Психология
Домашняя контрольная работа
по учебной дисциплине ОП.02. Психология
для студентов заочного отделения
3 курс, специальность 050144 Дошкольное образование
Вариант 2
Инструкция.
Изучите материал по темам: «Общая характеристика психологии как науки», «Развитие психологии как науки», «Методы психологии», «Психические процессы», «Психические свойства личности». Выполните предложенные задания.
Список рекомендуемой литературы:
Основные источники:
1. Краснов, А.Н. Общая психология /А.Н. Краснов [Текст] – Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 384 с.
2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 2 кн./Р.С. Немов [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной [Текст]. - М.: Академия, 2007. – 464с.
Дополнительные источники:
1. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н.Леонтьев [Текст]. – М.: Академия, 2007. – 511с.
2. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская [Текст]. - М.: Академия, 2004. - 544с.
3. Основы психологии: Практикум / Ред-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 704с.
4. Образовательные интернет-ресурсы. Форма доступа:
1.http://www.voppsy/ru/journals _all/issues/
2.http://www. pirao.ru/strukt/lab_gr/I-uchen.
3.http://www.psy/msu.ru/about/kaf/razvit/
4.http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.
5.http://www.avpu.ru/proect/sbornik
6.http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.
Тема «Общая характеристика психологии как науки»
· Сравните житейскую и научную психологию по предложенным критериям
Критерии сравнения |
Житейская психология |
Научная психология |
Определение |
Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. |
Основана на научном подходе |
По характеру |
Терпима к противоречиям. Например, эти пословицы противоречивы: "Учение — свет, а не ученье — тьма". "Век живи, век учись, — дураком умрёшь".
|
Стремится конструктивно разрешать противоречия. |
По охвату |
Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках. |
Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях. |
По способам получения/ передачи знаний |
Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна. |
Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки |
По методам |
Нет строгой конкретизации, определенности |
научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. |
2. Подберите ключевое слово:
· Основной источник активности человека и животных -ПОТРЕБНОСТЬ
· Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, - это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности, называется МОТИВ
· Один из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование, - ТЕСТИРОВАНИЕ
· Свойство мозга, заключающееся в способности отражать объективную реальность, - ПСИХИКА
· Направление психологи, считающее источником активности личности инстинктивные влечения и недооценивающее роль сознания, называется ФРЕЙДИЗМ
· Прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности воспитания и обучения – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема: Развитие психологии как науки
· Заполните таблицу
Направление психологии |
Представители (ученые) |
Предмет изучения |
Функционализм |
Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952) |
психические проявления |
Бихевиоризм |
Эдвард Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958) |
Изучать не сознание, а поведение человека. |
Фрейдизм |
Зигмунд Фрейд (1856–1939) |
Бессознательные психические процессы. |
Гештальтпсихология |
Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) |
Учение о целостности психических явлений. |
Отечественная психология |
И.П. Павлов, В.М. Бехтерев |
сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности |
Аналитическая психология |
Карл-Густав Юнг |
Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы). |
Индивидуальная психология |
А.Адлер, З.Фрейд |
Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия. |
Когнитивная психология |
Жан Пиаже. |
Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. |
Гуманистическая психология |
Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс. |
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. |
Трансперсональная психология |
К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф. |
бессознательное и его динамика. |
2. Отметьте номер правильного ответа
1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано :
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) с развитием метода интроспекции,
в) с развитием метода наблюдения,
г) с выходом трактата Аристотеля "О душе"
·
· Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования
1. Фрейдизм (психоанализ) а) психика
2. Советская психология б) самоактуализация личности
3. Когнитивная психология в) познание
4. Гуманистическая психология г) бессознательное
Тема: Методы психологии
· Составьте схему «Методы психологического исследования»
2. Отметьте номер правильного ответа:
1. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. Эксперимент.
B. Опрос.
C. Наблюдение.
2. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений:
A. Беседа.
B. Анкета.
C. Тестирование
3. Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого:
A. Наблюдение.
B. Беседа.
C. Анкета.
Тема: Деятельность
Отметьте номер правильного ответа
1. По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:
а) поведение
б) жест, мимика
в) действие
г) активность
2. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение называется
а) потребностью
б) мотивом
в) целью
г) умением
Тема: «Психические процессы
· Заполните таблицу
Познавательный психический процесс |
Определение |
виды |
Ощущения |
простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. |
Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека. Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека. По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. |
Восприятие |
это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. |
Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.). По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным. Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным) , например зрительные или слуховыеиллюзии
|
Память |
это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. |
Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др. |
Внимание |
это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. |
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
|
Мышление |
это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. |
Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности. Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов. Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.
|
Речь |
это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. |
процесс обмена мыслями осуществляется в виде устной и письменной речи, однако необходимо помнить и еще об одном виде – внутренней речи, произносимой мысленно. Она не выполняет функцию общения, а служит для осуществления процесса мышления (ее основная особенность состоит как раз в том, что слова произносятся про себя и, как правило, не имеют звукового оформления; она отличается от разговорной, внешней, речи конспективностью, краткостью, носит отрывочный характер). Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную(речь слушающего, читающего).
|
Воображение |
это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. |
При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности |
2. Отметьте номер правильного ответа
1. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений
а) нижним абсолютным
б) дифференциальным
в) временным
г) верхним абсолютным
2. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются
а) экстерорецептивными
б) интерорецептивными
в) проприорецептивными
г) интерактивными
3. Основанием разделения восприятия на зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое служит:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) форма существования материи
г) целенаправленность характера деятельности субъекта
4. Основанием для разделения памяти на двигательную, эмоциональную, вербальную является:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) активность субъекта
г) вид деятельности
5. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
а) отсутствие цели
б) постановка цели деятельности
в) новизна раздражителя
г) эмоциональная значимость объекта
6. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такое свойство внимания, как:
а) объем
б) концентрация
в) распределение
г) переключение
7. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
а) наглядно-действенным
б) наглядно-образным
в) словесно-логическим
г) абстрактным
8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам называется:
а) анализ
б) синтез
в) обобщение
г) классификация
9. Назовите приемы создания образов воображения:
а) «Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трепещет, машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны»)
б) Сфинксы, драконы
в) « А то свищет соловей, да по-соловьиному,
Он кричит – злодей, разбойник – по-звериному,
И от его ли-то от посвиту соловьего,
И от его ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравушки уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются» …
Тема: «Психические свойства личности»
· Заполните таблицу
Психическое свойство личности |
Определение |
направленность |
это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности. |
темперамент |
это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении. И.П. Павлов считал, что темперамент - это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы. |
характер |
психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. |
способности
|
это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. |
2. Отметьте номер правильного ответа
1. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
а) содержания
б) динамических свойств
в) личностно-смысловых аспектов
в) неизменных свойств
2. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляет такие показатели нервной системы, как:
а) сила
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность
3. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиника;
б) флегматика;
в) холериков;
г) меланхоликов
4. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность
5. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.
Например:
а) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения (способности)
А) совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения ХАРАКТЕР
Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения ТЕМПЕРАМЕНТ
В) Психическое свойство, которое не сводится к знаниям умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению СПОСОБНОСТИ
Г) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру ХАРАКТЕР
6. Определите возможный тип темперамента.
· Всю перемену мальчик пробегал по коридору, периодически толкая своих одноклассников явно с целью вовлечь их в игру. САНГВИНИК
· Отвечая на вопросы учителя во время открытого урока, ученик не волновался, проявлял смекалку, говорил отчетливо и громко. ФЛЕГМАТИК
· Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса. ХОЛЕРИК