Психолого-педагогическая диагностика ребенка дошкольного возраста с отклонениями в развитии
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие диагностики. Методы изучения ребенка дошкольного возраста
2. Обучающий эксперимент как метод изучения ребенка
Список использованной литературы
1. Понятие диагностики. Методы изучения ребенка дошкольного возраста
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.). Виды диагностики:
· медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
· психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
· педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
· управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:
a) неэкспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Неэкспериментальные методы:
Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов.
Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.
Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
– это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
- это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Беседа – один из методов исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.
Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.
Монографический метод. Данный исследовательский метод не может быть воплощен в какой - либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностические методы. К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.
2. Обучающий эксперимент как метод изучения ребенка
Принцип диагностического «обучающего эксперимента» может быть использован для перестройки любой экспериментальной методики. Эксперимент проводится по схеме, состоящей из трех этапов: ориентировочного, основного задания, аналогичного задания. Основное задание подбирается так, чтобы его конечный результат был строго определенным (неизвестным, но находящимся в «зоне трудности» для детей одной возрастной группы). Помощь со стороны экспериментатора носит характер дозированных (по качественному уровню) и предъявляемых в определенной последовательности «уроков-подсказок». Количество этих уроков зависит от того, насколько успешно ребенок справляется с заданием.
Методика может быть использована для исследования потенциальных возможностей детей 7 — 10-летнего возраста, так как выполнение предусматриваемых ею заданий вызывает некоторые затруднения даже у здоровых детей этой возрастной группы (то есть она находится в «зоне трудности»). В то же время экспериментальное обучение выполнению этого задания не требует наличия школьных знаний. Следовательно, во всех случаях, когда возникает необходимость в оценке умственных возможностей, она может быть предложена и детям, не справляющимся со школьной программой, и вообще еще не начинавшим обучаться.
Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они могут обеспечить индивидуальный подход при обучении. С помощью методики обучающего эксперимента можно организовать эффективную коррекционную работу с ребенком, имеющим проблемы в развитии и оптимизировать процесс обучения.
Также важно, что психологическое обследование, проведенное с помощью методик, построенных в виде обучающего эксперимента, позволяет проводить точную дифференциальную диагностику сходных нарушений психического развития у детей. Например, разработанная нами методика позволяет не только выявлять разный уровень задержки психического развития, но и дает возможность дифференцировать ее от умственной отсталости.
Однако обучающий эксперимент целесообразно применять не только как метод диагностики, но и как метод проведения коррекционной и обучающей работы, то есть он имеет и колоссальный коррекционно-развивающий потенциал. Любое коррекционное или развивающее задание, вызывающее у ребенка трудности в самостоятельном выполнении, может быть переделано и подано по классической схеме обучающего эксперимента.
Таким образом, обучающий эксперимент может выступать как универсальный метод диагностической, коррекционной, развивающей и обучающей работы с детьми с нарушенным психическим развитием.
3. Практическое задание: подготовить материал для индивидуального занятия с ребенком дошкольного возраста по развитию культурно-гигиенических навыков
Тема: «Умывание»
Задачи:
1. Продолжать учить детей закатывать рукава.
2. Продолжать учить детей открывать кран с водой, намыливать руки до густой пены и смывать мыло чистой водой.
3. Продолжать учить детей вытирать сухо руки своим полотенцем, сняв его с крючка и вешать его на место.
4. Учить детей пользоваться схемами — алгоритмами.
5. учить детей беречь водопроводную воду. не лить воду без нужды. плотно закрывая кран.
Методика руководства.
«Кукла Катя умывается».
1.1 Покажем Кукле Кате, как правильно закатывать рукава.
1.2 Кукла, Катя, просит помочь друг друга.
1.3 Использовать похвалу.
2.1 Рассматривание и беседа по картинке «Дети моют руки» — В утреннее и вечернее время.
2.2 Чтение потешке: «Водичка — водичка. Умой мое личико»
2.3 Игровое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
3.1 Чтение худ. литер. К. Чуковский «Мойдодыр» — утро, вечер.
3.2 Игровое упражнение: «Кукла Катя вытирает руки полотенцем».
4. Рассматривание с детьми и куклой Катей картинке — алгоритм.
«Закатать рукава — открыть кран с водой — взять в руки мыло — намылить руки мылом до густой пены — смыть мыло водой — закрыть кран — полотенцем вытереть воду с рук досуха — застегнуть рукава»
5. Художественное слово.
а) Бережливым будь с водой,
Хорошенько кран закрой»!
б) Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана — кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет
И нет водицы — нет, нет,нет…(С,Погореловский).
Список использованной литературы
1. Дергунская В. А., Кошкина А. А., Игры - эксперименты с дошкольниками: Учебно - методическое пособие - Москва, Центр педагогического образования, 2013 – 64 с.
2. Козлова С. А., Дошкольная педагогика: Учебник - Москва: Академия, 2006. – 416 с.
3. Павлова Л. Н., Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста – Москва: Айрис-Пресс, 2006. – 226 с.
4. Смирнова Е. Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях - Москва, 1973. - 278 с.