Проблемы ребенка с пониженным слухом
1) Какие проблемы в общении испытывает ребенок с пониженным слухом, как можно организовать его общение? Зачем?
Наблюдения за взаимодействием детей с сохранным и нарушенным слухом показали, что не всегда жизнь в группе бывает простой и безоблачной даже в тех случаях, когда организована всесторонняя психолого-педагогическая поддержка. Конфликты среди детей этих категорий неизбежны.
Основной причиной конфликтов во многих случаях выступали трудности взаимопонимания между детьми в процессе речевого общения, а именно специфические особенности понимания речи слабослышащим ребёнком.
Личностные проблемы общения глухих и слабослышащих освещены в научной литературе крайне ограниченно.
Общее мнение всех исследователей, кто так или иначе изучал аспекты социальной коммуникации неслышащих, состоит в признании эмоционально-нравственного своеобразия их межличностного общения, обусловленное объективными трудностями акта коммуникации.
Зарубежные сурдопсихологи (Е. Ливайн) указывают на прямую корреляцию личностных проблем общения и уровня развития словесной речи.
В группе глухих с низким уровнем развития речи проявляются в общении такие качества, как ригидность, чувства отличия от других, неполноценности.
У глухих со средним уровнем развития словесной речи проявляются такие трудности в общении, как замкнутость, эмоциональные проблемы, низкое стремление к сотрудничеству.
Л. А. Головчиц отмечает у глухих детей возрастную динамику развития интереса к сверстникам и потребности в общении с ними.
Неслышащие дети 2-3 лет в ДОУ недостаточно вступают в контакт с другими детьми, предпочитая игры в одиночку или общение со взрослыми; поэтому одна из главных задач педагогов на этом этапе-целенаправленно воспитывать такие коммуникативные качества, как интерес и доброжелательность к сверстникам. У детей среднего дошкольного возраста появляется больший интерес к другому и потребность в общении с ним. У старших дошкольников потребность в межличностном общении резко возрастает. Между детьми возникают привязанности. В этом возрасте в процессе общения глухие дети уже способны к информационному обмену, организации совместных действий, распределению обязанностей в игре. Существуют, правда, иные эмпирические данные относительно качества межличностных контактов в этом возрасте. Исследуя дошкольную готовность слабослышащих старших дошкольников, Е. Г. Речицкая и Е. В. Пархалина отмечают крайне низкий уровень сформированности ее социального компонента, т.е. способности к инициативному межличностному общению: «в ситуации игры, когда задание…могло быть выполнено только при согласовании своих действий друг с другом, оно оказывалось непосильным, т.к. многие вообще не обращали внимание на партнера». В школьном возрасте без целенаправленного внешнего педагогического руководства коммуникативные личностные качества спонтанно развиваются весьма медленно и слабо. М. И. Никитина отмечает не всегда адекватное поведение неслышащих младших школьников по отношению к окружающим, что выражается в отчужденности, боязливости, робости.
По мнению М. Е. Хватцева и С. Н. Шабалина, у неслышащих школьников вне педагогического руководства слабо формируются положительные отношения к товарищам: отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь, принципиальность по отношению к ним.
2) Составить план индивидуального сопровождения ребенка с пониженным слухом.
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.
Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели должны работать в тесном содружестве, стремится к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:
- совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;
- разработка общих рекомендаций для родителей;
- обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;
- совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
Важны содержательные аспекты теории сопровождения М.Р. Битяновой, а именно:
1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.
3. Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала.
4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.
Данные принципы работы вполне приемлемы в практике сопровождения развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Во-первых, образовательная среда в ДОУ в настоящее время строится на аналогиях школьной жизни и учебной деятельности ребенка.
Во-вторых, учебно-воспитательная система ДОУ предъявляет к ребенку те же требования, что школьная - решение задач образования, социализации и психологического развития.
В-третьих, роль педагога-психолога в ДОУ на практике заключается в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи, где он выступает партнером при разработке стратегии развития дошкольника. Кроме того, последний принцип наглядно демонстрирует в ДОУ ведущую роль семьи в развитии дошкольника, а педагогический коллектив лишь помощник в данном случае.
На наш взгляд, в школе роль семьи существенно снижается не только в силу возрастных особенностей, но и по причине отсутствия у родителей профессиональных педагогических навыков и умений.
3) Организация бесконфликтного общения и способы разрешения конфликтов ребенка с пониженным слухом.
Часто дети с сохранным слухом стремятся, но не умеют вступать в контакт со слабослышащими детьми; выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним; соблюдать этикет, слушать собеседника.
Чтобы лучше понять состояние ребёнка с нарушенным слухом, расположить его к себе, выразить своё эмоциональное отношение, для этого помогут невербальные способы общения, через коммуникативные игры.
Развивать потенциал общения и взаимодействия между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом проще всего в форме игры. Игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте. Во время игры у детей с нарушениями слуха наблюдается целый ряд особенностей, а именно чёткие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика).
В процессе коммуникативных игр невербальным способом общения слабослышащие дети заряжают своими эмоциями сверстников с сохранным слухом.
Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
Важнейшим фактором проявления конфликтного поведения является агрессивность.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:
· Целевая агрессия
· Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
· стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
· повсеместная демонстрация сцен насилия;
· нестабильная социально – экономическая обстановка;
· индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
· социально – культурный статус семьи и т.п.
Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:
· Привлечение к себе внимания сверстников;
· Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
· Защита и месть;
· Стремление быть главным;
· Стремление получить желанный предмет.
Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.
Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.
Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:
· положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствуют такие формы работы, как совместные тренинги, совместные чтения, беседы и т.д.
· сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, релаксационные паузы для снятия напряжения, занятия психогимнастикой, беседы, проблемные ситуации и т.д.
· расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений - совместные тренинги, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т.д.
Мы уже отмечали, что любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка и педагогами группы целесообразно проводить в двух направлениях:
· информирование – наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;
· обучение эффективным способам общения с ребенком – лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.