Модели менеджмента
Можно выделить три основные модели менеджмента: западная (американская), евразийская и азиатская (японская).
Американская модель. Сущность такой модели менеджмента заключается в том, что успех любого субъекта хозяйствования зависит от факторов, которые находятся в его пределах. В данном случае корпорация должна рассматриваться в качестве закрытой системы. От степени рациональности организации производства, величины роста производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов, уровня снижения затрат зависит процветание.
При наличии американской модели менеджмента все условия работы предприятия должны приниматься как постоянные на протяжении длительного промежутка времени. В основе стратегии этой модели лежит постоянный производственный рост. Организационная структура данной модели менеджмента строится по функциональному принципу с четким разделением управляющего аппарата по службам. Данной модели присущ абсолютный контроль над всеми видами деятельности с безусловным выполнением всех приказов и распоряжений сверху.
Американские современные модели менеджмента на сегодня утрачивают лидирующее положение во всем мире. В последнее время они приобретают некоторые черты японского управления. Особенности данной модели во многом обусловлены и особенностями самих американцев, в частности, способностью их бороться до победного конца с утверждением собственного превосходства и жизненности. Они всегда подчеркивают некоторую исключительность, стремление к достижению большого и быстрого успеха. Особое внимание уделяют именно собственному делу. Им характерна борьба за лидерство. В Америке до настоящего времени доминирует единоличный стиль менеджмента, на предприятиях наблюдается довольно жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением при наличии внешней демократичности. Данная модель управления характеризуется сочетанием в компаниях частных акционеров с постоянно возрастающим количеством несвязанных с деятельностью субъекта хозяйствования акционеров. Также в данном направлении менеджмента имеет место четко определенная законодательная основа, определяющая права и обязанности основных участников (акционеров, директоров и управляющих).
Японская модель менеджмента является результатом специфики культуры и экономической системы. Принято считать, что она обладает способностью обеспечивать мобильность и гармоничность субъекта хозяйствования. Особенности моделей менеджмента данного вида – наличие способов управления трудовыми ресурсами, финансами, производством и сбытом. К основным характеристикам данной модели можно отнести:
· систему пожизненного найма,
· карьерный рост в соответствии с возрастом и выслугой лет,
· организацию коллективной работы,
· дифференцированную систему оплаты труда в зависимости от возраста,
· систему обучения непрерывного характера.
Указанная модель формируется под влиянием таких факторов: творческое использование зарубежного опыта в сфере управления и организации; сохранение различных национальных традиций. Поэтому среди основных черт японской направленности менеджмента можно выделить следующие:
· сдержанность,
· трудолюбие,
· дипломатичность,
· бережливость,
· восприимчивость ко всему новому.
Япония характеризуется приверженностью к группизму. Такой характер труда может потребовать от сотрудников умения работать с людьми. В данном случае речь идет о жизненном опыте и духовном развитии личности. Давая характеристику японской модели менеджмента, кратко необходимо отметить присущую ей доктрину патернализма, которая «гласит» о снисходительном отношении работодателей к своим сотрудникам. Отсюда же прослеживается и склонность к различным демократическим направленностям во взаимодействии в процессе трудовой деятельности.
Европейская модель характеризуется: уважительным отношением, компетентностью, стимулированием профессиональной подготовки, лояльностью менеджеров, технической подготовленностью сотрудников, расширенным объемом ответственности и полномочий, эффективными трудовыми отношениями, качеством и инновациями, формализованным производственным менеджментом. Европейская разновидность занимает определенную промежуточную позицию между другими видами управления: американским и японским. Особенностью европейской модели менеджмента является еще более жесткий подход к управлению кадрами, чем в Японии или США. В таких государствах, как Голландия, Великобритания, Швеция и Норвегия, принципы менеджмента характеризовались предоставлением полномочий среднему звену сотрудников при принятии решений вопросов по управлению компанией. Формирование моделей менеджмента происходило в процессе решения вопроса поведения работников в коллективе. Другими словами, социальный характер человека интересовал менеджеров в Европе намного больше, чем его индивидуальность. По мнению основателей европейского менеджмента, денежное вознаграждение является не единственным фактором, мотивирующим человека к работе. Во многих случаях некоторые усилия определены и психологическими мотивами людей, от которых зависит и их поведение. Поэтому наличие необходимого количества информационного материала приведет к принятию взвешенных и обоснованных решений, а также станет выражением профессионализма. Методы и модели менеджмента в Западной Европе получили свое развитие в послевоенное время. Именно в тот период принимались достаточно значимые и важные управленческие решения, связанные с восстановлением промышленности, экономики и сельского хозяйства. Основателями данной модели принято считать англичан.