Государственный аппарат Российской империи в первой половине 19 в.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Высшие и центральные государственные учреждения
3. Местные государственные учреждения
4. Управления национальными окраинами
5. Заключение
Введение
К XIX в. Россия объединила огромное количество христианских, мусульманских, буддийских народов. Ущемлений по национальным признакам не существовало, хотя православное вероисповедание превалировало. Польша и Финляндия получили при Александре I конституции, признававшие своей главой русского царя, но там действовали собственные органы управления, законы, религии и т.д. Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим.
Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. После всего воцарения Александр I начал проведение реформы систему государственного управления. Преобразования были связаны с деятельностью М.М. Сперанского. В начале XIX в. наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.
Высшие и центральные государственные учреждения
Созданный законодательным актом 1 января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем из влиятельных чиновников России; по должности в состав Совета входили министры. Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. Департаменты (законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии, а позднее дел царства Польского) были предварительными инстанциями для обсуждения законопроектов в узком кругу специалистов перед внесением его на обсуждение, в общее собрание. В первую половину XIX в. законодательная инициатива принадлежала исключительно императору и верхам бюрократии, разработка законопроектов происходила во внутриведомственных (министерских) комиссиях и межведомственных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и общем собрании Государственного совета (иногда в Комитете министров, в высших комитетах и пр.); после царской устной или письменной "санкции'' законопроект становился законом, который обнародовался 1-м департаментом Сената.
Одновременно с министерствами 8 сентября 1802 г был учрежден Комитет министров, состоявший из министров и главноуправляющих на правах министров. Это было высшее административное учреждение, совещание неограниченного монарха по вопросам управления государством с наиболее доверенными, назначенными им и ответственными только перед ним высшими чиновниками. На его рассмотрение выносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов; запутанные дела, которые министры не желали разрешать своей властью; дела по надзору за государственным аппаратом, а также дела по личному составу правительственных учреждений.
В I половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора, который со времени возникновения министерств был одновременно министром юстиции. В состав каждого департамента входило несколько назначенных царем сенаторов. Во главе каждого департамента стоял обер-прокурор: председательствовал в департаменте первоприсутствующий. Число департаментов Сената на протяжении первой половины XIX в. возросло с семи до двенадцати.
Собственная его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения с 1812 г. С 1812 по 1825 г. канцелярия находилась в ведении Аракчеева, через которого к царю поступали доклады и рапорты министров, губернаторов, послов и других чиновников. В условиях кризиса феодально-крепостного строя и возрастания бюрократического централизма эта канцелярия превратилась в орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. 31 января 1826г. в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения , 3 июля 1826 г. - третье, 26 октября 1828 г. - четвертое, 29 апреля 1836 г. - пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. - шестое отделение. Каждое из этих отделений составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.
Манифестом 8 сентября 1802 г. в России создавались первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища. Коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. По закону "О разделении государственных дел по министерствам" 17 августа 1810 г. было упразднено Министерство коммерции и созданы новые центральные ведомства: Министерство полиции и Главное управление духовных дел "иностранных исповеданий, а по закону от 28 января 1811 г. создавалось новое центральное государственное учреждение - Главное управление ревизии государственных счетов. Созданное еще 20 ноября 1809 г.
Особое место в истории министерств заняло "Общее учреждение министерств" 25 июня 1811 г., определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями. Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства стоял министр с товарищем; при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а отделения - на столы. Директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений - директорам департаментов, а столоначальники - начальникам отделений.
Совет министра состоял из начальников основных структурных частей министерства и имел значение органа "для рассмотрения дел, требующих по бажности их общего соображения". В департаментах и отделениях роль советов играли общие присутствия. На заседания общих присутствий департаментов и министерских советов разрешалось приглашать фабрикантов, заводчиков, купцов, ученых, инженеров и т. д. В состав министерств включались и так называемые "особенные установления": канцелярии, счетные отделения, ученые комитеты, лаборатории, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. В России с 1811 г. существовали восемь министерств (внутренних дел, полиции, юстиции, финансов, народного просвещения, военное, морское и иностранных дел); три главных управления (духовных дел иностранных исповеданий, ревизии государственных счетов, путей сообщений); на правах центральных ведомств действовали Главное казначейство и Департамент уделов.
Местные государственные учреждения
Основными административно-территориальными единицами оставались губернии и уезды. Генерал-губернатор являлся главой местной администрации, осуществляя общее руководство входящими в генерал-губернаторство губерниями через канцелярию. В этот период окончательно сложилась ведомственная система управления, при которой все местные должностные лица и учреждения, кроме наместников и генерал-губернаторов были распределены по министерствам.
Местные учреждения МВД: главой местной администрации по-прежнему был губернатор. Наказ губернаторам 1837 г. провозглашала их хозяевами губерний. При губернаторе существовала канцелярия, губернское правление, комитеты, комиссии и присутствия, через них он управлял территорией. Губернское правление превратилось фактически в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе. Исполнительными инстанциями местного аппарата были полицейские учреждения. Главой уездной полиции был уездный исправник, при котором находился земский суд. В 1837 г. были введены станы как более мелкая административная единица во главе со становым приставом. В городах действовала система управления, соответствующая «Уставу благочиния» 1782 г. В некоторых наиболее крупных торговых городах (Одесса, Таганрог, Феодосия) создавались градоначальства, при этом права градоначальников приравнивались к губернаторским и подчинялись они МВД или генерал-губернатору. К органам администрации и полиции на местах примыкали органы жандармерии, находившиеся в ведении Штаба корпуса жандармов. С 1827 г. страна была разделена на жандармские округа во главе с жандармским генералом, округ делился на «отделения» во главе с жандармским штаб-офицером. МВД подчинялись так же местные сословные органы (губернские дворянские собрания, предводители дворянства, шестигласные думы).
Местные учреждения Министерства юстиции: в губерниях существовали общесословные суды – палаты уголовных и гражданских дел, совестной суд и надворные суды в столицах; в уездах действовали сословные суды для дворян и крестьян, а также магистраты или ратуши для горожан, С начала XIX в. стали учреждаться коммерческие и словесные суды. Суды были по сути придатком администрации и полиции, т.к. губернатор утверждал их приговоры, а судебное следствие проводилось полицией или специальными чиновниками. В суде по-прежнему господствовал следственный процесс, основанный на теории формальных доказательств. Министерству юстиции подчинялась также прокуратура, её роль по-прежнему была незначительной. Вместо адвокатов существовали «ходатаи по делам», которые оформляли документы, вели переговоры с чиновниками суда, консультировали.
Местные учреждения Министерства финансов: в каждой губернии существовали казенная палата и уездное казначейство, а так же таможенные, горные, пробирные палатки и отделения Мануфактурного комитета и Коммерческого совета. С учреждением Министерства государственных имуществ из ведения палат было изъято управление государственными имуществами и крестьянами. Местными учреждениями Министерства государственных имуществ были палаты государственных имуществ в губерниях и окружные управления государственных имуществ (одно на несколько уездов). Местными учреждениями Министерства императорского двора и уделов были удельные экспедиции казенных палат, а с 1808 г. – удельные конторы и их отделения в губерниях.
Законы 1803-1804 гг. создали систему местных учреждений Министерства народного просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, но его власть была ограничена автономией университетов. Университеты были не только самоуправляющимися учреждениями, но являлись организационными и методическими центрами округов. Университетом управлял совет из профессоров, который выбирал ректора, деканов, инспектора, правление. Он был наделен административными, учебными, учеными и судебными правами. Гимназии, уездные и приходские училища возглавляли директора, избираемые советом университета и подчиненные ему. При Николае I в 1828 г. школы были изъяты из ведения университетов и поставлены под контроль государства через специальных инспекторов. В 1835 г. новое положение об учебных округах превратило университеты в учебные заведения, передав все обязанности по управлению учебными заведениями округа попечителю, а университетский устав 1836 г. упразднил и автономию университетов.
Местные учреждения Синода действовали в духовных округах – епархиях, совпадавших в основном с губерниями, духовных уездах – благочиниях и церковных приходах. Епархию возглавлял архиерей с консисторией, благочиние – благочинный. Архиереям подчинялись учреждения культа (монастыри, церкви) и духовные учебные заведения. Наиболее крупные монастыри и духовные академии подчинялись непосредственно Синоду.
Местные учреждения Военного министерства: Россия делилась на 12 артиллерийских, 8 инженерных, 10 провиантских и 18 комиссарских округов. В каждом из них хозяйственные департаменты Военного министерства имели свои административно-хозяйственные органы. На особом положении находились военные поселения. Территория военного поселения называлась военным округом, во главе него стоял начальник, при нем были штаб и канцелярия. К 1825 г. одна треть армии находилась в военных поселениях, но после восстания поселян в Новгородской губернии (1831 г.) была проведена реформа, и большинство военных поселян превратилось в военно-пахотных солдат. Опека над военными поселениями ослабла, но особая система управления сохранилась. Упразднены военные поселения были лишь в 1856-1859 гг.
Управления национальными окраинами
В первую половину XIX в. "особенная" система управления окраинами России достигла своего расцвета. Эта система характеризовалась "особенным характером административно-территориального деления (наместничества в царстве Польском с 1815 г., на Кавказе - с 1844 - 1845 гг., генерал-губернаторства в Прибалтике, Оренбургском крае, Западной и Восточной Сибири и т. д.; на окраинах встречались и более мелкие, "особенные" территориальные единицы: области, округа, магалы и т. д.) и наличием "особенных" специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных лиц. В наместничествах, краях и генерал-губернаторствах военные и гражданские функции управления почти всегда сливались; в одних учреждениях объединялись нередко различные функции (административно-полицейские, финансовые и пр.).
Специфика управления отдельными национальными окраинами в первой половине XIX в. определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с борющимися за свою независимость горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т. п. "Местные" задачи военного подавления национальных окраин требовали предоставления администрации этих окраин довольно широкой самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших правительственных учреждений.
На многих окраинах России царизм осуществлял управление, опираясь на местную феодальную или родоплеменную верхушку, привлекая ее в отдельные, чаще всего низовые звенья местного управления, полиции и суда.
Заключение
В первой половине XIX в. монархия стремилась приспособить государственный аппарат к меняющимся социально-экономическим условиям, лавируя между реформами и военно-полицейскими методами управления. Усложнение задач государства вызвало необходимость создания ряда высших государственных учреждений с более четкими функциями, превращения Сената в высший орган суда и надзора. Коллегиальная форма управления была заменена на министерскую, что вызвало усиление бюрократизации всего аппарата. Продолжали существовать учреждения, созданные реформами 1775-1785 гг. Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на государственном аппарате России, основные звенья которого к середине XIX в. оказались неспособными к эффективному выполнению своих функций, встал вопрос о реформе всего государственного аппарата страны.
Список литературы
1. Гейнце Н. Аракчеев. Часть 1-3. - Директ-Медиа, 2014 г., 400 с.
2. Гейнце Н. Аракчеев. Часть 4-6. - Директ-Медиа, 2014 г., 464 с.
3. Зуев М. Н. История России: учеб. пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2011. 655 с.
4. Зуев М., Лавренов С. История России. Учебник для прикладного бакалавриата. – Юрайт, 2016 г., 546 с.
5. Мережковский Д. Александр I. - Комсомольская правда, 2015 г., 608 с.