Ознакомление детей с художественной литературой
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
4. Методы, приемы и формы работы
5. Заключение
Введение
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад должен знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Развитие эстетического восприятия очень заметно в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания с героями произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.
Старшие дошкольники под воздействием целенаправленного руководства воспитателей могут увидеть эмоциональное единство произведения и его художественной формы, найти образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами, а потом они и сами будут придумывать их. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом этих возрастных особенностей эстетического восприятия. Воспитатели должны познакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, правильное их понимание — важная программная задача детского сада.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая его, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые передает автор. Важно также учить детей сопоставлять изображенное в книгах с фактами жизни. В детском саду формируются также некоторые элементарные умения анализа произведений — их содержания и формы. К моменту перехода в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев, высказать свое отношение к ним; определить форму произведения; уловить наиболее яркие примеры образности языка. Нужно воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Важно выработать правильное отношение к книге и чтению. Необходимо воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом, навыки аккуратного обращения с книгой. Детский сад должен воспитать у детей тягу к книге, любознательность, желание и умение поделиться впечатлениями о прочитанном.
В дошкольной педагогике и детской литературе на основе общих положений эстетики разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения. Важно воспитателям посещать эпизодические или постоянные выставки книг, встречи детских писателей и иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.
Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой
Старшая группа. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению
1 квартал: развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональную отзывчивость; формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев; знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихов; обучать выразительному чтению стихов; привлекать к участию в инсценировках; формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания и соотнесение их с текстом; совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого; совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом плану или коллективно составленному плану
2 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному, описывать внешний вид героев, их поступки, переживания; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.
3 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и активного тяготения к книге, красоте художественного: воспитывать способность воспринимать красоту художественного произведения; любовь к прекрасному, доброму, справедливому; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному; формировать умение сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.
Методы, приемы и формы работы
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Самый распространенный из них – чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста. В старшей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев.
Другой метод – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации). Дидактические игры – это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы. Они являются практическим методом в работе с книгой. В частности, дети очень любят собирать пазлы по уже знакомым произведениям. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Для закрепления прочитанных произведений можно дать детям задание нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.
Самый распространенный метод—чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод—рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей.
Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений. Выразительное чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала. Методы:
· Чтение
· Заучивание наизусть
· Инсценировки
· Рассказывание
Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное непосредственное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.
Назначение многих методических приемов – облегчить детям процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже пережить его. Приемы:
· Выразительное чтение
· Повторность чтения
· Выборочное чтение
· Показ игрушки, другого наглядного материала
· Словесные приемы. Детям надо дать дослушать все произведение….
· Вопросы
· Объяснение непонятных слов (не прерывая чтение)
· Использование эпитетов
· Рассматривание иллюстраций
· Сравнение иллюстраций
· Ввод новых слов
· Беседа по произведению
· Закрепление правила обращения с книгой
· Дидактические игры
· Пазлы
· Рисование по мотивам произведений
Формы работы: работа в книжном уголке; внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений; использование разных видов театра; слушание записей музыкально-литературных инсценировок; использование художественного слова во время наблюдений на прогулках; «Театральная мастерская»; литературные викторины, праздники, КВН; посещение театров; творческие вечера «У бабушки-загадушки», «Чуколядния», «Сказка в гости к нам пришла» и т. д.; тематические занятия, вечера; настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»; драматизации литературных произведений; постановки спектаклей; праздники, утренники, развлечения; сказочный сундучок; роки доброты; интегрированные занятия; тематические дни, недели; проекты; чтение; заучивание; рассматривание иллюстраций; знакомство с творчеством поэта, писателя …; ситуативный разговор о….; экскурсия в библиотеку. Оформление книжного уголка в старшей группе:
· Стеллаж или открытая витрина для книг
· Стол, стулья, диван
· Книги по программе
· Любимые детские книги
· Сменяемые детские журналы
· Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики
· Книги по интересам о достижениях в различных областях
· Книги с фольклорными произведениями
· Книжки-малышки с фольклорными произведениями
· Книжки-раскраски по темам
· Книжки- самоделки
· Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений
· Диапроектор, экран.
Заключение
Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.
Изменилось наше общество. Меньше читают родители – меньше читают и дети. Самое главное – у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Появились новые носители информации. Но крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Далеко не все современные детские книги способствуют развитию литературной речи и художественного вкуса. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Все эти проблемы предстоит решать педагогам.
Список литературы
1. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой // Современные проблемы науки и образования. №1, 2014 г., с. 68
2. Игнатович И.И. Приобщение дошкольников к художественной литературе о родном крае // Сборник научных трудов Sworld. №4, 2013 г., с. 32-35
3. Киркина Е.Н. Особенности реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в условиях регионального дошкольного образования // Казанская наука. №1, 2011 г., с. 324-325
4. Кусова М.Л. Художественно-эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора // Педагогическое образование в России. №6, 2012 г., с. 164-169
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
6. Питерскова М.Н., Кузьмина Л.А., Шибаева Р.В. Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. №10, 2013 г., с. 235-240
7. Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. – Изд. 2 – е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 136 с.