Профессиональная этика
1. Функции, принципы и этические категории педагогической этики.
Следует отметить, что на протяжении всей своей истории этика выступала одновременно и как знание о морали (ее происхождении, сущности, содержании и т. д.), и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной жизни. Тем самым она была наделена двумя функциями: познавательно-просветительной и нравственно-воспитательной. Относительная самостоятельность и несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе этики двух взаимосвязанных частей – теоретической и нормативной, ориентированных соответственно на познание морали и жизнеучение.
В настоящее время теоретическая этика это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы что такое мораль, чем она отличается от других общественных феноменов, каково ее происхождение, как она менялась исторически, каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее социальная роль и т. д.
Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т. д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Она обращена, прежде всего, к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т. д.).
Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т. п.). Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов. Следовательно, особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики.
Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической. Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т. д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
2. Задачи педагогической этики.
Задачи педагогической этики:
1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;
2) обеспечение доверия общества (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;
3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;
4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;
5) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.
Выделяется 5 источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:
1 общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;
2 традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;
3 ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;
4 индивидуальные ценностные ориентации педагогических работников, обусловленные их личным опытом;
5 идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.
Структура педагогической этики определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:
а) моральной аксиологии (учение о ценностях);
б) моральной деонтологии (учение о долге);
в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);
г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);
д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).
3. Прогрессивные деятели России XIX в. (Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский) в становлении педагогической этики.
На наш взгляд, историческая заслуга Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова заключалась в том, что они рассматривали вопросы воспитания под углом зрения воспитания гражданина, патриота своего отечества. В рецензии на книгу «Русская цивилизация», сочиненную Г. Жеребцовым (1858 г.), Н.А. Добролюбов показал, что «…настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям…».
Социально-нравственное воспитание, по мнению Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, предполагает активное использование примера взрослых, ознакомление с биографией великих людей, чтение детских книг и журналов, проведение бесед с детьми о лучших людях родины, о родной природе. При этом взрослые (учителя, родители) способствуют подавлению проявлений национальной вражды между детьми, активному участию в выполнении полезных дел.
Так, К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма». Под реальностью К.Д. Ушинский понимает натуралистически данную сферу сущего. Отечественный педагог вводит психологическое понимание объективно существующего мира, представленное в субъективном отражении на уровне ощущений, восприятий, представлений. В трудах К.Д. Ушинского существующая реальность закрепляется в терминах «действительный мир», «внешний мир». Субъективные аспекты восприятия мира фиксируются терминами «духовная память», «воспоминания душою». В работах К.Д. Ушинского заложена методологически значимая для современных исследователей идея отражения многообразия действительности в её культурных и природных памятниках в доступной для детей форме. Говоря об ознакомлении детей с действительностью, К.Д. Ушинский поднимает вопрос о наглядном обучении как принципе дидактики, поставленном на службу развития ребёнка. Идея развития ребёнка проходит через всё содержание обучения. В основе этого содержания лежит, по мнению педагога, родной язык, родная литература, культура, природа, отечественная история, реальные события. В концепции К.Д. Ушинского выдвигается идея учета воспитательной действительности во всей её глубине и многообразии.
4. В чем сущность и особенности гуманизма.
Гуманизм — это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинстваличности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.
С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.
Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.
Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.
Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений.
Отличительные признаки гуманистической педагогики:
§ смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
§ сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
§ обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
5. Структура и свойства морали как специфические формы общественных отношений
Сущность и обоснование морали. Сущность морали. Мораль – это сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу – запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека.
Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. Соблюдение нравственных правил и норм связано с принуждением, но в отличие от других форм общественного сознания мораль не имеет институтов, и поэтому она тесно связанна с другими формами общественного сознания. Так связь морали с политикой реализуется в упорядочении жизни общества через власть; с правом, через правовые нормы, кодексы (законы морали); с религией через заповеди и т.п.
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:
- императивность (категорический императив И. Кант) представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.
- нормативность – реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.
- оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.
Объективный критерий истинности морали это соответствие деятельности социальных единиц интересам общества.
6. Раскройте и охарактеризуйте уровни регуляции в отношениях между людьми.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.
Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству
7. Назовите и дайте характеристику основным функциям морали.
1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
8. Назовите и дайте характеристику специфических функций морали.
· Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).
Объектная специфика морали включает четыре признака:
1. Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.
2. Всеобъемлемость – ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное –индивидуальное, должное – сущее, добро – зло.
3. Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.
4. Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.
· Признаки:
1. Моральная сознательность – правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание – зеркальное отражение реальности. Сознательность – ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.
2. Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… – это стремление сознания сообщить себе наличное бытие».
Иными словами, воля – это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной. Психическое заболевание воли есть «абулия» – патологическое безволие. Для того, чтобы воля стала злой достаточно одного условия – злая цель, злой умысел. Для достижения совершенного поступка по доброй воле необходимо, чтобы совпали три условия – благая цель, добрые средства, свобода воли, т. е. отсутствие всякого принуждения, как внешнего, так и внутреннего – самопринуждения.
9. Раскройте составляющие личных качеств педагога.
Личностные качества педагога
Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность, которая характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являютсяотношение к детям, любовь и интерес к ним.
Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.
Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.
Педагогический такт (от лат. lactusприкосновение, ощущение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.
Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
10. Понятие, условия, стадии формирования педагогического такта.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле — «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:
• иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
• тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
• педагогический такт — это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия.
Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».
В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт — это:
• «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;
• «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
• «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
• «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
• «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог»;
• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов
11. Назовите и обоснуйте педагогически целесообразные взаимоотношения.
Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений. Технология педагогического общения обусловливает установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками.
Отношения педагогов и воспитанников в школе - это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему.
Установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками не сводится к решению таких отдельных сторон этой многогранной проблемы, как педагогический такт, авторитет, личный пример педагога, методы педагогического воздействия или "прикосновения" к личности и т.п. Однако, с другой стороны, недооценка на практике хотя бы одной из этих сторон порой катастрофически сказывается на формировании истинно товарищеских, гуманных взаимоотношений.
Учитель вступает во взаимоотношения с учащимися прежде всего в учебном процессе, с тем чтобы выполнить задачи, поставленные перед ним программой. Существенной чертой этих отношений становится то, что они сознательно используются педагогом в целях формирования активно-положительного отношения учащихся у учению, труду и общественному достоянию, к своим товарищам. Другими словами, установившиеся отношения используются с целью решения педагогических задач. При этом они становятся действенными только тогда, когда с их помощью учитель управляет развитием самодеятельных сил и активности учащихся в процессе освоения ими социального опыта, когда они включаются в сознательное построение системы отношений на гуманных началах. Без выработки собственной активной позиции, четких идейно-нравственных ориентиров и установок школьник в любой новой сложной ситуации не сумеет самостоятельно принять верное решение. Если не учитывается этот аспект отношений педагогов и воспитанников, то управление педагогическим процессом неизбежно скатывается на путь натаскивания и постоянной мелочной опеки.
12. Раскройте сущность творческого характера педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
§ наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
§ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
§ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
§ наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
§ новизна и оригинальность процесса или результата.
13. Раскройте особенности педагогического творчества.
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи - эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):
§ временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
§ сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
§ отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
§ атмосфера публичного выступления;
§ необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности.
14. Назовите и охарактеризуйте категории педагогической этики.
Этическая наука теоретически основывается на соответствующих категориях, с помощью которых осуществляется познание моральных и аморальных явлений педагогической действительности К основным категориям этики относятся добро и с зло, справедливость и несправедливость, честь и достоинство, долг и ответственность тощо.
Категории этики - общие научные понятия, которые отражают основное в становлении, функционировании и развитии морали
Категории этики, как и другие категории гуманитарных наук, имеют двойной характер По содержанию они объективны, по форме - субъективные Объективный смысл категорий этики проявляется в выяснении того, ускоряет деятельность человека прогрессивное развитие общества или тормозит его Деятельность, которая способствует такому развитию, является морально оправданной Необходимо учитывать и и то, в какой мере общество создает условия нравственной деятельности человека, насколько оно прогрессивное в этом В диалектике человека и общества, их гуманистической взаимодействия заключается смысл и суть истор ее: нравственное развитие человека должно происходить в обществе, а развитие общества - через человека \"для личностей..
Объективный смысл категорий этики заключается в реальной моральной деятельности, поведении, духовной совершенства людей, потребностях прогрессивного развития общества, чувствах, представлениях, понятиях, т.е. в те илюеться в субъективной форме Субъективное в категориях этики является результатом функционирования и влияния их объективного содержания, что обусловлено социально-исторически Однако представление людей могут выражать объекты вни потребности развития общества и каждого человека в частности по-разному Это зависит от уровня сознания людей, их внутрисубъективное стремлений и желаний Стремясь к нравственному Я, личность педагога м орально самоопределяется через чувство долга, ответственности, совести и т.д. Итак, непосредственный источник морального настроя содержится в самом субъекте Например, учитель проявляет к ученику чувства мы лосердя и сопереживание добровольно, он готов поступиться при этом собственным благом При отсутствии внешних санкций и наличии высокой нравственного сознания педагог способен на подви подвиг.
Объективное и субъективное в содержании категорий этики образуют противоречивое единство взаимосвязанных и взаимодействующих феноменов, между которыми не существует автоматической связи
15. Дайте характеристику и сравните понятия «авторитет», «педагогический авторитет».
Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.
Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово "Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек" [15;265]. Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.
16. Раскройте сущность и структуру понятия нравственное сознание.
Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Оно включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.
Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания охватывает совокупность нравственных чувств и переживаний. Чувства — это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Позитивные (нравственные) чувства направлены на благо человека. Их примером являются чувства сострадания, справедливости, патриотизма, уважения, достоинства, чести и т. д. Негативные (безнравственные) чувства направлены против человека. Это может быть зависть, трусость, эгоизм, корысть, черствость, жестокость ит. д.
На рациональном уровне нравственное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов. Моральные нормы — это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен» и т. д.), негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй» и т. д.). Более сложной формой нравственного сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение требований той или иной морали. Основные принципы морали: гуманизм, коллективизм, справедливость, законность и др.
Безусловно, теоретические основы нравственного сознания являются фундаментальной базой профессиональной этики юриста и всех работников правоохранительных структур. Нравственные качества личности любого специалиста обеспечивают наилучшее выполнение профессионального дожа.
Современная профессиональная мораль рассматривается в единстве с общепринятым нравственным сознанием.
Но безответственное отношение юриста к своим обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести к деградации самой личности юриста.
Наконец, важно учитывать, что в современной России наблюдается большой дефицит высокой нравственности, ощущается острая необходимость выработки нового типа профессиональной морали и нравственности как среди высшего эшелона политической элиты, так и среди участников бизнеса и многих других сфер общественной деятельности, в том числе и правоохранительной.
17. Раскройте особенность нравственных чувств в педагогической этике.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к своей профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса
18. Назовите и дайте характеристику формам нравственной деятельности.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
19. В чем заключается значимость нравственной практики.
Достаточно широко распространено мнение, что непосредственная деятельность стоит выше принципов и норм. Однако при этом нельзя не увидеть наличия обратной связи, благодаря которой наше обычное действие обретает статус нравственного поступка. Дело в том, что в повседневной жизни мы совершаем массу разного рода действий, нередко не обладающих какой-либо нравственной определенностью. Действия, которые характеризуются количеством затрачиваемой человеком физической и нервной энергии либо механических усилий, принято называть операциональными. Взятые сами по себе безотносительно к смыслу и содержанию преследуемых индивидами целей, они оказываются нравственно нейтральны. Однако в силу этих же причин одно и то же действие при разных обстоятельствах может иметь неодинаковую нравственную ценность.
Действие человека будет квалифицировано как нравственный поступок в связи с наличием мотива и мотивированности всей его деятельности. Мотив – это субъективное побуждение к действию, в котором находит выражение осознанный интерес личности в его совершении. В понимании действительных мотивов, движущих поступками людей, определяющую роль играет нравственное сознание. В структуре поступка могут быть выделены следующие элементы: собственно мотив, намерения, цели, деяния, последствия, самооценка человеком своих действий и отношение его к оценке окружающих. Единство всех этих составляющих становится возможным именно благодаря как предшествующей, так и последующей работе нравственного сознания. В повседневной жизни мы сталкиваемся с разной степенью мотивированности и осознания людьми причин своих поступков, в силу чего при этом всегда присутствует элемент стихийности. Но по мере развития нравственного сознания индивид оказывается способным к соотнесению мотивов и последствий, намерений и действий, целей и средств. Становится возможным и обратное преобразующее воздействие на сферу нравственной практики. Посредством этого же механизма осуществляются проекция моральных предписаний, исходящих от общества, на конкретные поступки индивидов, а затем и оценка этих поступков с точки зрения их соответствия предъявляемых требованиям.
Поступок, следовательно, может рассматриваться с внешней стороны – как действие и с внутренней (субъективной) – как мотив. Соответствие внешней и внутренней сторон поступка никогда не бывает полным. Нравственная практика в обществе складывается из множества единичных поступков, совокупность которых образует линию морального поведения индивида.
20. Раскройте особенности характера нравственных отношений.
Нравственные отношения выступают интегрирующей стороной, позволяющей рассматривать в единстве нравственное сознание и поведение индивидов. Выбор линии поведения неизбежно ставит каждого человека в определенное отношение к другим людям. Это положение тем вернее, чем более при этом затрагиваются взаимные интересы. Нравственные отношения многообразны. Они включают непосредственное взаимодействие между людьми в ближнем контактном окружении; отношения между личностью, различными социальными группами и обществом в целом; охватывают отношения между отдельными сторонами социальной жизни.
Более сложным представляется вопрос о степени пропорциональности нравственных и материальных отношений. Еще недавно в качестве незыблемой истины из учебника в учебник кочевало положение марксистской теории исторического материализма, согласно которому духовные отношения, включая их нравственную составляющую, выступают как вторичные, зависимые от материальных отношений и, соответственно, являются их отражением. Между тем такого рода односторонняя зависимость отнюдь не представляется чем-то безусловным. Ничуть не меньшее, если не большее, значение имеет социокультурная детерминация общественных отношений.
Подтверждением сказанного служат, например, различия, которые изначально были присущи становлению систем морали на Западе и Востоке евразийского пространства. Два более или менее одновременно возникших центра человеческой цивилизации породили заметно различающиеся по внутренним детерминантам развития социокультурные тины, наложившие отпечаток на всю совокупность общественных связей и отношений. Так, в рамках западного (античного) типа совершенно недвусмысленно представлена ориентация, замкнутая на человека. Поэтому данный тип нравственных отношений может быть условно назван антропоцентричным.
Другое направление нашло свое отражение и закрепление в традициях восточного космоцентризма, в рамках которого основным источником нравственных ценностей и требований по отношению к индивиду выступает слитый воедино природный и социальный космос. Речь идет не только о системе самой морали, но и о соответствующей ей этической рефлексии.
В странах, обладающих схожими социально-экономическими условиями и уровнем развития, наблюдается определенное несовпадение в сфере мотивации поведения. Там, где преобладает население, исповедующее протестантизм, более ярко выражены индивидуалистические тенденции. Наоборот, в дальневосточных культурах приоритет принадлежит ценностям семьи и государства (большой семьи). Одни и те же понятия (долг, ответственность, смысл жизни) в этих странах существенно различаются по своим ценностно-ориентационным основаниям, что не может не вызывать естественных затруднений в отношениях между представителями этих культур.
21. Охарактеризуйте основные сферы нравственных отношений.
Обращаясь к вопросу о классификации нравственных отношений, в качестве примера можно привести:
– отношения, возникающие между людьми по поводу той или иной конкретной ситуации;
– устойчивые отношения, характеризующие реальное состояние морали и нравов общества, а также различных социальных групп. Устойчивость последних является формой закрепления принципов и норм, апробируемых в повседневной практике.
Нравственные отношения можно различать и по содержанию, т.е. в зависимости от того, перед кем человек имеет определенные обязанности и какого они рода. Так, первейшими подлинно человеческими следует признать обязанности, возникающие из отношений родителей и детей, любви и дружбы, взаимопомощи. Особенности этих отношений состоят в их неутилитарности и бескорыстии, исключительной степени открытости и доверия человека к человеку.
Более общими выступают отношения, в содержании которых находят свое выражение обязанности человека любить и беречь свое отечество и малую родину, природу и красоту земли, язык и культуру. На практике указанные отношения опосредуются рядом факторов, которые придают обязанностям реальный позитивный смысл.
Значимой формой нравственных отношений выступает профессиональная мораль, складывающаяся на основе общественного разделения труда. Ее специфика обусловлена развитием отношений между представителями конкретной группы работников в процессе исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Профессиональная мораль может быть соотнесена с теми требованиями и обязанностями, которые формируются и получают последующее закрепление на уровне обыденного сознания. Будучи переосмысленными и до некоторой степени формализованными, эти требования воплощаются в нормах и ценностях профессиональной этики и соответствующих кодексах. Профессиональная этика – это теоретическая рефлексия по поводу реальных проблем, которые возникают в отношениях между людьми, объединенными по признаку профессиональной принадлежности.
Наряду с профессиональной моралью можно говорить о нравственных отношениях, складывающихся применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности (например, трудовая и бытовая мораль). Моральные обязательства, которые возлагают на себя люди, вступая во взаимные отношения, находят завершение в осознании чувства долга, ответственности и совести. Вступая в эти отношения, человек вправе ожидать определенной реакции со стороны окружающих: одобрения, если его действия соответствуют требованиям морали, или осуждения – при расхождении и противоречии с ними.
22. Назовите и дайте характеристику нормам взаимоотношений.
Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно- регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.
В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др.
Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель.
Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
23. Раскройте содержание и структуру профессиональной этики.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении.
24. Раскройте понятия «профессионализм» и «отношение к труду».
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова, в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс "... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов , присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций.