Инструментальные системы поддержки решений в государственном управлении
Эссе на тему: «Инструментальные системы поддержки решений в государственном управлении»
Введение
Главнейшим ресурсом управления является информация. Государственное управление здесь не является исключением. Современные технологии информатизации являются важным инструментом повышения эффективности управления всеми сферами государственного управления. Актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы являются сегодня базой для принятия решений в государственном управлении любого уровня и во всех сферах.
Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена тем, что создание и развитие информационных ресурсов является ключевой проблемой социально-экономической безопасности и устойчивого развития регионов и территорий местного самоуправления. Собственно поэтому наличие необходимой и достаточной информации, качество ее обработки и защиты во многом гарантируют эффективность принятия и реализации управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти.
Принятие эффективных управленческих решений в государственном управлении требует разработок, предложений, ориентированных на развитие информационно-аналитического обеспечения органов государственной и муниципальной власти, на развитие систем информационного менеджмента, на проектирование территориальных информационных систем в сфере общегосударственного, регионального и местного управления.
В частности, разработки и предложения должны быть ориентированы на развитие системы инструментов поддержки процесса принятия решений в государственной службе. Усилия государственного управления должны быть направлены на развитие системы инструментов, путей и способов обеспечения эффективной информационной поддержки решения политических, социальных и экономических задач развития государства, региона и муниципальных образований.
Анализ практики создания и эксплуатации информационных систем выявил ряд проблем и противоречий, решение которых связывают с введением всестороннего специализированного информационного менеджмента. Расходы на проектирование и внедрение таких систем обычно превышали запланированные суммы, а качество не выдерживало критики [2, с.8].
Основное изложение материала
Информатизация является одним из важнейших и определяющих факторов, обеспечивающих необходимую инструментальную поддержку принятия решений в государственном управлении. Непосредственной целью информатизации является обеспечение эффективной информационной поддержки решения политических, социальных и экономических задач развития государственного управления.
Основными документами, регулирующими взаимоотношения в сфере информатизации на сегодняшний день, являются:
– «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № пр-212);
– Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351«О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;
– «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221));
– «Концепция региональной информатизации до 2010 года» (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р);
– «Типовая программа развития и использования информационных и коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ 3 июля 2007 г. № 871-р);
– Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» в новой редакции (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502).
В частности обратим внимание на «Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах». В документе говорится о том, что результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти носят преимущественно внутриведомственный характер, что ухудшает межведомственное взаимодействие и снижает качество государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям. Отсутствует единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде. Практически отсутствуют возможности для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения государственного органа. Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что ведет к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.
Для решения проблем межведомственного информационного взаимодействия необходима автоматизация процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами. Это требует создания информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности. [4].
К тому же в литературе можно встретить рекомендации по совершенствованию законодательных норм, касающихся развития инструментальных систем поддержки решений государственного управления. В обязанности органов государственного управления целесообразно закрепить в виде ряда законодательных норм:
- формирование информационных ресурсов в соответствии с их компетенцией;
- выдача информации из государственных и муниципальных ресурсов другим органам, организациям и физическим лицам;
- использование национальных информационных ресурсов в процессе управления;
- поддержание государственных информационных ресурсов в актуальном состоянии;
- обеспечение сохранности государственной, служебной, коммерческой и личной тайны при формировании и использовании ресурсов. [3 , с.22 ].
Вышеуказанные нормативные акты регулируют отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Таким образом, видно, что документы, регулирующие взаимоотношения в сфере информатизации ориентированы на уровень государства в целом, на региональный уровень. По нашему мнению, развитие инструментальных систем поддержки решений в государственном управлении в регионах и на местах будет успешным, если органы власти, руководствуясь вышеизложенными документами, самостоятельно вырабатывали и подавали свои предложения с учетом особенностей региона.
Обобщая точки зрения разных авторов на проблемы развития инструментальных систем поддержки решений в государственном управлении, мы предлагаем выделить целый ряд направлений, важных для принятия решений в государственном управлении:
- развитие концептуальных основ информационно-аналитического обеспечения органов власти в Российской Федерации;
- развитие объединенных государственных информационных ресурсов;
- развитие информационных систем и технологий в организационном управлении;
- развитие территориальных информационных систем субъектов Российской Федерации и основных направлений информатизации.
Каждое из вышеперечисленных направлений мы рассматриваем как поддерживающую систему, необходимую для принятия решений в государственном управлении. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Наиболее остро стоит проблема развития концептуальных основ информационно-аналитического обеспечения органов власти. В первую очередь развитие концептуальных основ информационного обеспечения связано с доступом управляющих структур к соответствующей информации из разнообразных источников. Это позволит путем сопоставления, интеграции и синтеза данных выработать управленческие рекомендации. Очень часто информация, необходимая для выработки и реализации управленческих решений, рассредоточена по различным информационным фондам и базам знаний. Теоретически она может быть получена из различных источников. Для этого должно быть налажено эффективное взаимодействие между структурами. Информационное взаимодействие различных органов власти осложняется существующими противоречиями. Так, наличие необходимой информации не гарантирует ее получения, потому что отношения между источниками и потребителями информации не регламентированы. Информационные потребности каждого из органов власти не зафиксированы, а органы власти, как правило, не заинтересованы в предоставлении информации, которая является продуктом их собственной деятельности. Это приводит к тому, что учет, анализ и контроль во всех сферах жизнедеятельности осуществляется регулирующими органами в условиях дефицита информации. Происходит дублирование функций, наблюдается дефицит информации об объектах и процессах управления. При этом не обеспечена согласованность данных из разных источников.
Разработка концептуальных основ реализуется в виде федеральных, отраслевых и региональных программ, что порождает дублирование функций, слабой координации и нерациональному использованию бюджетных средств. Ведомственные и региональные системы развиваются неравномерно и не предусматривают варианты взаимодействия с другими информационными системами. Внедрение подобных информационных систем из-за скудного финансирования растягивается на годы, в результате чего они морально устаревают еще до сдачи в эксплуатацию.
Развитие концептуальных основ информационно-аналитического обеспечения органов власти в Российской Федерации должно опираться на концептуальные подходы и системы требований, которые сводятся к следующему:
1) должна быть обеспечена независимость источников информации, предоставляющих свои документы Президенту и правительству Российской Федерации;
2) необходимо создать пятиуровневую систему информационного обеспечения принятия решений: высший уровень принимаемых решений в масштабе государства; аналитический уровень; федеральный уровень, региональный уровень; муниципальный уровень [3, с. 30].
Кроме того, система информационного управления государством должна опираться на следующие принципы:
- независимость деятельности основных источников информации;
- полнота охвата всего информационного пространства, необходимого для выработки адекватных управленческих решений;
- исключение информационного шума и предоставление информации, необходимой для государственного управления;
- подключение большего числа интеллектуальных средств для аналитической обработки данных по мере продвижения информации на высшие уровни принятия решений;
- актуализация правового поля, через которое должны проходить проекты управленческих решений;
- наличие необходимого кадрового обеспечения информационно-аналитических процессов [3, с.31].
В качестве второй инструментальной подсистемы поддержки принятия решений в государственном управлении мы рассматриваем систему объединенных государственных информационных ресурсов. В качестве основных характеристик этой системы рассматриваем цели, задачи, принципы, структуру.
Среди целей объединенной государственной системы информационных ресурсов особо следует выделить:
1) снижение издержек государственного управления и сокращение лишних затрат через уменьшение дублирующих систем;
2) эффективное удовлетворение потребностей граждан, бизнеса и субъектов государственного управления.
Среди задач заслуживают внимания: 1) интеграция и координация информационных ресурсов; 2) обеспечение оперативности и достоверности информации; 3) обеспечение единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по ведению банков данных; 4) внедрение электронного документооборота.
Система объединенных государственных информационных ресурсов опирается на ряд принципов: 1) доступность услуг, предоставляемых государственными службами; 2) раскрытие информации, не нарушающей коммерческой и государственной тайны; 3) интеграция ресурсов на основе программно-технологических стандартов.
Также структурно систему объединенных государственных информационных ресурсов составляют: репозиторий (система справочной информации) и удостоверяющие центры (информационные системы учета).
Кроме того, в государственной системы информационных ресурсов используется система критериев для отбора информационных ресурсов: технологический, функциональный и дополнительный критерии.
Также структурно должны составлять систему информационных ресурсов регламенты определяющие порядок взаимодействия информационных систем. Данные регламенты имеют широкую сферу применения.
Третье направление – развитие информационных систем и технологий в организационном управлении. Информационные системы управления представляют собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, программных средств, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений можно рассматривать как основной вид управленческой деятельности, т. е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Цель и характер деятельности организации определяют ее информационную систему и автоматизацию информационной технологий, а также вид обрабатываемого и производимого информационного продукта, на основе которого принимается оптимальное управленческое решение.
Информационные системы делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Эта классификация ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий.
Организационно реализация программы информатизации может быть осуществлена в следующих вариантах: на базе некоторого отраслевого федерального или регионального органа; на базе бюджетного подразделения администрации; на базе хозрасчетной структуры администрации.
В отличие от информационных систем основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
Информационная технология ориентирована на увеличение объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы являются для информационной технологии основной средой, а ее составляющими элементами − средства и способы для преобразования данных [1, с.199-203.].
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями организации. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.
Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологии в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Основной функцией управленческого аппарата различных организаций является анализ ситуаций внутри организации и во внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планированию ее деятельности. Реализация плановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном (операционном) уровнях. Каждый из этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуется на базе информационной технологии. В соответствии с уровнями принятия решений в функционировании информационной технологии можно выделить три контура: долгосрочного стратегического планирования, среднесрочного тактического планирования и оперативного регулирования деятельности организации.
Перспективным направлением является развитие территориальной системы субъекта Российской Федерации. Основной целью территориальной информационной системы органов власти региона является поэтапное повышение эффективности и действенности интегрированной системы управления региона РФ. Для этого формируется система объективных данных обо всех субъектах и объектах территории, об их правоотношениях, об имеющихся финансовых и материальных ресурсах, об операциях, проводимых на территории республики. В результате правительству региона поступает информация, необходимая для своевременного принятия качественных управленческих решений. За счет использования информационных систем, опирающихся на действующую нормативную базу, территориальная информационная система органов власти региона должна обеспечить повышение прозрачности управленческих действий и уровня контроля за принимаемыми решениями [3, с..47-51].
Одной из целей создания и одновременно требованием к территориальной информационной системе является возможность гибкого реагирования на изменения законодательства и нормативной базы, а также возможность гибкого реагирования на структурные перемены в органах власти и управления и на смену приоритетных направлений планирования и управления. Данный вид информационных систем призван решать огромный спектр задач государственного управления.
В литературе рассматриваются компоненты типового проекта территориальной информационной системы региона, который состоит из следующих частей:
1. Основные направления информатизации региона.
2. Инфраструктура информатизации региона и системная архитектура ТИС.
3. Система объединенных государственных автоматизированных информационных ресурсов как основа для обеспечения информационного взаимодействия элементов ТИС.
4. Электронное правительство региона.
5. Система защиты данных от несанкционированного доступа и система управления разграничением доступа к системе информационных ресурсов [2, с. 127]. Описываемые в литературе направления информатизации региона носят поддерживающий характер и ориентированы на:
- информационную поддержку хозяйствующих субъектов;
- информатизацию процессов управления социальной сферой;
- информационную поддержку деятельности исполнительной и законодательной власти;
- информатизацию процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды;
- основные направления информатизации органов местного самоуправления.
Таким образом, мы рассмотрели основные инструменты поддержки принятия решений в государственном управлении, которые носят системный характер. Предложенный арсенал инструментов поддержки принятия решений не исчерпывает всех идей в этом направлении, но заставляет системно и комплексно подходить к проблеме принятия решений в государственном управлении.
Заключение
Информационное обеспечение государственного управления должно позволять вводить, обрабатывать, хранить, получать необходимую информацию в зависимости от конкретно принимаемого управленческого решения. При этом необходим тщательный отбор только тех сведений, которые в нужный момент требуются для более эффективного управления, и нужны для совершенствования системы информационного обеспечения. Совершенствование информационного обеспечения предполагает использование информационных технологий поиска, обработки, преобразования и распределения информации, производимых в автоматизированной информационной системе на основе использования потенциала и ресурсов программно-аппаратных средств вычислительной техники, хранения и выдачи информации. Приходится констатировать, что на сегодня в субъектах Федерации объективная потребность в актуальной, целевой и достоверной информации, к сожалению, далека от должного удовлетворения.
Немаловажной проблемой в государственном управлении является обеспечение полноты, достоверности и качества поступающей с мест информации. Низкое качество, прежде всего учетно-регистрационной работы на местном муниципальном уровне отражается на полноте, достоверности и своевременности подготовки, необходимой для управленческой деятельности информации. Вопросы инструментальной поддержки государственного управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям. Инструментальная поддержка государственного управления должна строиться, прежде всего, на основе стратегической государственной политики, отражающей общенациональные интересы страны, обеспечивающей ее развитие и международную безопасность.
Эффективность управленческой информации является основополагающим показателем, как информационных качеств управленческих решений, так и качества информационного обеспечения муниципального управления в целом.
Литература
1. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
2. Лавреш И. И., Трифонов А. В. Информационные технологии в региональном управлении. – Сыктывкар : СЛИ, 2013. 136 с.
3. Кулаков В.Г., Соловьев А.К., Андреев А.Б., Гармонов А.В., Заряев А.В., Остапенко А.Г., Зинченко Б.Ю. Под общей ред. А.Г. Остапенко Информационные технологии и системы муниципального и государственного управления. - Воронеж, 2008.
4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86001/?frame=1.