Менеджер. Его место и роль в организации
В настоящее время в России многих сотрудников отечественных организаций начали называть менеджерами: топ-менеджер, менеджер по продажам, менеджер по рекламе и т.д. Возникает вопрос: «Так кто-же это такой – менеджер и какова его роль в отечественных организациях»?
Во-первых, в отечественной науке и практике управления организациями менеджерами начали называть руководителей различного уровня управления: топ-менеджеры, руководители высшего уровня иерархии организации; менеджеры среднего уровня управления и менеджеры низового уровня управления, в подчинении которых находятся рядовые сотрудники. При этом отличие менеджеров от обычных руководителей исследователями связывается с повышенной эффективностью их деятельности. Так, например, В.А. Абчук пишет, что «менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли».
При этом он наделяет менеджера всеми возможными достоинствами: «Менеджер представляет новый для нашей страны тип управляющего, обладающий рядом характерных отличительных черт. Первая черта – кардинально новая цель деятельности… Это ведет к принципиально иной системе управления организацией: меняются функции, структура и методы работы органов управления. Второе отличие – переход к экономическим методам управления организацией. Вместо жесткого администрирования, культивировавшего страх и безропотное подчинение, – пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду. Еще одна, третья отличительная черта менеджера – способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер – новатор по природе, ведь рынок – это, прежде всего, новшества: без новых товаров и услуг на него просто не пробиться. То же самое можно сказать и об умении менеджера прогнозировать экономическую ситуацию и идти на разумный риск. Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность». Действительно, получается следующее: стоит назвать отечественного руководителя менеджером, и он сразу станет проявлять «способность к новациям, прогнозированию и риску», перейдет к новому стилю управления – «пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду».
А разве руководитель как управленец не заинтересован в использовании «действенных стимулов к производительному качественному труду»? Получается, что автор просто «фантазирует», приписывая менеджерам как руководителям не присущие им качества. По выражению В.В. Уварова, «менеджер всегда заинтересован, во-первых, в прогрессе дела, которое он делает, а во-вторых, в тех людях, для которых он является формальным лидером и которыми он управляет, поскольку от этого зависит его возможность управления». Но разве отечественные руководители не заинтересованы в успехе, в прогрессе дела и не стремятся быть лидерами в организации? З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и ряд других отечественных авторов учебников и учебных пособий для студентов отечественных вузов пишут следующее: «Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием». А разве не это является ключевым фактором при назначении сотрудников на руководящие должности?
Такой подход к определению отечественного понятия «менеджер» является причиной многих заблуждений исследователей. А в результате отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы иностранному менеджеру. В.А. Абчук считает, что «менеджер – это подготовленный руководитель-профессионал», то есть, все же, это руководитель. Но тогда непонятно, зачем отечественное понятие «руководитель» заменять на иностранное понятие «менеджер».
Согласно зарубежной теории менеджмента, для менеджера основным знанием является умение распоряжаться ресурсами. С этих позиций продавец в магазине действительно может именоваться менеджером, так как он распоряжается представленными в его распоряжение ресурсами – товарами, которые он хранит, раскладывает для лучшего восприятия покупателями и стремится продать, получив от этого определенный доход для организации. Следовательно, деятельность менеджера ограничена работой с ресурсами организации и поэтому имеет свои особенности: она ограничивается действиями менеджера по обеспечению сохранности ресурсов, их рациональному распределению и эффективному использованию в процессе производственной деятельности организации. А вот, например, у старшего продавца, которому доверены материальные ресурсы, уже могут быть в подчинении и продавцы, деятельностью которых он управляет. В таком случае это будет и руководитель, и менеджер.
Таким образом, можно считать, что понятие «менеджер» не всегда тождественно понятиям «управленец», «руководитель». Понятие «менеджер» включает в себя не только руководителей, но и всех сотрудников организации, которые по своим профессиональным обязанностям должны распоряжаться предоставленными ресурсами, обеспечивая наиболее эффективное их использование для достижения необходимого для организации результата. Следовательно, менеджер – это сотрудник организации, в распоряжении которого находятся определенные ресурсы организации, которые он обязан бережно хранить, оптимально распределять и эффективно использовать для достижения наилучшего экономического результата всей организации – получения наибольшей прибыли. Это определяет и значение менеджера в организации.