10 статей о вопросах обучения детей с нарушением интеллекта
1. Расстегаева Е. С., Шадыкенова З. Ш. Использование нетрадиционных методов терапии и нетрадиционных техник рисования при обучении детей с умеренной степенью нарушения интеллекта. Статья в сборнике трудов конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». – ООО "Издательство "Спутник+". 2014 г. с. 85-88.
В статье рассматривается вопрос о возможности использования нетрадиционных методов терапии и нетрадиционных техник рисования при обучении учащихся с умеренной степенью нарушения интеллекта. Особенность этой статьи в том, что раскрываются вопросы применения этих нестандартных методов в специфической деятельности ребенка (познавательной, изобразительной и др.) и включение в образовательный процесс таких методов терапии, как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы. Автор предполагает, что применение вышеперечисленных методов терапии способствует достижению положительных результатов в обучении и воспитании учащихся с умеренной степенью нарушения интеллекта в более короткие сроки. Автор делает вывод о том, что использование нетрадиционных методов и техник рисования открывает широкие возможности для обогащения представлений учащихся об окружающей действительности.
2. Колодовская Е. А. К вопросу о психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с нарушением интеллекта. Статья в сборнике трудов конференции «Инновации в современной науке». - ООО "Издательство "Спутник+". 2014 г. с. 103-112.
Автора волнует вопрос подготовки к школе детей с нарушением интеллекта, психолого-педагогическая помощь, по его мнению, проявляется в сформированности таких сфер: мотивационной, нравственной, волевой, умственной. Автор предлагает комплекс диагностических методик известных авторов, описание игровых упражнений для будущих школьников.
3. Таранина А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. №2, 2014 г. с. 91-96.
В статье рассматривается актуальность создания комплексной системы коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специально организованная система коррекционного сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья создаст возможность успешного усвоения этими детьми образовательных стандартов и дальнейшей социальной адаптации.
4. Фетисова Е.Ю., Рындина И.Н. Развитие речи в процессе подготовки к школьному обучению детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в специальном (коррекционном) образовательном учреждении инновационного типа // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. №3-4, 2014 г. с. 117-123
В статье рассматриваются методические и технологические аспекты развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в процессе подготовки к школьному обучению в специальном (коррекционном) образовательном учреждении инновационного типа, представлены результаты опытно-экспериментальной работы, включающей последовательное развитие устной речи детей при проведении интегрированных занятий, формирование коммуникативных умений, графомоторных навыков, социальной компетенции у дошкольников данной категории.
5. Баркатунова А.Р. Особенности знаний метрической системы учащимися с нарушением интеллекта // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. №8-5, 2015 г. с. 8-13.
В статье рассматриваются особенности усвоения метрической системы мер длины, массы, площади учащимися с нарушением интеллекта, приведён качественный и количественный анализ данных констатирующего исследования.
6. Тихомирова Л. Ф., Саватеева А. Л., Быкова М. Н. Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе-интернате 8-го вида // Ярославский педагогический вестник. № 2, 2014 г. с. 189-195.
Статья посвящена актуальной проблеме - вопросу организации обучения и социальной адаптации детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Ссылаясь на Конвенцию о правах ребенка и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, авторы пишут о возможности обучения детей с нарушением интеллекта умеренной и тяжелой степени. Авторы анализируют имеющиеся рекомендации по организации работы с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития. В частности, они опираются на труды таких ученых, как Л.Б. Баряева, А.Р. Малер. По мнению авторов, особенностями организации обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития должны стать создание коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среды, своевременная помощь взрослого в развертывании собственной программы развития ребенка. В статье отмечены принципы организации работы с этой категорией детей в школе-интернате 8-го вида, раскрыт накопленный коллективом школы-интерната опыт по подготовке специалистов к работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта. Особое внимание авторы уделили исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, а также вопросам подготовки кадров к осуществлению данного вида деятельности. Авторами описаны используемые в работе средства и методы, проанализированы полученные результаты, касающиеся социальной адаптации и социализации подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития.
7. Чебыкин Е. В. Наглядность в обучении математике детей с нарушенным интеллектом // Специальное образование. №4, 2010 г. с. 36-42.
В статье говорится о средствах обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Описаны виды наглядности, используемые для обучения детей с нарушениями интеллекта.
8. Чебыкина Т.А. Пересказ на уроке чтения как средство коррекции и развития познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта // Специальное образование. №3, 2010 г. с. 66-81.
В статье раскрываются особенности овладения пересказом учащимися с нарушением интеллекта, даются методические рекомендации по обучению данных детей доступным для них видам пересказов в условиях коррекционного обучения.
9. Шкляр Н.В. Организация психолого-педагогического сопровождения развития школьников с нарушением интеллекта на педагогической практике студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. №11-2, 2010 г. с. 343-346
Статья посвящена проблеме обучения студентов научно-практической деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Составной частью профессиональной подготовки учителя-дефектолога является практическое освоение учебно-исследовательской и проектной деятельностью в области психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта.
10. Жиляева А.А. Ручной труд как средство формирования общетрудовых умений у дошкольников с нарушением интеллекта // Вестник магистратуры. №3-1, 2014 г. с. 83-85.
В статье рассматривается метод обучения умственно отсталых дошкольников трудовой деятельности как средство формирования у них общетрудовых умений. Представлен пошаговый план занятия, а также этапы трудовой деятельности, и особенности её организации среди детей с нарушением интеллекта.