Трансфертное ценообразование в контролируемых сделках компании
Трансфертное ценообразование в контролируемых сделках компании
Трансфертное ценообразование (англ. Funds transfer pricing) — реализация товаров и услуг членам своей организации по внутрифирменным ценам, отличным от рыночных. Использование компанией трансфертных цен считается беспристрастным ходом воплощения коммерческой работы. Всем известно о том, что оно разрешает как бы минимизировать налоговые обязательства, что иногда оказывает отрицательное влияние на доходы бюджета. Трансфертное ценообразование в всемирной практике является установленными налоговым законодательством правилами, требующими, дабы уровень цен, используемых по сделкам меж связанными сторонами, отвечал уровню рыночных цен. К тому же, трансфертная цена есть стоимость на продукцию (услуги), отличающуюся от беспристрастно сформированной рыночной стоимости при совершении сделок меж участниками единой группы фирм (холдинга). Наряду с этим трансфертные цены используются не столько для оптимизации налогообложения, а также и в виде инструмента по управлению экономическими ресурсами компании в общем. В интернациональной практике при притворении в жизнь контроля за трансфертным ценообразованием функционирует принцип «вытянутой руки», в согласовании с каковым ценой сделки признается рыночная стоимость (либо спектр цен), образовавшаяся меж независящими компаниями на рынке сравнимых (однородных, схожих) товаров (работ, услуг) меж сравнимыми компаниями в схожих финансовых обстоятельствах.
Принцип «вытянутой руки» используется как при сравнении цены сделок меж независящими компаниями, например при сравнении значения рентабельности фирм, осуществляющих эти сделки.В РФ на базе рекомендаций ОЭСР был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (дальше - Федеральный закон № 227-ФЗ).Контролируемые сделки - это сделки, цены каких могут быть проверены налоговыми органами. Контролируемые сделки для целей налогового контроля предусматриваются с 2012 года. Согласно утверждениям ФНС Российской Федерации суд может признать сделку контролируемой, пусть даже в случае если она не отвечает рассмотренным в табл. 1 условиям. Однако для этого должны быть достаточные основания (сделка входит в группу однородных сделок с целью сокрытия контролируемой сделки).
Таблица 1
Контролируемые сделки и условия их применения
|
||
Сделки, признаваемые контролируемыми |
Условия для признания сделки контролируемой |
Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год |
Совокупность сделок при реализации (перепродаже) товаров (выполнении работ, оказании услуг) с участием лиц — посредников, не являющихся взаимозависимыми |
Третьи лица — посредники: а) не выполняют в совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом; б) не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом |
Без ограничения по сумме
Без ограничения по сумме
|
Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ |
При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: а) сумма доходов по сделкам за календарный год превышает определенный размер;
б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого с учетом процентной налоговой ставки, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое (признаваемое объектом налогообложения); в) одна из сторон сделки — плательщик единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД), а другая сторона — не плательщик этих налогов. Сделки признаются контролируемыми с 2014 г.; г) одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или же применяет ставку налога в размере 0 %. Другая сторона сделки — плательщик налога на прибыль организаций, не применяющая ставку налога в размере 0 %; д) одна из сторон сделки — резидент особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает льготы по налогу на прибыль организаций. Другая сторона сделки не является резидентом такой зоны. Сделки признаются контролируемыми с 2014 г. |
Более 1 млрд руб. за 2012 г., более 2 млрд руб. за 2013 г., более 3 млрд руб. за 2014 г.
Более 60 млн руб.
Более 100 млн руб.
Более 60 млн руб.
Более 60 млн руб. |
Сделки, совершаемые в области внешней торговли |
Сделки, совершаемые с биржевыми товарами (нефть, драгоценные металлы, черные и цветные металлы, минеральные удобрения). Вид каждого товара должен соответствовать Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (коды ТН ВЭД) |
Более 60 млн руб.
|
Специальные виды сделок |
Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ |
Более 60 млн руб.
|
И все же есть исключения, когда сделки пусть даже при соблюдении рассмотренных в табл. 1 обстоятельств не признаются контролируемыми. Сюда необходимо отнести:
1) сделки меж участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;
2) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие сразу таким требованиям:
· стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
· у сторон сделки нет обособленных подразделений в иных регионах, и за пределами РФ;
· стороны сделки не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных субъектов РФ;
· стороны сделки не имеют убытков, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;
· не имеются условия для признания сделок контролируемыми в согласовании со ст. 105.14 НК РФ.
Законом вводится понятие «интервал рыночных цен» («интервал рентабельности»), благодаря этому отменяется положение о признании цены сделки рыночной, в случае если цена не отклоняется больше чем на 20% от цены на схожие товары, работы, услуги. Таким образом, попадание налогоплательщика в промежуток рыночных цен освобождает его от ревизии и наоборот. При определении интервала рентабельности применяются значения рентабельности, определяемые по итогам не ниже 4 сопоставимых сделок. При недоступности сведений о 4 и поболее сопоставимых сделках может применяться информация о наименьшем числе сопоставимых сделок. Закон устанавливает 5 способов, применяемых налоговым органом, для определения налогооблагаемого дохода в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица:
•метод сопоставимых рыночных цен;
•метод цены последующей реализации;
•затратный метод;
•метод сопоставимой рентабельности;
•метод распределения прибыли.
Допускается внедрение комбинации 2-ух и поболее способов, перечисленных выше. Приоритетным способом считается метод сопоставимых рыночных цен. Внедрение же метода цены последующей реализации считается приоритетным, когда продукт приобретается у взаимозависимого лица и в последующем, мягко говоря, перепродается без переработки по сделке, сторонами каковой считаются лица, не признаваемые взаимозависимыми. Необходимо подчеркнуть, что в интернациональной практике (например, в согласовании с принципами трансфертного ценообразования ОЭСР) метод цены последующей реализации не классифицируется приоритетным для компаний-дистрибьюторов. Он порой соответствует функциональному профилю компаний-дистрибьюторов, и определение такого способа в виде приоритетного для этих фирм имеет возможность спровоцировать затруднения в применении инновационного Закона на практике.
В соответствии с этим, при применении трансфертных цен достаточным условием их применения считается соблюдение грани допустимого законодательством РФ налогового планирования для недопущения налоговых споров.
Более обычным способом ревизии рыночного значения трансфертной цены считается затратный метод. Сущность которого сводится к расчету значения рентабельности расходов (валовая прибыль деленная на необходимую сумму расходов) и сопоставлению с уровнем соответственной рентабельности сопоставимых фирм.
В случае, если при применении затратного метода выяснится, что для сопоставительного анализа выбраны фирмы, в каких отмечаются отличия в выполняемых функциях, употребляемых активах и принятых рисках, то для приведения коммерческих и денежных условий в сопоставимый вид, нужно произвести корректировку показателя прибавки продавца.
В случае если отличия в затратах анализируемых сторон считаются следствием неэффективности управления, что оказывает влияние на уровень общехозяйственных и управленческих расходов, то в такой ситуации добавочных корректировок валовой рентабельности не потребуется.
Следовательно, невзирая на кажущуюся простоту применения затратного метода при трансфертном ценообразовании, сопоставительный анализ при этом методе востребует больше кропотливого учета некоторых составных частей многофункционального анализа.
Порядок представления налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о совершенных им контролируемых сделках определен ст. 105.16 НК РФ.
Законодателем делегированы полномочия по утверждению формы (формата) уведомления о контролируемых сделках, а также порядка заполнения форм и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов (по согласованию с Минфином РФ). Данное утверждение следует из пункта 2 указанной выше статьи НК РФ.
Так, форма соответствующего уведомления и порядок его заполнения утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 27.07.2012 г. № ММВ-7-13/524. Ниже представлены 2 примера трансфертного ценообразования.
Группа «Илим» - фаворит русской целлюлозно-бумажной индустрии и наикрупнейшая на еврпейской территории фирма по размерам лесозаготовки. Заключаемые ею сделки охватывают 200 товарных наименований. Работа фирмы базирована на операциях по реализации продукции и оказанию услуг (в структуру группы включены сервисные, производственные и торговые фирмы).
ОАО «Группа „Илим"» кропотливо отфильтровывает операции по первичному признаку: составляет список взаимозависимых лиц, устанавливает юрисдикцию контрагентов и необходимую сумму прибылей по сделке с любым контрагентом, осуществляет тест внутрироссийских сделок на соотношение условиям сообразно подпункту 2 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ. Все сделки группируются на основании осуществляемой функции, применяемого метода ценообразования, избранного показателя рентабельности и характеристик рентабельности сопоставимых лиц (организаций). Анализируются сведения о контролируемых сделках, рыночные интервалы цен (рентабельность), определяются объекты налогового контроля, проверяется соотношение фактических цен уровню рыночных. Не для кого не секрет то, что нужно давать оценку приоритетности источников сведений, учесть характеристики сделок: рентабельность, накладные расходы. При ведении договорной работы необходимо учесть вероятные вариации корректировки, в конце концов, цены по сделке.
Фирма «Tele2 Россия Интернешнл Селлуар БВ» (Нидерланды) ведет собственную деятельность на территории РФ посредством постоянных консульств, оказывая разные типы услуг региональным операционным фирмам - операторам связи. Стоимость услуг обусловливается исходя из суммы плановых прямых расходов на оказание этого вида услуги плюс наценка. Для определения соотношения цен рыночным был избран «чистый» затратный метод - метод сопоставимой рентабельности.
Контролируемой стороной сделки считается постоянное представительство. «Tele2 Россия» подготавливает одно уведомление о контролируемых сделках по совокупности всех представительств, размещённых на территории РФ, для представления в налоговый орган по месту регистрации столичного представительства. В компании создана программа-генератор, разрешающая автоматизировать заполнение уведомлений. Дабы понизить риск споров с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным производить контроль и надзор в сфере налогов и сборов, «Tele2 Россия» рассчитывает интервал рентабельности, используя два метода: средневзвешенный и сплошной.
Налогоплательщики должны уведомить контролирующие органы о совершенных ими контролируемых сделках в календарном году, в случае если сумма прибылей по всем этим сделкам с одним лицом (несколькими лицами - сторонами сделки) в 2012 году превысила 100 миллионов руб., в 2013 году - 80 миллионов руб.
Подача уведомления выполняется не позже 20 мая года, последующего за отчетным календарным годом. В случае если уведомление предъявлено несвоевременно и в нем указаны недостоверные данные, то налогоплательщику понадобится платить штраф в объеме 5000 руб.
Для членов контролируемых сделок с 2012 года введен обновлённый тип налоговых проверок - проверка полноты исчисления и уплаты налогов по вопросу совершением сделок меж взаимозависимыми лицами. Причиной для выполнения ревизии соотношения цен считаются:
· уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
· извещение территориальной инспекции, каковая в процессе ревизии выявила прецеденты совершения незаявленных контролируемых сделок;
· выявление контролируемой сделки ФНС Российской Федерации на основании повторной выездной налоговой проверки, проводимой для контроля за работой налогового органа, проводившего ревизию.
Контроль корректности использования цен не мешает проведению выездных и камеральных налоговых проверок за то же время.
В случае если по итогам ревизии 1 из участников сделки доначислен налог, то другой участник сделки может изменить собственную налоговую базу. Так, в случае если вследствие обследования у одной стороны сделки были повышены прибыли исходя их рыночных цен, то иная сторона обладает правом повысить собственные затраты. Эта корректировка именуется симметричной.
Симметричную корректировку возможно произвести лишь только после того, как налогоплательщик выполнит решение ФНС Российской Федерации о доначислении налога. Наряду с этим нужно получить уведомление со стороны ФНС Российской Федерации о вероятности симметричной корректировки.
Симметричная корректировка налоговой базы быть может произведена за налоговый период:
· организациями - при представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (по НДС и НДПИ подаются подобные уточненные декларации за сообразный налоговый период);
· физическими лицами - при предоставлении налоговой декларации по НДФЛ.
В случае, если налогоплательщик по итогам выполнения симметричной корректировки приобретет право на возврат суммы налога, то применяются правила зачета либо возвращения лишне уплаченных (взысканных) налогов в согласовании с действующим законодательством.
Стоит отметить, что налогоплательщик обладает правом адресоваться в налоговый орган для выполнения симметричной корректировки по налогам. Само-собой разумеется, контролирующий орган должен рассмотреть это заявление и на протяжении 15 дней вынести одно из последующих решений:
· выдать уведомление о возможности использования симметричных корректировок;
· отказать в выдаче уведомления в связи с неисполнением порядка подачи заявления либо неподтверждением сведений;
· проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого ведутся симметричные корректировки.
Принципиальной для налогоплательщиков новацией считается вероятность заключения с ФНС Российской Федерации соглашений о ценообразовании, каковые регулируют порядок определения цен и использования способов ценообразования в контролируемых сделках. Хотя до того как ФНС РФ рассмотрит заявление о заключении соглашения о ценообразовании, налогоплательщик обязан платить госпошлину в объеме 1,5 миллионов руб. Несомненно, эти соглашения сумеют заключать лишь только солидные фирмы.
Налоговая ревизия полноты исчисления и уплаты налогов по вопросу совершением сделок меж взаимозависимыми лицами ведется должностными лицами ФНС РФ на основании вынесенного решения. Период выполнения ревизии - не позже 2-ух лет со дня получения уведомления либо извещения о контролируемых сделках. Федеральным законом № 227-ФЗ предусмотрен поэтапный переход в отношении установления срока выполнения проверки. Например, по контролируемым сделкам, доходы и затраты по коим были сделаны в 2012 году, период вынесения заключения - не позже 31.12.2013.В масштабах ревизии налогоплательщика налоговые органы вправе проверить операции, совершенные за этап, не превосходящий 3-х календарных лет, не считая года, в каковом вынесено решение о проведении ревизии. ФНС Российской Федерации в письме от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433 «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» рекомендованы главные этапы подготовки документации по контролируемой сделке (группам однородных сделок), ведущими из которых являются:
· идентификация и проведение анализа контролируемых сделок (отслеживание значения получаемых прибылей нарастающим результатом по контролируемым сделкам на протяжении календарного года);
· планирование и определение предполагаемого объема документации, времени на ее подготовку (оценка объема грядущих налоговых обязательств);
· описание ведущих данных сферы (вида) деятельности лица, осуществившего контролируемую сделку (выявление моментов, влияющих на политику ценообразования фирмы, анализ действующего уровня соперничества в отрасли, сбор статистических данных);
· проведение многофункционального анализа (выявление свойств анализируемой сделки, анализ характера и содержания заключенных меж сторонами сделки хозяйственных договоров (контрактов), оказывающих воздействие на цены товаров (работ, услуг));
· описание взаимозависимых лиц, участвующих в сделке (зависимо от выполняемых функций, величины применяемых активов и принимаемых сторонами сделки денежных рисков).
Так, по видам деятельности организации принадлежат к сфере производства, реализации, выполнения вспомогательных функций, осуществления НИОКР и т. д.; выбор соответственного способа (комбинации способов) ценообразования; финансовый анализ, поиск сопоставимых сделок либо сопоставимых организаций (зависимо от избранного налогоплательщиком способа) и расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности); определение соотношения цен (рентабельности) анализируемой сделки рыночному интервалу цен либо рентабельности; обоснование соотношения цены (рентабельности) по контролируемой сделке рассчитанному интервалу рыночных цен (рентабельности) или проведение надлежащих корректировок.
Следовательно, Федеральным законом № 227-ФЗ введен точный механизм, определяющий круг налогоплательщиков по контролируемым сделкам, новейшие способы ценообразования, учитываемые для целей налогообложения, а еще возможность выполнения симметричных корректировок налоговых обязательств для всех участников операций.