Экология
1. Экологическая культура – одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как: - умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания; - умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе; - ориентация в социальных ролях; - способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир». Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Форм-ие системы знаний просиходит благодаря процессу систематизации (объединение предметов или знаний о них путём установление существенных связей, установление порядка между частями целого на основе определённых закономерностей, принципов или правил). Основные направления по Саморуковой: 1.Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определённую территорию с характерным ландшафтом, почвой, влажностью и т.д. 2.Обобщение и классификация растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой. 3.Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы. Чтобы успешно нести эстетическую культуру в жизнь, прививать эстетические навыки и вкусы детей, педагоги должны иметь отчетливое представление о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующуюся личность. Формирование основ экологической культуры и экологического сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач воспитателя XXI века. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. |
2. Виды наблюдений: распознающее; наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе; наблюдение с отдельными детьми, с небольшими группами и со всей группой воспитанников; индивидуальные, групповые и фронтальные; эпизодические, продолжающиеся несколько минут, и длительными. Наблюдения можно проводить: - на прогулках и во время экскурсий; - в уголке природы; - на земельном участке ДОУ; - на занятиях.
|
3. Цели: экологическое воспитание дошкольников, повышение квалификации педагогов ДОУ. Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2—7 лет. Другая предназначена взрослым; по ней осуществляется повышение квалификации воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, других специалистов, занимающихся экологическим воспитанием детей. «Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов. Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Методическое обеспечение программы – это работы С.Н. Николаевой «Создание условий для экологического воспитания детей», «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», «Новая школа», «Экологическое воспитание дошкольников», «Методика экологического воспитания в детском саду, «Как приобщить ребёнка к природе», «Любовь к природе воспитываем с детства», «Мозайка-синтез», «Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада», «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада», «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада», «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада». |
4. Цель - воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. · В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. · Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. · Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий и воспитывающий компонент. Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике. В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.
|
5. В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний. К наглядным методам относятся · наблюдение, · рассматривание картин, · демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются: · возрастными возможностями детей, · характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. У детей происходит активное формирование сознательного и гуманного отношения к природе, они значительно расширяют свой кругозор, увеличивают багаж знаний. Дошкольники учатся концентрироваться на проблеме, искать ее решения, становятся более внимательными, тренируют память. |
6. Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им — богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера; кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны. 1) Начало наблюдения. 2) Основная часть. 3) Завершение наблюдения. Содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. В частности, содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: · выделение самих объектов, · частей, из которых они состоят, · различных проявлений живых существ; · определение свойств и характеристик объектов и их частей; · выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Требования к проведению наблюдения: ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения; планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения; учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; высокая умственная активность и самостоятельность детей; сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.
|
7. Цель первого этапа - общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение. Цель второго этапа - устанавливание необходимых связей. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей. Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения. Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно. Цель третьего этапа - итог наблюдения, обобщаются полученные представления. Основным методическим приемом в процессе наблюдения является вопрос. Каждый вопрос должен содержать конкретную мысль, доступную пониманию детей, обязательно должен быть учтен и предыдущий опыт детей. Характер вопросов, их сложность зависит от возраста детей. В группах младшего дошкольного возраста вопрос воспитателя должен быть нацелен на определение свойств и качеств объектов. В группах старшего возраста используются вопросы, нацеленные на определение зависимости между явлениями в природе. Дети не всегда сами могут найти правильный ответ, в этих случаях используется пояснение. В младших группах пояснения короткие, а в старших должны подводить детей к установлению зависимости и представлений. Кроме пояснений можно использовать рассказ. Воспитатель рассказывает о том, что непосредственно не видно. Сравнение помогает сформировать более точные представления. Необходимо учить детей сравнивать разные явления. Для этого надо поставить перед детьми познавательное задание, чтобы решение его было невозможным без использования сравнения. В проведении наблюдений используются игровые приемы. Они вызывают интерес, и делают процесс наблюдения доступным и привлекательным. Большое значение во время наблюдений играет художественное слово. Оно обостряет чувственное восприятие, способствует созданию более ярких образов. Используются: стихотворения, фольклор. Методика проведения наблюдений одна как в повседневной жизни так и вовремя проведения занятий - проводятся во все времена года, и связаны с постепенными изменениями в природе. Объем знаний определяется программой д/с. |
8. Младшие группы. Активность ребенка, сложность и многообразие его действий, стремление утвердиться, неустойчивость внимания, его привлекают яркие, подвижные объекты. Отвлекаемость, преобладание чувственного познания окружающего мира. Неумение держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. Первые наблюдения организовываются за животными. Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы. При рассматривании объекта использование воспитателем различных приемов, побуждающих детей к активному поведению, а затем обращение внимание на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Использование приемов: обследования; сравнения. Ставя вопрос, воспитатель направляет внимание детей на сравниваемые признаки. С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным растениям. В конце наблюдения, для усиления эмоционального впечатления детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. Наблюдения проводятся неоднократно. Хорошо связывать наблюдения с игрой, изобразительной деятельностью. Средняя группа. Характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Самостоятельное наблюдение еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Дети постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную педагогом. Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за животными и растениями. Во время наблюдения каждый ребенок получает объект для индивидуального рассматривания. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью. Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения. Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида растений и животных, выделяя составные части, характерные признаки каждого из них, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде. Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью. Использование приемов, помогающих сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Широкое применение вопросов направленных: на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях; на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы. Использование личного опыта детей. Педагог может предложить выполнить несложные трудовые действия. Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Результат наблюдения - практическая деятельность детей. Старшая группа. Характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более расчлененным. Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность самостоятельно ставить познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются. Знакомство детей с новыми объектами, из ближайшего окружения, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни животных. Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала. Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для формирования у детей более сложных знаний. Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. Дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром. Наблюдение становится более планомерным. Начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Затем детям задаются разнообразные вопросы. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений. Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности. Подготовительная к школе группа. Способность видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла, появилось стремление к обобщению. Возрастает способность к более углубленному анализу и синтезу. Проявляется большой интерес к учению, желание учиться в школе. • Наблюдение становится более самостоятельным. Задача воспитателя - формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за живыми существами. Организуя наблюдение, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, на основе выделения которых, у детей формируются элементарные понятия. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. В ходе занятий чаще используются вопросы-задания, требующие от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Чаще используется сравнение по общим признакам. Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Использование вопросов поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением. |
9. Иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. Основными требованиями являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника, художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием. Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи. В старшем дошкольном возрасте воспитатель подбирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно. Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животного, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения. На занятиях в детском саду могут быть использованы: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для сохранения устойчивого внимания на протяжении всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна специальная работа воспитателя. В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и четкими вопросами. Воспитателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма. После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. При повторном просмотре дети стараются быть более внимательными. Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. В заключение всей работы проводится итоговая беседа. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Текст к диафильму может быть адаптирован воспитателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо расширена. Методика показа диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов. |
10. Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе. Виды моделей: 1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. 2. Предметно-схематические модели. 3. Графические модели передают обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений. Модель может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия. Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы. Далее рассматривается та или иная модель сенсорных признаков. Для демонстрации воспитатель готовит модели крупного размера. На первых занятиях следует показывать детям модели 1—2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необходимую группу выделенных признаков. Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними и обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
|
11. В средней группе календарь должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. В старшей группе детского сада сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Ко второй половине года воспитатель может внести в календарь условное изображение недели и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски. Во второй половине года дети самостоятельно изображают условными значками наблюдаемые явления погоды и помещают их в соответствующую дням недели клетку В подготовительной к школе группе календарь природы помещается в уголок природы. Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. Формы ведения календаря в подготовительной к школе группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь. Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы. Первая графа включает четыре вертикальные полоски, обозначающие дни и недели месяца. Во второй графе в течение одной недели ежедневно отмечается состояние погоды условными значками, понятными детям. Вместе с детьми воспитатель может выбрать такие значки и условиться о том, что они обозначают. В третьей графе помещаются детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных на каком-либо определенном месте участка детского сада или ближайшего природного окружения. |
12. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением, что вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Требования к подготовке и проведению экспериментов. 1. подготовка к проведению экспериментов 2.затем выбирается объект. 3.предлагая детям поставить опыт 4.поощрения детей 5.подведения итогов и формулирование выводов. 6.старайтесь показать детям привлекательность чёткого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило всё меньше времени. 7.начинайте занятие энергично. 8.помните: пауза, медлительность, безделье бич дисциплины. 9 увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. 10. дайте возможность детям почувствовать свою причастность к открытиям. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д. 3. По количеству детей: индивидуальные; групповые; коллективные. 4. По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические; систематические. 6. По продолжительности: кратковременные; длительные. 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические. 8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. 9. По характеру мыслительных операций: констатирующие; сравнительные; обобщающие. 10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные; поисковые; решение экспериментальных задач. 11. По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные. В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру: осознание того, что хочешь узнать; формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов; выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов; фиксирование результатов, анализ полученных данных; словесный отчет об увиденном, формулирование выводов. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее. Одновременно осваивает технику экспериментирования. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: · дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; · дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. |
13. Основным методом знакомства детей с птицами является наблюдение. Проводим во всех возрастных группах. В младшей группе воспитатель постепенно привлекает малышей к уходу за птицей, дает индивидуальные поручения. Воспитатель знакомит детей с 2-3 птицами с типичным строением, побуждает детей к наблюдению за повадками птички, старается вызвать положительное отношение к ней, сочувствие, желание ее покормить. В младшей группе проводятся повторные наблюдения за птичкой в процессе, которого детям даются дополнительные знания о птичке. Знания о птицах закрепляются в дидактических и подвижных играх, в которых дети имитируют движения и звуки птиц. Организуя наблюдения за птицами на участке, во время кормления воспитатель комментирует их поведение; называет некоторые части тела и их функции; во время кормления воспитатель ласково держится с птицами, просит их не бояться детей. Организуя наблюдения за погодой, воспитателю следует устанавливать простейшие связи между состоянием погоды и поведением птиц. В средней группе во время наблюдений идет детальное рассмотрение всех ее внешних особенностей. Новая птица сравнивается со знакомой. В этой группе продолжается расширение представлений об условиях жизни птиц. Детей следует привлекать к подкормке птиц. Воспитатель должен научить детей наблюдать за птицами; вместе с детьми определить правило: если хочешь наблюдать за птицами, веди себя спокойно, громко не разговаривай, не делай резких движений, не подходи близко. В старшей группе продолжается уточнение представлений о внешнем строении птицы, о функционировании отдельных органов, обеспечивающих животному быструю и легкую ориентировку в окружающей обстановке, что в конечном итоге связано с его выживанием. Во время наблюдений воспитатель помогает дошкольникам понять, что птица хорошо замечает все, что происходит вокруг. В старшей группе нужно систематически вести наблюдения за птицами на участке детского сада и в ближайшем природном окружении. Непосредственные наблюдения нужно пополнять чтением рассказов о птицах. В подготовительной группе знания детей не только расширяются, но и усложняются; детей подводят к обобщению. В этой группе нужно показать роль птиц в природе и жизни человека многогранно. Дети 7-го года жизни могут под руководством воспитателя в течение всего холодного периода подкармливать птиц, наблюдать и фиксировать результаты в календаре, но для этого нужен стационарный кормовой столик. |
14. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы: Творческие игры: сюжетно-ролевые; театрализованные; строительные. Игры с правилами: дидактические; подвижные. По тематическому распределению содержания существует следующая классификация: - игры на тему «Живая природа»; - игры на тему «Неживая природа». По форме организации и мере регламентации выделяют: самостоятельную игровую деятельность ребёнка; совместную с педагогом игровую деятельность. По направленности действий делятся на: сенсорно-моторные; предметные; игры с перевоплощением; социальные; соревновательные. Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические. Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. Цель дидактических игр - умственное развитие детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами. Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры. Словесно-дидактические игры интенсивно развивают мышление. В играх загадках-описаниях дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей. В строительно-конструктивных играх дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.
|
15. Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Педагоги выделяют игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. У детей младшего возраста игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. У детей среднего дошкольного возраста воспитатель является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. Могут быть использованы в игре элементы соревнования. Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей подготовительной к школе группы руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата. Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. |
16. Сюжетно-дидактическая игра - развернутый сюжет. Он включает в себя разнообразные роли и правила. В процессе происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Особенность сюжетно-дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п. Основные условия проведения сюжетно-дидактических игр: - наличие у педагога определенных знаний и умений, относительно сюжетно-дидактических игр; - выразительность проведения игры; - необходимость включения педагога в игру; - необходимость установления взаимопонимания, доверия и уважения между педагогом и детьми; - используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. Организация сюжетно-дидактических игр: формулировка целей и задач игр; введение сюжета; подбор дидактических материалов; создание проблемной ситуации; учет временного фактора; подведение итогов. Основные виды сюжетно-дидактических игр: с игрушками – аналогами; с литературными персонажами; игры – путешествия.
|
17. Словесные методы - это рассказы воспитателей и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе, систематизации и обобщения их. На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь. Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяжении всего времени общения, нужно не только выбрать интересную тему с увлекательным сюжетом, но и образным, точным языком передать свое отношение к событиям. Речь взрослого должна быть немногословной , но точной , яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения детей связывались со словом. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству. Помощник образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями. В каждой беседе решается задача развития речи детей. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости существующие в природе. При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом. |
18. Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые. Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д. Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний. Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты. Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.
|
19. Детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания дошкольников, так как она: · воспитывает у детей гуманное отношение к природе; · формирует начальные экологические знания о природе и ее законах; · учит детей видеть и чувствовать красоту природы; · воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу; · дает детям знания по уходу за растениями и защите природы. В результате одновременно решаются задачи нравственного, интеллектуального эстетического и трудового развития дошкольников. Детство - время познания ребенком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности, время становления системы оценочных критериев, определяющих ориентацию его в природе и в обществе. По мере накопления знаний и навыков развиваются природные свойства субъекта, создаются предпосылки духовного роста личности. Книга занимает свое место в этих процессах. До определенного возраста дети воспринимают ее содержание как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг. Причем сюжеты, герои литературы запоминаются, волнуют, преображают человека. Если книга способна возбудить интерес, обострить эмоции своего читателя, она запоминается человеку на долгие годы, влияя на все сферы духовного развития личности. В ДОУ могут быть использованы произведения: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также других писателей и поэтов: И. Бунина, С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Павловой, Е. Серовой, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева, С. Аксакова, Т. Никольского, И. Акимушкина, В. Чаплиной, В. Танасийчук. Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок, поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т.д. Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.д. Воспитатель помогает детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении. В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. |
20. Научить ребенка составлять рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Яркость, образность и конкретность языка - обязательное требование к рассказу воспитателя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала. Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом, фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 мин. Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы. Виды рассказов: 1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе; 2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин; 3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года, и описание пейзажной картины; 4) описательный рассказ о сезоне в целом; 5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. В подготовительной к школе группе используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы: 1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы. 2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью. 3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению. 4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.
|
21. Перспективный план работы по ознакомлению с природой на сезон делает старший воспитатель при участии воспитателей. Ценность перспективного планирования заключается в возможности построить систему работы по ознакомлению детей с природой, учитывающую постепенное усложнение знаний, методов и приемов. Необходимость такого планирования связана с тем, что встречу со многими природными явлениями часто не удается предусмотреть точно по срокам. В перспективном плане следует определить и конкретизировать: 1) задачи ознакомления с природой на сезон в определенной группе; 2) содержание знаний, умений и навыков, которые необходимо формировать в данный период; 3) перечень занятий с указанием ведущего метода и кратким описанием программных задач; 4) перечень наблюдений и содержание труда на прогулках и в уголке природы с указанием основных приемов руководства деятельностью детей; 5) перечень дидактических природоведческих игр для проведения вне занятий; 6) книги для дополнительного чтения. Календарный план работы воспитатель составляет на один день или на неделю. Составление плана на короткий срок облегчает работу воспитателя, но и заключает в себе реальную опасность утратить систему в работе по ознакомлению с природой. В течение дня работа по ознакомлению с природой планируется утром, на занятии, на прогулке и во вторую половину дня. Первая половина дня— удобное время для проведения индивидуальных и с небольшими подгруппами наблюдений в уголке природы, организации трудовой деятельности, а также дидактических игр природоведческого содержания. В плане записываются содержание деятельности, ее цель. Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью. При планировании занятия продумывается основной метод его проведения, конкретизируются структура занятия, программное содержание. Намечается наглядный материал, учитывается необходимость индивидуальной работы с детьми. На прогулке происходит накопление представлений детей о природе, создаются условия для формирования трудовых навыков и умений, для организации игр. Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе на дневной и вечерней прогулках. Они могут быть коллективными и индивидуальными. В плане следует указать объект наблюдения, его цель, основные приемы, способы фиксации увиденного. Труд планируется на дневной и вечерней прогулках. Указываются его содержание, задачи воспитания детей, которые решаются, перечень трудовых умений и навыков, которые закрепляются, формы организации детей, оборудование для трудовой деятельности и т. д. Определяются способы руководства деятельностью детей, их усложнение. На прогулке организуется труд со всеми детьми, с подгруппами и индивидуальный. Это тоже должно найти отражение в плане. На прогулке предусматриваются организация разнообразных игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель ее проведения, приемы руководства игрой, их усложнение при повторном проведении. Предусматриваются игры с отдельными детьми, требующими индивидуальной работы. После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются фронтальный труд детей в уголке природы или труд с подгруппами детей, наблюдение в уголке природы и из окна, дидактические игры, чтение детской природоведческой книги, просмотр диафильмов о природе, организация праздников-развлечений. Планируются консультации с родителями по вопросам воспитания детей средствами природы. Календарный план работы воспитателя необходимо связывать с годовым и перспективным планами работы дошкольного учреждения. |
22. Во время экскурсий и прогулок дошкольники и младшие школьники собирают определенный материал, позволяющий лучше изучить местность. Экскурсии влияют на умственное, эстетическое и нравственное развитие дошкольников. Они способствуют расширению экологического кругозора, обогащают личный опыт детей. Педагог и родители развивают в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе, побуждают детей самих находить красоту повсюду, наслаждаться ею, показывать другим и сохранять. На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность, проводимая на экскурсиях. Фенологические прогулки в разные времена года позволяют дошкольникам пронаблюдать и усвоить сезонные изменения, происходящие в природе. Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью. Отличие их от повседневных прогулок заключается в том, что они проводятся за пределами ДОУ. Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: · навыков наблюдения и наблюдательности как таковой · сенсорных способностей · мыслительных процессов · воображения и творческих способностей. Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы. Структура экскурсии: · вводная беседа · коллективное наблюдение · индивидуальное самостоятельное наблюдение детей · сбор материала · игры детей с собранным материалом · заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе. Подготовка воспитателя к проведению экскурсий заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Начинается экскурсия с сообщения воспитателем цели. Нужно обратить внимание на одежду детей. Следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.
|
23. Беседы помогают развить творческое мышление учащихся, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Вводная беседа является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель её - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым. Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их следует ставить так, чтобы они будили мысль ребенка, заставляли задуматься как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у дошкольников интерес. Вопросы для дошкольников должны быть конкретными, четкими, ясными, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала. Вопрос задается всей группе, затем воспитатель делает паузу, сосредоточивает внимание дошкольников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ребенка. Если возникают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные. |
24. Младшая группа: учить узнавать и называть 1-2 насекомых. Средняя группа: учить называть некоторых насекомых, определять особенности их внешнего вида и движений. Знакомить детей со звуками, характерными для насекомых. Старшая группа: рассказать, что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза - насекомые. Дать представление о некоторых особенностях внешнего вида. Учить сравнивать насекомых по способу передвижения. Добиваться, чтобы дети умели определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть их. Дать представление о некоторых особенностях сезонной жизни, о местах обитания. Пчела, муравей – полезные насекомые. Их нельзя уничтожать. Подвести детей к пониманию того, что у насекомых есть защитные свойства. Подготовительная к школе группа: учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, жуков. Сравнивая, находить отличие по внешнему виду. Продолжать обучать сравнению насекомых по способу передвижения. Учить называть характерные звуки насекомых. Дать представление о цикличности развития бабочки. На основе строения тела различных представителей формировать у детей обобщенное понятие «насекомые». Рассказать детям, чем питаются насекомые. Муравьи и пчелы живут большими семьями, а пчелы в дуплах сооружают гнезда, человек делает для них улья, Дать представление о полезности некоторых насекомых. Полезных насекомых надо оберегать и охранять. Рассказать о некоторых формах защиты насекомых: покровительственная окраска, химическая защита. Чаще всего используются наблюдение, игры и моделирование. |
25. Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры являются игровые обучающие ситуации (ИОС. Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения. Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними. Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. |
26. Словесные дидактические это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.
|
27. Рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций. Требования к рассказам детей старшей группы. Рассказ должен быть связанным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность. Рассказ должен быть коротким. Рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, то есть по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя. Значительно больше требований предъявляется к рассказам детей в подготовительной группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целенаправленность рассказа. Нужно приучать детей рассказывать про определенную игрушку, картинку, тактично направлять их внимание. Очень важное качество любого рассказа – последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи. По объему рассказ ребенка 6 лет должен быть больше, описания полнее, словарь более точным; желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения. В рассказах детей 6 лет необходимо отмечать элементы творчества. Воспитателю следует активно обращать внимание на выразительность рассказа, заботиться о культуре поведения ребенка во время рассказа. Приемы активизации познавательного интереса детей: · Вербальные - вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы; · Невербальные - пантомимика, мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки; · Ситуативные - создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха; · Игровые - игровая мотивация, дидактические, развивающие, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование; · Аудиовизуальные - просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, мультимедийные презентации. |
28. Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений. Воспитатель осуществляет две педагогические задачи: дидактическую - вооружение детей знаниями и воспитательную - формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета. Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет ее программное содержание, выбирает объект, учитывает при этом физические возможности детей. Важно выбрать такую дорогу, которая не была бы утомительной, не отвлекала бы детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях; определяет, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде. Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает ее тему, дает детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам – заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам задает вопросы, «заражает» своими эмоциями. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений. В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. |
29. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. В содержание экологического досуга включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью, снежной и ледяной скульптуре (зимой, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах, и т.д. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности. |
30. В младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.
|