Как начать работать тренером в тренинге
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
Введение
Актуальность темы. С помощью тренинга как инструмента организационных изменений можно решить следующие задачи.
· Диагностировать, исследовать имеющиеся у сотрудников знания, навыки, установки, представления, отношения.
· Информировать, дать новые знания по предмету обучения.
· Сформировать навыки и/или развить их.
· Мотивировать персонал. Способствовать снижению текучести кадров, повышению работоспособности и лояльности сотрудников. Символизировать заботу руководства о сотрудниках.
· Осуществлять профилактику конфликтов в коллективе, эмоционального выгорания; способствовать сплочению коллектива.
· Найти решение нестандартных задач, используя групповой ресурс. Открыть возможности для экспериментирования, дать попробовать новое.
· Через осознание прошлого опыта направить внимание людей в будущее и способствовать конструктивным изменениям на индивидуальном, групповом и/или системном уровне.
· Организовать обмен ценным корпоративным и личным опытом, корректировать информационные потоки.
· Способствовать созданию, внедрению и соблюдению внутрифирменных стандартов. Корректировать фирменный стиль.
· Помогать сплочению коллектива, формированию команды единомышленников, вдохновлять сотрудников на достижения.
Цель – изучение начала работы тренером в тренинге. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания и формировать навыки. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становиться легче и интереснее.
Основная часть
В широком смысле тренинг это: познание себя и окружающего мира; изменение «Я» через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний; инструмент для формирования умений и навыков. [1]
Первоначально необходимо определить, может ли человек быть тренером по своей природе.
Тест-проверка «Могу ли я быть тренером»?
1. Я человек?
2. Возраст: от 15 до 120 лет
3. Пол: мужской или женский
Мои главные качества:
4. Энтузиазм
5. Умение общаться с людьми и вести их за собой
6. Уверенность в себе
7. Информированность в области торговых марок
Если на 7 вопросов ответил «ДА», то вывод: я могу быть тренером! [4]
На следующем этапе необходимо определить, какова оптимальная продолжительность тренинга и правила группы. Продолжительность тренинга зависит от:
· Целей (если цель – глобальная, то и продолжительность тренинга тоже должна быть равноценной);
· Организационных и материальных возможностей;
· Возможностей тренера.
Таким образом, тренер определяет продолжительность тренинга, исходя из возможностей.
Для того, чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. [2]
Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
· Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
· Не боялся стать объектом насмешки и критики;
· Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
· Получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Существует несколько основных правил, которые помогают обеспечить атмосферу доверия:
· конфиденциальность;
· взаимоуважение;
· пунктуальность;
· не давать оценок;
· право тренера.
Таким образом, в начале тренинга тренер вместе с группой принимает правила.
Для работы в тренинговом режиме эффективнее всего использовать групповые методы. Конечно, можно вызубрить информацию наедине с учебником, но, скорее всего, это не приведет к изменению поведения. Можно превосходно знать теорию общения с людьми, но не суметь даже ответить по телефону. «Не все йогурты одинаково полезны», как и не все методы работы с группой одинаково эффективны. Чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается.
Лекция (5% усвоения) – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, что приводит к зеванию, засыпанию, бумажкокиданию и соседотолканию.
Чтение (10% усвоения) – хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как обслуживать на примерочной кабинке, но не делать этого.
Аудио-визуальные средства (20% усвоения). Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального переживания информации. Так что, если есть высокохудожественный сериал с закрученной интригой, нужно показать его.
Использование наглядных пособий (30% усвоения). Наглядные пособия помогают участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, может даже и вкус. Они могут самыми разными – макеты, модели, раздаточный материал и т.д.
Обсуждение в группе (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии или мозговые штурмы позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разные мнения.
Обучение практикой действия (70% усвоения) – это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. [3]
Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам – объясни другому (поэтому профессора почти все знают).
Лучше использовать все методы работы с группой, но предпочтительнее эффективные.
Итак, для начала работы необходимо: убедиться в том, что человек по природе своей может быть тренером; на тренинге нужно создавать атмосферу доверия и вместе с участниками принять правила группы; определить продолжительность тренинга, исходя из возможностей; использовать все методы работы с группой, но предпочтительнее эффективные.
1. Басаргина Д., Семенова Т. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера: - Речь; 2010 г., 176 стр.
2. Кононович К. Притчи тренера, или Искусство слов попадать прямо в сердце: - Речь; 2010 г., 160 стр.
3. Леванова Е., Соболева А., Плешаков В., Голышев Г. Игра в тренинге. Личный помощник тренера: - Питер; 2012 г., 368 стр.
4. Сергеев А., Коробенко Т., Жукова А. Бизнес-тренер. Профессия №1: - Питер; 2012 г., 176 стр.