Менеджер. Его место и роль в организации
Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Поскольку организация – это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана – производственные, экономические, технические, социальные – он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи. Труд менеджера заключается в следующем:
· ставить цели,
· строить план действий,
· организовывать работу,
· заинтересовывать людей в его результатах,
· проверять, все ли идет как следует,
· предвидеть последствия своих решений.
Учитывая это, можно определить труд менеджера кратко – менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер. Правила, закономерности работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.
Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих пред менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, но должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.
Существует 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 группы:
- межличностные;
- информационные;
- роли по принятию решений.
Они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого, они определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации (табл.).
Управленческие роли менеджеров
Название |
Содержание (функции) |
Примеры |
Межличностные роли: |
||
1. Главный руководитель. |
Выполняет обычные обязанности правового или социального характера. |
Церемонии, собрания и т.п. |
2. Лидер. |
Отвечает за мотивацию и активацию подчинённых на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников. |
Все управленческие действия с участием подчинённых. |
3. Связующее звено. |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации. |
Переписка, участие в семинарах и собраниях, т.е. все элементы общения. |
Информационные роли: |
||
1. Получатель информации. |
Собирает текущую информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации. |
Обработка почты, работа с контрактами и т.п. |
2. Распространитель информации. |
Передаёт информацию подчинённым фактически или интерпретирует (изменяет), разъясняя политику и основные цели организации. |
Обработка почты, беседы, обзоры. |
3. Источник информации. |
Передаёт информацию для внешних контактов с целью организации планов политики действий. |
Участие в заседаниях, выступлениях, общение через почту. |
Роли, связанные с принятием решений: |
||
1. Предприниматель. |
Определяет направление роста организации (внутри и вне организации); разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию организации; контролирует разработку проектов. |
Участие в заседаниях по разработке перспективных планов, стратегии. |
2. Устраняющие нарушения. |
Обеспечивают корректировочные действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями. |
Участие в совещаниях по обсуждению стратегических вопросов. |
3. Распределитель ресурсов. |
Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. |
Составление графиков, запросов, программирование работы подчинённых. |
В большой, сложной организации вся управленческая работа разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. В аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь координируют работу стоящих ниже их и так далее, пока не опустятся до уровня руководителей. Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы. Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на три категории: руководители низового звена, руководители среднего звена и руководители высшего звена.
Руководители низового звена контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится много общаться со своими подчиненными и совсем мало – со своим начальством. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Характер работы определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Руководителями высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органической составной частью их жизни, так как рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными заседаниями и встречами, около 22% приходится на работу с бумагами, 6% занимают телефонные разговоры и 3% - поездки и осмотры.
Социологи выделяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне лица в основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне – согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.