Анализ бюджета ПФ РФ
1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012-2013 годы
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и основывается на положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года по варианту 2 (письмо Минэкономразвития России от 31 августа 2011 г. N 18691-АК/Д03) и основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Сбалансированность бюджета в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, предусматривается обеспечивать за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР и компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи со снижением в 2012 и 2013 годах тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В расходной части бюджета ПФР на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех принятых социальных обязательств с учетом повышения (индексации) трудовых, социальных и других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства.
В бюджете Фонда предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает величину ПМП в целом по Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам за 2012 и плановые 2013 и 2014 годы, млрд. руб.
Бюджет |
2012 год |
Плановый период |
|
2013 год |
2014 год |
||
Доходы - всего |
5 696,86 |
6 280,07 |
6 938,64 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
5 222,67 |
5 723,28 |
6 295,28 |
по накопительной составляющей бюджета |
474,19 |
556,79 |
643,36 |
из них: связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на НЧП |
17,82 |
20,44 |
20,44 |
Расходы - всего, |
5 407,31 |
5 948,08 |
6 567,61 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
5 222,67 |
5 723,2 |
6 295,28 |
по накопительной составляющей бюджета |
184,64 |
224,80 |
272,33 |
из них: связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на НЧП |
7,24 |
8,37 |
8,59 |
ДЕФИЦИТ (-)/ПРОФИЦИТ, превышение доходов над расходами (+), всего |
289,55 |
331,99 |
371,03 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
по накопительной составляющей бюджета |
289,55 |
331,99 |
371,03 |
Средства пенсионных накоплений на конец периода |
1 733,06 |
2 065,05 |
2 436,08 |
Бюджет Фонда на 2012 год сформирован по доходам в сумме 5696,86 млрд. рублей (9,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 58683 млрд. рублей) и по расходам в сумме 5407,31 млрд. рублей (9,2% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП): по доходам в сумме 5222,67 млрд. рублей и по расходам в сумме 5222,67 млрд. рублей.
Структура расходов бюджета Фонда За 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов представлена на рис. 1.
Рис. 1. Расходы Пенсионного фонда РФ за 2012-2014 годы
Согласно данным рис. 1 можно сделать выводы, что расходы Фонда возрастают из года в год. Распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов приведено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Бюджет |
2012 год |
Плановый период |
|
2013 год |
2014 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Расходы - всего, |
5 407,31 |
5 948,08 |
6 567,61 |
Рост, в % к 2011 году |
112,1 |
123,3 |
136,2 |
в том числе: Общегосударственные вопросы |
95,17 |
98,71 |
101,11 |
Удельный вес, в % |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
Рост, в % к 2011 году |
104,0 |
107,9 |
110,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Образование |
0,074 |
0,075 |
0,075 |
Удельный вес, в % |
0,0014 |
0,0013 |
0,0011 |
Рост, в % к 2011 году |
100,7 |
101,4 |
102,0 |
Социальная политика |
5 312,07 |
5 849,29 |
6 466,42 |
Удельный вес, в % |
98,2 |
98,3 |
98,5 |
Рост, в % к 2011 году |
112,3 |
123,6 |
136,7 |
К 2013 году расходы бюджета Фонда выросли на 23,3% по сравнению с 2011 годом. Представим расходы бюджета Фонда в виде рис. 2.
Рис. 2. Расходы бюджета Фонда на 2012 год и плановые 2013 и 2014 годы
Согласно данным рис. 2 основная часть расходов бюджета Фонда составляют расходы на социальную политику – более 98%. Остальные 2% - это расходы на образование и общегосударственные расходы.
Далее рассмотрим доходы и расходы накопительной части бюджета Пенсионного фонда РФ на 2012 год и плановые 2013 и 2014 годы.
2. Доходы и расходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (накопительная составляющая)
Накопительная составляющая бюджета Фонда формируется нарастающим итогом с 1 января 2002 года. В связи с этим суммы средств пенсионных накоплений прошлых периодов, поступающие в Фонд от УК для последующей передачи в другие УК и НПФ, на финансирование выплат в соответствии с пенсионным законодательством, а также средства от реализации активов (временно размещенных средств) учтены в объеме средств пенсионных накоплений на начало каждого планируемого периода.
В объеме средств пенсионных накоплений на конец периода учтены суммы средств пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление УК, суммы средств пенсионных накоплений отчетного периода, передаваемые на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, а также остаток средств, не переданных на временное размещение в соответствующем периоде.
Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы в соответствии с положениями Федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного и дополнительного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2012 год и на плановый период.
Доходы накопительной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2012 и плановые 2013 и 2014 годы в млрд. руб. приведены на рис. 3.
Рис. 3. Доходы накопительной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2012 и плановые 2013 и 2014 годы в млрд. руб.
Расходы накопительной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2012 и плановые 2013 и 2014 годы в млрд. руб. приведены на рис. 4.
Рис. 4. Расходы накопительной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2012 и плановые 2013 и 2014 годы в млрд. руб.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2013 года расчетно составит 2065,1 млрд. рублей, на конец 2014 года - 2436,1 млрд. рублей.
Далее рассмотрим расходы бюджета, учитываемые при составлении бюджета Фонда.
3. Расходы, учитываемые при составлении бюджета Фонда
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год по распределительной составляющей представлен на рис. 5.
Рис. 5. Общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год по распределительной составляющей
Согласно данным рис. 5 основная часть расходов распределительной составляющей расходов бюджета Фонда составляют расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан.
Рис. 5. Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2012 и плановых 2013 и 2014 годах
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно данным рис. 6. составляют в 2012 году запланированы в сумме 4172,9 млрд. рублей (с учетом затрат на их доставку), в 2013 году - 4611,7 млрд. рублей, в 2014 году - 5106,4 млрд. рублей.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям представлены на рис. 6.
Рис. 6. Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям в 2012 и плановых 2013 и 2014 годах
Расходы на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДМО) представлены на рис. 7.
Рис. 7. Расходы на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДМО) в 2012 и плановых 2013 и 2014 годах
Расходы на компенсационных выплат осуществляемых за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, представлены на рис. 8.
Рис. 8. Расходы на компенсационных выплат осуществляемых за счет средств федерального бюджета в 2012 и плановых 2013 и 2014 годах
В бюджете Фонда учтены средства федерального бюджета на финансовое обеспечение выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан (ДЕМО) с учетом расходов на их доставку, а также выплат ДЕМО гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на 2012 год в общей сумме 8,9 млрд. рублей (в 2013 году - 8,0 млрд. рублей, в 2014 году - 7,2 млрд. рублей.
Расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными (рис. 9).
Рис. 9. Расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными в 2012 и плановых 2013 и 2014 годах
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (далее - выплата пособий и оказание услуг по погребению), определены исходя из действовавшего в 2011 году предельного размера стоимости услуг по погребению и предельного размера социального пособия на погребение в сумме 4260 рублей (с применением районного коэффициента), с учетом его индексации с 1 января ежегодно исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период: с 1 января 2012 года на 6,0%, с 1 января 2013 года - на 5,5%, с 1 января 2014 года - на 5%, и ожидаемой общей численности получателей около 1,5 млн. человек в год.
Таким образом, бюджет Фонда на 2012 - 2014 годы сформирован в условиях снижения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) для плательщиков в 2012 и 2013 годах до 22% в соответствии с проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" в 2014 году - в условиях применения тарифа на ОПС на уровне 2011 года (26%) и с сохранением государственных обязательств по пенсионному страхованию граждан и обязательств по выплате трудовых пенсий в рамках действующего законодательства.