7% |
9,9% |
9,5% |
8,6% |
11,0% |
10,7% |
8,7% |
8,1% |
Внешний корпоративный долг |
68,1% |
84,5% |
91,5% |
93,3% |
90,1% |
90,5% |
91,4% |
89,0% |
89,3% |
91,3% |
91,9% |
Объем корпоративного долга значительно увеличивается с 2005 года, когда он составлял 108, 1млрд долл. США.
В год начала кризиса (2008 год) можно наблюдать снижение темпов роста долга, особенно в банковской сфере, в 2009 году его размер вообще сокращается, у предприятий и организаций долг же продолжает расти. За 2011-2012 гг. корпоративный долг увеличился еще на 122млрд. Тенденция роста наблюдалась до 2014 года.
Своеобразный перелом в динамике произошел в 2014 году. За этот год Россия сократила внешнюю задолженность на 18%.
Причина падения вполне объективна – в условиях закрытия доступа к рынкам внешнего финансирования, в связи с введением в 2014 году западных санкций, российская сторона была вынуждена снижать объемы внешних заимствований.
В частности, государственная внешняя задолженность уменьшилась на 33,6% за год, задолженность Центрального банка – на 37,5%, долг банков – на 20%, задолженность прочих секторов экономики – на 14,3%. В то же время произошло снижение суверенного рейтинга РФ: так, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s понизило рейтинг России с инвестиционного «BBB-» до «спекулятивного» «BB+», прогноз «негативный».
Что касается суверенных кредитных рейтингов России по обязательствам в иностранной валюте, то они были понижены с «BBB-/A-3» до «BB+/B», по обязательствам в национальной валюте – с «BBB/A-2» до «BBB-/A-3».
В январе 2015 года также агентство Fitch снизило суверенный рейтинг РФ до уровня «BBB-» и агентство Moody’s рейтинг государственных российских облигаций до уровня «Baa3», тем самым оба агентства поместили рейтинги Российской Федерации на нижний уровень инвестиционной категории.
Все эти явления приводили к объективному падению уровня внешнего долга Российской Федерации за последние два года.
Таким образом, изучив структуру внешней задолженности Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:
— распределение в структуре внешнего долга между государственным долгом и долгом частного сектора однозначно неравномерно, причем за последние четыре года это соотношение только увеличивалось в сторону внешней корпоративной задолженности – на текущий момент 91,9% внешней задолженности – это долг российских банков и корпораций (включая квазисуверенную задолженность);
— за последние два года динамика изменения внешнего долга Российской Федерации изменилась: если до этого наблюдался ее перманентный рост, то анализ данных последних двух лет показывает тренд падения внешнего долга страны на 18% в 2015 году и 14% на начало 2016 года;
— также, изменилась тенденция прошлых лет, проявляющаяся в сокращении внешнего государственного долга и увеличение внешнего корпоративного долга: начиная с 2010 года и до 2014 года, рос объем не только внешнего корпоративного долга, но и государственного долга РФ.
Таким образом, в рамках существующей структуры внешней задолженности Российской Федерации, серьезной проблемой является размер внешней корпоративной задолженности страны, а в качестве дальнейших направлений исследований можно выделить поиск потенциальных путей решения проблем внешней задолженности российских банков и корпораций.
Список литературы
1. Агафонова М.А., Марков С.Н. Характер международных экономических отношений и государственная долговая политика РФ: взаимозависимость и взаимообусловленность // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. – Омск, 2016. С. 123-127
2. Белковец Л. П. Ещё враги или уже «друзья» и «партнёры»? (к проблеме российских долговых обязательств на конференции в Генуе) // Международное право. 2016. №3. С. 28-38
3. Камшило М.П., Косьянова В.Н. Объем, динамика и структура внешнего государственного долга России // Вестник современных исследований. 2017. №3. С. 133-136
4. Крестьянскова Е. А. Анализ и оценка динамики и структуры внешнего долга России // Контентус. 2016. №2. С. 63-68
5. Холина В.А. Структура и динамика внешнего долга России // Российская экономика: взгляд в будущее. – Тамбов, 2016. С. 453-463
6. Цареградская Ю. К. Долговые отношения России с международными финансовыми организациями: региональные аспекты финансово-правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2016. №93. С. 41-43
7. Цареградская Ю. К. Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации: сущность, содержание и функции // Актуальные проблемы российского права. 2016. №4. С. 69-76
8. http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/