Педагогика
Министерство образования Тульской области
ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж № 1»
Специальность 050144 (44.02.01) Дошкольное образование
Дневник
психолого-педагогической практики
________________________________________________ ______________
Ф.И.О. студента-практиканта группа
Название образовательного учреждения: _______________________________
_______________________________________________________________
Руководитель практики: ____________________________________________
2014-2015 уч. год
Права и обязанности студентов
ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж № 1»
В период прохождения профессиональной практики студенты обязаны:
· выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей;
· соблюдать нормы педагогической этики;
· активно участвовать в анализе занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем форме.
· Приходить на педагогическую практику вовремя. Рабочий день в первую смену начинается в 8.00 и заканчивается в 13.00, во вторую смену начинается в 15.00 и заканчивается в 18.00.
· Каждая студентка должна иметь и хорошо знать план практики, должна вести дневник наблюдений педагогической практики, в котором записывать свои наблюдения, анализировать работу воспитателей группы, второй студентки с детьми данной группы. На день практики предшествующая работа должна быть записана полностью, подписана и проанализирована методистом.
· Студентка, которая дает пробные занятия, должна иметь конспект занятия или режимного процесса, подписанный консультантом-методистом. Без утвержденного конспекта студентка к работе не допускается, ей ставится неудовлетворительная оценка.
· План-конспект студентка согласовывает с воспитателем группы. Перед пробным занятием студентка подбирает материал, готовит необходимые для проведения пробного занятия пособия.
· Подготовка к следующему дню практики в основном проходит в детском саду.
· Студенты должны активно участвовать в жизни детского сада, где проходят практику. Они помогают в проведении утренников, развлечений, спортивных праздников, изготовляют атрибуты, игрушки и пособия. Принимают участие в оформлении группы, собирают природный материал для пополнения природных уголков. Принимают участие в работе педагогических совещаний, в проведении родительских собраний, в оформлении родительских уголков, выпускают стенгазету.
· В день практики учащиеся должны иметь сменную обувь.
· Пропущенный день практики учащийся должен отработать полностью.
Студенты имеют право:
· по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации профессиональной практики.
Адрес образовательного учреждения: ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заведующая образовательным учреждением: ______________________________________
Методист (старший воспитатель): ________________________________________________
Воспитатели группы: __________________________________________________________
__________________________________________________________
Список детей ________________________ группы
№пп |
Ф.И.О. ребенка |
Дата рождения |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
Сетка занятий
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Режим дня
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата |
Содержание работы |
||||
|
Ознакомление с целью и задачами психолого-педагогической практики, правами и обязанностями студентов. |
||||
05.02.2015 8:00 – 13:00 |
Знакомство с базой практики и изучение особенностей функционирования ДОО. Построение развивающей среды в ДОО. Вопросы для анализа: 1. Режим работы ДОО. Количество и наполняемость групп 2. Педагогический состав 3. Своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса 4. Организация предметно-пространственной развивающей среды: · Группы и их оборудование · Вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, прачечная) · Физкультурные и музыкальные залы · Участок детского сада. |
||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
||||
1. Режим работы ДОО. Количество и наполняемость групп. Пятидневная рабочая неделя с 12-часовым днём пребывания детей. Работают 2 возрастные группы: Группы с фонетико- фонематическими и тяжёлыми нарушениями речи от 4 до 5 лет – 2. Педагогический состав. Заведующий ГБДОУ, 2 педагога –логопеда, психолог, музыкальный работник, 10 воспитателей 5 помощников воспитателей. 3. Своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса. В детском саду проводятся как традиционные, так и новые виды физкультурных занятий На всех занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья. Во всех возрастных группах детского сада имеются графики режима двигательной активности и вся работа проводится согласно этого графика. Создаются условия для самостоятельной двигательной активности детей. Двигательная активность контролируются педагогами при организации обычных занятий (физкультминутки, игры малой подвижности.) Систематически проводятся: утренняя гимнастика, закаливание, занятия в тренажерном зале. Гибкий подход к организации и подбору содержания двигательной активности, систематическое проведение занятий, подвижных, спортивных игр, досугов, праздников, использование физкультминуток способствуют улучшению состояния здоровья и эмоционального благополучия дошкольников. 4. Организация предметно-пространственной развивающей среды: · Группы и их оборудование. Наличие разнообразного игрового материала, атрибутов для игр; обеспеченность всех видов игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, подвижных, музыкально-дидактических); полное соответствие игрового материала возрастным возможностям и потребностям детей; отмечена педагогическая целесообразность размещения игрового материала; оснащение игр на прогулке в соответствии с сезоном и возрастом детей, хранение игрового материала. В группе находится уголок трудовой деятельности, экран дежурств, содержание которого соответствует возрастным возможностям детей; отмечена обеспеченность оборудованием всех доступных детям данного возраста видов труда, в наличии фартуки, косынки, нарукавники для выполнения работ различного рода; в экране дежурств отображена очередность работы детей. · Вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, прачечная). Соответствуют требованиям для дошкольных образовательных учреждений · Физкультурные и музыкальные залы. Отмечено наличие уголка изобразительной деятельности, оформление которого привлекательно для детей, и развивает стремление заниматься творчеством; оборудование спортивного зала соответствует виду деятельности, возрасту детей; в музыкальном зале отмечено наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид; также существенно то, что материал доступен материала для детей, и удобно расположен. Участок детского сада. Территория детского сада хорошо благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники, газоны. На территории детского сада расположено 3 игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, участок старшей - подготовительной группы оборудован верандой с теневым навесом. Участки ясельной группы и младшей - средней группы разделены зеленой изгородью. Так же на территории детского сада имеется альпийская горка, спортивная площадка. |
Выполнено
|
||||
Дата |
Содержание работы |
||||
12.02.2015 8:00 – 13.00 |
1. Определение особенностей общения ребенка со взрослым (наблюдение по предложенной схеме) 2. Определение уровня развития у 2-3 детей умений в ролевых играх |
||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
||||
1. Наше исследование проводилось во второй младшей группе. Выборку составили младшие дошкольники, в количестве 20 человек. Проведение наблюдения показало, что у большинства дошкольников (55%) ситуативно – деловая форма общения со взрослыми. Дети с удовольствием принимали участие в играх с игрушками со взрослыми. У 35% отмечена внеситуативно – познавательная форма общения. Дети захотели почитать книжку и с удовольствием слушали взрослого. Следует отметить, что книжка была очень яркая и сразу привлекла своим видом внимание ребят. Лишь двое дошкольников (10%) захотели поговорить взрослым. Что говорит о том, что у них преобладает внеситуативно – личностная форма общения. Дети с удовольствием рассказывали о своем доме, своих домашних питомцах, звали в гости и интересовались где живет взрослый. Какие у него дома есть животные. 2. Было проведено наблюдение за ролевой игрой 2 дошкольников. Содержанием роли являлось выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых выделялись специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия были разнообразными. Отмечена специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда проявлялись и обычные неигровые отношения. Следует отметить, что у девочки более развиты умения в ролевой игре. |
Выполнено
|
||||
Дата |
Содержание работы |
||||
19.02.2015
|
1. Определение формы общения ребенка со взрослыми 2. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей |
||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
||||
1. У большинства дошкольников (55%) ситуативно – деловая форма общения со взрослыми. Дети с удовольствием принимали участие в играх с игрушками со взрослыми. У 35% отмечена внеситуативно – познавательная форма общения. Дети захотели почитать книжку и с удовольствием слушали взрослого. Следует отметить, что книжка была очень яркая и сразу привлекла своим видом внимание ребят. Лишь двое дошкольников (10%) захотели поговорить взрослым. Что говорит о том, что у них преобладает внеситуативно – личностная форма общения. Дети с удовольствием рассказывали о своем доме, своих домашних питомцах, звали в гости и интересовались где живет взрослый. Какие у него дома есть животные. 2. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей. В группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. В поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога. Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них. Анализ ситуации трудовой деятельности на игровой площадки показал следующее: 1. содержание и объем работы соответствуют требованиям образовательной программы для данной возрастной группы. 2. поставленные педагогом задачи соответствуют программным требованиям, особенностям отдельных детей. 3. формы организации труда (в коллективном труде – форм объединения детей) соответствовали уровню развития трудовой деятельности детей, имеющемуся у них опыту. 4. воспитательное значение приемов мотивации и постановки цели труда педагогом: а. убедили детей в значимости работы: б. стимулировали желание добиться поставленной цели; в. учат детей самостоятельно определять необходимость работы, ее качественного выполнения; 5. воспитание детей в процессе планирования трудового процесса: планирование по вопросам к детям; содержание плана охватывало все этапы планирования (организацию работы, подготовку себя, последовательность и способы исполнения трудовых операций), был предусмотрен самоконтроль работы детьми; дружеские отношения между детьми проявлялись во взаимоподдержки, взаимопомощи, педагог всячески ободрял и хвалил детей; 6. воспитание детей в процессе выполнения работы: участие педагога в работе детей полностью педагогически оправдано; стремление добиться поставленной цели, толерантность, стремление прийти на помощь; приемы руководства педагога полностью способствовали решению поставленных задач по формированию трудовых умений и воспитанию положительных качеств личности детей; трудовые действия детей были рациональны, целесообразны, и последовательны; 7. Оцените отношение детей к результату своей (или общей) трудовой деятельности: а. отношение детей к результату деятельности полностью соответствовало возрастному развитию; б. дети самостоятельно оценивали свою работу, работы сверстников; в. характер оценки работы сверстников был положительный; г. с помощью вопросов и взаимообсуждения. |
Выполнено
|
||||
Дата |
Содержание работы |
||||
26.02.2015
|
Наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности детей |
||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
||||
ü оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия; ü Отмечено соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия; ü оформление помещения стилистически гармонично; ü помещение функционально, удобно в использовании; ü конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное; ü дети имеют свободный доступ к материалам; ü У педагога отмечено наличие конспекта занятия; различных пособий и стимулирующего материала; эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала; позитивный психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении. ü Организационные умения педагога: в процессе занятия отмечено создание положительной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей; умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия; умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности; умение педагога завершить занятие; умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей; деление детей отсутствовало. ü Отмечена правильность постановки задач; поставленные задачи были полностью реализованы, программное содержание выполнено; методы и приемы, используемые педагогом на занятии были целесообразны, соответствовали возрастной группе; педагог владел материалом, умело использовал стимулирующий материал; индивидуальный подход к детям был реализован, использовались разноуровневые задания, межпредметные связи на занятии. Воспитательные задачи были полностью реализованы, отмечена связь изобразительного творчества с другими сторонами воспитания. 1) внешний вид педагога соответствовал профессиональным требованиям 2) речь педагога выдержана, спокойна; 3) педагог умело регулировал возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии; 5) педагог поддерживал настроение и интерес детей на протяжении всего занятия. Деятельность детей: степень заинтересованности высокая, степень активности высокая, навыки работы в конкретном виде творчества высокие, высокий уровень владения детьми материалами, высокий уровень владения приемами работы, высокий уровень владения цветом, высокий уровень владения формой, средний уровень владения композиционным построением, средний уровень владения техниками, наличие индивидуального стиля в детских работах отмечено у большинства, средний уровень выразительности создаваемого детьми образа, средний уровень способности детей поэтапно выполнять свою работу, средний уровень способности детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи, высокий уровень умения детей приходить на помощь к другим детям. Характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии: ü дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются; ü дети общаются, но только по теме занятия; ü дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога; ü дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства; ü дети часто жалуются друг на друга во время занятия; ü во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу; ü свой вариант: |
Выполнено
|
||||
Дата |
Содержание работы |
||||
05.03.2015
|
Наблюдение за процессом самостоятельной деятельности (рисование, лепка) одного ребёнка |
||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
||||
1. К рисованию ребенка побудил интерес к теме 2. ребенок формулирует тему изображения вслух; сразу и четко определяет тему; тема относительно новая, 3. Замысел предшествует процессу изображения, размышляет ребенок вслух. Размышляя, рассказывая вслух, ребенок определяет содержание замысла и способы его воплощения (чем будет рисовать, как, в какой последовательности). В процессе деятельности ребенка отмечено: наличие интереса, увлеченность процессом изображения. Отмечено возрастание интереса к моменту завершения рисунка; выполнение замысла. В процессе изображения ребенок разговаривает планирует , комментирует и оценивает действия, а именно - роль речи в развитии замысла. Отмечено соответствие изобразительных средств замыслу; легкость их нахождения и использования; смелость, легкость, уверенность действий; разнообразие технических приемов; самостоятельность применения известных способов действия, поиск новых действий. Состояние ребенка в процессе изображения: «входит» в образ, видит его «живым». По окончанию рисовании ребенок любуется, пытается ли привлечь внимание других людей к своей работе. Рисунок выполнен выразительно, оригинально. Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нем? - да, он красивый Удалось ли тебе нарисовать все, что ты хотел? - да Что не получилось? Почему? Что (как) надо было сделать? - не очень ровная линия Как ты думаешь, понравится твой рисунок ребятам (маме, бабушке, воспитателю)? – да , мама говорит что у художник У данного ребенка высокий уровень самооценки, ему нравится то что он делает и он доволен результатом своей деятельности. В коллективе сверстников ребенок занимает позицию лидера. Уровень самооценки немного завышен, недостатков в своей работе он не видит. |
Выполнено
|
||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
09.04.2015
|
Определение уровня сформированности технических умений в рисовании у 2-3 детей |
|||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
|||||
В процессе наблюдения у одной девочки отмечен высокий уровень сформированности технических умений, что характеризуется:
У двух дошкольников выявлен средний уровень сформированности технических умений в рисовании:
|
Выполнено
|
|||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
16.04.2015
|
Определение особенностей общения ребенка со сверстниками Определение уровня у детей трудовых умений и навыков |
|||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
|||||
У Лены отмечен высокий уровень владения трудовыми действиями. Совершает действия в логической последовательности, не меняя операции местами. Все операции совершает точно, координирует движения руки и глаза, движения экономичны, плавны; не отслеживает каждого мелкого движения пальцев рук. Самостоятельно (или с минимальной подсказкой взрослого) определяет потребность в труде, пользуется инвентарем, готовит его для последующей работы, убирает на место. Маша на среднем уровне владеет до 80% действий в различных видах труда (см. «Программу воспитания и обучения в детском саду»). В целом последовательность операций не нарушена, могут меняться местами 1 – 2 операции, но их выпадения не происходит. Некоторые малосущественные операции может производить неточно, увлекается процессом без контроля результата. Совершает некоторое количество лишних движений при выполнении трудовых операций. Потребность в наведении порядка, поддержании чистоты помещения и самого себя самостоятельно не определяет, но активно включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; в совершении операций опирается на подсказку взрослого или ориентируется на действия другого ребенка. |
Выполнено
|
|||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
07.05.2015
|
Анализ рисунков детей группы творческого занятия (по замыслу) Определение уровня развития у 2-3 детей умений в строительно-конструктивных играх |
|||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
|||||
В процессе выполнения работы детьми игрушки использовались для обыгрывания незаконченного изображения. Т.к. детей этого возраста интересуют не только действия персонажей, но и их взаимоотношения, мы брали в руки одну из игрушек (чаще всего это была ворона Каркуша) и начинали вести диалог с персонажем ребенка или самим ребенком. Такой диалог помогал ребенку дополнить изображение, исправить недостатки, сделать его выразительнее. Так, Марта нарисовала апельсины, но один из них закрасила не полностью. От лица Каркуши спрашиваю у зайчонка (его выбрал ребенок): «Что же ты не ешь апельсин? Можно мне его попробовать?» Получив согласие, делаю вид, что ворона клюет апельсин и восклицаю: «Ой, какой он кислый! Не дозрел!» Сидящий рядом Сережа, подсказывает: « Докрась его здесь!» Марта исправляет ошибку и угощает апельсином зайку. При рассматривании работ предлагает и другим персонажам: «Попробуй! У меня сладкий!» Так игровой прием помог ребенку увидеть, от чего зависит выразительность образа. Прием обыгрывания законченного изображения помогал дать оценку работе ребенка. Чаще всего такую оценку с использованием игрового приема мы давали детям по ходу занятия. Это помогало сохранить положительные взаимоотношения между нами и детьми нашей группы. Использование индивидуальной игрушки в ходе занятия помогало ребенку удержать замысел и воплотить его до конца. Так, на занятии, где дети лепили посуду, Артем начал лепить колбаски и, лишь когда к нему обратился его персонаж, согласился: «Ладно! Я сейчас тарелочку вылеплю». Организуя самостоятельную изодеятельность детей, мы заметили, что дети охотно повторяют тематику занятий, дополняя рисунок по своей инициативе другими предметами. Например, Настя, нарисовав лесенку, (ее мы рисовали на занятии) дополняет рисунок изображением зайки, яблока и с интересом рассказывает об этом взрослым. Иногда было наоборот: ребенок начинал рисунок с предмета, который на занятии не рисовали, а потом дополнял его изображением других предметов. Самостоятельная художественная деятельность в условиях тематического планирования с использованием игровых приемов обучения дает больше возможностей для работы над развитием замысла детей. Здесь ребенок рисует по своей инициативе, рисует то, что интересует его. В процессе исследования выявлено, что у одной девочки высокий уровень развития умений в строительно-конструктивных играх, что характеризуется высоким уровнем целевого использования материала, качества постройки, украшения построек, использования речи в процессе игры, обыгрывания и сохранения постройки. У второй девочки отмечен средний уровень развития умений в строительно-конструктивных играх. |
Выполнено
|
|||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
14.05.2015 |
Определение сформированности певческих и танцевальных умений у 2 – 3 детей. |
|||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
|||||
В процессе наблюдения у двух детей отмечен средний уровень развития танцевальных навыков: У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. Достаточно верно овладеет музыкально – ритмическими умениями и навыками, но требуется помощь взрослого. У одного ребенка отмечен высокий уровень сформированности танцевальных навыков: Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, самостоятельно меняет движения в соответствии с изменениями в музыке. Может ритмично ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие прыжки на двух ногах, ходить простым хороводным шагом, выставлять правую ногу на пятку, выполнять притопы, «топотушки», кружение в лодочке. Также у двух детей отмечен средний уровень развития певческих навыков: Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но ребенок требует помощи. У одного ребенка отмечен высокий уровень сформированности певческих навыков: Ребенок проявляет устойчивый интерес к пению. Освоил певческие умения и навыки - пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыхании небольших фраз, чисто интонирует несложные мелодии, умеет петь один, со всеми, с сопровождением и без него. |
Выполнено
|
|||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
28.05.2015 |
Наблюдение и анализ организации игровой деятельности детей Наблюдение и анализ организации музыкально-дидактических игр с детьми |
|||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
|||||
1. тематика и разнообразие игр соответствовала возрасту детей; 2. задачи, поставленные педагогом, соответствовали программным требованиям к развитию игровой деятельности; 3. значение приемов руководства игровой деятельностью педагогом: а. способ выявления игровых интересов выбранный педагогом - вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки, соответствует опыту детей; б. воспитатель предлагает сюжеты детских игр; в. при распределении игровых ролей используется желание детей, мотивированный выбор на роль; г. В непосредственной игре организовано участие педагога, посредством игрового партнера, советчика; д. для подведения итогов игры задаются наводящие вопросы детям; е. для руководства самостоятельными играми детей используются советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, распределении ролей, составлении плана-сюжета; В процессе игры воспитываются такие качества как коммуникабельность, толерантность, взаимоподдержка, взаимопонимание. |
Выполнено
|
|||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
03.06.2015 |
Определение уровня развития у 2-3 детей умений в строительно-конструктивных играх |
|||||
Анализ, выполненный студентом |
Замечания, предложения, отметка |
|||||
У Маши отмечен 2 уровень развития умений в строительно-конструктивных играх – ведущим становится ребенок, первым взявший игру, появляются претензии на роль ведущего во втором и последующих циклах игры, возникают конфликты (решаемые путем нажима на сверстников, обоснования своего права на функцию ведущего захватом игрового материала - «Я вожу! У меня мешок!»); имеется ориентация на первенство окончания игры – выигрыш, появляется запрет на доигрывание остальных («Я выиграл, не надо доигрывать»), состязательность ярко выражена; действия ориентированы на выигрыш «любой ценой»; правила нарушаются в свою пользу, но их нарушение другими игроками резко осуждаются; проигрыш стимулирует повторение цикла игры. У Лены отмечен 3 уровень развития умений в строительно-конструктивных играх – порядок игры и правила оговариваются до игры, ведущий определяется жеребьевкой, его действия регулируются правилами; действия играющих регулируются правилами, направлены на достижение выигрыша; чередование ведущих определяется правилами (тот, кто выиграл); действия играющих контролируются друг другом, в случае нарушения одним из игроков правил хода следует немедленная реакция («Так неправильно! Надо ход пропустить!»); игровой цикл повторяется неоднократно. |
Выполнено
|
|||||
Дата |
Содержание работы |
|||||
11.06.2015 |
Подведение итогов психолого-педагогической практики. Анализ отчетной документации. |
|||||
Тест профессиональной направленности будущего воспитателя
Постарайся честно протестировать свои педагогический возможности
В каждой паре утверждений обведите кружочком букву "А" иди "Б", соответствующую тем высказываниям, с которыми вы в большей степени согласны.
1.Если ребёнок не хочет, всегда можно его заставить А
2.Не стоит навязывать себя ребёнку, если он чего-то не хочет, лучше подумать, вдруг вы сами что-то делаете не так. Б
3. Отказы обычно бывают у детей, не привыкших к слову "Надо" А
4. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребёнка на что-то другое. Б
5. Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы. А
6. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения. Б
7. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых. А
8. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояния детей, передаются им, вызывают ответственные чувства. Б
9. Ребёнок не должен никогда забывать о том, что взрослые старше, умнее, опытнее его. А
10. Сотрудничать с детьми - это значит быть с ними "на равных",в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними. Б
11. Подчеркивая ошибки ребёнка, мы избавляем его и от них. А
12. Отрицательная оценка вредит благополучию ребёнка. Б
13. Делая что-то, ребёнок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой с точки зрения взрослых. А
14. Ребёнок не боится ошибок или неудач, если знает, что онвсегда будет принят и понят взрослыми. Б
15. Детей надо учить, указывая на подходящие примеры. А
16. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают Б
17. Ребёнок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых. А
18. Ребёнок, окруженный повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги или страха. Б
19. Чем старше ребёнок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых. А
20. Ребёнку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых. Б
Подсчитайте количество обведенных букв "Б". Если у вас 7 баллов и более, то у вас сформирована установка на личностно-ориентированное общение с детьми, и вы можете стать хорошим педагогом и грамотный родителем.
Итоги психолого-педагогической практики
Отрази приобретенные навыки практической работы, обозначить возникшие затруднения в ходе практики.
В процессе прохождения практики были реализованы знания, полученные на теоретических занятиях, проведено наблюдение за игровой, продуктивной, трудовой, конструкторской, художественной деятельностью детей. Отмечены уровни развития того или иного вида деятельности у младших дошкольников.
Отмечены особенности педагогической деятельности воспитателя данной группы, проанализирован опыт работы.
В процессе прохождения практики затруднений выявлено не было.
Думаю, прохождение данной практики будет способствовать формированию моей профессиональной грамотности и компетенции.
Задание 3. Определение уровня развития у детей умений в ролевых играх.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: ______19.02.2015__________________________
Возрастная группа: ___ вторая младшая группа_________________________
Виды игр: _____ сюжетная игра _____________________________________
__________________________________________________________________
Имя ребенка |
Распреде-ление ролей |
Основное содер-жание игры |
Ролевое поведение |
Игровые действия |
Использование атрибутики и предметов-заместителей |
Исполь-зование ролевой речи |
Выполнение правил |
Алина С. |
3 уровень - самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю. |
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
|
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
|
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны. |
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
|
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
|
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. |
Антон Д. |
2 уровень— распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д. |
2 уровень— действие с предметом в соответствии с реальностью. |
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
|
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
|
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
|
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
|
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. |
Задание 9. Определение уровня сформированности у детей трудовых умений и навыков.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: _____16.04.2015_____________________________
Возрастная группа: _______ вторая младшая____________________________
Виды труда: _____ накрывают на стол ______________________________
__________________________________________________________________
Имя ребенка |
Объем способов действий |
Качество способов действий |
Приме-чания |
|||
Выполняемые действия и их количество |
Последова-тельность действий |
Точность выполнения движений |
Техника выполнения операций |
Самостоя-тельность выполнения действий |
||
Лена |
Реализован весь объем необходимых действий |
Накрывают на стол, расставляют салфетницы, расставляют тарелки, кладут ложечки |
координация рук и глаз ребенка во время совершения операций и действия в целом, умеренность их амплитуды, достижение определенного итога |
движения рук и пальцев ребенка: плавные, без мельтешения и лишних движений, целенаправленные, уверенные |
Проявление инициативы в бытовой или трудовой деятельности; выполнение действий без подсказки и помощи взрослого, использование инвентаря в процессе трудовых операций.
|
|
Маша |
Реализован весь объем необходимых действий |
Накрывают на стол, расставляют салфетницы, расставляют тарелки, кладут ложечки |
координация рук и глаз ребенка во время совершения операций и действия в целом, умеренность их амплитуды, достижение определенного итога |
движения рук и пальцев ребенка не всегда плавные, присутствует мельтешение и лишние движения |
Не отмечено проявление инициативы в бытовой или трудовой деятельности; требуется подсказка и помощь взрослого.
|
|
Задание 11. Определение уровня развития у детей умений в строительно-конструктивных играх.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: ___7.05.2015__________________________
Возрастная группа: _____________ вторая младшая
Тематика игр: ________ Избушка для Заюшки___________________________
_______________________________________________________________
Имя ребенка |
Количество конструктивных задач |
Целевое использование материала |
Качество постройки |
Украшение построек |
Использование речи в процессе игры |
Обыгрывание и сохранение постройки |
Лена |
3 уровень— самостоятельно ставит и решает 3 и более конструктивные задачи, полностью изменяя постройки в соответствии с новым замыслом. |
3 уровеньстроительно-конструктивный материал используется по назначению, подбирается в соответствии с образцом или рисунком; в случае отсутствия необходимой детали используется взаимозамена деталей. |
3 уровень — постройка сделана аккуратно, все детали точно совмещены, подобраны по цвету. |
3 уровень — самостоятельно производит украшение постройки строительно-конструктивными материалами, предметами для обстраивания.
|
3 уровень — наличие активной речи, сопровождающей процесс строительства, комментарии своего строительства, вопросы к сверстникам с просьбой оценки постройки, обращения с той же целью к воспитателю. |
3 уровень — постройки самостоятельно обыгрываются, перестраиваются в ходе развертывания сюжета с ними, появления новых персонажей; ребенок проявляет настойчивость в сохранении постройки даже по окончании обыгрывания, негативно реагирует на разрушение постройки кем-то другим. |
Маша |
2 уровень— ставит 1 – 2 конструктивные задачи путем переделки первой, предложенной взрослым постройки. |
2 уровень— строительно-конструктивный материал используется по назначению, подбирается в соответствии с образцом или рисунком; ребенок испытывает затруднения в случае отсутствия необходимой детали вплоть до прекращения игры.
|
2 уровень — детали достаточно точно совмещаются друг с другом, постройка делается в соответствии с предложенным образцом.
|
2 уровень — постройка оформляется дополнительно предложенными воспитателем материалами; ребенок не проявляет самостоятельности в украшении постройки.
|
2 уровень — наличие эпизодических обращений к сверстникам в процессе строительства: обращение к играющим с просьбой о замене детали, помощи. |
2 уровень — ребенок воспроизводит несколько построек из одного и того же материала, перестраивает их; по окончании строительства каждой постройки по примеру взрослого обыгрывает их; спокойно реагирует на разрушение постройки кем-то другим. |
Задание 13. Наблюдение и анализ организации игровой деятельности детей.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: _________ 28.05.2015____________________
Возрастная группа: _________ вторая младшая группа _____________________
Содержание работы: ______ наблюдение за игровой деятельностью детей_________________
__________________________________________________________________
Количество участвующих детей: _________ 5 ________________________
Виды игр, организованных педагогом: _____ сюжетно – ролевая игра__________
__________________________________________________________________
Виды игр, организованных детьми: _________ ролевая ______________
__________________________________________________________________
Структурная часть |
Действия и речь педагога |
Действия и речь детей |
Примечания |
Выявление игровых интересов |
Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, куклу и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. |
Да! |
|
Помощь в распределении ролей |
Кто будет лечить больных? Юля, ты хочешь быть доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет». |
Да, мы будем лечить зверят |
|
Планирование пространства игры |
Воспитатель рассаживает всех по местам |
Садятся на отведенное место |
|
Подготовка игрового оборудования |
Игрушечный набор доктора, костюмы зверей |
Дети разбираю атрибуты |
|
Ход игры |
Воспитатель: «Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я - медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне».
Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Даша, иди работать за меня. Приводите к Даше кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно». Игра продолжается. |
«Доктор» слушает больных, смотрит горло, даёт лекарства. Проводится приём больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы. |
|
Уборка игрового оборудования |
Ребята. А теперь нужно убрать все вещи по местам |
Раскладывают игрушки на места |
|
Оценка результатов игры |
Ну вот вроде и всех мы вылечили? Правда? Вы довольны? |
Да! |
|
Задание 15. Определение уровня развития у детей умений в играх с правилами.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: _______03.06.2015______________________
Возрастная группа: _________ вторая младшая группа_______________________
Виды игр: ___________ игры с правилами _____________________________
__________________________________________________________________
Имя ребенка |
Определение ведущего |
Наличие установки на выигрыш |
Характер действий с игровым материалом |
Наличие элементов состязания |
Соблюдение правил |
Отношение к результату игры |
Цикличность игры |
Лена |
порядок игры и правила оговариваются до игры, ведущий определяется жеребьевкой, его действия регулируются правилами |
действия играющих регулируются правилами, направлены на достижение выигрыша |
чередование ведущих определяется правилами (тот, кто выиграл) |
имеется ориентация на первенство |
действия играющих контролируются друг другом, в случае нарушения одним из игроков правил хода следует немедленная реакция («Так неправильно! Надо ход пропустить!») |
Бурно радуются успеху, остро переживают неудачу |
игровой цикл повторяется неоднократно. |
Маша |
2 уровень – ведущим становится ребенок, первым взявший игру, появляются претензии на роль ведущего во втором и последующих циклах игры, |
Имеется ориентация на выигрыш,
|
появляется запрет на доигрывание остальных («Я выиграл, не надо доигрывать»), состязательность ярко выражена; действия ориентированы на выигрыш «любой ценой»; правила нарушаются в свою пользу, но их нарушение другими игроками резко осуждаются; |
имеется ориентация на первенство |
возникают конфликты (решаемые путем нажима на сверстников, обоснования своего права на функцию ведущего захватом игрового материала - «Я вожу! У меня мешок!»);
|
Остро переживают неудачу |
проигрыш стимулирует повторение цикла игры. |
Задание 2. Особенности общения ребенка со взрослыми
Протокол наблюдения за общение дошкольников со взрослыми
№ п/п |
Параметры наблюдения |
результаты наблюдения |
1. |
Характер обращения воспитателя к ребёнку |
по имени, приветливо, добродушно |
2.. |
Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку |
в голосе, интонации, мимике |
3. |
Какая позиция преобладает в общении |
рядом |
4. |
1. Слушает ли воспитатель ребёнка в процессе диалога, стремится ли понять выражение глаз, мимику ребёнка? |
Да слушает и стремится понять |
5 |
Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей |
Да учитывает |
6 |
Есть ли разница в общении с мальчиками и девочками |
нет |
7 |
Как преимущественно выражает воспитатель своё поощрительное отношение |
похвалой, улыбкой, голосом |
8 |
Как наказывает и порицает за ошибки в поведении, недисциплинированность? |
Словами, интонацией, жестами, сажает на стульчик возле себя, в то время как другие дети играют |
9 |
Как реагируют дети на похвалу и поощрение |
Улыбкой, словами |
10 |
2. Как реагируют на порицание и наказание? |
Расстраиваются, капризничают, просят их простить |
11 |
3. Есть ли дети, которых воспитатель выделяет, симпатизирует им? Как это проявляется? |
Нет, воспитатель относится ко всем детям одинаково |
12 |
4. Есть ли противопоставление детей /послушных и непослушных, активных и пассивных? |
Иногда воспитатель ставит послушных детей в пример |
13 |
5. Что бы вы посоветовали изменить в характере общения воспитателя с детьми, если бы он попросил вашего совета? |
Быть несколько строже с особо непослушными детьми |
Задание 4. Формы общения ребенка со взрослыми
Цель: Определитьформу общения ребёнка со взрослыми. Подготовка к исследованию: подобрать игрушки для организации игры; книги познавательного характера (о зверях, машинах и пр.) с картинками в соответствии с возрастом детей; составить вопросы для беседы с ребенком на личные темы.
Проведение исследования. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел сделать:
· поиграть с игрушками;
· почитать книжки;
· поговорить со взрослым.
Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза.
Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена – не более 20 мин.
В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.
Показатель
Выбор ситуации |
Основной объект внимания в первую минуту эксперимента |
Особенности поведения |
Речевые Высказывания ребенка |
поиграть с игрушками |
Яркая, игрушка |
Эмоциональный всплеск |
Ой, какая красивая! Дайте мне! И я хочу в нее поиграть |
почитать книжки |
Красочная книжка |
Взяли книжку, начали смотреть картинка |
А что здесь написано?
|
поговорить со взрослым |
Новый человек |
Проявление интереса |
А вы кто? А как Вас зовут? А где вы живете? |
Задание 5. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей.
Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: _____19.02.2015 _____________________________
Возрастная группа: _____ вторая младшая группа ___________________
Содержание работы: ____ наблюдение за трудовой деятельностью детей _____________________
__________________________________________________________________
Количество участвующих детей: ____ 20 ___________________________
Формы организации труда: _________________________________________ (для коллективного труда – формы объединения детей в труде)
__________________________________________________________________
Структурная часть |
Действия и речь педагога |
Действия и речь детей |
Примечания |
Мотивация детей на труд |
дорожки и весь наш участок замело снегом и мы не сможем попасть на наш участок и поиграть там. |
Ой, а мы хотим там поиграть |
|
Постановка цели труда |
-Что надо сделать, чтобы преодолеть препятствия? |
Убрать снег! |
|
Планирование трудового процесса |
-Посмотрите, что надо сделать?
|
расчистить дорожки, собрать мусор, подмести веранду |
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает |
Подготовка оборудования, материалов, себя и рабочего места |
-Давайте договоримся, как мы распределим работу: -Саша, Егор, Никита и Ваня складывают снег в ведёрки и относят его в отведённое для этого место, Алина – нужно расчистить дорожки, Таня – нужно собрать мусор, Света - подмести веранду. Так мы распределили всю работу между собой. Теперь приготовьтесь к ней: возьмите необходимые инструменты, обсудите между собой, в какой последовательности будете выполнять свое задание, и начинайте трудиться. Не забудьте, что вы работаете вместе. Когда работают вместе — помогают друг другу, не ссорятся, не обижаются на замечания товарищей». |
|
|
Ход работы |
Наблюдая за работой детей первой группы, воспитатель проверяет, как дети сумели распределить обязанности. Наблюдая за работой детей второй группы, если дорожки узкие, детей предупреждает, чтобы все не толпились вместе; лучше распределить работу таким образом, чтобы дети стояли через определённое расстояние. Дворник показывает правильное выполнение. Работа третей группы не требует пристального внимания, но им надо напомнить о необходимости сбора всего мусора на территории и в специальных рукавицах. Детям четвёртой группы предлагают сначала подмести веранду, а затем снег унести в отведённое для этого место. Обязательно предупредить об осторожном пользовании лопатой, учитывая соседство сверстников. Поощряет: “Как замечательно и дружно работает 3 вагон; Дима, у тебя хорошо получается”, Проводит индивидуальную работу: - Саша, посмотри как правильно держать лопату, тебе так будет удобнее и ты сильно не устанешь! Большое внимание уделяет характеру взаимоотношений между сверстниками. На конкретных примерах показывает образцы доброжелательного, гуманного отношения к сверстникам, умения научить, показать, оставаясь при этом вежливым, тактичным. Обращает внимание на то, чему уже научились, положительно оценивает эти умения, а также желание показать приемы работы, предупредить ошибки других. |
Выполняют порученную им работу |
|
Уборка материалов и оборудования |
Теперь нужно положить все инструменты на место |
Относят инвентарь на место |
|
Оценка результатов труда |
Посмотрите как изменилась наша площадка! Что изменилось, почему? Аня очень старательно подмела столик. Миша, выполнив свою работу не сел отдыхать, а решил помочь Катюше. Молодцы ребята, работали хорошо, потрудились славно |
Стала чистой, снега больше нет! Мы можем здесь играть! |
Особое место в его оценках отводится конкретным поступкам детей в процессе труда, в которых проявились внимание к сверстникам, настойчивость, ответственное отношение к порученному делу. |
Вопросы для анализа организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:
Задание 6. Наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности детей
Выполните анализ занятия (рисование, лепка) по предложенной схеме:
Дата 26.02.2015 N° ДОУ_______ группа вторая младшая группа
Вид занятия рисование
Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть).
I. Организационный аспект. Готовность помещения к проведению занятия:
1) наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога (выберите один ответ):
ü оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;
ü оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соответствуют педагогическим нормам;
ü имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию;
ü свой вариант;
2) соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия; выполнено
3) стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества:
ü оформление помещения стилистически гармонично;
ü оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;
ü в оформлении наличествует полный стилистический хаос;
ü свой вариант;
4) функциональность помещения: помещение функционально, удобно в использовании; помещение не всегда удобно и практично; помещение не практично и функционально неудобно; свой вариант;
5) конструктивность помещения: конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное; конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно; конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюдается гибкости и динамичности зон; свой вариант;
6) доступ детей к материалам и пособиям: дети имеют свободный доступ к материалам; дети имеют ограниченный доступ к материалам; дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам; свой вариант;
Готовность педагога к проведению занятия: наличие конспекта занятия или плана-конспекта;наличие различных пособий и стимулирующего материала; эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении. Организационные умения педагога:
· профессионализм в организации детей на занятии;
· создание положительной атмосферы в группе;
· способность заинтересовать детей;
· умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;
· умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;
· умение педагога завершить занятие;
· умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;
· принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).
II. Дидактический аспект: правильность постановки задач;степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания;характеристика методов и приемов, используемых педагогом на занятии;целесообразность методов и приемов;соответствие методов и приемов возрастной группе;владение педагогом материалом;умелое использование стимулирующего материала;способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;наличие разноуровневых заданий;наличие межпредметных связей на занятии.
III. Воспитательный аспект: степень решения воспитательных задач;наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами воспитания;характер формирования эстетического вкуса у детей.
IV. Личностный аспект: внешний вид педагога;педагогическая культура;речь педагога;умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протяжении всего занятия.
V. Деятельность детей: степень заинтересованности;степень активности;навыки работы в конкретном виде творчества;владение детьми материалами;владение приемами работы;владение цветом;владение формой;владение композиционным построением;владение техниками;наличие индивидуального стиля в детских работах;выразительность создаваемого детьми образа;способность детей поэтапно выполнять свою работу;способность детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи;умение детей приходить на помощь к другим детям;характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии (дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;дети общаются, но только по теме занятия;дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;дети часто жалуются друг на друга во время занятия;во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;свой вариант);способность детей анализировать свою работу и работы других детей.
Резюме:
Положительные моменты занятия:__ высокий уровень организации, педагогического мастерства, реализации различных методических приемов__________
Отрицательные моменты занятия: _____ не выявлено _____________
Общие выводы:__ занятие построено на высоком методическом и педагогическом уровне, дети с удовольствием принимали участие в занятии, выполняя все задания педагога._______________________
Подсчитайте эффективность занятия
Темы для наблюдения
|
Возможная сумма баллов
|
Набранная сумма баллов
|
1. Цель занятия, соответствие ее современным требованиям (задачи обучения, развития, воспитания). 2. Условия проведения занятия (гигиенические, психолого-педагогические, эстетические). 3. Соответствие содержания занятия его цели. |
2
2
2 |
28
|
4. Методы обучения, обеспечивающие: а) мотивацию детской деятельности; б) активное усвоение содержания; в) взаимодействие педагога с детьми и детей между собой; г) контроль и самоконтроль. |
2 2 2 2 2
|
|
5. Соответствие методов обучения содержанию и цели занятия. 6. Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, подгрупповая, совместная (парами), индивидуальная), которые должны быть отобраны в соответствии с содержанием и методами обучения.
|
2
2
|
|
7. Уровень достижения цели занятия: а) образовательный аспект; б) воспитательный аспект; в) развивающий аспект.
|
2 2 2 2 |
Примечание: 2 балла — реализовано полностью; 1 балл — реализовано частично; 0 баллов — не реализовано.
Формула для выведения эффективности занятия
Максимально возможная сумма — 28 баллов, т. е. 100 %.
Критерии оценки эффективности: 85 % и выше (23-28 баллов) — признано отличным, 65%—84% (18-22 балла) — проведено хорошо, 45 % —64 % (12-17 баллов)— проведено удовлетворительно, ниже 44 % (11 баллов и ниже)— проведено неудовлетворительно.
Задание 8. Определение уровня сформированности технических умений в рисовании у 2-3 детей
Анализ выполняйте по следующим показателям
Показатели
|
Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития |
||
высокий уровень 2 балла |
средний уровень 1 балл |
низкий уровень 0 баллов |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами |
Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварельными красками и гуашью. Сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) |
Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками. Слабо владеет графичностью карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) |
Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно)
|
1.1. Умение пользоваться карандашом |
Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков |
Не всегда может регулировать нажим и направление штриховки при использовании карандаша |
Использует карандаш без регулирования нажима и направления штриховки |
1.2. Умение пользоваться кисточкой и красками |
Регулирует силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила |
Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно |
Владеет элементарными навыками использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета |
1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования |
По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа |
НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога |
НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа |
2. Владение формообразующими движениями |
Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линии |
Не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого |
Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику |
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ |
|||
3.1. Умение передавать форму предмета |
Форма сложная, передана точно |
Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали |
Форма не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый |
3.2. Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунке |
Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. В декоративном рисовании — наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном
|
Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета изображения и его элементов без передачи оттенков — контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей. Цвет предметный, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонным). Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое |
Цвет предмета передан неверно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пятна. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения — использование «любимых» карандашей и красок безотносительно к тому, что закрашивается. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях |
.3.3. Умение правильно передавать пропорции предмета |
Пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера листа. Соблюдает пропорции между элементами сюжетных изображений
|
Есть искажения пропорциональности предмета. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорции между элементами сюжетных рисунков |
Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются |
3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей |
Части предмета расположены верно. Правильно передает в рисунке пространство (близкие предметы — ниже на бумаге, дальние — выше, передние — крупнее равных по размерам, но удаленных)
|
Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства |
Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу |
3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе |
Композиция интересная (многоуровневая), предметы расположены по всему листу. Присутствует композиционное равновесие деталей рисунка на площади листа. Ориентировка изображения с учетом пространства листа с соблюдением основных пропорций между элементами сюжета |
Нет композиционной целостности, изображение фризовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует перспектива. Возможно деление изображения на верх, где изображается то, что далеко и высоко, и низ, где на одной линии представлены элементы сюжета |
Присутствует изображение нескольких моментов на одном листе, композиция «скученная». Нет композиционного равновесия |
3.6. Эмоциональность созданного образа, предмета или явления |
Яркая эмоциональная выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка (эмоциональные жесты, мимика персонажей, состояние природы). Искренность, правдивость, непосредственность переживаний |
Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности |
Изображение лишено эмоциональной выразительности
|
3.7. Разработанность содержания изображения
|
Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впечатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) |
Ребенок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого |
Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
3.8. Динамичность художественного образа
|
Динамические состояния персонажей или объектов изображения переданы достаточно четко и определенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения композиции с использованием характерной пластики |
Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета) |
Статическое изображение |
Далее прилагается диагностический лист, который необходимо заполнить
Диагностический лист результатов изучения уровня сформированности технических умений в рисовании
Показатели |
Фамилия, имя ребенка |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами |
Лена |
Витя |
Маша
|
1.1. Умение пользоваться карандашом |
2 |
2 |
1 |
1.2. Умение пользоваться кисточкой и красками |
2 |
1 |
1 |
1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования |
1 |
1 |
0 |
2. Владение формообразующими движениями |
|
|
|
2.1. Изображение прямых линий (вертикальных, горизонтальных) |
2 |
2 |
1 |
2.2. Рисование геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника) |
2 |
1 |
1 |
2.3. Регуляция силы нажима на карандаш, кисть |
2 |
1 |
1 |
2.4.Характер линии |
2 |
1 |
1 |
2.5. Закрашивание в пределах контура (амплитуда, размах кисти) |
2 |
2 |
1 |
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ |
|
|
|
3.1. Умение правильно передавать форму предметов |
2 |
1 |
1 |
3.2. Умение правильно передавать цвет предметов |
2 |
2 |
1 |
3.3. Умение правильно передавать пропорции предметов |
1 |
1 |
1 |
3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предметов и их частей |
1 |
1 |
0 |
3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе |
2 |
1 |
1 |
3.6. Эмоциональность созданного образа предмета или явления |
2 |
1 |
1 |
3.7. Разработанность содержания изображения |
2 |
1 |
1 |
3.8. Динамичность художественного образа |
1 |
1 |
1 |
Средний балл |
1,75 |
1,25 |
0,86 |
Результаты наблюдения и анализ их рисунков в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей (см. табл.) отражается в диагностическом листе балловой оценкой. Далее подсчитайте все баллы и определите средний балл. Определите уровень сформированности умений по следующей таблице
Уровни |
Количественные границы уровней |
Низкий |
От 0 до 0,6 |
Средний |
От 0,7 до 1,5 |
Высокий |
От 1,6 до 2 |
Обобщите результаты и сделайте обоснованные педагогические выводы
Задание 12. Определение сформированности певческих и танцевальных умений у 2 – 3 детей.
Посетите музыкальное занятие и пронаблюдайте на нем за 2 – 3 детьми. Результаты наблюдений внесите в протокол, проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей певческих и танцевальных умений. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.
Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: ___________14.05.2015_____________________
Возрастная группа: ____________ вторая младшая группа ______________________
Танцевальные умения:
Имя ребенка
Показатели умений |
Маша Т. |
Ваня А. |
Сережа Л. |
|
Проявление интереса к танцевальным движениям |
|
У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. |
У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. |
|
Самостоятельное изменение движений в соответствии с характером музыки |
+ |
+ |
+ |
|
Объем и качество освоенных танцевальных движений |
Ритмичный ходят друг за другом |
+ |
+ |
+ |
Ритмично бегают под музыку |
+ |
+ |
+ |
|
Выполняют легкие прыжки на двух ногах |
+ |
+ |
+ |
|
Ходят простым хороводным шагом |
+ |
+ |
+ |
|
Ритмично выставляют ногу пятка/носок |
+ |
- |
- |
|
Ритмично выполняют притопы |
+ |
+ |
- |
|
Ритмично выполняют «Топотушки» |
+ |
- |
- |
|
Ритмично выполняют кружение в «лодочке» |
+ |
- |
- |
|
Проявление интереса к пению |
+ |
+ |
+ |
|
Объем и качество освоенных певческих умений |
Поет напевным, протяжным звуком |
+ |
- |
+ |
Поет отрывисто |
- |
+ |
+ |
|
Чисто интонирует фразы мелодии или мелодию целиком |
+ |
- |
- |
|
Правильно передает ритмический рисунок песни |
+ |
+ |
+ |
|
Четко пропевает слова |
+ |
- |
+ |
|
Поет вместе со всеми |
+ |
+ |
+ |
|
Поет один, с сопровождением и без сопровождения |
+ |
- |
+ |
|
Выразительно и правильно передает интонации, характеризующие песенный образ |
+ |
- |
+ |
|
Использует мимику и жесты |
+ |
- |
+ |