Анализ статьи про суициды
В данной работе проводится анализ статьи на тему «Суицид в молодежной среде как мольба о помощи» (автор: Полушина А.В., Лесовская М.И. Вестник красноярского государственного аграрного университета, 2013 - № 1.) (анализируемая статья дана в Приложении).
В данной статье рассматривается проблема суицидов в молодежной среде. Самоубийство, или суицид – это целенаправленное лишение себя жизни. В период депрессии в силу тягостного состояния, подавленного инстинкта самосохранения, невыносимой душевной боли, могут возникать мысли о самоубийстве – суицидальные мысли, которые обычно свидетельствуют о тяжести депрессии.
Анализ журналистского текста
1. Факторы, которые оказывают решающее значение в организации фактического материала:
· Назначение, функция, целевая установка текста: проанализировать ситуацию с проблемой суицидов в молодежной среде.
· Объект отображения – социальная ситуация;
· Предмет отображения – проблема суицидов в молодежной среде.
Статья относится к аналитическому жанру (обзор проблемы, анализ статистических данных), в подтверждение этому приведу выдержки из статьи:
«По мировой статистике, число самоубийц превышает количество жертв убийств, террористических актов и войн, вместе взятых. Каждые 20 секунд один человек заканчивает жизнь самоубийством, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается свести счеты с жизнью [1]. При этом взрослые мужчины в четыре раза чаще, чем взрослые женщины, прибегают к суициду, однако женщины в два–три раза чаще предпринимают попытки самоубийства. Одни авторы этих исследований считают причины подобного явления неизвестными, другие считают, что в основе подобного поведения лежат гендерные психологические особенности, например повышенная демонстративность женщин.
Опросы, проведённые в различных странах мира, показывают, что до 80% подростков периодически задумываются о том, чтобы покончить с собой. Причины подобных настроений, ранжированные по степени значимости, образуют убывающий ряд: несчастная любовь; смерть кого-то из родных или друзей; целенаправленная травля, угрозы, систематические унижения; физические издевательства, изнасилования, побои; непонимание окружающими, одиночество; финансовые проблемы; нереализованность в жизни (творческая, профессиональная, романтическая); потеря смысла жизни; потеря интереса к жизни, усталость от жизни; проблемы со здоровьем; боязнь наказания за совершенный проступок и страх осуждения со стороны родных или общества; желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию). Приведённый перечень преимущественно ориентирован на внутренние побуждения (мотивы) людей. Однако побудительную силу имеют и внешние воздействия (стимулы), проверяющие людей на их способность «держать удар». Для подростка роль таких внешних стимулов играет закономерная смена социальной среды при переходе от периода обучения (осень-зима) к каникулам (весна-лето). Смена окружения, ритма жизни, социальных ожиданий и запросов формирует совокупность психологических стресс-факторов, тестирующих адаптивность личности»
2. «Первичная реальность»: Особого внимания заслуживает данный феномен в подростковой среде. В литературе обсуждается множество причин суицидального поведения тинейджеров: несоответствие между потребностями, желаниями и отсутствием умения найти способы их удовлетворения; отказ от поиска выхода из сложных ситуаций; низкий уровень самоконтроля; неспособность ослаблять нервно-психическое напряжение; эмоциональная нестабильность, импульсивность; повышенная внушаемость, бескомпромиссность; отсутствие жизненного опыта и пр. Кроме того, причиной подростковых самоубийств чаще всего являются бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни.
«вторичная реальность»:
– анализ информации о динамике подростковых суицидов в России.
3. Источники информации: опросы, проведённые в различных странах мира, данные главного управления МВД России по Красноярскому краю.
Методы сбора информации: анализ и интерпретация полученной информации;
Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.
4. Методы постижения реальности:
Методы рационально – теоретического отображения проблемы суицидов в молодежной среде, направленные на выявление взаимосвязей проблемы суицидов, причин появления данной проблемы, следствий, их оценки, прогнозе их развития.
5. Характер конфликтов и их развитие:
«Такой социокультурный феномен, как суицид, сопровождает всю историю человечества. Культурные традиции, включающие отношение к суициду, включают всю шкалу: от резкого осуждения (Древняя Греция, современная Европа и Латинская Америка) до вполне терпимого (Китай) и даже возведённого в ранг доблести (Япония, ритуальные самоубийства – харакири). В настоящее время, когда сильны тенденции глобализма и стирания межнациональных границ, эволюционируют и ментальные устои. Тем важнее для общества, заинтересованного в самосохранении, своевременно реагировать на тревожные тенденции. В частности, представляется необходимым отметить негативную роль СМИ, подробно освещающих трагические случаи. В психологии с 1974 года известен эффект (синдром) Вертера, заключающийся в волне подражающих самоубийств именно после широкого освещения исходного факта в прессе, на телевидении, а в настоящее время в web-пространстве и социальных сетях. Эту взаимосвязь на протяжении семи лет изучал Дэвид Филлипс (1986) на основании данных о почти тринадцати тысячах самоубийств подростков в связи с соответствующими телерепортажами в новостях и на первых полосах газет. Они обнаружили, что число самоубийств значительно возрастало по прошествии от 0 до 7 дней после такой истории в новостях и коррелировало (r = 0,52) с количеством программ, передававших репортаж. Эта корреляция имела значение только для подростков, а не для взрослых, и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков. Подросткам, как никому, свойственная неуверенность в себе, аффилиация, подражательность в житейских ситуациях. Не видя решения своей проблемы, они воспринимают известие о чьем-то самоубийстве как своеобразную подсказку и пытаются копировать действия тех, кто, по их мнению, во многом на них похож. Волну самоубийств, прокатившуюся после смерти Мэрилин Монро, Дэвид Филлипс также приписал действию эффекта Вертера.
В Австрии, где в 80-е годы ХХ века количество самоубийств в метро стало «зашкаливать», в 1987 г. Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена организовал своеобразный эксперимент: минимизировали освещение фактов «смерти на рельсах». В результате уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.
В наш информационный век запрет на новости невозможен, но этого и не требуется. Необходимо другое: не обывательский интерес к жестоким подробностям, а комментарии с моральной оценкой недопустимости легкомысленного отношения не только к собственной жизни, а к благополучию и душевному покою родных и близких людей, которые также оказываются жертвами подросткового суицида. В свою очередь, именно ближайшее окружение юного человека – семья, близкие и значимые для него люди – должны совершать повседневную психологическую работу по формированию его души. «Мольба о помощи», о которой говорится в эпиграфе, должна быть услышана, и подросток не должен оставаться один на один со своими проблемами. Это нелегкое, но совершенно необходимое дело в масштабе каждой семьи и социума в целом»
6. Характеристика текста:
Статья на тему «Суицид в молодежной среде как мольба о помощи» (автор: Полушина А.В., Лесовская М.И. Энциклопедия гуманитарных наук, 2005 - № 1.) (анализируемая статья дана в Приложении).
В данной статье рассматривается проблема суицидов в молодежной среде. Самоубийство, или суицид – это целенаправленное лишение себя жизни. В период депрессии в силу тягостного состояния, подавленного инстинкта самосохранения, невыносимой душевной боли, могут возникать мысли о самоубийстве – суицидальные мысли, которые обычно свидетельствуют о тяжести депрессии. Анализируется влияние социальных факторов на динамику суицидального поведения в молодежной среде России.
7. Основные группы содержания журналистского произведения: проблемно – тематическая.
Виды информации, использованной в тексте: описательная (фактологическая) и оценочная (рефлексивная).
8. Методы репрезентации и предъявления информации: сообщение, описание, рассуждение, типизация, ссылка.
9. Система аргументации:
Фактологические аргументы: документальные данные, полученные в процессе анализа и интерпретации данных опроса.
«в зимнее время количество случаев суицида постоянно и минимально, что, по-видимому, объясняется адаптированностью к среде, включённостью в привычное окружение и предсказуемый ход событий. В первый же весенний месяц уровень суицидов возрастает вдвое, затем быстро падает (апрель – 0 случаев), но к маю появляется еще более высокий пик. В летний период наблюдаются резкие скачки, вероятно, отражающие сбой социальной адаптивности в связи с поездками подростков в туристические лагеря, свободным отдыхом подростков вдали от дома и школы. В этих ситуациях подростки оказываются предоставленными сами себе, оказываются вне зоны внимания родителей и педагогов. Период новых знакомств и впечатлений, погружения в новые виды деятельности заканчивается; не каждый тинейджер может справиться с объемом новой информации и ситуационных коллизий. Это подтверждается тем, что к сентябрю суицид среди подростков многократно возрос и к октябрю достиг пика, а к зиме вновь нивелировался.
Установлено, что частота суицидов среди российской молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек реализуют их. Из общего количества суицидов 90% совершают люди с психотическими состояниями и лишь 10% – без психотических расстройств. Есть данные, что лишь в 10% суицидальное поведение является самоцелью, а в 90% случаев суицидальное поведение подростка является способом привлечения к себе внимания».
Ценностные аргументы – оценки с предъявляемым аудитории основанием:
«По данным главного управления МВД России по Красноярскому краю, за прошлый год в регионе произошло 33 случая суицида среди подростков до 18 лет, не считая неудавшихся попыток (предположительное соотношение суицидов и их попыток составляет 1/10). Следовательно, можно предполагать, что за год несовершеннолетние предпринимали более 300 попыток самоубийства. Это очень тревожная статистика, но еще более настораживает равнодушное отношение общества к этой проблеме. Так, в интернете не боятся рекламировать себя «клубы для самоубийц», открыто проводящие опросы на тему: «Какой способ самоубийства вы бы выбрали». На форуме уже ответили свыше 1600 подростков. Наиболее популярным способом оказалось отравление таблетками (28,4%), затем следует прыжок с крыши (18,4%), третье и четвертое место делят способы «застрелиться» и «вскрыть вены» (16% и 15,4% соответственно). Мало кто мечтает умереть в петле или под колесами машины, поезда. Особую тревогу вызывает следующий факт. Согласно тому же опросу, почти 13% подростков мечтают умереть «по-другому». Остается только гадать, на что способна детская фантазия, деформированная иллюзиями виртуальной реальности»
10. Определить формы персонификации информации: монологическая.
11. Отношение автора к изображаемому:
Автор проводит разносторонний анализ заявленной проблемы, а также предлагает возможные пути ее преодоления.
«В наш информационный век запрет на новости невозможен, но этого и не требуется. Необходимо другое: не обывательский интерес к жестоким подробностям, а комментарии с моральной оценкой недопустимости легкомысленного отношения не только к собственной жизни, а к благополучию и душевному покою родных и близких людей, которые также оказываются жертвами подросткового суицида. В свою очередь, именно ближайшее окружение юного человека – семья, близкие и значимые для него люди – должны совершать повседневную психологическую работу по формированию его души. «Мольба о помощи», о которой говорится в эпиграфе, должна быть услышана, и подросток не должен оставаться один на один со своими проблемами. Это нелегкое, но совершенно необходимое дело в масштабе каждой семьи и социума в целом».
12. Характеристика канала коммуникации: Вестник красноярского государственного аграрного университета, 2013 - № 1. – периодическое издание, содержит в себе научно – публицистические статьи, посвященные актуальным проблемам современного общества. Данной публикации отведено центральное место в данном выпуске.
13.способы воздействия на собеседника – аналитический обзор статистических данных с подробными выводами и предложениями по преодолению заявленных проблем.
14. способы и приемы организации текста: использованы глубинные связи.
Представление информации осуществляется с помощью следующих приемов:
· разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами;
· сравнение фактов;
· проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуальной проблематики;
· интерпретация данных мониторинга, опроса.
15. Заголовок выполняет номинативную роль.
16. Рисунки в виде диаграмм выполняют сопроводительную роль графического представления описываемых результатов статистических данных.