Теории происхождения древнерусского государства и т. д.
Тема № 2. Древнерусское государство и право (IX в. – первая треть XII в.)
Норманская теория. Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).
Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.
Компромиссная теория. Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.
Ирано-славянская теория. Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.
Индо-иранская теория. Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».
Я наиболее склоняюсь к компромиссной теории, потому что, во-первых, признаки государственности и цивилизации того времени, в т. ч. и письменности, по историческим данным, существовали до прихода норманн во власть. А во-вторых, в мире, как правило, не происходит всё прямолинейно. Существует множество мелочей, ответвлений и пр. Потому наиболее реалистичной представляется теория о том, что древнерусское государство существовало до Рюрика, только об этом периоде практически не сохранилось никаких данных. А потом что-то произошло, и может быть государство просто ослабло. И тогда во власть пришли норманны.
Тема №3. Государство и право Руси в период политической раздробленности (30-е годы XII в. – XIV в.)
Феодальная раздробленность — это децентрализация государства, образование на его территории независимых областей.
Политическая раздробленность потому, что сейчас это называется политикой: объединение или деление государств.
Удельная раздробленность потому, что независимые княжества, на которые разделилось государство, тогда назывались уделами.
Тема № 8. Формирование и развитие абсолютной монархии в России в конце ХVII в. - XVIII в.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, приобретающего свой пост, как правило, по наследству и занимающего его пожизненно. Виды:
· Древневосточная
· Феодальная
· Теократическая
· Абсолютная
· Парламентарная
· Дуалистическая.
Абсолютная монархия. Здесь проявляется безусловность правления монарха, в его руках фактически сосредоточена вся власть: судебная, законодательная и исполнительная, а также в ряде случаев религиозная. В 17-18 веках в Западной Европе был расцвет абсолютизма, что со временем перестало быть актуальным. Здесь интересно само обоснование абсолютной монархии: глава, его предшественники и наследники имеют якобы божественное происхождение, которое на земле сопровождалось возвеличиванием и демонстрацией этого с помощью пышных дворцов и этикета. Монархов поддерживали дворяне, которые были на ступень ниже, однако на самой низкой были рабы или крестьяне, задача которых была жить в нищете и подчиняться. За это король им позволял жить. Виды монархии: конституционная При этой форме правления власть монарха несколько ограничена не только юридически, но и фактически. Он разделяет ее с парламентом, и в зависимости от того, за кем остается исполнительная, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
Тема № 13. Октябрьский переворот и создание Советского государства и права (октябрь 1917 - середина 1918 г.)
16 октября 1917 г. на заседании ЦК был избран Военно-революционный центр в составе Я.М. Свердлова. А.С. Бубнова, М.С. Урицкого и Ф.Э. Дзержинского. В период между Всероссийскими съездами Советов высшим органом государственной власти в стране являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В конце 1917 — первой половине 1918 г. ВЦИК по своему составу был органом многопартийным. Рабочими органами ВЦИК были: Президиум ВЦИК, отделы и комиссии. Всероссийский съезд Советов избрал правительство — СНК («Временное рабочее и крестьянское правительство»), в состав которого входили 13 наркомов. В целях разгрузки СНК от мелких вопросов начиная с декабря 1917 г. сложилась практика созыва совещания заместителей наркомов. Это совещание, получившее позднее название Малого Совнаркома, постановлением СНК от 23 января 1918 г. было превращено в постоянно действующую комиссию СНК. К моменту Октябрьской революции на местах, кроме Советов, существовало множество других органов (например, комиссары Временного правительства, городские и земские комитеты общественных организаций, органы городского и земского самоуправления). Непосредственное руководство местными Советами осуществлял НКВД.
В ноябре 1917 — январе 1918 г. по всей стране проходил процесс объединения Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединенные Советы распускали низовые земства или подчиняли их себе и сосредоточивали в своих руках всю полноту власти на местах. 22 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) издал Декрет о суде № 1. Данным декретом были созданы рабочие и крестьянские революционные трибуналы для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц. 7 (20) декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
Для руководства всеми военными операциями постановлением от 4 марта 1918 г. СНК учредил Высший военный совет в составе военного руководителя и двух политических комиссаров.
Весной 1918 г. был создан институт военных комиссаров – представителей правящей партии в армии, которые руководили политической работой в войсках, контролировали работу старых военных специалистов, боролись за установление железной дисциплины и порядка в армии.
28 октября (10 ноября) 1917 г. было издано постановление НКВД «О рабочей милиции».
2 декабря 1917 г. был образован ВСНХ как центральный орган государства, задачей которого объявлялась «организация народного хозяйства и государственных финансов», в целях чего он «вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений, Всероссийского Совета Рабочего Контроля», а также деятельность профсоюзов.