Методика развития координации движений у гимнасток
Методика развития координации движений у гимнасток
Координационными способностями в художественной гимнастике следует понимать результат согласованной работы всех разновидностей физических способностей, включающих в себя способности к равновесию, дифференцированию, ориентированию в пространстве, согласованию и комбинированию движений, а также включающих чувства ритма и темпа, что позволит спортсменкам в изменяющихся условиях успешно решать задачи, возникающие при выполнении новых двигательных действий (элементов). Координационные способности делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим специфически проявляющимся координационным способностям в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:
· способности, основанные на проприорецептивной чувствительности;
· способность к ориентированию в пространстве;
· способность сохранять равновесие;
· чувство ритма;
· способность к перестроению двигательных действий;
· статокинетическая устойчивость;
· способность к произвольному мышечному расслаблению.
Наиболее благоприятным периодам для развития координационных способностей у девочек является возраст 11-12 лет.
Под способностью к ориентированию в пространстве понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требование к быстроте и точности ориентирования в пространстве. Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных движений: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивно-игровых и т. д Равновесие имеет следующие компоненты:
· рациональное расположение звеньев тела;
· минимизацию количества степеней свободы движущей системы;
· дозировку и перераспределение мышечных усилий;
· уровень пространственной ориентации.
Критерии оценки устойчивого положения тела следующие: пространственная оценка и самооценка расположения звеньев тела при сохранении отдельной позы: в движении и в сочетании с другими видами двигательных действий; степень соответствия оценки и самооценки расположения звеньев тела; степень устойчивости тела после отклонения от основного положения в пределах 5-10-15; степень устойчивости тела при дополнительных движениях; степень устойчивости тела в определенной позе; степень устойчивости тела при различных способах перемещения в пространстве; степень устойчивости тела в различных условиях опоры: повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т.д.; степень устойчивости тела в без опорном состоянии; степень устойчивости тела до нагрузки (начала тренировки), в середине занятия и после нагрузки; степень устойчивости тела в сочетании с другими видами двигательных действий: вращениями, прыжками, поворотами; степень устойчивости тела при балансировке предметами. В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Это зависит от своеобразия координации движений, условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами.
Методы развития координационных способностей основаны на системном выполнении задания, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений.
Различают задания аналитические - на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественного одного какого-либо параметра движения и систематические - на точность управления двигательными действиями в целом.
Для развития координации движений в гимнастике с детьми 5-6 лет используются танцевальные движения и акробатические упражнения. Но лучшим средством служат упражнения с предметами, а также с элементами танца, которые способствуют развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С такой же целью в занятия нужно включать упражнения в поворотах.
С целью воспитания координационных способностей гимнасток необходимо ставить в новые, непривычные для них условия: менять основное направление, выполнять упражнения с другой ноги и в другую сторону. Можно менять форму привычных предметов: давать мяч большого размера, скакалку – более короткую или более длинную, обруч – легче или тяжелее, при силовых упражнениях применять помощь партнера.
Для преодоления возникающих трудностей заставлять гимнасток выполнять статические равновесия на уменьшенной площади опоры, увеличивать количество вращательных движений, выполнять упражнения в равновесии в очень медленном или в очень быстром темпе. При изучении элементов акробатики по мере овладения техникой исключать страховку и помощь гимнасткам. Использовать игровой и соревновательный методы. Результатом воспитания двигательно-координационных способностей в гимнастике является умение гимнасток выполнять упражнения свободно, легко, изящно, а также точно и экономично.
Есть методики с интеграцией в музыкально-двигательное воспитание средств общей и специальной физической и технической подготовки, а также дыхательных упражнений, обеспечивающих выраженный оздоровительный эффект (комплексы музыкально-ритмической дыхательной гимнастики), методик развития и коррекции психо-эмоциональной сферы детей 6-7 лет (музыкотерпия, игротерапия, сказкотерапия). Выделяются 4 основные группы средств интегрированной музыкально-двигательной подготовки:
1) развивающие,
2) оздоровительные,
3) спортивно-технические,
4) эмоционально-эстетические (на развитие двигательной выразительности).
К группе развивающих средств относятся: ходьба и бег под музыку, комплексы общеразвивающих упражнений под музыку, комплексы упражнений ОФП и СФП под музыку, музыкальные подвижные игры, комплексы ритмической гимнастики.
В группе оздоровительных средств музыкально-двигательной подготовки можно выделить: музыкально-ритмическую дыхательную гимнастику, функциональную музыку и средства ритмопластики (танцы, комплексы упражнений по сюжетам сказок, упражнения в расслаблении, игры).
К спортивно-техническим средствам отнесены: учебные композиции на овладение элементами без предмета (равновесия, повороты, прыжки, «волны» и др). Предметная подготовка под музыку (учебные комплексы упражнений с мячом, скакалкой, обручем).
К эмоционально-эстетическим средствам воздействия, направленным на формирование двигательной выразительности относятся: сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, ритмопластические этюды, танцевальные композиции, хореография, творческие задания.
Интегрированная музыкально-двигательная подготовка юных гимнасток осуществляется в рамках учебно-тренировочных занятий, в ходе которых применяются методы - общепедагогические, спортивной тренировки, музыкального воспитания. Методы применяются в различных сочетаниях, каждый используется в соответствии с конкретными требованиями, обусловленными особенностями спортивной тренировки. Интегрированная музыкально-двигательная подготовка осуществляется на основе использования специально разработанных комплексов технической подготовки (с мячом, обручем и скакалкой), выполняемых поточным методом под музыкальное сопровождение, характеризующихся постепенным наращиванием сложности упражнений по признаку их преемственности.
Условно они поделены на 4 группы: танцевально-игровые, на развитие физических качеств, технической направленности, музыкально-ритмической дыхательной гимнастики. Все комплексы упражнений выполняются под музыку и в полном согласовании с ней. К первой группе относятся разработанные комплексы:
- музыкальных разминок, в том числе характерных («Яблочко», «Танго», «Цыганочка» и др.));
- танцевальные комплексы-композиции (полька, вальс, гопак, рок-н-ролл и др.);
- ритмической гимнастики, в том числе игровые сюжетно-ролевые (по сюжетам сказок);
- хореографии (у станка и в партере).
Комплексы на развитие физических качеств представляют собой упражнения общей и специальной физической подготовки, выполняемые поточным методом под музыку, разработанные с учетом целей и задач начального этапа тренировок в художественной гимнастике.
Для формирования у юных гимнасток умений и навыков владения спортивными предметами разработаны музыкальные комплексы технической подготовки (с мячом, обручем и скакалкой). Основной характеристикой комплексов технической подготовки является постепенное наращивание сложности упражнений по признаку преемственности.
Оздоровительные комплексы представлены музыкально-ритмической дыхательной гимнастикой, основу которой составляет дыхание по методу Стрельниковой А.Н.