Вопросы по ТГП
5. Основные этапы становления теории государства и права в России
Возникновение общетеоретических знаний о праве и государстве. В России теоретические знания о праве начали складываться в 18 веке благодаря открытию российской Академии наук, учреждению университетов и началу преподавания в них юридических дисциплин. Русское правоведение первоначально ограничивалось усвоением того, что уже было разработано юридической наукой Запада. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины – философии права.
Правовой этатизм. В России право понималось как совокупность таких норм, установленных и защищаемых государством. Подобное понимание права называется в литературе также юридическим позитивизмом и юридической догматикой. Г.Ф. Шершеневич (1863 – 1912) – последний выдающийчя представитель этого направления в дореволюционной России. Государство, по Шершеневичу, единственный источник права, а право – произведение государства и его функция. Как последовательный позитивист, Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер. Стремясь выдержать этот принцип до конца, Шершеневич, в частности, полагал, что правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (нормы конституционного права), не могут иметь правового характера, т.к. государство не может принуждать самого себя к их исполнению. На этом же основании Шершеневич исключал из сферы права не только конституционное право, но и право международное, не говоря уже о праве каноническом (церковном).
Социологическая школа права. Социологическая теория, в отличие от правового этатизма, отказывалась понимать право как произвольное волеизъявление суверена и старалась доказать его социальную природу. Н.М. Коркунов полагал, что главным содержанием общественной жизни является столкновение различных интересов в политической, юридической, экономической и других областях. Для возможности сосуществования различных интересов они должны быть разграничены. Отсюда вытекает необходимость права как средства разграничения интересов и обеспечения социального порядка. М.М. Ковалевский рассматривал право как продукт исторического развития общества и отстаивал идею тесной зависимости между существующим правом и тем или иным экономическим, политическим и религиозно-нравственным укладами жизни. С.А. Муромцев утверждал необходимость исследовать право эмпирически и во взаимодействии с другими социальными явлениями. Право должно изучаться не как чистая форма, а как одно из выражений всей социальной жизни общества. Таким образом, Муромцев одним из первых сформулировал тезис о взаимосвязи права и общества, показал обусловленность права общественными отношениями.
Психологическая теория права Льва Петражицкого. Право по Петражицкому - это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики – особые эмоции, обладающие специфическими признаками.
Неоидеализм в русской правовой теории. Начиная с ХIХ в. русское правоведение постепенно приходит к мысли о невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением наиболее общих знаний о праве, понимаемом как система норм, установленных государством. Потребность во всестороннем научном познании права вынудила обратиться за помощью к другим гуманитарным наукам и, в первую очередь, к социологии и психологии. Таким образом, к правовому этатизму добавились социологическое и психологическое направления в теории права.
Право определяется Чичериным как «взаимное ограничение свободы под общим законом».
В соответствии со своей концепцией «всеединства» Соловьев видел в праве необходимое условие общественного бытия, самостоятельную идею, несводимую к утилитарным целям. Исходный пункт правовой теории Соловьева заключался в понятии личности. Определяет Соловье право как «свободу, обусловленную равенством», или «синтеза свободы и равенства». Но право у Соловьева определяется также и справедливостью, которая не тождественна равенству и не носит только формальный характер. В этом заключается центральный пункт теории права мыслителя: нравственно-должное в ней трактуется как необходимый признак права. Поэтому несправедливые законы, идущие вразрез с нравственным понятием добра, не отвечают и существенным требованиям права, не являются правовыми законами и подлежат отмене.
В центре правовой теории Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности, трактуемое, первоначально, в неокантианском духе. Личность, которая не есть средство, а всегда – цель общественного развития, которая соединяется с другими личностями в «свободном универсализме» и тем самым приобретает полную свободу и равенство – таков политико-правовой идеал Новгородцева.
Трубецкой доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности. Поэтому, с его точки зрения, всякий позитивизм в праве ведет к разрушению самой его идеи, так как в позитивизме отсутствует субъект – носитель безусловной ценности.
«Плюралистические» концепции права. Отвергая односторонний подход к праву, свойственный, например, классическому правовому этатизму, Кистяковский под правом понимал сложное многоаспектное явление, не поддающееся однозначному определению. Право, полагал он, необходимо изучать с различных сторон, включая его социологическое, психологическое, государственно-организационное (право как порядок) и нормативное проявления.
Н.Н.Алексеев. Спецификой его правопонимания является взгляд на право как на явление, имеющее свой собственный смысл, независимый от того или иного конкретного правового содержания, выражающего определенную политическую волю, идеологический принцип или практику сложившихся общественных отношений.
Марксистское правоведение в России. Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале ХХ в. испытало серьезный кризис после 1917 г., т.е. после Октябрьской революции и победы большевиков. В науке восторжествовала марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. Право и государство, согласно учению марксизма, возникают из способа производства материальных ценностей, основанного на частной собственности. Сосредоточение земли, нефти, газа, других природных богатств, фабрик, заводов и т.д. в руках отдельных людей позволяет им обогащаться за счет эксплуатации наемного труда, что приводит к разделению всего общества на классы собственников-эксплуататоров и трудящихся-пролетариев. Государство и право при этом понимаются как инструмент классового насилия, как средство, необходимое для того, чтобы экономически господствующий класс стал и политически господствующим классом, продолжая с помощью государства и права эксплуатацию трудящихся ради получения максимальной прибыли.
«Меновая» теория права Е.Б. Пашуканиса. В своей книге «Общая теория права и марксизм» Пашуканис обосновывает понятие товарного фетишизма и показывает как этот товарный фетишизм неминуемо создает фетишизм права. Из товарообмена возникает договорное отношение. А раз возникнув, идея договора стремится приобрести универсальный характер. Отсюда Пашуканис делает вывод: «…Развитие права как системы было вызвано не потребностями господства, но потребностью торгового оборота». Право, по Пашуканису, возникает там и тогда, где имеет место общение отдельных обособленных субъектов, связанных между собой посредством эквивалентного обмена.
Официальная советская правовая доктрина. В конце 30-х годов в СССР возобладала этатистская точка зрения на право, одним из основных идеологов которой явился «рупор» Сталина А.Я. Вышинский (1883-1954), в то время – прокурор СССР. Согласно его определению, право – это «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».
6. Догосударственная организация общества и родоплеменные отношения.
Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть. Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов. Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.
Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:
1. Общее собрание рода;
2. Совет старейшин (старейшина);
3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Черты власти родовой организации следующие:
1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом;
2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения;
4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;
5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;
6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.
В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Социальные нормы в родовой организации были представлены табу, обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции. Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.
Родоплеменные отношения – это система отношений на уровне первобытно-общинного племени или на уровне современной патриархальной деревни. До возникновения человеческих общностей числом более 200 человек это была система взаимоотношений, наилучшим способом поддерживающая выживание популяции. При возникновении более крупных (государствообразующих) объединений, такие всем родные и близкие понятия как «наша деревня», «ваша деревня» стали требовать каких-то модификаций в своих структурных взаимоотношениях. Нормальные, привычные взаимоотношения стали превращаться в примеры социального эгоизма типа «мы и они», «наше племя – ваше племя», «наша диаспора – ваши человеческие и природные ресурсы» и т. п. Антиэтнос (родоплеменные отношения) в наше время может существовать только примкнув к тому или иному этносу изнутри или снаружи только пока существует базисное, созидающее, государствообразующее население. Антиэтносы основанные на догосударственных, родоплеменных узах с трудом поддаются вхождению в состав этноса, но привносят в него свои уклады и традиции – клановость, кумовство (тайный групповой сговор), подкуп, торговля людьми, рабовладение и т. п. В результате со временем этнос может ослабнуть и даже разрушиться. Сказанное не означает утрату самобытности народов и культур, образующих этнос. Самостоятельные родоплеменные государства, например в Африке – влачат жалкое существование и истребляют друг друга, особенно на фоне существующих вокруг них многочисленных этносов. Примерами этносов могут являться современные Германия или Китай.
13. Союз Европы.
Союз Европы – это Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
23. Функции государства в условиях глобализации.
Под глобализацией понимается современный этап мировой интеграции народов, обществ и государств. Важная тенденция в развитии внутренних функций состоит в их интернационализации, т. е. в придании этим функциям значительного международного аспекта. Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции, поскольку любое государство обязано обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. В условиях глобализации важное значение приобретает такой аспект политической функции государства, как обеспечение государственного суверенитета. Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация означает интернационализацию рынков, обостряет конкуренцию и углубляет международное разделение труда. В результате экономической интеграции государств усиливается влияние транснациональных корпораций, растет господство надгосударственных структур, что серьезно сокращает возможности управления национальной экономикой со стороны государства.
Под влиянием глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости. В связи с появлением новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи, уменьшается численность используемой рабочей силы, многие государства переходят на гибкие системы занятости, например частичной или временной занятости, работе по контракту и т. д.
Глобализация в наибольшей мере затронула экологическую функцию государства. Экологические проблемы не исчерпываются пределами одного государства, поэтому необходимо активное сотрудничество всех государств в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, в частности создание системы мониторинга (наблюдения) за состоянием окружающей среды и здоровьем населения, оперативной информации в данной сфере, принятие согласованных экологических решений и т. д.
К числу функций, имеющих не только внутренний, но и глобальный характер, относится функция охраны и защиты прав и свобод личности. Права человека признаны международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в области соблюдения стандартов прав и свобод, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами этих стандартов (международной юрисдикции).
Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения. Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в совместной обороне и коллективной безопасности. Новый миропорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, которая в условиях глобализации приобрела качества специализации, четкой организации, интеллектуализации и т. д. Несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать. К ключевым национальным интересам государств относятся обеспечение правопорядка внутри страны, контроль за природными ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой и ценовой политики, стабильность внутреннего развития, наращивание собственной мощи и др. Эти интересы направлены на самосохранение государственно организованного общества и являются движущей силой государственной политики.
32. Система и специфика нормативного регулирования в догосударственном обществе.
Можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме). Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывая например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, пользование источниками воды, на допустимость добрачных половых связей и т. п. Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания огня, изготовления оружия и т. п.
Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах и иных формах. Мифы являются руководством к действию, диктуют способы поведения, которым должны следовать аборигены в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Юноши при прохождении инициации, т. е. в процессе перевода в группу взрослых (брачно-способных), изучали и усваивали социальные нормы общества, знакомясь при этом с мифами и с сопровождающими их обрядами. Формой выражения социальных норм было и классификационное родство, при котором конкретные люди включались в определенные конкретные группы (классы) родственных отношений. От этих отношений зависели властные отношения, распределительные отношения (какие продукты, какую пищу, кто и кому должен поставлять). В обществе присваивающей экономики не было всеобщего уравнительного пользования участками территории. Также самопроизвольно складывающиеся традиции и обычаи являлись формой выражения социальных норм, в связи с чем эти общества называют традиционными обществами.
Формирование и осуществление социальных норм в присваивающих обществах также имело самостоятельные, отличные от раннеклассовых обществ, процедуры. В доклассовом обществе были дополитические, властные (потестарные) органы, которые тоже вырабатывали нормы. Такие как нормы земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам - нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые, межгрупповые. Были и своеобразные "процессуальные" нормы. Нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом. Однако собственно суд как специально созданный и работающий по установленным правилам орган появляется все же на этапе становления раннеклассовых государств. Это еще один важнейший элемент регулятивной системы присваивающих обществ. Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь - это типичные формы. Правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм, т. е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Они отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций. Отличие права от мононорм:
· По содержанию. Становление производящей экономики приводит к качественному изменению всех сторон жизни общества, в том числе идеологии.
· Способы регулирования. Продолжает развиваться, приобретая новый уровень, система запретов, дозволений и позитивных обязываний, происходит расщепление мононорм.
Появляются, таким образом, способы, регулирующие поведение человека путем указания на то, что обязательно надо делать ("должно"), что разрешено делать ("можно"), что запрещено делать (нельзя), или что безразлично для общества, т. е. можно поступать по своему собственному усмотрению. Этот новый способ регулирования и характеризует право.
34. Право и государство: соотношение и взаимосвязь.
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности. Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.
Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.
Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения. Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
Выделяют модели взаимоотношений права и государства: тоталитарная; либеральная; прагматическая.
41. Право, информация, интернет.
Право и Интернет - использование Интернета как средства обеспечения прав граждан на информацию, а также средства правового образования и реализации различных правоприменительных процедур. Формирование правового государства и гражданского общества неразрывно связано с необходимостью повышения правовой культуры и развития правосознания населения страны. В связи с этим в числе наиболее важных задач правовой информатизации - задача создания и совершенствования эффективной системы распространения правовой информации в России. Эта задача имеет особое значение, так как система распространения правовой информации является одним из базовых элементов инфраструктуры России. В России фактически сложилась определенная система распространения правовой информации, в которой помимо государственных органов важную роль играют и негосударственные компании, распространяющие правовую информацию. Появляется необходимость внесения определенных корректировок в государственную политику правовой информатизации, - это стремительный рост возможностей компьютерных технологий.
Государством предполагается достигнуть следующих целей при проведении дальнейших работ:
Первая цель - гарантированное обеспечение государственных органов всей необходимой им официальной правовой информации с разумно достаточным для работы уровнем сервиса (некий государственный стандарт).
Вторая цель - создание условий для свободного получения всеми заинтересованными сторонами (физическими и юридическими лицами) правовой информации, аналогичной той, что предоставлена государственным органам.
Эта работа будет проводиться по следующим направлениям: развитие (совершенствование) созданной Спецсвязью России системы в направлении формирования единой системы банков нормативных актов, принимаемых органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, а также банков данных судебной, арбитражной и иной правоприменительной практики; обеспечение официальности распространяемой правовой информации на основе решения имеющихся правовых вопросов и применения необходимых организационно-технических мер; разработка стандартов обмена, представления, обработки и поиска официальной информации (в том числе - разработка официальных классификаторов и официальных тезаурусов); в реализацию принципа о всеобщем доступе к информации, в том числе и в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех":
· создание официального Интернет-сайта "Государственный электронный фонд правовой информации";
· обеспечение негосударственных распространителей официальной правовой информацией на бесприбыльной основе.
Законодательное закрепление и практическое применение изложенных положений позволит сделать значительный шаг в решение рассматриваемых проблем.
46. Закон и правовой прецедент.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство. Как форма (источник) права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
При соотношении прецедента и закона учитывается три фактора. Первый - прецедент со второй половины XIX в. утратил свое верховенство в правовой системе. Второй означает неоднозначность взаимоотношений закона и прецедента, ибо приоритетом обладает закон, который может отменить судебный прецедент. Судебный прецедент может отменить закон, поскольку из обязанности суда следует, что он может толковать акты парламента. Нормы закона, получившие судебное толкование, считаются частью общего права. В результате при рассмотрении дел судьи применяют не нормы закона, а нормы, возникшие при их толковании. Третий фактор - это в определенном смысле надгосударственный характер общего права, действующего в большинстве англоязычных стран. В результате судьи в определенных случаях обязаны применять иностранные прецеденты, что противоречит принципу верховенства юрисдикции национальных судов. Вместе с тем, будучи санкционированным применившим его судом, судебный прецедент становится источником национального права. В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут, таким образом, изменять свою политику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата. В странах романо-германского права современная судебная практика «все чаще признается самостоятельным источником права, приравниваемым по своему правотворческому характеру к законам». В результате складывается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, не действует доктрина судебного прецедента, а с другой -решение высших судов нередко считается источником права, равным закону и даже превосходящим его.
75. Понятие и виды актов правомерного поведения.
С точки зрения права, юридически значимое поведение может быть правомерным или неправомерным. Поведение субъектов права, соответствующее требованиям правовых норм, является правомерным, а нарушающее правила, предписанные этими нормами, - неправомерным. Правомерное поведение можно определить как основанную на правовых принципах и нормах правореализационную деятельность, осуществляемую субъектами правоотношений в форме использования своих субъективных прав, исполнения юридических обязанностей и соблюдения правовых запретов. В отечественной юридической науке до недавнего времени основное внимание традиционно уделялось проблемам, связанным с неправомерными деяниями лиц (правонарушениям), и почти не учитывалось поведение лиц, которое соответствует предписаниям правовых норм, так как эта проблема считалась малозначительной, хотя юриспруденция как наука должна в первую очередь обращать внимание именно на социально значимое поведение личности в правовой сфере, потому что основная масса правоотношений, возникающих и существующих в обществе, имеет в своей основе правомерное поведение. Правомерное поведение является одним из важнейших условий нормального функционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка, то есть оно всегда удовлетворяет общественные и личные интересы, для чего и устанавливаются правовые предписания.
Мотивация правомерного поведения во многом зависит от внутренних психических качеств личности и внешних социокультурных факторов, влияющих на поведение человека. Так как личность формируется в социокультурной среде, уровень цивилизованности и демократичности общества во многом определяет и внутренний мир человека. Насколько в обществе развиты правовые традиции, настолько развито у человека и уважение к праву, законодательству. Соответственно, и каждый индивид старается строить свое поведение в рамках правового пространства. Уровень цивилизованности государственно-организованного общества как раз и определяется развитостью правовых институтов и механизмами их осуществления. Субъекты права в основном свое поведение строят в соответствии с предписаниями, закрепленными в правовых нормах. Именно такое поведение лица, не противоречащее правовым предписаниям, называется правомерным. Не всякое общественно полезное действие правомерно. Правомерным является такое общественно полезное деяние (действие или бездействие), которое представляет собой реализацию юридических прав и обязанностей. Правомерное поведение, как и всякое человеческое поведение, представляет собой органическое единство внешнего поведения (деятельности) человека и его внутреннего психического состояния в момент совершения поступка. Правомерный поступок - это акт сознательного поведения, но о его субъективной стороне можно судить лишь по содержанию и форме внешнего поведения участника правоотношений. Поэтому правомерное поведение отличается от неправомерных деяний прежде всего формой внешнего поведения (объективной стороной).
По содержанию внешнего поведения правомерное деяние представляет собой соответствующее правовым предписаниям общественно полезное действие или бездействие. Это всегда акт социально полезного поведения, которое предусмотрено диспозицией или санкцией правовой нормы и характеризуется всеми содержащимися в норме права признаками. Субъектами правомерного поведения могут быть:
· физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства);
· юридические лица (предприятия, учреждения, организации);
· должностные лица;
· органы государства;
· органы местного самоуправления;
· субъекты федерации;
· государство в целом.
Правомерное поведение может быть классифицировано по различным основаниям:
» по форме проявления разделяется на действие (активная форма поведения субъекта права в рамках закона) и бездействие (воздержание лица от совершения действий, нарушающих нормы права);
» в зависимости от отраслевой принадлежности нормы права они подразделяются на административно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;
» в зависимости от субъекта поведения различают: действия государства в лице своих органов и должностных лиц, физических лиц, коммерческих структур, общественных объединений и т.д.;
» по формам реализации правовых предписаний их можно разделить на исполнение, соблюдение, использование и применение норм права.
Правомерное поведение можно рассматривать в зависимости от его связи с правоотношениями как влекущее их возникновение, изменение или прекращение, иными словами, каждый его акт есть своеобразный юридический факт. В зависимости от субъекта правомерного деяния различают деяния граждан, государственных органов, общественных организаций, а по отраслевой принадлежности норм выделяют поступки административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.п. По объективной стороне правомерное поведение подразделяют на необходимое (желательное) и социально допустимое. Примером последнего может служить такое правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение, как развод супругов. В зависимости от субъективной стороны правомерное поведение подразделяется на:
· Сознательное социально-активное - это поведение, которое основано на убеждении в необходимости и целесообразности правомерного поведения, при котором субъект права осознает необходимость, обоснованность и справедливость требований правовых норм и подчиняется их требованиям с целью достижения социально полезного результата (иногда данный вид правомерного поведения называют «легализмом». Под легализмом понимается соблюдение закона по той причине, что это закон, а законы должны соблюдаться. Здесь уместно напомнить студентам латинское выражение dura lex, sed lex - «закон суров, но это закон». В этом случае субъект действует не из-за поощрения или страха перед наказанием, а на основе высокоразвитого правосознания и правовой культуры;
· Конформистское - это поведение, которое основано на подчинении правовым нормам без их глубокого анализа и всестороннего осознания, как следствие приспособления личности к внешним обстоятельствам, в силу подражания окружающим (потому «делают все»).
· Маргинальное поведение - это поведение, основанное на подчинении правовым нормам, но совершаемое под воздействием властного принуждения и страха перед наказанием.
С точки зрения права поведение может быть правомерным, юридически нейтральным, противоправным. По своей активности правомерное поведение бывает: активное, обычное, пассивное. Активное поведение имеет место в случае реализации управомочивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий. Несомненно, что форма правомерного поведения в каждом конкретном случае индивидуальна, связана со спецификой мотивов, целей. Однако общими качествами, свойственными всем формам, являются:
~ сознательное следование праву в целях достижения определенного позитивного результата;
~ уклонение от неблагоприятных последствий, которые могут наступить за нарушение правовых норм.