Особенности спецпланирования в ОВД
Содержание
1. Роль планирования и его уровни
2.Виды специальных планов. Структура
3. Методика планирования, требования предъявляемые к планам
Список использованной литературы
Введение
Значение планирования деятельности органов внутренних дел, их служб и подразделений заключается в том, что оно придает повседневной работе системы целенаправленный, конкретный характер и позволяет сосредоточить основные усилия на решение наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, а также способствует своевременному решению поставленных задач.Организация оперативно-служебной деятельности служб и подразделений органа внутренних дел, а также всех его структурных подразделений основана на соответствующей системе планирования.
Планы деятельности органов внутренних дел являются разновидностью управленческих решений. План работы является документом комплексного характера. В нем закреплены стратегия деятельности коллектива на некоторый период, конкретные действия, уточнена тактика работы на отдельных этапах, а также сроки исполнения мероприятий.
Составление плана обязательно предполагает детализацию общих целей применительно к конкретным условиям функционирования органа внутренних дел. Поэтому план, как управленческое решение руководителя, предусматривает конкретизацию отдельных этапов деятельности в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки. Планирование присуще любой управленческой деятельности, оно определяет перспективу (цель) деятельности конкретного коллектива, структурного подразделения и руководителя. Одновременно с этим план обладает отличиями от иного управленческого решения:
1. Роль планирования и его уровни
Системность планирования в соответствии с иерархией управления направлений оперативно-служебной деятельности предусматривает большое разнообразие планов работы. Следует разграничивать два основных уровня планирования работы в органе внутренних дел:
- планирование организационной деятельности органа внутренних дел в целом;
- планирование по отдельным направления участкам и направлениям оперативно-служебной деятельности.
Планы основной организационной деятельности и планы по линиям работы служб и подразделений в наиболее общем виде представляют систему планирования в данном органе внутренних дел. Оба уровня планирования являются составными компонентами управления, но относятся к самостоятельным направлениям плановой и организационной работы. В целом планирование деятельности органов внутренних дел является предпосылкой их активной, рациональной и ритмичной работы, что является важным условием четкого выполнения задач, стоящих перед службами и подразделениями. Система планирования в деятельности горрайлинорганов внутренних дел включает в себя следующие основные разновидности[1]:
· текущие (рабочие планы);
· специальные (по мере необходимости).
Специальное планирование – предназначено для решения конкретных задач правоохранительной деятельности по мере их возникновения, а также для решения специальных задач, не связанных с заранее установленными календарными рамками. Преимущественно – это планы многократного пользования. В число специальных планов входят: планы составляемые по мере необходимости; планы обучения оперативно-начальствующего состава в системе служебной подготовки; и планы, предназначенные для действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах. Планы, составляемые по мере необходимости, могут разрабатываться в органе внутренних дел в случае, если на территории обслуживания проводится какое-либо специальное мероприятие, требующее обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Субъекты разработки и структура плана рассмотрены выше. Сроки исполнения и порядок введения данных планов в действие устанавливается начальником органа внутренних дел[2]. Тематические планы служебной (профессиональной) подготовки составляются в горрайлиноргане на год на основе типового наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава, утвержденного министерством. Субъектом разработки данного плана являются отделы (службы) по работе с личным составом. На основе данного плана составляется расписание занятий по кварталам. Непосредственными организаторами проведения служебной подготовки являются службы воспитательной работы, кадровые подразделения и руководители служб и подразделений органа внутренних дел. Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций предназначены для решения особых задач обеспечения общественной безопасности общественного порядка.
Такие планы всегда предусматривают комплексное использование сил и средств не только горрайлиноргана, но также иных приданных сил и средств по согласованию с соответствующими органами и организациями. Кроме того, они предусматривают порядок деятельности в случае постепенного осложнения оперативной обстановки в связи с возникновением чрезвычайных обстоятельств и поэтапного выдвижения и развертывания сил и средств, а также создания специальных органов (и пунктов) управления. Порядок ведения этих планов в действие регламентирован приказами МВД России. Обычно такие планы называются типовыми.
2.Виды специальных планов. Структура
Для специальных планов установлена типовая форма: документ оформляется на альбомном листе формате А4, имеет гриф утверждения, реквизит названия документа, за которыми следуют вводная часть и таблица плана. Таблица включает в себя следующие графы: «№ п/п»; «содержание мероприятий»; «исполнитель»; «срок исполнения»; «отметка о выполнении».
Строками таблицы являются мероприятия плана, которые группируются по его соответствующим разделам. Примерная структура плана основных организационных мероприятий включает разделы:
- вводная часть;
- основные организационные мероприятия, совершенствование управленческой деятельности;
- борьба с преступлениями в сфере экономики. Защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;
- борьба с организованной преступностью;
- борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов;
- участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
- обеспечение личной безопасности граждан;
- повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, розыск преступников;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, площадях, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- мероприятия в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации;
- профилактика правонарушений;
- организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций;
- обеспечение соблюдения учетно-регистрационной дисциплины;
- организация взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти;
- международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью;
- мероприятия научного обеспечения приоритетных направлений деятельности ОВД;
- организация кадровой и воспитательной работы;
- финансовое и материально-техническое обеспечение ОВД и внутренних войск МВД России;
- дополнительные мероприятия.
Такая структура плана отражает основные направления работы органов управления[3]. Подготовленный проект плана согласовывается с участвующими в его выполнении подразделениями после чего дорабатывается с учетом замечаний и предложений, полученных в процессе согласования. Мероприятия, предлагаемые для включения в проекты планов и требующие финансового и материально-технического обеспечения, подлежат обязательному согласованию с финансово-экономическим и материально-техническими подразделениями МВД, ГУВД, УВД. Планы в органах внутренних дел утверждаются не позднее, чем за 5 дней до начала планируемого периода, планы проведения оперативных совещаний – за 5 дней до истечения предшествующего квартала. Утвержденные планы, а при необходимости копии планов проведения оперативных совещаний, выписки из планов работы МВД, ГУВД, УВД в пятидневный срок рассылается в соответствующие горрайлинорганы. Поступившие в органы внутренних дел планы в трехдневный срок доводятся до исполнителей.
3. Методика планирования, требования, предъявляемые к планам
Итак, под планами подразумеваются соответствующим образом оформленные управленческие решения, предусматривающие комплекс мероприятий, направленный на достижение целей и решение задач в определенный период времени, содержащий сроки исполнения, перечень исполнителей, а также иные положения, конкретизирующие порядок исполнения таких мероприятий.[4] Разработку планирующих документов осуществляют: штабы или организационно-аналитические подразделения: планы основных организационных мероприятий, оперативных совещаний при начальнике горрайлиноргана; на отделы обеспечения общественного порядка горрайлиноргана: возложены планы по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении общественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий возложено; планы по устранению недостатков выявленных в ходе инспектирования, возложено на штаб или подразделение горрайлиноргана на которые возложены функции организации и анализ оперативно-служебной деятельности инспектируемых органов совместно с членами инспекторской комиссии; на штабы и начальника горрайлиноргана возложены планы по действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Планы должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к любым управленческим решениям, таким, как:
- своевременность;
- обоснованность;
- комплексность;
- системность;
- конкретность;
- компетентность;
- доступность;
- логичность.
К планам работы предъявляются два дополнительных требования по сравнению с другими управленческими решениями:
- стабильность планов – предусматривает их неизменность в период исполнения, тем самым обеспечивается достижимость целей деятельности;
- напряженность планов – предполагает создание с помощью плана такого ритма работы, который позволяет сотрудникам наиболее полной реализовать свой возможности и максимально использовать резерв рабочего времени.[5]
Предложения по содержательному наполнению проекта плана должны: быть аргументированными, четко сформулированными, обеспеченными финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами; основываться на требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся задач и функций органов внутренних дел; учитывать оперативную обстановку и прогноз ее развития. Проект плана должен:
· соответствовать законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам;
· содержать актуальные, конкретные, обоснованные мероприятия;
· предусматривать равномерное распределение нагрузки выполнения мероприятий между заинтересованными органами (подразделениями);
· обеспечивать ритмичность выполнения мероприятий в течение всего планируемого периода;
· отражать целесообразность выбранных средств и форм для достижения запланированных целей.[6]
Таким образом, система планирования оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел формируется в стогом соответствии с законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами. Одновременно с этим вся система планов деятельности должна учитывать требования, изложенные в управленческих решениях вышестоящих субъектов управления, конкретизировать их применительно к складывающейся оперативной обстановке, а также базироваться на объективной оценке эффективности функционирования служб и подразделений. Кроме того, необходимо учитывать практический опыт организации планирования. В данное время значение планирования оперативно-розыскной и служебной деятельности принижено. Многие планируемые мероприятия не содержат новизны, не предлагают реальных путей укрепления правопорядка, не обеспечивают постоянного наращивания усилий в борьбе с преступностью. Утрачена стройная система личного планирования, особенного ежедневного.
Недостатки в деятельности руководителей всех уровней по организации работы личного состава привели к тому, что не все должностные лица работают с полной отдачей и высокой ответственностью за исполнение своих служебных обязанностей. Для достижения требуемого уровня необходимо:
- организацию управления ОВД строить строго на основе действующего законодательства, приказов и инструкций МВД России. Главным критерием оценки деятельности руководящего состава всех уровней считать способность обеспечивать безусловное выполнение задач, возложенных на конкретное подразделение;
- подготовку планов осуществлять в соответствии с действующим законодательством, ведомственными нормативными актами.
Список использованной литературы
1. Приказ МВД РФ от 26 сентября 2012 г. N 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации»
2. Абдурахманов А.А. Правовые акты управления в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2005.-174 с.
3. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / под. общ. ред. В.П. Сальникова. – М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2012 г. – 260 с.
4. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник под ред. А.П. Коренева. Издание 4-е. – М.: Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2009 г. – 396 с.
5. Основы управления органами внутренних дел. Методические указания под ред. Безрядиным Д.Н. М.: Академия управления МВД России, 2008 г. – 152 с.
[1] Абдурахманов А.А. Правовые акты управления в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2005.С.74.
[2] Основы управления органами внутренних дел. Методические указания под ред. Безрядиным Д.Н. М.: Академия управления МВД России, 2008 г. С.89.
[3] Основы управления в органах внутренних дел. Учебник под ред. А.П. Коренева. Издание 4-е. – М.: Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2009 г. С.124.
[4] Приказ МВД РФ от 26 сентября 2012 г. N 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел РФ»
[5] Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012. – 260с.
[6] Приказ МВД РФ от 26 сентября 2012 г. N 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации»