Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста
1. Подбор речевого материала для обследования произношения трудных звуков (шипящих, свистящих, сложных сонаров)
1. Обследование возможности изолированного произнесения звука.
Цель: выявить правильное произнесение изолированного звука.
Инструкция «Повтори за мной звуки».
Свистящие:
[с]
[с']
[з]
[з']
Шипящие:
[ш]
[ж]
Аффрикаты:
[ц] [ч]
Сонорные:
[л]
[л']
[р]
[р']
Заднеязычные:
[г] [г'] [х]
[к] [к'] [х']
Критерии оценки:
4 бaлла - правильно произносятся все звуки;
3 бaлла - нарушается произношение одного звука;
2 бaлла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 бaлл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 бaллов - искажаются, заменяются все звуки.
2. Обследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции.
Цель: определить способность правильного произнесения звука в слогах разной конструкции.
Инструкция: «Повтори за мной».
Примечания: условные обозначения
С - согласный, Г - гласный, С N - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук.
1. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы
2. Г С$- АС$, ОС$, УС$, ЫС$
3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
4. CN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
7. С$ ГС$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
8. Г С$ Г - АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки:
4 балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
3 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$;
2 балла- искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN С$,С$ CN Г;
1 балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$Г, Г С$(открытый и закрытый слог);
0 баллов - искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
2. Подбор наглядного материала для проведения обследования звукопроизношения у детей.
«Что ты видишь на рисунке?»
* Кто нарисован на картинке?
* Где находятся мама с дочкой?
* Почему мама с дочкой сели в поезд?
* Кто их провожает?
* Составь предложение по этой картинке.
* Расскажи, куда ты ездил (ездила) с мамой, с папой или бабушкой.
* Раскрась рисунок цветными карандашами.
3. Составить конспект обследования звукопроизношения у ребёнка
схема обследования:
1) изолированное произнесение;
2) в слогах разной структуры (8 модулей);
3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
4) в словах разной слоговой структуры (13 классов) (отраженно и самостоятельно по картинке).
1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих). Инструкция: «Повтори за мной звуки». [с] - [с'] - [з] - [з'] - [ц] - Примечание: в нашем примере мы даем обследование свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л', р, р', г, г', к, к', х, х', j].
Критерии оценки: 4 балла — правильно произносятся все звуки; 3 балла — нарушается произношение одного звука; 2 балла — нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов — искажаются, заменяются все звуки.
2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции. Инструкция: «Повтори за мной».
Примечания: условные обозначения: С — согласный, Г — гласный, СN — звук правильно произносимый, С$ — обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с', з, 'з, ц]. 1. С$ Г — С$А, С$0, С$У, С$Ы 2. Г С$ — АС$, ОС$, УС$, ЫС$ 3. С$ CN Г — С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками 4. CN С$ Г — БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками 5. Г CN С — АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков 6. Г С$ CN — АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б 7. С$ Г С$ — С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$ 8. Г С$ Г — АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки: 4 балла — во всех типах слогов звуки произносятся правильно; 3 балла — искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$ 2 балла — искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г; 1 балл — искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог); 0 баллов — искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.
Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно). сани сено оса осень нос неси зубы Зина коза вези цепь конец
Критерии оценки: 4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во всех словах; 3 балла — нарушается произношение одного звука; 2 балла — нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца). коса коза яйцо оса зонт овца сад заяц птица сова язык цветы сок замок боец песок зубы певец
Критерии оценки: 4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во всех словах; 3 балла — нарушается произношение одного звука; 2 балла — нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.
4. Составить фрагмент речевой карты, отражающей обследование звукопроизношение у ребёнка.
Данные о развитии речи:
первые слова с ___10 месяцев___ Фразовая речь _________1 год 7 мес.____
Слух _ без патологии __ зрение __ без патологии _
психическое здоровье __норма_
Речевая среда и социальные условия____норма____________
Общее звучание речи:
темп _____ несколько замедленный ______________________________
разборчивость ______ произношение смазанное (шепелявое)__ ____
голос _____ голос негромкий _____________________________
дыхание ___ речевое дыхание без особенностей _____________________
Исследование моторики
Общая моторика__ Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. _
Ручная моторика ________ Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно ________________
Пальчиковая моторика мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
Исследование импрессивной речи
Понимание связной речи _______ ориентируется в названиях предметов, изображённых на отдельных картинках (идёт, сидит, читает, т.п.)
_______________________________________________________________
Понимание распространенных предложений __ соответствует возрасту
______________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание различных грамматических форм совершенно не понимает косвенных падежей (чем? кому? с кем? т.п.).
Понимание сложноподчиненных предложений самостоятельно не может понять смысл предложения
_______________________________________________________________Исследование пассивного словаря
Понимание обобщающих слов _____ Владеет обобщающими понятиями, самостоятельно их называет
Понимание названий детенышей животных ____ самостоятельно называет __________
Понимание слов с противоположным значением ______ самостоятельно не владеет________
Обследование связной речи:
составление рассказа по картине____ выполняет самостоятельно _____
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по сери картин _____ пользуется помощью педагога
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по представлению____ самостоятельно не может выполнить заания_
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности артикуляционного аппарата:
подвижность языка____ нормальные ________________________
прикус ___________ нормальный _______________________________
строение неба______ нормальное ______________________________
зубы_________ нормальные _________________________________
подъязычная уздечка___ короткая (укороченная) _______________
губы ___________ нормальные ____________________
Звукопроизношение:____ Фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи Фонематические процессы.
Дифференциация звуков:_______ нарушена незначительно _______
_______________________________________________________________
Повторение слогов:_______не нарушено____________________
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Выделение звука на фоне слова __ соответствует норме (сохранный)____
_______________________________________________________________
Выделение на слух ударного гласного соответствует норме (сохранный).___________________
Определение места, последовательности и количества звуков в слове ________ развит недостаточно _____________________________________________________________
Фонематический синтез ________ развит недостаточно ________
_______________________________________________________________
Фонематические представления ________ развиты недостаточно ___
_______________________________________________________________
Обследование грамматического строя:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных во множественном числе.
Мост ______-_____ дом _______+___ стул _____-______ пчела -
ведро_______+______ ухо ______+____ воробей _____-__________
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом ____+_______ елка ____+____ Женя ____-__стул ______+________
в) префиксальное словообразование
шел ________-_____________________________________________
летел____-________________________________________________
г) согласование прилагательных с существительными
синий шар ______+__________________________________________
красный флажок ____+_________________________________________
красная звезда _____+_________________________________________
синяя машина_____+_________________________________________
синее платье _____+_____________________________________________
красное солнышко ___+_________________________________________
д) согласование существительных с числительными
помидор (1,2,5)_____-_ ________________________________________
ухо (1,2,5)_______-_____________________________________________
стул (1,2,5) _____-______________________________________________
е) предложно-падежные формы
простые _______-______________________________________________
сложные______-_______________________________________________
Предметный словарь.
а) Объяснение значения слов:
подушка __________владеет________________________________
зонт ______ владеет _____________________________________________
пылесос_____ владеет ___________________________________________
б) Уровень обобщения:
свитер, платье, шорты ________владеет________________
кошка, волк, слон __________не справилась_____________________
сапоги, туфли, валенки_______владеет______________________
помидор, капуста, свекла________не справилась_________________
автобус, самолет, автомобиль ________не справилась_________________
блюдце, сковорода, чайник _____владеет_____________
Словарь признаков.
а) Подбор прилагательных к существительным
Лимон - какой? ______владеет ___________________________________
Брюки - какие?________не справилась__________________________
б) Подбор антонимов:
широкий ________-_____________ длинный ______+_____
веселый ______+______ светлый _____+_____ больной ____+________
в) Образование прилагательных от имен существительных
ручка из пластмассы _______-___________________________________ шкаф из дерева _________+_____________________________________
сумка из кожи ________-_______________________________
стакан из стекла _____+__________________________________________
г) Образование притяжательных прилагательных
Чей хвост? ________-___________Чей дом? _________+______________
Глагольный словарь:
а) Что делают?
Повар _____+__________ учитель ___+_________________
врач ______-__________ почтальон ______-________________________
б) Кто как голос подает? (что делает?)
Кошка ___+____ собака ___+_____ гусь ___-____ петух ______+______
Мышь ____+___ корова _____+__________ человек _____+________ свинья_______+_______________
Произношение слов сложного слогового состава ____затруднено__
______________________________________________________________________________________________________________________________
Повторение предложений._______затруднено______________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение.
______Ринолалия_________________________________________________________________________________________________________________________________________