Особенности развития ориентировки в микропространстве у детей с нарушением зрения
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Программа диагностики
Наше исследование проходило на базегосударственного дошкольного образовательного учреждения Тульской области «Детский сад комбинированного вида №2» г. Новомосковска. Выборку составили 10 воспитанников подготовительной группы с нарушением зрения, в возрасте 6-7 лет, и 10 воспитанников с нормальным уровнем развития зрения.
На начальном этапе исследования была проведена диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:
I. Пространственно-различительная деятельность сохранных анализаторов
1. Исследование развития зрительного восприятия. Овладение сенсорными эталонами. Оборудование: набор фигур различного цвета, формы, величины. Задания:
· назови известные тебе геометрические фигуры;
· отбери только круг, квадрат, треугольник и др.;
· выложи фигуры в ряд так, чтобы сначала были большие фигуры, за ними - меньшие, затем самые маленькие;
· какого цвета эти фигуры? Найди одинаковые по цвету.
Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображением на рисунке.
Оборудование: набор картинок, изображающих предметы окружающего пространства в цвете, силуэте, контуре (мебель, игрушки, посуда). Задания:
· внимательно осмотри комнату;
· назови какие предметы в ней находятся ;
· найди эти предметы на картинках;
· что еще узнал на картинках?
Восприятие пространственной перспективы в реальной жизни и на рисунке. Оборудование: цветные картинки с изображением предметов в перспективе. Задания:
· покажи, что находится ближе к тебе, дальше (стол или шкаф);
· какие предметы на картинке находятся ближе, какие дальше, как это определил?
2.Исследование развития слухового анализатора.
А. Локализация источника звука. Оборудование: звучащие предметы - колокольчики, погремушки. Задания:
· укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение;
· запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, покажи его рукой.
Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз. Частичновидящие выполняют задания с закрытыми глазами.
Б. Слуховые представления, наполняющие пространство. Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы».Задания:
· угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку);
· узнай, какие животные и птицы у нас в гостях (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пластинках).
В. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком. Задание: Поиграем в прятки с мишуткой. Он непоседа, он все время чем-то занят. Угадай, чем занят он сейчас. (Педагог передвигает стул, закрывает дверь, листает книжку, имитирует настроение голосом.)
3. Исследование развития осязательного восприятия и мелкой моторики руки.
А. Способ и культура осязания. Проверяется в наблюдении за деятельностью ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами.
Б. Узнавание различных поверхностей. Оборудование: мелкие предметы и игрушки, сделанные из различных материалов (ткань, дерево, стекло, металл, пластмасса). Задания:
· игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные мелкие предметы. Узнай игрушку и скажи, из чего она сделана;
· игра «Домино». Посмотри здесь разные поверхности. Давай будем искать одинаковые.
В. Узнавание и различение с помощью осязания геометрических форм. Оборудование: вкладыши геометрических фигур.
Задание: Мы попали в волшебную страну геометрических фигур -Узнай их, назови, найди каждой свое место;
Г. Владение карандашом, кистью, ножницами. Ребенку предлагается нарисовать забор, мяч, дом карандашом и кистью раскрасить. Вырезать салфетку для Мишутки.
Д. Сила и точность мелкой мускулатуры руки. Ребенку предлагаются различные игры пальчиками поочередно На каждой руке, застежки, шнуровки, завязки.
4.Исследование развития обоняния. Оборудование: набор различных запахов. Задания:
· узнай по запаху, кто это;
· покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах.
Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство. Оборудование: предметы, игрушечной мебели, рельефные картинки, соответствующие предметам, находящимся в комнате. Задания:
- мы в гостях у кукол; рассмотри их мебель, скажи, как называется каждый предмет;
- сделай для них комнату в коробке; слева поставь кровать, справа - шкаф, посредине - предмет, который представляет собой деревянную крышку на четырех ножках;
- скажи, какие настоящие предметы, находящиеся в комнате, похожи на предметы кукольной мебели;
- найди в комнате предмет, у которого была бы спинка, сиденье и четыре ножки;
- рассмотри картинку, назови предметы, которые тебе знакомы.
III. Ориентировка на своем теле и телах близких людей, ориентировка в микропространстве.
Оборудование: мелкие предметы, лист бумаги или фланелеграф. Задания:
1. Называние и показ частей собственного тема и лица: назови и покажи части твоего тела и лица; покажи и назови то же на кукле.
2. Пространственные понятия: определи различные стороны относительно себя; покажи правую (левую) руку; скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу);покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, направо-справа; определи расположение предметов относительно себя - впереди, перед, за, сзади, слева, вверху; определи, чей мяч укатился дальше, 'игра «Кто ближе к домику?»; поставь игрушку на стол, под стол и т. д.
3. Ориентировка на плоскости листа: разложи предметы по порядку слева направо; нарисуй линии сверху вниз.
4. Ориентировка на плоскости стола: найди середину стола, расставь предметы по краям стола, покажи углы; накрой стол для кукол (для обеда, для чая); скажи, где стрит чашка, где лежит ложка.
IV. Представления об окружающем пространстве. Задания: опиши свою "комнату. Правильность рассказа подтверждается родителем, а также выясняется умение ориентироваться в домашних условиях и владение способами безопасного и легкого передвижения; расскажи, где расположены групповые помещения; игра «Найди свой шкафчик.
V. Проявление интереса к пространству фиксируется в ходе наблюдений.
VI. Исследование общей моторики, особенностей позы и походки, навыков совместной ориентировки со зрячими.
В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выясняется состояние общей координации ребенка, особенности его передвижения, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха пространства. Ребенку предлагается пройти прямо, повернуться, нагнуться, присесть, найти игрушку. Следует включать ребенка в игровую ситуацию и трудовую деятельность.
При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составлялась карта обследования и определялся уровень сформированности умений:
0 уровень - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются;
I уровень задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога;
IIуровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога;
III уровень - задания выполняются правильно.
2.2. Результаты исследования
Полученные результаты приведены в виде диаграмм на рис.1-6. Обследование слабовидящих дошкольников и дошкольников с нормой в развитии проводилось только в игровой форме, предлагаемые задания, должны быть четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника.
При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составлялась карта обследования, и определялся уровень сформированности умений.
Детальный анализ данных обследования выявил уровень сформированности ориентировки в микропространстве каждого ребенка.
Рис. 1. Уровень развития зрительного восприятия у детей
Рис. 2. Уровень развития слухового анализатора
Рис. 3. Уровень развития осязательного восприятия и мелкой моторики рук
Рис.4. Уровень развития обоняния
Рис. 5. Уровень развития ориентировки на своем теле и телах близких людей, ориентировки в микропространстве
Рис. 6. Представления об окружающем пространстве
В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выяснялось состояние общей координации ребенка, особенности его передвижения, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха пространства. Ребенку предлагалось пройти прямо, повернуться, нагнуться, присесть, найти игрушку.
Результаты диагностики наглядно показали существенное различие развития анализаторов у детей с нормой в развитии и у детей с нарушением зрения.
Следует отметить при наличии достаточно большого количества детей с низким уровнем развития зрительного анализатора, что в полнее понятно учитывая диагноз данных респондентов, был выявлен большой процент детей с высоким уровнем развития слухового, осязательного и обонятельного анализаторов. Число детей с нарушением зрения превышает по данным показателям количество детей с нормой в развитии.
Данные результаты объясняются компенсацией недостатка развития зрения за счет усиления деятельности других анализаторов.
Все материалы обследования были соотнесены с данными наблюдений врача ЛФК, воспитателей, родителей и помогли определить роль и место каждого специалиста в комплексном процессе обучения слабовидящего
дошкольника.
На рис. 7-8 представлены выявленные уровни ориентировки в микропространстве у исследуемых групп детей.
Рис. 7. Уровень ориентировки в микропространстве (дети с нарушением зрения)
Рис. 8. Уровень ориентировки в микропространстве (дети с нормой в развитии)
Выводы:
Проведенная диагностическая программа выявила низкий уровень ориентировки в микропространстве у большинства воспитанников с нарушением зрения.
В благоприятных условиях семейного воспитания и дошкольного образования, побуждающего детей к активности, интересу к окружающему миру, вырабатывается произвольное внимание высокого качества, способное компенсировать недостаток зрения тренингом анализаторов слуха и осязания, снижая минимальные пороги их чувствительности. Вместе с тем в напряженном процессе сверхкомпенсаторного развития произвольного внимания (вследствие быстро наступающей усталости и даже утомления) наблюдается временное снижение таких характеристик внимания, как устойчивость и переключаемость.
У детей с нарушенным зрением зрительные образы искажены и фрагментарны. В этой связи адекватным дистантным анализатором остается только слуховой, а такие важные характеристики восприятия объектов в пространстве, как форма, величина, протяженность, удаленность, взаиморасположенность, исследуются с помощью контактного осязания, обоняния, когда информация поступает не целостно, многообразно и быстро, а последовательно (сукцессивно), частями, медленно.
Осязание развивается в основном за счет активного ощупывания (тактильное восприятие) и манипуляций с предметами (кинестетическое восприятие). Обучение азбуке Брайля, состоящей из рельефно-точечного шрифта, позволяет особенно повышать чувствительность пальцев рук. Усиленная тренировка кинестетического осязания способствует развитию двигательной системы в деятельности, в тех или иных ее операциях, формирующих точные и устойчивые навыки.
Компенсация восприятия дистантных сигналов с помощью слуха вырабатывает более тонкую дифференцировку звуков.
Приложения
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОРИЕНТИРОВКИ В МИКРОПРОСТРАНСТВЕ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ
Анамнестические данные
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Возраст.
Диагноз.
Состояние зрительного анализатора
острота зрения,
поле зрения,
цветовое зрение,
время потери зрения,
Предполагаемые причины
Сопутствующие заболевания.
Назначения медиков
Условия семейного воспитания и отношение родителей к дефекту ребенка.
Пространственная ориентировка
Раздел I. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению ориентировке.
1. Ориентировка при помощи остаточного зрения:
А. Овладение сенсорными эталонами:
- цвета
-формы
- Величины.
Б. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображениями на рисунке:
-узнавание натуральных предметов, наполняющих знакомое ребенку пространство;
узнавание изображений предметов в цвете, контуре и силуэте, их соотнесение. Владение нестереоскопическими способами изображения пространства: -оценка удаленности предметов в реальной жизни и на рисунке.
2. Ориентировка при помощи слуха:
А, Локализация источника звука с указанием его направления.
Б. Слуховые представления, наполняющие пространство:
журчание воды,
шум машин, ветра, дождя,
голоса домашних животных и птиц. В. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком:
открывание и закрывание двери,
передвигание стула,
действия с игрушкой (кубики, пирамидки, таймер),
определение настроения по интонации.
3. Ориентировка при помощи осязания и развития мелкой моторики руки:
А. Способ осязания:
одной или двумя руками, -ладонью,
пальцами.
Б. Культура осязания: планомерность или хаотичность восприятия,
активность или пассивность. –
В. Узнавание различных поверхностей и материалов:
-дерево,
ткань,
бумага, -металл,
- стекло,
- пластмасса.
Г. Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических форм:
-квадрат,
-круг,
треугольник,
прямоугольник,
овал.
Д. Владение карандашом, ножницами, кистью.
Е. Сила и точность мелкой мускулатуры:
- умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (умение застегивать, завязывать, шнуровать);
умение контролировать собственные движения.
4. Ориентировка при помощи обоняния:
узнавание запахов,
локализация запахов.
Примечание. В процессе обследования уточняется, какой из анализаторов является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно сохранные анализаторы.
Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.
Узнавание частей тела, название, показ.
Способность к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий:
А. От себя: - слева,
справа,
вверху,
внизу,
' - между,
над, под,
в один ряд, в два ряда
Б. От предмета:
слева, •
справа и т. д.
3. Ориентировка на плоскости листа:
верх-низ,
слева-справа,
раскладывание предметов по порядку слева направо,
рисование в направлении сверху вниз.
Ориентировка на плоскости стола:
расположение предметов и воспроизведение узоров (сначала в центре, затем - по углам);
I - умение обращаться с предметами быта (сервировка стола, действие с посудой и т. д.).
Раздел III. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство.
Название предметов мебели и игрушек после их зрительного или осязательного обследования.
Узнавание предметов по описанию педагога, узнавание моделей и рельефного изображения.
Раздел IV. Представления об окружающем пространстве (знакомое помещение).
Знает ли расположение" групповых помещений? (Раздевалка, игровая комната, спальня, туалет).
2. Предметная наполняемость пространства:
количество названных предметов, соответствует ли оно действительности, место шкафчика, кровати, место за столом, место полотенца, размещение игрушек.
Пространственная соотнесенность предметов (указывает ли
ребенок место положения предметов).
4. Умение ориентироваться:
- по словесному указанию,
- самостоятельно на основе образов памяти.
Владеет ли навыками безопасного и легкого передвижения в
пространстве?
Раздел V. Проявление интереса как мотива обучения пространственной ориентировке.
Проявляет ли интерес к новому пространству, в какой форме (задает вопросы, самостоятельно обследует, проявляет интерес к отдельным предметам)?
2. Проявляет ли интерес к предлагаемым вопросам, заданиям?
Раздел VI. Состояние общей моторики, особенности позы походки ребенка со зрительной патологией и совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).
1. Состояние координации движений:
дифференцированность или недифференцированность движений
координация рук, ног.
2. Скорость движения:
умеренная,
замедленная.
3. Нарушение способов передвижения:
«гусиный шаг», „
походка «страуса»,
длина шага (нормальный, семенящий),
положение стопы при ходьбе,
Ритмичность или аритмичность движения.
Нарушение позы:
стоя,
сидя,
- при ходьбе,
- при обследовании предметов.
Наличие навязчивых движений, их типизация.
Наличие страха пространства.
Положение слепого ребенка при ходьбе в паре со сверстником! и взрослым.
9. Совместная ориентировка в игровой и трудовой деятельности.