Психология общения
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ
Кафедра педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
учебного отдела
полковник полиции
Г.Н.Жогов
«___» _____________ 2014 г.
Тематика
домашних контрольных работ
по дисциплине «Практикум по психологии общения» для слушателей
заочной формы обучения по специальности : 030505.65-Правоохранительная деятельность
в 2014/2015 учебном году
Начальник кафедры
педагогики и психологии
подполковник полиции
М.В. Кутепова
Обсуждена и одобрена на заседании
кафедры протокол № 7.1 от «27» ноября 2013 года
Руза-2014
Практикум по психологии общения: Тематика (задания) письменных работ и методические рекомендации по их написанию для заочной формы обучения (030505.65-Правоохранительная деятельность ). – Руза: МОФ МосУ МВД России, 2013. – 15с.
Подготовлены: кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии Мальцевой Т.В.
-обсужденны и одобренны:
на заседании Методического совета МОФ МосУ МВД России от «14» января 2014 г. Протокол № 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Контрольная работа по курсу «Практикум по психологии общения» на заочной форме обучения выполняется в виде Портфолио курса. Для её выполнения необходимо первоначально ознакомится с методическими рекомендациями, далее выполнить практические задания по темам курса.
Организация «портфолио» по курсу Технически «портфолио» представляет собой папку (скоросшиватель), в которую крепятся листы формата А4 с выполненными заданиями по курсу. Единицей сбора в «портфолио» для заочного обучения являются самостоятельно выполненные задания по темам курса. «Портфолио» по курсу должно содержать следующие разделы:
1. Титульный лист (см. приложение 1).
2. Самостоятельные практические работы по восьми темам курса. Материал должен быть подготовлен в соответствии с методическими указаниями по каждой теме.
3. Библиография.
Оформление практикума. Оформление контрольной работы в виде «портфолио» в целом должно быть эстетически привлекательным и доступным для обзора со стороны. Первый лист является титульным и оформляется в соответствии с приложением 1. Каждый раздел начинается с листа на котором содержится название темы. Каждая текстовая «единица сбора» в «портфолио» и листы с пояснением выполненной работы выполняется на одной стороне листов формата А4 (210х297 мм) машинописным или компьютерным текстом. Компьютерный текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 размера с полуторным интервалом. Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков). Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм.
Страницы должны иметь сквозную нумерацию.
Сокращать слова в тексте запрещается.
ЗАДАНИЯ
Тема 1. Сущность профессионального общения. Психологические особенности установления контакта и доверительных отношений
1. Приведите конкретные примеры проявления разнообразных эффектов общения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД (желательно приводить примеры, которые встретились вам при прохождении практики).
Эффект ореола |
В кабинет заходит начальник вместе с новым сотрудником. Начальник говорит о том, что этот человек ведущий специалист в определённых вопросах и что он будет участвовать в особо сложных расследованиях. |
Эффект первого впечатления |
заключается в недостаточно обоснованном и, как правило, поспешно сформированном мнении о внутренних психических характеристиках человека, составленном, прежде всего, на основе его внешнего облика. Имеет место пример данного психологического эффекта, известный в истории социально-психологических экспериментов. Двум аналогичным друг другу по всем своим основным характеристикам группам людей, находящихся в соседних помещениях, показывали в одно и тоже время, оду и туже фотографию одного и того же человека. В первом случае его называли большим учёным, нобелевским лауреатом, а во втором случае – преступником-рецидивистом. После этого просили описать его характер по внешности. Что интересно, одни и те же черты представали в совершенно противоположном свете. В первой группе высокий лоб представал лбом мыслителя-учёного, приносящего своими открытиями пользу людям, во второй группе выдающиеся лобные доли трактовались как вместилище зловещих планов, приносящих людям вред. В первой группе выдающийся подбородок трактовался как признак упорства учёного-исследователя в достижении научных целей, а во второй группе эта же черта понималась в качестве показателя упрямства, своеволия, эгоизма, агрессивности и т.п. |
Эффект первичности |
В кабинет заходит новый сотрудник и говорит о том, что он новый специалист, недавно повысивший свою квалификацию, будет работать в данной группе и заниматься расследованием мелких краж н районе. |
Эффект новизны |
В кабинет заходит начальник и говорит сотрудникам о том, что сейчас к ним придёт коллега, который только со стажировки за границей и может им рассказать много интересного. Начальник говорит о том, что информация, которая будет рассказана этим специалистом, очень важна для профессионального становления сотрудников, и он будет участвовать в расследованиях тяжких преступлений. |
Эффект стереотипизации |
Выражается в жёстком восприятии и оценке социальных объектов на основе определённых т.н. установочных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется, например, в приписывании человеком сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Ключевым здесь является феномен стереотипа, – упрощённого, зачастую искажённого, характерного для сферы обыденного сознания представления о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта человека, в результате стремления делать выводы на базе недостаточной информации. Общественные стереотипы чаще всего имеют место относительно социально-профессиональной принадлежности человека и групп людей, а так же относительно этнонациональных характеристик и гендерных параметров человека и групп людей. |
2. Приведите конкретные примеры проявления разнообразных коммуникативных барьеров общения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД (желательно приводить примеры, которые встретились вам при прохождении практики).
Фонетический барьер непонимания |
Речь это основное средство общения, поэтому речевой барьер может возникнуть с иностранцами, глухонемыми, с людьми, разговаривающими на профессиональном сленге или жаргоне. |
Семантический барьер непонимания |
Возникает при нежелании гражданина вступать с сотрудником ОВД в контакт, вследствие неприязненного отношения к работникам правоохранительных органов, боязни мести со стороны преступного элемента или других причин. Для преодоления барьера сотрудники ОВД должны уметь замотивировать граждан на процесс общения, вызвать у них интерес к обсуждаемой проблеме, убедить их сотрудничать. |
Стилистический барьер непонимания |
Пример: УУМ звонит в дверь квартиры. На вопрос жильца квартиры: «Кто там?». Он отвечает: «Милиция». Гражданин: «Я милицию не вызвал». Милиционер: «Мне надо с вами поговорить». Гражданин: «А мне не надо». После чего сотрудник ОВД, выражая недовольство, уходит. Вопрос: Что в данной ситуации не сумел сделать сотрудник ОВД и в чем его основная ошибка? |
Логический барьер непонимания |
Гражданин пришел в РОВД с заявлением, что его избили охранники стройки, при этом, когда он стал объяснять обстоятельства дела, то выяснилось, что ему были нанесены телесные повреждения при совершении им кражи с этой стройки. Когда сотрудник милиции стал ему объяснять, что он сам совершил противоправное деяние, и может так же быть привлечен к ответственности, он никак не мог взять в толк за что. Для того, чтобы у сотрудника милиции не возникал барьер с гражданами он должен быть сам человеком образованным и разбираться в широком круге вопросов, в первую очередь в вопросах законодательства. |
Барьер социально-культурных различий |
Пожилая женщина была вызвана на допрос дознавателем С. Когда она пришла в отделение милиции и увидела дознавателя, девушку 23 лет, она отказалась с ней беседовать, по причине того, что она слишком молода и ей нельзя доверять. Преодолевать барьер с гражданами следует демонстрацией своей авторитетности и умением устанавливать контакт с людьми любого возраста. |
Психологический барьер |
Человек, у которого только что обокрали квартиру, находится в состоянии эмоционального шока, плачет и не может объяснить, что произошло. Для преодоления барьера сотрудник должен дать время гражданину успокоиться, проявив выдержку и самообладание. |
Барьер отношения |
Милиционер, являясь инициатором обращения к гражданину, подзывает его к себе: «Эй, ты иди сюда» или жестами, тем самым, демонстрируя свое превосходство. Граждане так же могут устанавливать волевой барьер по отношению к сотруднику милиции, апеллируя к своему высокому служебному положению, родственником и т.д., используя при этом выражения: «Ты завтра здесь работать не будешь», «А ты кто такой» и т.п. Для профилактики возникновения барьеров сотрудник милиции должен держаться в рамках закона, быть вежливым и проявлять уважение к гражданам. |
Тема 2. Экспресс-диагностика человека по первому впечатлению в оперативных целях
1. Используя основные параметры экспресс-портрета правонарушителя разработанных Папкиным А.И. и конкретного примера из практической деятельности (обязательно дать описание) составьте психологический портрет преступника.
Основные параметры экспресс-портрета правонарушителя
Параметры экспресс-портрета правонару-шителя |
Основные характеристики |
Источники информации о личности правонарушителя |
|
2 |
3 |
Социально-демографические данные. |
Ф.И.О. Гражданство. Возраст. Национальность. Адрес. Образование. Место работы. Семейное положение. Ближайшее окружение. Друзья, знакомые, родственники. |
Документы, удостоверяющие личность. Речевые сообщения о себе. Официальная информации. Высказывание близких и знакомых. |
Особенности внешности, физического развития и динамики поведения. |
Словесный портрет. Внешний облик и одежда. Пол. Телосложение. Физическая подготовленность. Владение примами рукопашного боя. Признаки наличия холодного и огнестрельного оружия. Особые приметы внешности. Состояние здоровья. |
Визуальное наблюдение. Анализ речевых высказываний, передвижений, поз, мимики, жестов, поведенческих актов. Официальная информация. |
Индивидуально-психологические особенности |
Цели и мотивы поведения. Признаки сокрытия оружия. Отношение к требованиям сотрудникам ОВД. Психические состояния . Ситуативные опасные состояния /алкогольное или наркотическое опьянение, болезненное состояние/. Темперамент, черты характера. Умения и навыки. Особенности познавательных процессов. Особенности слуха, зрения. Наблюдательность. Координированность движений. Быстрота и ловкость. Интеллект и культура поведения. Доминирующие жизненные интересы. |
Визуальное наблюдение. Анализ речевых высказываний, передвижений , поз, мимики, жестов , поведенческих актов. Официальная информация. Оперативная информация ОВД. Биографические данные. |
Криминальнопсихологические особенности |
Причастность к уголовной среде /статус в ней /. Преступная квалификация и специализация. Число судимостей. Степень владения холодным и огнестрельным оружием. Воровские связи. Особые криминально-психологические приметы. |
Визуальное наблюдение. Кличка. Татуировка. Уголовный жаргон. Особенности речевых и невербальных реакций в процессе общения. Уголовная жестика. Позы , одежда. Самооценка. Высказывания окружающих. Имеющаяся информация о преступной деятельности и судимостях. |
Экспресс-портрет правонарушителя: маньяка, совершающего серийные убийства на сексуальной почве.
Это мужчина, либо родившийся в местности с плохой экологией, либо получивший родовую травму, патологическую наследственность. Он интраверт, своим миром живет больше, чем внешним. Не отличается буйным темпераментом и гибкостью мышления. Он родился в неполной семье либо отец присутствовал формально. Зато его мать - жестокая, деспотичная женщина. Ребенок раздражал ее, но она не могла в этом признаться, и воспитание вышло скорее ханжеским, внимание уделялось лишь внешним приличиям. А поскольку сын видел от нее одну только жестокость, агрессия по отношению к слабому стала его способом существования.
2. На основе имеющихся знаний по курсам психологии дать развернутое психологическое описание правонарушителя.
Подозреваемый – Евгений, совершение краж в магазинах элитной мужской одежды.
Испытуемый характеризуется высоким уровнем тревожности.
На уровне самосознания это выражается в чувстве неуверенности в себе, отсутствии самоопределенности, внутреннего стержня.
В поведении такая неуверенность в себе проявляется в пассивности, стремлении ограничить поле своей деятельности с целью избегания неудач. Страх провала заставляет его избегать рискованных шагов, проявления инициативы.
В сфере общения черты тревожности и неуверенности в себе проявляются в установлении отношений зависимости и подчиненности. То есть такой человек вряд ли будет занимать лидерскую позицию, вступать в споры, активно отстаивать свою точку зрения. Внешнее поведение, ориентированное скорее на мнение окружающих, будет характеризоваться конформизмом. При этом от других он ожидает опеки или по крайней мере снисхождения к себе.
Такая инфантильно-зависимая позиция делает испытуемого чрезвычайно чувствительным (ранимым) к предполагаемому и ожидаемому со страхом отвержению со стороны значимых других, т.к. он сомневается в своей способности быть интересным и привлекательным для других.
Чтобы понизить эту внутреннюю ранимость, испытуемый имеет тенденцию отстранятся от близкого эмоционально-вовлеченного общения с людьми, стараясь эмоционально не переживать травмирующих событий, а скорее осмышлять их на рациональном уровне.
Избегая эмоциональных переживаний в реальной жизни (на бытовом уровне), он восполняет этот недостаток искусственным образом, т.е. вне жизненного контекста, например с помощью экстремальных поступков, например таких – как совершение мелких краж в магазинах, вандализм, хулиганство. Самосознание испытуемого крайне противоречиво. Самоуничижительной позиции в общении, неуверенности в себе противостоит представление о себе как о великом, компетентном, достойном всяческого уважения субъекте. Это как бы "идеальное -Я" испытуемого,то есть то, каким, по его мнению, он мог бы стать , каким он видит себя в мечтах, и по сравнению с которым его "реальное Я" выглядит так жалко и недостойно. Именно эта позиция диктует еще один оттенок в отношениях испытуемого к другим. В глубине души он чувствует превосходство над окружающими и сильную потребность в самоутверждении, не находящую выхода, (т.к. она блокируется его неуверенностью, пассивностью и зависимостью от других). И та и другая сторона его отношения к себе, его самооценки неадекватны и обнаруживают инфантильный, незрелый, и возможно невротический уровень развития личности.
Тема 3. Визуальная психодиагностика
1. Составьте психологический портрет и характеристику собеседника на основе визуальной психодиагностики и знаний, полученных в ходе занятий. Наблюдения зафиксируйте, используя следующие таблицы.
Наблюдаемые характеристики несущие психологические признаки |
Наблюдения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Пол |
Мужской |
|||
Возраст |
35 |
|||
Телосложение |
атлетик |
|||
Национальность |
русский |
|||
Предполагаемый соц. статус |
студент |
|
|
|
Предположение о ведущем полушарии |
левое |
|
|
|
Предположение о ведущем сенсорном канале |
зрение |
|
|
|
Предположение об эмоциональном состоянии |
преподнятое |
|
|
|
Ощущение от визуального наблюдения |
Отличает уверенность, некая ухоженность, холеность, модная, престижная одежда. |
|
|
|
Внешние проявления индивидуально-психологических особенностей при беседе |
Во время межличностного общения всем своим видом показывает, что он не намерен тратить время впустую. У него проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, он моментально оценивает ситуацию и мгновенно реагирует на нее |
2. В данную таблицу записывается частота вербальных и невербальных проявлений при каждой беседе. Всего должно быть четыре беседы.
|
Сфера позитивных эмоций |
Сфера постановки проблем |
Сфера негативных эмоций |
Сфера решения проблем |
||||||||
|
Соглашается |
Снимает напряжение |
Демонстрирует дружелюбие |
Запрашивает информацию |
Просит высказать мнение |
Запрашивает предложения |
Не соглашается |
Ведет себя напряженно |
Демонстрирует недружелюбие |
Дает информацию |
Высказывает мнения |
Выдвигает предложения |
вербальное общение |
+\ + + + |
|
+ + + + |
+
+ |
+
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+
+ |
невербальное общение |
+ + + + |
|
+ + + + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте психологическую характеристику собеседника на основе наблюдений. План психологической характеристики на основе визуальной психодиагностики:
1. Эмоциональное состояние наблюдаемого лица (по каким признакам вы сделали такое заключение).
2. Предположение о темпераменте (по каким признакам вы сделали такое заключение).
3. Предположение о экстраверсии – интроверсии (по каким признакам вы сделали такое заключение)
4. Предположение о специфическом человеческом типе по Павлову (по каким признакам вы сделали такое заключение) и других индивидуально-психологических особенностях.
5. Предположение о целях и результатах общения.
6. Предположения об отношении к собеседнику (т.е. к вам).
Треугольный тип. Человек левополушарный, аналитик
Речь. Логичная, ясная, краткая, чаще всего ориентирована на суть проблемы; уверенная, властная и эмоциональная, быстрая и четкая. Голос невысокий, громкий. Человек использует жаргонные слова, остроты.
Язык тела. Ненапряженная поза; плавные, уверенные движения; широкие выразительные жесты; уверенная энергичная походка; непроницаемая маска; сжатые губы и пронзительный взгляд, просвечивающий партнера. Рукопожатие властное, силовое — он захватывает ладонь партнера, переворачивает ее на ребро и сжимает с такой силой, что становится больно или дискомфортно.
Основные психологические характеристики поведения.
«Треугольник» склонен к лидерскому поведению; честолюбив; имеет установку на успех, на победу; прагматичен; способен концентрироваться на цели момента; ориентирован на суть проблемы; уверен в себе, решителен и предприимчив; импульсивен, склонен к риску, в том числе к авантюрному; энергичен и смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив и нетерпим к длинным монологам, поэтому часто говорит: «Короче!», но при этом контактен. Многие «треугольники» предрасположены к манипулированию, интригам, столкновению с потенциальными и конкурентоспособными противниками.
Принятие решений. Всегда имеет готовое решение и на все случаи жизни, кроме того, «треугольник» легко принимает решения за других, ответственность за них берет на себя. Его девиз: «Нет проблем» и «Что я буду с этого иметь?».
В общении с таким партнером необходимо всем своим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой и лаконичной, информация — носить ярко выраженный практический и прагматический характер. «Треугольника» нужно удивлять инновационными сведениями. Целесообразно соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. В процессе собеседования следует проявлять больше внимания к его персоне. Учтите: «треугольники» будут перебивать вас, вступать с вами в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества.
Тема 4. Психотехники профессионального общения сотрудника полиции
1. Составьте два диалога следователя со свидетелем и два диалога с преступником. Первый диалог должен иллюстрировать правдивость, другой наличие скрываемой информации. В качестве допущения самостоятельно продумайте необходимые исходные данные о характере совершенного преступления, а также о преступнике и свидетеле, их социальном положении.
1. При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища с целью оказать ему помощь в припоминании забытого и уточнения показаний целесообразно использовать следующие тактические приемы:
а) выяснить, твердо ли уверен свидетель-очевидец в том, что определенное обстоятельство имело место, или сомневается в этом; если уверен или сомневается, то почему;
б) предложить увязать обстоятельство, интересующее следователя, с каким-либо легко запоминающимся событием, фактом: праздником, проводами родственника, друга, приятеля в армию, какой-либо неприятностью на работе, в семье, знакомством или разрывом отношений с кем-либо и т. д. и припомнить его детали, в частности действия, мысли, чувства в момент выясняемого события (воспоминание по ассоциации);
в) предоставить возможность обозреть какие-либо объекты, могущие оживить ассоциативные связи, и вспомнить забытое (место происшествия, вещественное доказательство по данному уголовному делу и т.д.);
г) перечислить различные фамилии, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию.
2. При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища при наличии данных, позволяющих предположить лжесвидетельство, целесообразно использовать следующие тактические приемы:
а) тщательно проанализировать показания свидетеля, обращая внимание на противоречия, признаки, характерные для лжесвидетельства, в частности многословие в изложении несущественных обстоятельств и слишком общее, схематичное освещение наиболее важных фактов; настойчивое, назойливое заверение в своей беспристрастности и незаинтересованности в деле;
б) изучив материалы дела и дополнительные материалы, характеризующие свидетеля, и получив по возможности данные о воздействиях, которые на него оказывались лицами, заинтересованными в исходе дела, провести повторный допрос свидетеля, на котором:
- попытаться выявить в сопоставляемых показаниях признаки, характерные для дачи заведомо ложных показаний (необычно полное словесное совпадение показаний, даваемых на разных допросах; схематичность показаний; слишком жесткое совпадение последовательности освещения тех или иных обстоятельств; расхождение в различных деталях, освещаемых на разных допросах);
- детализацией показаний установить источники сообщаемых сведений, в частности, лиц, которые могут их подтвердить;
- выяснить причины имевших место изменений показаний.
По мере необходимости прибегать к ускорению темпа допроса с постановкой уточняющих вопросов и неожиданной постановкой среди второстепенных вопросов главных (критических), а также к замедлению допроса с целью выяснения деталей наиболее существенных обстоятельств;
в) в необходимых случаях изменять последовательность в выяснении каких-либо важных фактов по сравнению с ранее имевшей место;
г) при заявлении свидетеля о том, что ранее он давал заведомо ложные показания, выяснить обстоятельства, соответствующие действительности, и мотивы, по которым давались ложные показания;
д) выяснить причины дачи ложных показаний и преодолеть их внушением допрашиваемому мысли о необходимости побороть чувство боязни мести со стороны подозреваемого (обвиняемого); заверить допрашиваемого в его безопасности; разъяснить почетность выполнения обязанностей свидетеля.
3. При допросе подозреваемого в краже из жилища при проверке его алиби целесообразно использовать следующие тактические приемы:
а) самым детальным образом установить обстоятельства, связанные с алиби, выяснив, где конкретно находился заявивший об алиби в момент совершения кражи из жилища, с кем и с какими целями туда прибыл; с кем, как и в связи с чем там общался; кому говорил о намерении там побывать или о нахождении там постфактум; когда направился в соответствующее место, каким способом прибыл и убыл, сколько времени там находился; какие события в то время произошли в соответствующем месте и т. д.);
б) выяснить обстоятельства каких-либо дней, предшествовавших расследуемому событию или последовавших за ним, а в случае неспособности их припоминания спросить, почему хорошо запомнились обстоятельства того дня, когда произошло расследуемое событие;
в) детально допросить лиц, названных подозреваемым и могущих подтвердить или опровергнуть алиби, по вопросам о том, где, в связи с чем эти лица находились в интересующей следователя момент времени, чем занимались в то время, кто это может подтвердить;
г) по мере необходимости провести повторный, детальный допрос подозреваемого (обвиняемого) с изменением последовательности в изложении фактов.
4. При допросе подозреваемого в краже из жилища целесообразно использовать следующие тактические приемы для предотвращения лжи:
а) обеспечить оптимальные условия для использования доказательств на допросе путем наилучшей последовательности допросов нескольких лиц (раньше допрашиваются обычно те, от кого легче получить правдивые показания, например, кто играл второстепенную роль в совершении кражи из жилища; чья вина подтверждается более существенными доказательствами; кто обладает менее сильным характером, характеризуется менее отрицательно и потому может быть быстрее склонен к даче правдивых показаний; кто лучше мог воспринять и воспроизвести какие-либо важные для дела факты; кто может сообщить существенные сведения о личности других людей, подлежащих допросу);
б) спокойным тоном посоветовать рассказать правду;
в) начать допрос с выяснения в первую очередь обстоятельств, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных;
г) выяснить сначала вопросы, касающиеся отношений между подозреваемым и свидетелем, а затем получить объяснения по поводу факта, о котором показал свидетель, с целью предотвращения неосновательного заявления подозреваемого о недоброжелательности к нему свидетеля и якобы обусловленной этим ложности его показаний;
д) выяснить вначале места пребывания подозреваемого (обвиняемого) в период перед совершением кражи из жилища или после нее с целью предотвращения неосновательного заявления об оставлении следов на месте происшествия в результате пребывания там вне связи с преступлением;
е) осуществить максимальную детализацию показаний, выяснить путем постановки соответствующих вопросов все подробности обстоятельств, относительно которых даются показания;
ж) выяснить условия восприятия определенных событий (освещенность соответствующей территории или помещения, наличие или отсутствие шума, состояние лица в момент восприятия обстоятельств, свойства его памяти, зрения, слуха и т. д.);
з) предложить допрашиваемому обосновать высказываемые оценочные суждения конкретными фактами (например, если подозреваемый утверждает, что лицо, дающее показания против него, является недобросовестным, наделено отрицательными свойствами и способно на оговор, ему предлагается указать, в чем и когда конкретно выразились отрицательные свойства данного лица);
и) разъяснить допрашиваемому значение имеющихся в деле доказательств;
к) продемонстрировать какой-либо объект без специального обращения на него внимания допрашиваемого (вещественное доказательство перед допросом укладывается на видное место);
л) сделать предостережение о том, что ложные показания причинят вред, лишат возможности эффективно защищаться, воспрепятствуют установлению истины, затянут расследование и связанные с этим душевные переживания;
м) использовать негативные моменты в характеристике допрашиваемого - огласить факты, порочащие подозреваемого (обвиняемого), другому подозреваемому (обвиняемому) или свидетелю, под влиянием которых последний может дать изобличающие показания (прием должен применяться весьма осторожно, при наличии уверенности, что он не приведет к нежелательным эксцессам, в частности к оговору, самооговору, не причинит значительную психическую травму);
н) попытаться вызвать так называемую проговорку, т. е. сообщение допрашиваемого об обстоятельстве, имевшемся на месте происшествия в момент кражи из жилища, при наличии предшествующего показания, что допрашиваемый был на месте происшествия в другое время;
о) продемонстрировать подозреваемому возможность объективного установления истины (показ соответствующего поискового прибора; перечисление вопросов, которые могут быть решены посредством экспертизы с одновременным указанием на признаки потенциальных объектов экспертизы , исследованием которых можно решить соответствующие вопросы);
п) создать преувеличенное представление у допрашиваемого о степени осведомленности следователя относительно расследуемой кражи из жилья и имеющихся доказательствах (выражение осведомленности в неопределенной форме; использование в разговоре малоизвестных сведений о жизни допрашиваемого; косвенная демонстрация какого-либо предмета, внешне одинакового с вещественным доказательством, которое, как полагал подозреваемый, не найдено следователем и т. д.);
р) предоставить допрашиваемому возможность до конца изложить ложные показания с тем, чтобы затем использовать их для изобличения давшего их лица;
с) выявить противоречия в показаниях допрашиваемого, несоответствие их показаниям иных лиц, имеющихся в деле данным или общеизвестным истинам и обратить на них внимание допрашиваемого;
т) огласить ранее данные показания допрашиваемого, существенно противоречащие вновь даваемым;
у) пресечь ложь, сославшись на опровергающие ее факты;
ф) использовать фактор внезапности (неожиданности) - в постановке критического вопроса, предъявлении доказательства;
х) провести повторный допрос для получения детальных показаний по тем же обстоятельствам; последовательно предъявить доказательства на нескольких допросах (в случаях, когда одни доказательства целесообразно предъявить на одном допросе, а другие - на последующих);
ц) осуществить ведение допроса двумя лицами, одно из которых стремится несколько обострить, а другое смягчить допрос;
ч) описать допрашиваемому подозреваемому картину преступления (требует от следователя осторожности, основательной осведомленности о деталях расследуемой кражи из жилья).
Тема 5. Проблемы общения сотрудника полиции с лицами, находящимися в психически неадекватных состояниях
1. Найти в средствах массовой информации примеры неконструктивного общения сотрудника полиции с лицами, находящимися в психически неадекватных состояниях.
Статья:
ЗЛОКАЗОВ К.В. КУЛИКОВ В.Б. «ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД»// Психопедагогика в правоохранительных органах, № 3 / 2007.
2. Дайте рекомендации по конструктивному общению в данной ситуации.
1. В своей профессиональной деятельности сотрудник полиции должен стремиться к осознанному формированию необходимого и достаточного уровня коммуникативных навыков и умений.
2. Коммуникативные навыки и умения, как интеллектуальные, практические и волевые действия взаимосвязаны с другими профессиональными навыками и умениями.
3. Структуру и содержание коммуникативных навыков и умений можно рассматривать как логическую совокупность и последовательность действий, приемов и операций, оптимизирующих коммуникативную деятельность в обстановке решения оперативных и служебных задач профессиональной деятельности сотрудника ОВД в процессе общения с лицами, находящимися в психически неадекватных состояниях.
Тема 6. Психологические особенности взаимодействия сотрудников полиции с акцентуированными личностями
1. Составьте сравнительную таблицу проявления акцентуированных свойств личности в общении.
Тип личности |
Характеристика |
Гипертимический тип
|
Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы. |
Дистимический тип
|
Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента |
Циклоидный тип
|
Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. |
Возбудимый тип
|
У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы. |
Застревающий тип
|
Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие. Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей. |
Педантичный тип
|
У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других. Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении. Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы. |
Тревожный тип
|
Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль. Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание. |
Эмотивный тип
|
Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга. Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями. |
Демонстративный тип
|
Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям. Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции. |
Экзальтированный типа
|
Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе. |
Интровертированный тип
|
Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке. |
Конформный тип
|
Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы. Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности. Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения. |
Тема 7. Психологические особенности конструктивного взаимодействия с несовершеннолетними
1. Найти в средствах массовой информации примеры неконструктивного общения сотрудника полиции с несовершеннолетними.
Статья:
ЗЛОКАЗОВ К.В. КУЛИКОВ В.Б. «ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД»// Психопедагогика в правоохранительных органах, № 3 / 2007.
2. Дайте рекомендации по конструктивному общению в данной ситуации.
1. адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
2. грамотно осуществлять рефлексивное управление;
3. качественно устанавливать психологический контакт с несовершеннолетним;
4. эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;
5. четко управлять ходом развития общения с несовершеннолетним;
6. грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;
7. умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.
Тема 8. Психологические проблемы общения с представителями различных наций и народностей
1. Найти в средствах массовой информации примеры неконструктивного общения сотрудника полиции с представителями различных национальностей.
Статья:
Гаврина Е. Е. Агрессивность сотрудника милиции: миф или реальность// Юридическая психология, - 2008, N 3.
2. Дайте рекомендации по конструктивному общению в данной ситуации.
Необходимо соблюдать некоторые условия:
1) равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от их социального статуса;
2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
3) равенство в психологической взаимоподдержке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Васильев, В. Л. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / В. Л. Васильев ; . - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2010. - 608 с.
2. Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М. : Норма, 2008. - 512 с.
3. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
4. Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник»,2008.
5. Чернышова Л.И. Деловое общение. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник», 2008.
6. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология [Текст] : учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 480 с.
7. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Ю. В. Чуфаровский. - М. : Проспект, 2009. - 256 с.
8. Юридическая психология [Текст] : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. - 479 с.
Дополнительная:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2005.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.
3. Баранов, П.П. Юридическая психология : учебное пособие / П. П. Баранов, В. И. Курбатов ; по общ. ред. А.Н. Ерыгина. - 2-е изд., стереотип. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. - 480 с.
4. Безносов, Д. С. Психология толпы и терроризм: учебное пособие / Д. С. Безносов, Л. Г. Почебут; под ред. В. П. Сальникова. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 176 с.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006.
6. Бондаренко, Т.А. Юридическая психология для следователей: учебное пособие / Т. А. Бондаренко. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 260 с.
7. Гайнуллина, А. В. К вопросу о понятии взаимодействия в отечественной психологии / А. В. Гайнуллина// Юридическая психология. - 2007. - № 3. - С. 18-21.
8. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.
9. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А. В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2006. - 526 с.
10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб.: Речь, 2003.
11. Еникеев, М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М.: Норма, 2005. - 640 с.
12. Иванцов, С. В. Личностные свойства лидеров организованных преступных формирований / С. В. Иванцов// Юридическая психология. - 2008. - № 4 - С. 14-18.
13. Каменская, Е. Н. Основы психологии / Е. Н. Каменская; конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 282 с.
14. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 2005.
15. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2002.
16. Курбатов, В.И. Юридическая психология : учебное пособие / В. И. Курбатов. - Ростов н/Д : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К ": Наука-Пресс, 2007. - 464 с.
17. Майерс, Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007. - 752 с.
18. Мариновская, И.Д. Юридическая психология : учебное пособие / И. Д. Мариновская, С. Н. Тихомиров. - М. : Дело, 2005. - 384 с.
19. Марьясис И.Б., Т.В. Мальцева, Т.А. Хрусталева Деловое общение сотрудников органов внутренних дел.Учебно-методическое пособие Москва МосУ МВД России, 2007.
20. Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство / В. Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 208 с.
21. Петровский, А.В. Психология :[Электронный ресурс] : учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; под ред. Петровского. - М.: РАО "Говорящая книга", 2006.
22. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции / В. Ф. Пирожков. - М. : Ось-89, 1998. - 320 с.
23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / под ред. д.п.н. А.А. Крылова и к.п.н. С.А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
24. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 192 с.
25. Психология оперативного общения в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: пособие / под ред. проф. Е.О. Дидоренка. - Луганск: Луганский государственный ун-т внутренних дел, 2007. - 552 с.
26. Рогов, Е.И. Психология общения: пособие / Е. И. Рогов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 336 с.
27. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 2002.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
29. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. – М.: Интерэксперт, 1996.
30. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 543 с.
31. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006.
32. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. - М., 2002.
33. Цветков, В.Л. Юридическая психология в схемах и комментариях : учебное пособие / В. Л. Цветков. - М. : Щит-М, 2006. - 304 с.
34. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2006.
35. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. - 463 с.