Сущность и своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста; теоретические основы руководства различными видами изобразительной деятельности детей раннего возраста
Вариант №1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста
Введение
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в раннем возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка).
Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д.
Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства.
Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
1. Сущность и своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления.
Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого.
Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.
Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.
Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.
Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями.
Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.
Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину».
Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает.
Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному.
Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».
В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.
В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков - низкий.
Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур.
Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.
В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части.
Например, человека они изображают в виде "головонога": прямо от головы отходят ноги.
Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения.
Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами "для красоты".
Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.
Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка.
При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.
Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.
2. Теоретические основы руководства различными видами изобразительной деятельности детей раннего возраста
1-й этап в развитии способностей начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В педагогической литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить. 1-я стадия – каракули, 2-я – ритм, 3-я – ассоциации.
На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.
Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.
Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.
Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.
Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.
В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Как научить ребенка правильно держать карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка.
Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола.
Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают.
В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
3. Практическое задание
Подберите предметы и явления, которые дети первой младшей группы смогли бы передать ритмом мазков, штрихов, контрастом цвета, линейным контуром.
Природные явления (падающие листья, снег).
Сформулируйте темы, запишите их в целесообразной последовательности включения в план работы с детьми. Определите цели и задачи.
№ недели |
Название темы занятия |
Вид деятельности |
Задачи занятия |
1 |
Дорожки для цыплят |
Рисование карандашом |
Вызвать у детей интерес к процессу рисования, выявить уровень владения карандашами, учить держать карандаш в правой руке тремя пальчиками, вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате рисования |
2 |
«Дождик, дождик» |
Рисование пальчиками |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной деятельностью рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер |
3 |
Ягоды и яблочки |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) |
Познакомить с техникой оттиска печатки из картофеля. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанной по тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции |
4 |
Ягодка за ягодкой (на кустиках) |
Рисование ватными палочками |
Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок ватными палочками |
5 |
Дождик! |
Аппликация с элементами рисования |
Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами |
6 |
Град |
Рисование ватными палочками |
Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче - близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами) |
7 |
Сороконожка в магазине |
Рисование на удлиненных листах бумаги карандашами |
Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа |
8 |
Домик с забором |
Рисование кисточкой |
Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивание кисточки в краски по мере надобности |
9 |
Праздничная елочка |
Аппликация с элементами рисования |
Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки) и материалами |
10 |
Праздничная елочка |
Рисование кисточкой |
Рисование и украшение пушистой и нарядной елки. Освоение формы, и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета |
11 |
Солнышко |
Рисование ладошкой |
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие |
12 |
Колобок на окошке |
Аппликация с элементами рисования |
Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка - рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставни |
13 |
Большая стирка |
Рисование карандашами |
Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке) |
14 |
В некотором царстве |
Рисование по замыслу, карандашами, фломастерами |
Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно - образной выразительности. Развитие воображения |
15 |
Робин Бобин Барабек |
Аппликация с элементами рисования |
Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм - бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу |
16 |
Букет для мамочки |
Рисование карандашами |
Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от листа, правильно его держать |
17 |
Танцующая неваляшка |
Аппликация с элементами рисования |
Изображение неваляшек в движении (наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма |
18 |
Мышка и репка |
Рисование с элементами аппликации |
Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом |
19 |
Ручеек и кораблик |
Аппликация с элементами рисования |
Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеек и кораблики). Развитие чувства формы и композиции |
20 |
Почки и листочки |
Рисование и аппликация |
Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков |
21 |
Я флажок держу в руке |
Рисование карандашами |
Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета |
22 |
Цыплята и одуванчики |
Рисование |
Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами |
23 |
Полосатые полотенца для зверушек |
Рисование декоративное |
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) |
24 |
Серпантин танцует |
Рисование |
Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (цвет, формат). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы |
25 |
Грибная полянка |
Аппликация с элементами рисования |
Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов контрастных по размеру |
26 |
«Плывет кораблик по реке» |
Рисование кисточкой |
Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию |
27 |
«Елка елочка - зеленая иголочка» |
Рисование |
Рисование линий разного размера. Создание изображения в форме вытянутого треугольника. Развитие чувства ритма и формы. Воспитание интереса к рисованию |
28 |
«За синими морями, за высокими горами» |
Рисование с элементами аппликации |
Создание образов сказочных атрибутов - синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом |
29 |
Разноцветные шарики |
Рисование |
Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках) |
30 |
«Падают, падают листья» |
Рисование |
Рисование осенних листьев приемом «примакивания» теплыми цветами (красный, желтый, оранжевый) на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма |
Список литературы
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -
М, 2000.
2. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М., 1965.
3. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта. — М., 1981.
4. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с