Организация коммерческого предприятия по розничной продаже ювелирных товаров
1. ВВЕДЕНИЕ
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте.
Ювелирные изделия – это особая группа товаров. Большинство из них имеют исключительно декоративное значение.
К ювелирным товарам относят изделия из драгоценных металлов, а также высокохудожественные изделия из недрагоценных металлов и сплавов, камня, кости в сочетании с камнями-самоцветами природного и искусственного происхождения.
Главным потребительскими свойствами ювелирных товаров являются их эстетические свойства, и в этом их особенность. Некоторые из ювелирных изделий (столовые приборы, запонки и др.) имеют определенное утилитарное назначение.
Однако оно не является главным критерием при покупке, основной критерий - это красота изделий. Определенная особенность потребительских свойств ювелирных товаров заключается также в том, что срок службы ювелирных изделий из драгоценных металлов исчисляется десятками и даже сотнями лет.
2. ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Материалы для производства ювелирных товаров
Материалы, используемые для производства ювелирных украшений, делятся на металлические, неметаллические и вспомогательные. К металлическим материалам относятся драгоценные металлы; сплавы драгоценных металлов, цветные металлы, сплавы цветных металлов, другие металлы; к неметаллическим — драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, органические и искусственные камни, стекло, пластические массы, кость, рог, дерево, текстиль, кожа, резина, фарфор, папье-маше, лаки, эмаль; роль вспомогательных материалов играют кислоты, щелочи, соли, пасты, огнеупоры, клеи.
Золото — металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км); химически очень стойкий — растворяется в «царской водке» (смеси соляной и азотной кислот), а также в ртути, растворах цианистых щелочей, хлорной и бромной воде. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении недрагоценных металлов. В ювелирном деле (за счет введения в сплавы специальных легирующих добавок) широко используется золото белого, желтого, красного, зеленого, розового и даже черного и голубого цвета, причем такая многоцветность нередко присуща одному изделию. Ювелиры охотно применяют золото в сочетании с платиной, серебром, коррозионно-стойкой сталью, титаном, черным деревом.
Серебро — металл блестяще-белого цвета с очень высокой (95%) отражательной способностью, тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется, режется, скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025 мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во влажной среде, не вступает в реакцию с «царской водкой», плавиковой и соляной кислотами; растворяется в азотной и серной концентрированных кислотах. В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных металлов и как компонент золотых и серебряных припоев; как материал для изготовления ювелирных украшений применяется только в виде сплавов (чаще всего с медью). Из серебра во многих странах изготовляют в больших количествах предметы сервировки стола и украшения интерьера. Широко используется серебро и при изготовлении ювелирных украшений — серег, колец, брошей, кулонов, браслетов, колье, ожерелий, цепочек, запонок и т. д.; причем серебро может быть применено в сочетании с золотом, эмалью, чернью, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, кораллами, слоновой костью.
Платина — металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке, штамповке, волочению; химически стойкий — растворяется только в горячей «царской водке», цианистом калии и расплавленных щелочах. Пластичность, прочность, износостойкость, игра цвета — эти качества платины привлекают ювелиров. Очень тонкая платиновая проволока используется при изготовлении филигранных украшений, тонких цепочек, изящных оправ для колец. Платина нарядна и эффектна в сочетании с драгоценными камнями, особенно бриллиантами. Часто из платины изготовляют тонкие ленточные браслеты, а также подвески-пластинки, отличающиеся особой элегантностью и легкостью. Платину используют также для изготовления обручальных колец, колье, кулонов, серег.
Палладий — мягкий, ковкий металл платиновой группы, по цвету темнее серебра, но светлее платины; легко прокатывается в фольгу и протягивается в тонкую проволоку; по своим химическим и физическим свойствам значительно уступает платине;— легко растворяется в «царской водке» и азотной кислоте. В ювелирной промышленности используется как компонент сплава белого золота и высокотемпературных припоев.
Родий — голубовато-белый металл, твердый, тугоплавкий, с высокой отражательной способностью, при накаливании — пластичный, поддается обработке давлением; химически очень пассивен — не окисляется на воздухе, в воде, не взаимодействует с кислотами и их смесями, растворяется в щелочных растворах цианидов. Родий устойчив к действию кислорода, серы, фосфора, хлора, фтора. В ювелирном деле родий применяется как материал декоративно-защитного покрытия (родирования) серебряных и золотых (из белого золота) ювелирных изделий.
Рутений — тугоплавкий металл, по цвету почти не отличающийся от платины, но более твердый и хрупкий; химически очень стоек и износоустойчив; в ювелирном деле применяется обычно как компонент платиновых сплавов.
Иридий — очень твердый и хрупкий металл серебристо-белого цвета; необыкновенно химически стоек — не вступает в реакцию со щелочами, кислотами и их смесями; с трудом поддается механической обработке (давлением — только в раскаленном состоянии). В ювелирном производстве в сплавах с платиной и родием используется для изготовления химической посуды.
Осмий — белый с серо-голубым оттенком металл, очень тугоплавкий, тяжелый, твердый и хрупкий; механической обработке не поддается; не растворяется в кислотах и «царской водке» применяется в сплавах с платиной для придания им твердости и упругости.
Применение драгоценных металлов в чистом виде в ювелирном производстве не всегда целесообразно из-за их дороговизны, недостаточной твердости и износостойкости, поэтому для изготовления ювелирных украшений используют сплавы драгоценных металлов. Сплавы золота получают, используя в качестве легирующих элементов серебро, медь, платину, палладий, цинк, кадмий. Сплавы серебра имеют, как правило, один легирующий элемент — медь, но в некоторых случаях применяют сплавы серебра с цинком, кадмием, алюминием, никелем. В сплавах платины легирующими компонентами являются медь или иридий и совсем в незначительных количествах — рутений и осмий. При изготовлении ювелирных украшений чаще используют сплавы золото — серебро — медь, реже двойные сплавы: золото — серебро, золото — медь. Применяются также сплавы золото — платина, золото — палладий, золото — кадмий, серебро — медь — кадмий, серебро — медь, серебро — цинк, серебро — кадмий, серебро — алюминий, серебро — никель — медь — цинк; платина — палладий — серебро — никель, платина — иридий, платина — рутений, платина — осмий.
Медь — металл характерного красного цвета, мягкий, пластичный, вязкий, легко поддается обработке давлением (волочению, прокатке, штамповке, чеканке). Медь хорошо шлифуется и полируется, но быстро теряет блеск, ее затруднительно точить, сверлить, фрезеровать; медь растворяется в азотной, серной и соляной кислотах. В ювелирном деле медь чаще всего применяется для изготовления филигранных украшений и как компонент припоев и сплавов.
Цинк — серовато-белый с синеватым оттенком металл, стоек к воздействию воды, но очень легко растворяется в кислотах (соляной, азотной, серной); хрупок, однако при нагревании до 110— 150°С обретает пластичность и легко прокатывается в листы и вытягивается в проволоку; является компонентом многих сплавов, в том числе белого золота; незаменим при изготовлении припоев с высокой температурой плавления.
Олово — мягкий, вязкий, пластичный металл серебристо-белого цвета; коррозионно устойчив; легко растворяется в концентрированных соляной и азотной кислотах; подвергается воздействию щелочи, серы, хлора, брома, фтора и йода. Особенность олова — его неустойчивое состояние при температуре ниже 13,5°С (с понижением температуры идет превращение белого олова в серое — явление так называемой оловянной чумы). В древности олово применялось для чеканки монет и изготовления сосудов; в наши дни используется как компонент медных и легкоплавких припоев, применяется также при изготовлении отдельных видов ювелирных украшений и предметов украшения интерьера.
Свинец — мягкий, ковкий, тягучий металл голубовато-серого,цвета; легко прокатывается, протягивается, отливается. В сухой среде сохраняет блеск, во влажной — быстро тускнеет, растворяется в азотной, уксусной, лимонной и винной кислотах, вступает в реакцию со щелочами, не растворяется в серной и соляной кислотах. В ювелирном деле свинец применяется в качестве вспомогательного материала (из него изготовляют свинцовые подушки-матрицы, получают мягкие припои, чернь и эмали) и как компонент некоторых цветных сплавов недрагоценных металлов. При работе со свинцом следует помнить, что пары и растворимые соединения свинца ядовиты, поэтому необходимо соблюдать осторожность.
Кадмий — металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком и металлическим блеском, очень мягкий, вязкий и тягучий. При изгибе кадмиевого прутка сльгшно характерное потрескивание, аналогично треску оловянного прутка; хорошо куется, режется, прокатывается в листы и. вытягивается в проволоку; легко растворяется в азотной кислоте; используется как компонент сложных сплавов и припоев с невысокой температурой плавления. Соединения кадмия ядовиты, особенно опасны его пары для дыхательных путей.
Никель — металл серебристо-белого цвета с высокой отражательной способностью, твердый, тугоплавкий, гибкий, ковкий, тягучий; легко полируется, прокатывается, вытягивается; на воздухе не окисляется, щелочи на него почти не действуют, растворяется в азотной кислоте, а в соляной и серной — только в подогретом состоянии; в ювелирной промышленности применяется как компонент сплава белого золота и в качестве, материала декоративно-защитного покрытия (никелирования).
Алюминий — серебристо-белый легкий металл с голубоватым оттенком и высокой отражательной способностью; хорошо штампуется, прокатывается, куется, полируется, легко поддается волочению; взаимодействует с соляной и серной кислотами, разрушается в воде, азотная кислота на него не действует; широко используется при изготовлении различных значков, сувениров, очень недорогих ювелирных украшений.
Ртуть — жидкий металл зеркально-белого цвета с хорошей отражательной способностью; обладает способностью растворять в себе многие металлы (золото, серебро, олово, цинк, алюминий и др.), образуя жидкие и твердые сплавы, называемые амальгамами. Ювелиры используют ртуть для получения золотой и серебряной амальгам при горячем золочении и серебрении. Пары ртути очень ядовиты.
Бронза — сплав на основе меди, главными компонентами которого являются олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Такие сплавы называются оловянистыми бронзами. Существуют также алюминиевые, кремниевые, бериллиевые, кадмиевые бронзы. Самая высокая твердость, упругость и устойчивость к коррозии у бериллиевой бронзы, поэтому она широко применяется в художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.
Латунь — сплав меди с цинком, иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля, других элементов; легко поддается пластической деформации, обработке давлением и резанием. Латуни с содержанием цинка от 10 до 20 % получили название «томпаки»; применяются для изготовления отдельных видов ювелирных украшений, а также сувенирных значков.
Мельхиор — пластичный и прочный сплав меди с 20 % никеля; обладает красивым серебристым цветом; легко чеканится, штампуется, режется, паяется, полируется. Широко используется для изготовления многих видов ювелирных украшений.
Нейзильбер — сплав меди с 20 % цинка и 15 % никеля; отличается хорошей пластичностью, тягучестью и коррозионной-стойкостью; из нейзильбера чаще всего изготовляют ювелирные украшения с элементами филиграни.
Сталь — сплав, получаемый переплавкой передельного (белого) чугуна; существует множество сталей различного назначения. В ювелирном деле (в странах Запада) нашли применение коррозионно-стойкая и вороненая (темного цвета) стали.
Титан — блестящий, серебристого цвета металл, легко поддающийся различным видам обработки: его можно сверлить, точить, фрезеровать, сваривать, шлифовать, клеить; коррозионная стойкость титана сравнима с коррозионной стойкостью драгоценных металлов; титан обладает высокой прочностью, имеет низкую плотность, достаточно легкий; в наше время ювелиры зарубежных фирм широко применяют титан для изготовления самых разнообразных ювелирных украшений.
Тантал — металл серого цвета со слегка свинцовым оттенком, второй после вольфрама по тугоплавкости; отличается пластичностью, прочностью, свариваемостью, коррозионной стойкостью, многие фирмы стран Запада используют тантал для изготовления отдельных видов ювелирных украшений.
Ниобий — металл, внешне схожий с танталом; химически очень стойкий; на него не действуют «царская водка», соляная, серная, азотная, фосфорная, хлорная кислоты; растворяется только в плавиковой кислоте и ее смеси с азотной. В последнее время (в странах Запада) стал применяться в ювелирном деле как материал для изготовления ювелирных украшений.
Человек всегда интересовался драгоценными камнями и ценил их за красоту, редкость, долговечность и уникальность.
Алмаз — минерал, название которого произошло от греческого «адамас» — неодолимый, несокрушимый, самый износостойкий, дорогой, редкий камень; обычно бесцветен или окрашен в бледные оттенки желтого, бурого, серого, зеленого, розового, очень редко черного цвета. При изготовлении золотых, колец, браслетов, колье, ожерелий, кулонов, серег, брошей используется в качестве украшающего элемента — переливающейся всеми цветами радуги ограненной вставки (бриллианта).
Изумруд (по-древнерусски «смарагд») — прозрачный, твердый, химически стойкий, но очень хрупкий ярко-зеленый камень — в сравнении с ним никакая вещь не бывает зеленее; по своей ценности изумруд уступает только алмазу и иногда отдельным образцам рубина; в ювелирном деле использовался еще в древности, в наши дни широко (часто в сочетании с бриллиантами) применяется в ювелирных украшениях из золота; гранится изумруд чаще всего ступенчатой, прямоугольной, реже бриллиантовой огранкой, а также кабошоном.
Рубин — разновидность благородного корунда ярко-красного, темно-красного, фиолетово-красного цвета, второй по твердости камень после алмаза; на Востоке рубин с глубокой древности считали наиболее ценным драгоценным камнем: он служил талисманом, им украшали амулеты и ювелирные изделия; в настоящее время успешно используется в украшениях из драгоценных металлов; огранка рубина — бриллиантовая, смешанная, ступенчатая, кабошон.
Сапфир — прозрачная разновидность благородного корунда синего, голубого, зеленого, фиолетового, желтого, оранжевого цвета, По твердости, плотности, светопреломлению почти не отличается от рубина; формы огранки сапфира — бриллиантовая, ступенчатая, кабошон; используют сапфир для вставок в золотые украшения. На Руси рубины и сапфиры называли яхонтами.
Александрит — прозрачная разновидность хризоберилла; очень красивый самоцвет, отличающийся свойством менять окраску в зависимости от освещения; камень, у которого «утро зеленое, а вечер красный»; используется в ювелирных украшениях из золота и серебра; вставки гранятся чаще всего бриллиантовой и смешанной типами огранки.
Камни, по ценности уступающие лишь алмазу, изумруду, александриту, рубину и сапфиру, принято называть полудрагоценными.
Топаз — высокоплотный, тяжеловесный (по твердости уступает лишь алмазу, рубину и сапфиру) камень белого, светло-голубого, зеленого, розового, розовато-лилового, бурого, красного, красновато-фиолетового, золотисто-желтого, синего, синевато-зеленого, оранжевого цвета, издавна применяется в ювелирном деле; отличается особой 'внутренней игрой света, блеском, небесной голубизной, золотистым цветом солнца, искрящимися оттенками вин, легкостью и прозрачностью капель утренней росы; гранят бриллиантовой, ступенчатой и смешанной огранкой; вставляют в золотые и серебряные ювелирные украшения.
Аквамарин — исключительно прозрачный химически стойкий хрупкий камень небесно-голубой, голубой, зеленовато-голубой, темно-синий и цвета морской воды; гранится, как правило, бриллиантовой огранкой; применяется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.
Турмалин (от синегалезского «турмали» — притягивающий пепел или способный электризоваться при нагревании),— камень, популярный прежде всего за счет красоты разнообразных присущих ему окрасок: розовой и красной, вишнево-красной, синей, голубой, зеленой, оливково-зеленой, коричневой, желтой, бурой, черной, бесцветной, поли-хромной (многоцветной); гранится изумрудной, бриллиантовой, фантазийной и кабошоновой огранкой; используется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.
Горный хрусталь — бесцветная, прозрачная разновидность кварца; в ювелирном деле применяется с глубокой древности; гранится бриллиантовой, смешанной и ступенчатой огранкой; вправляют его как в украшения из золота и серебра, так и в украшения из недрагоценных металлов.
Аметист — прозрачная или полупрозрачная разновидность кварца бледнокрасноватого, голубовато-фиолетового пурпурного, темно-фиолетового, почти черного цвета; по старинным преданиям приносит удачу, гарантирует постоянство; защищает от магии и болезней, предохраняет от опьянения; формы огранки — ступенчатая, смешанная, кабошон; наиболее часто используется в сочетании с бриллиантами в украшениях из золота и серебра, для изготовления бус.
Цитрин — разновидность кварца лимонно-желтого цвета; прозрачен, в ограненном виде по окраске очень похож на топаз; отличается от топаза меньшей твердостью, плотностью, спайностью, многоцветностью; гранится, как правило, кабошоном; вставляется в золотые и серебряные украшения.
Дымчатый кварц — разновидность кварца серого, серо-коричневого, бурого, коричневого, коричневого с фиолетовым оттенком, коричневого с золотым оттенком, темно-коричневого цвета; прозрачен; гранится ступенчатой, смешанной, бриллиантовой видами огранки, а густоокрашенные экземпляры кабошоном; вставляется в золотые и серебряные ювелирные украшения.
Розовый кварц - разновидность кварца; представляет собой камень из белых с розоватым оттенком,, бледно-розовых и ярко-розовых частично прозрачных кристаллов; используется как вставка в ювелирные украшения из драгоценных металлов.
Тигровый глаз — кварц с большим количеством волокон коричневого, бурого и золотисто-желтого цвета с шелковистым блеском; используется чаще всего в виде отполированных пластин в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.
Морион — просвечивающаяся разновидность кварца, дымчатая, винно-желтая, желтая; огранка — в основном кабошоном; используется в украшениях из золота и серебра.
Гиацинт — тяжелый, химически стойкий, прозрачный с сильным блеском камень оранжевого, желтого, золотисто-коричневого, розового, красного, коричневато-красного цвета, гранится различными типами огранки; вставляется в ювелирные украшения из драгоценных металлов.
Опал — аморфная двуокись кремния; один из наиболее известных ювелирных камней; из многочисленных разновидностей опала для ювелиров интерес представляют следующие: благородный опал — полупрозрачный камень, белый, желтый, голубовато-желтый, черный; обыкновенный опал — просвечивающийся, молочно-белый, серый, зеленоватый; огненный опал — прозрачный или просвечивающийся, ярко-красный, ярко-желтый, ярко-оранжевый; гиалит — прозрачный; стекловидный, бесцветный; гранится кабашоном; в золотых ювелирных украшениях используется чаще всего в сочетании с бриллиантами.
Кахолонг — голубовато-белая фарфоровидная непрозрачная разновидность обыкновенного опала; применяется в качестве вставок в ювелирные украшениях из драгоценных металлов.
Бирюза (от персидского «фирюза») — один из самых красивейших ювелирных камней; непрозрачный, небесно-голубой с зеленым оттенком, синевато-зеленый, яблочно-зеленый; в серебряных, реже в золотых ювелирных украшениях применяется в виде кабошонов или вставок неправильной формы; широко используется для изготовления бус.
Шпинель — прозрачный со стекловидным блеском высокой твердости, но очень хрупкий камень; в старину на Руси шпинель называли лалом, очевидно за алый цвет; по преданию, именно лал первоначально украшал шапку Мономаха; шпинель бывает чаще всего красного, розового или оранжевого цвета, реже синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, желтого и черного; благодаря красивому внешнему виду шпинель широко используется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов; форма огранки вставок — ступенчатая и бриллиантовая.
Хризолит — прозрачная разновидность оливина (островного силиката) зеленого, золотисто-зеленого цвета с бурым, желтым, табачным, фисташковым, оливков'ым, травяным оттенками; гранят хризолит в основном ступенчатой огранкой, но нередко также бриллиантовой и кабошоном; применяется, как правило, в золотых ювелирных украшениях.
Авантюрин — солнечный камень, просвечивающийся, иногда полупрозрачный со стеклянным блеском, с разноцветными включениями чешуек слюды белого, серо-желтого, желто-коричневого, розового, красновато-желтого, красновато-коричневого, темно-зеленого цвета; хрупкий; гранится обычно кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.
Халцедон — разновидность кварцевого образования; просвечивающийся с восковым блеском хрупкий камень серый, молочно-белый, молочно-голубой, голубой, серовато-зеленый, зеленовато-голубой, желтовато-бурый, желтоватый; гранится кабошоном; используется во многих видах ювелирных украшений.
Хризопраз — самая ценная разновидность халцедона; цвет камня — от белого до глубокого зеленого, причем переход от одного цвета к другому практически незаметен; гранится кабошоном; широко используется для изготовления бус, браслетов, ожерелий, а также в кольцах, кулонах, серьгах.
Пироп (от, греческого «пиропос» — подобный огню) — разновидность граната, розовая, оранжево-красная, красная, малиновая, вишневая, красновато-фиолетовая; гранят бриллиантовой и смешанной огранкой, а также кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.
Альмандин — наиболее распространенная разновидность граната, фиолетово-красная с коричневым оттенком, синевато-красная, темно-красная, вишнево-красная, густо-красная, почти черная; прозрачные образцы гранятся бриллиантовой огранкой, а непрозрачные кабошоном и в виде блюдечка; вставляются в золотые ювелирные украшения.
Уваровит — разновидность граната, изумрудно-зеленая и темно-зеленая; просвечивающийся со стеклянным блеском хрупкий; гранится кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.
Корунд — минерал, оксид алюминия; камень синеватого, желтовато-серого, красного (рубин), синего (сапфир) цвета; используется в качестве вставки в ювелирные украшения из драгоценных металлов. Чаще всего в таком качестве применяется корунд искусственного происхождения.
Гематит или кровавик — минерал, оксид железа; камень железно-черного, стально-серого, красного, вишнево-красного цвета; применяется для изготовления бус, брошей, разных миниатюр, а также в качестве вставок в ювелирные украшения, из драгоценных, .металлов; гранится кабошоном.
Диопсид — минерал, силикат группы пироксенов; камень серого, серо-зеленого, сиреневого, розового, зеленого, изумрудно-зеленого (хромдиопсид) цвета; применяется в качестве вставок в ювелирные украшения и как материал для изготовления предметов украшения интерьера.
К поделочным камням относятся полупросвечивающиеся, часто непрозрачные минеральные горные породы с цветными включениями. Такие камни всегда использовались для изготовления крупных ваз, панно, столешниц. В последние годы широко применяются также и при изготовлении ювелирных украшений.
Камни, образование которых связано с жизнедеятельностью организма, например кораллы, относятся к органическим: жемчуг, янтарь ,коралл, гагат, перламутр…
В настоящее время в ювелирном деле в качестве материала для вставок в ювелирные украшения применяются следующие искусственные (выращенные в лабораторно-промышленных условиях) камни: рубин, сапфир, изумруд, аметист, александрит, цитрин, циркон, шпинель, опал, бирюза, малахит, гранат, хризолит, алмаз, лазурит, жемчуг, а также фианит — новый материал, не имеющий природных аналогов. По своим физико-химическим свойствам искусственные камни почти ни в чем не уступают настоящим, а по некоторым показателям даже превосходят их. Гранятся искусственные камни так же, как и натуральные; ценятся, естественно, ниже.
2.2. Производство ювелирных товаров
Вначале разрабатывается эскиз, создается модель ювелирного изделия. Основные процессы изготовления ювелирных изделий: заготовка материалов, создание формы, отделка, художественная обработка, огранка и закрепление вставок (камней). Огранку производят на специальных станках. Распространенные виды огранки: бриллиантовая, огранка розой, таблицей, ступенчатая, кабошоном.
Место, где на изделиях крепится камень, называется кастой (оправой), каст должен прочно и удерживать камень. Существуют разные способы закрепления камней в изделиях. Закрепки: крапановая, гладкая, гризантная, в обсыпку и др. Технологический цикл на ювелирном предприятии начинается с покупки сырья - драгоценных металлов, ювелирных вставок и вспомогательных материалов. Покупка слитков производится через банк. При этом кроме договора купли-продажи, приобретение слитков оформляется актом приема-передачи ценностей. Входной контроль качества при приемке слитков обычно не производится, так как банк гарантирует соответствие слитка указанной на нем пробе. К слиткам также прилагается сертификат или паспорт. Ювелирные вставки покупаются у предприятий-производителей или огранщиков. К каждому бриллианту должен прилагаться сертификат качества. Входной контроль ограненных вставок осуществляется путем внешнего осмотра. Драгоценные металлы и вставки, оформленные в установленном порядке, поступают в производственные цеха.
Технологические операции при производстве ювелирных изделий разделяют на основные и отделочные. К основным относят плавку, литье, штампование, вальцевание, отжиг, волочение, цепевязание, обезжиривание, пайку, промывку и сушку. К отделочным - операции по отделке, которые для каждого вида ювелирных украшений могут быть различны. Например, для цепочек может быть сколотка, размягчение, прессование, алмазная обработка, алмазная огранка, нарезка, конечная сборка (или оконцовка). Для колец - шлифование, полирование, матирование, нанесение защитно-декоративного покрытия, закрепка вставки и т. д.
Плавка - это технологический процесс, при котором слитки металла переводят из твердого состояния в расплав при воздействии соответствующих температур, и при добавлении необходимого количества лигатуры получают сплавы строго установленной пробы. Другими словами, суть процесса в том, чтобы из высокопробного слитка получить слиток установленной пробы, необходимый для производства.
Литье - это технологический процесс формирования изделия из жидкого расплава в форме. Основным видом ювелирного литья является литье по выплавляемым моделям. При этом способе возможно получить чистоту поверхности 4-го класса. Высокая чистота поверхности достигается в результате принудительного заполнения литейной полости формы жидким металлом под действием вакуумного всасывания или центробежных сил.
Вальцевание (прокатка) - операция, заключающаяся в многократном протягивании металла (прутка или пластины) через вращающиеся валки. При этом получаются листы или профилированные изделия различной толщины. Для вальцевания используют прокатный стан. Прокатный стан позволяет получить толщину пластины около 1 мм и проволоку круглого и квадратного сечения, диаметром порядка 1,5 мм.
Отжиг - процесс нагрева металлического сплава до заданной температуры, выдержка при этой температуре и последующее охлаждение. Проводится для устранения неоднородности кристаллической структуры, снятия внутренних напряжений, образовавшихся в металле в процессе его обработки - штамповка, прокатка (вальцовка). Цель отжига - привести сплав в равновесное состояние. Температура нагрева золота колеблется в пределах 700-750 °С, серебра - 600-650 °С.
Штампование (штамповка) - процесс обработки материалов давлением в результате пластической деформации заготовки в штампах. При штамповке ювелирных изделий выпрессовывается рисунок, который выгравирован на штамп-форме. Изделия сложных форм штампуются в несколько приемов с промежуточным отжигом. Методом штамповки изготавливают изделия массового производства. Примером может служить изготовление обручальных колец. Широкое применение нашли штамповка и штамповка с вырубкой, например, при изготовлении столовых приборов (вилки, ложки, ручки ножей).
Волочение - это процесс, результатом которого является получение проволоки круглого сечения с определенным (заданным) диаметром (до 0,1 мм). Проволока протягивается через отверстия фильер с равномерным натяжением последовательно от отверстия с большим диаметром к отверстию с меньшим диаметром, не пропуская ни одного; в противном случае значительно снижается качество проволоки, поскольку материал испытывает чрезмерную нагрузку. Фильеры постоянно смазываются эмульсией на основе вазелиновых масел, чтобы предотвратить перегрев проволоки. В результате операции волочения получается проволока строго определенного (заданного) диаметра с неопределенной длиной (в мотке до 100 метров), которая еще раз направляется на отжиг.
Пайка - процесс получения неразъемных соединений с помощью легкоплавких металлических сплавов (припоев). Неразъемное соединение получается в результате смачивания расплавленного припоя, нагретого до пластического состояния с кромками основного металла и последующего охлаждения спая. В ювелирном деле применяют в основном газопламенную пайку. Газовая горелка должна обеспечить температуру нагрева в пределах 1 100 °С. Более высокую температуру плавления (до 1 300 °С) обеспечивает бензиновый паяльный аппарат. Припои, используемые при пайке украшений, маркируются согласно процентному содержанию в них драгоценного металла.
Отбеливание. После отжига и пайки поверхность изделий необходимо очистить от оксидной пленки (результат отжига) и частиц флюса, образовавшихся при пайке. Процесс удаления оксидной пленки и флюса называется в ювелирном деле отбеливанием. Его проводят в фарфоровых или стеклянных ванночках, так как в состав отбеливающего раствора входит 10-15% серной или соляной кислоты, 5% медного купороса (остальное вода). Температура отбеливания - 60-80 °С, время - от одной до пяти минут.
Скань (филигрань) получается в результате скручивания двух или нескольких проволок, образующих веревочку, которую сплющивают в ленту, по ее краю образуются косые рубчики.
После основных операций все изделия проходят промывку в УЗ-ваннах и сушку в сушильных барабанах с горячими опилками. Далее переходят к отделочным операциям. Как упоминалось выше, для различных видов ювелирных изделий виды и характер отделочных операций могут сильно различаться, однако практически все изделия проходят шлифовку и полировку. Шлифовку применяют для создания ровной поверхности с помощью вращающихся шлифовальных кожаных, войлочных или хлопчатобумажных кругов с использованием наждачных порошков на шлифовальных станках, а также вручную. Поверхность изделия после шлифовки приобретает матовый цвет. Полировка придает золотым и серебряным изделиям зеркальный блеск с большим коэффициентом отражения. Процесс полировки осуществляют на полировальном станке с использованием полировальных паст и кожаных, войлочных или хлопчатобумажных полировальных кругов, а также вручную.
Гравировка - нанесение на поверхность изделий из металла неглубоких нарезок с помощью резцов (штихелей). Гравировка воспроизводит картины или орнаментный рисунок. Процесс гравировки (так же как и при чеканке) заключается в том, что на металлическое изделие стальной иглой наносится рисунок, который углубляется с помощью штихелей. Штихель состоит из деревянной ручки и стального срезанного резца. Процесс гравировки заключается в снятии стружки металла по контуру рисунка.
Насечка - способ получения узора инкрустацией по металлу. С помощью штихеля в металле делаются углубления, в которые ввиваются (вставляются) пластинки или проволока другого металла для получения орнамента или узора.
Чеканка - нанесение на поверхность изделия рисунка, надписи, узоров ручным способом. Операция заключается в закреплении листовой заготовки на поверхности деревянного ящика, предварительно залитого в горячем состоянии смолой. На листовую заготовку стальной иглой наносят контуры рисунка, а затем, ударяя молотком по чекану (тупое зубило), делают на листовой заготовке возвышения или заглубления. Чеканы изготавливают из более мягкого металла, чем металл листовой заготовки для предотвращения на металле заготовки царапин.
Золочение и серебрение - это покрытие менее стойких металлов более стойкими по отношению к коррозии и механическому износу. Золочение и серебрение придают изделиям нарядный и благородный вид.
Оксидирование - это процесс нанесения на поверхность изделия защитной оксидной пленки. Оксидированию подвергают медь и медные сплавы, алюминий. Производится путем погружения изделий в горячий раствор «серной печени» (1 часть серы и 2 части поташа). Длительность пребывания в растворе обусловливает цвет защитной пленки (от светлого до темного).
Чернение. В быту под чернением понимают окисление (потемнение) серебра в естественных условиях или покрытие серебра черной пленкой в сероводородной воде. За чернение принимают также использование черной эмали при эмалировании серебра, но это другой технологический способ.
Эмалирование - декоративное покрытие поверхности изделий из металла эмалью.
2.3. Потребительские свойства ювелирных товаров
Потребительскими называют свойства ювелирных товаров, проявляющиеся непосредственно при их использовании как предметов потребления. Это относится как к личным украшениям (браслеты, кольца, броши и др.), так и к другим изделиям (предметы сервировки, курения, туалета и т. д.). Они должны удовлетворять определённые потребности (чаще эстетические) человека в процессе их эксплуатации. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эргономические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надёжность потребления. Социальное свойство товара – это соответствие его потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления. Функциональные свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению (подстаканник должен удерживать стакан, портсигар – папиросы, пудреница – пудру и т. д.).
Эргономические свойства товара обуславливают удобство и комфорт его использования потребителем. Это относится и к предметам сервировки стола (подстаканники, вилки, ложки, ножи и т.д.), и к предметам туалета (пудреницы, запонки, зажимы и др.), и к предметам личных украшений (серьги, броши, кольца и др.), и к другим группам ювелирных изделий, конструкция и форма которых должны обеспечивать удобство пользования ими. Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для организма и работоспособности человека при взаимодействии с товаром. Так, крючки в серьгах должны быть изготовлены из драгоценных металлов или быть золочёными, чтобы не окислялись в проколах ушей и не вызывали заболевания. Материалы, применяемые при изготовлении ювелирных товаров, должны соответствовать номенклатуре материалов Госсанинспекцией Министерства здравоохранения РФ.
Надёжность потребления товаров – это потребительское свойство, обуславливающие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Особенно это относится к конструкции замков, звеньев цепочек, закрепок камней в предметах личных украшений (броши, серьги, браслеты и др.) и в предметах для курения (портсигары, зажигалки), шарнирных соединений пудрениц, сигаретниц и других изделий, состоящих из двух створок.
Безопасность потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, которые в процессе пользования травмировали бы кожу человека.
Эстетическое свойство товара характеризует его способность выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность и социально-культурную значимость. Эстетическое свойство ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность размера или миниатюризации, соответствие пластики и фактуры свойствам материалов и технологии производства, высокое качество обработки поверхности. Большое значение имеет также чётко выраженное стилевое единство с гаммой предметов гарнитура украшений. Однако важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия могут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманном внешним оформлением. Многие ювелирные изделия и по колориту и по форме отличаются неподдельной прелестью народного искусства. Сюжеты их росписи навеяны красотой природы, её весенним цветением. Ювелирные изделия обладают особенными эстетическими свойствами, так как они относятся к произведением народного прикладного искусства. Это высокохудожественные изделия тонкой работы, которые воспитывают и повышают у покупателей эстетический вкус.
Особенность потребительских свойств ювелирных товаров состоит в том, что главным является эстетическое свойство. Красота изделий – основной критерий при их оценке потребителем.
2.4. Классификация ювелирных товаров
По назначению: предметы личных украшений, предметы туалета, предметы сервировки стола, предметы для украшения интерьера, принадлежности для часов, сувениры. По материалу изготовления различают:
· золотые,
· серебряные,
· платиновые,
· мельхиоровые,
· нейзильберовые и другие ювелирные изделия.
Изделия из сплавов золота подразделяют по оттенку цвета на изделия из белого, желтого, розового, зеленого и голубого золота. По способу производства выделяют литые, штампованные, монтированные ювелирные изделия; по отделке — позолоченные, посеребренные, анодированные, филигранные, гравированные, черненные, инкрустированные и др.; по наличию и виду вставок — изделия без вставок и со вставками из природных и искусственных камней и другим признакам. Изделия со вставками различают по виду вставок, огранке, способу закрепления в изделии.
2.5. Ассортимент ювелирных товаров
1. Предметы личных украшений: предметы украшения головы – серьги, диадемы; шеи и платья – цепочки (по форме звеньев и конструкции цепочки подразделяют на панцирные, якорные, ленточные, фантазийные и др.), бусы — шейное украшение в виде элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями, гривны — это шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или без них, колье — украшение, декоративные элементы которого зафиксированы в его центральной части, кулоны, броши, медальоны, ожерелья — украшение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине; c рук - кольца различают по форме, ширине и внутреннему диаметру шинки (ободка). Размеры (номера) колец определяют по внутреннему диаметру шинки в миллиметрах — от 15 до 22,5 с интервалом в 0,5 мм. (гладкие без вставок (обручальные), декоративные со вставками), браслеты могут иметь подвески и вставки из различных материалов. Выпускают их длиной от 130 до 195 мм с интервалом в 5 мм. (жесткие, мягкие); других частей тела; гарнитуры представляют собой группу разных по назначению предметов личных украшений, имеющих единое художественное решение. Обычно состоят из серег, броши и кольца или серег, колье, браслета и кольца, изготовленных из одного материала, имеющих одинаковые фасон, отделку, вид и цвет вставки.
2. Предметы сервировки (оформления) стола: художественно оформленные приборы, посуда. Изготовленные из сплавов драгоценных или цветных металлов и имеющих покрытие из золота и (или) серебра. Ассортимент их представлен в виде отдельных предметов или наборов, предметы которых имеют единое художественное оформление.
3. Столовые приборы: ложки (столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая и др.), вилки (столовые, десертные, сервировочные), ножи, лопатки сервировочные и другие предметы.
4. Столовая посуда: чайники, кофейники, молочники, сахарницы, сливочники, подстаканники, креманки, вазы, подставки для столовых приборов, рюмки, бокалы и другие изделия.
5. Предметы украшения интерьера. Относятся изделия, эстетически обогащающие интерьер помещения: вазы для цветов, настенные панно из цветных камней, скульптуры, настенные декоративные блюда.
6. Предметы туалета: пудреницы, расчески, шкатулки, зеркала в оправе, имеющей ювелирное исполнение, булавки для шляп и галстуков, заколки для волос, запонки, зажимы для галстуков, пряжки для ремней.
7. Принадлежности для наручных и карманных часов: браслеты, бортовые цепочки.
8. Принадлежности для письма: перьевые ручки с золотым пером, чернильницы из цветных камней (яшмы, малахита, мрамора), ножи для резки бумаги, подставки для ручек.
9. Курительные принадлежности: для хранения табака и табачных изделий (портсигары), для держания табачных изделий (мундштуки, трубки курительные), для высекания огня (зажигалки), пепельницы и машинки для набивки папирос.
10. Сувенирные ювелирные изделия – изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры и искусства, памятные даты или обозначающие какой-либо образ:
· кинжалы,
· сабли,
· скульптуры,
· брелоки и т. п.
2.6. Требования к качеству. Дефекты
Требования к качеству ювелирных изделий подразделяют на группы: к материалам и к конструкции; к размерам; к отделке, массе изделий. Необходимо, чтобы все детали были прочно смонтированы, замок надежно работал, а шарнирное соединение обеспечивало бы плавное открытие створок, без перекосов и люфтов. Поверхность изделий должна быть чистой, ровной, защитно-декоративные покрытия — без подтеков, царапин, пятен, отслоений и посторонних включений. Качество ювелирных товаров должно соответствовать требованиям ГОСТ. Качество изделий из драгоценных металлов начинают проверять с наличия клейма и именника предприятия-изготовителя. Ювелирные товары подвергают 100 %-й проверке.
Основными дефектами ювелирных изделий являются непропаи и поры в местах паяных соединений, несоответствие цвета припоя данному изделию, несоответствие указанному размеру, непарность спаренных изделий, чистота обработки изделия недостаточна, люфт при работе затяжных устройств. Множество дефектов обнаруживается в местах крепления камней: неточно сделана гризантная насечка, неровно обжат камень, крапаны неодинаково обработаны, криво закреплен камень.
Другой дефект – нарушение симметричности изделия, а именно, смещение каста, устраняется путём обрезания конца шинки, выравнивания каста по осям симметрии и припаивания шинки на прежнее место.
2.7. Маркировка ювелирных изделий
Каждое ювелирное изделие должно иметь клеймо пробирного надзора, состоящее из основного клейма и именника. Кроме того, изделия из драгоценных металлов должны иметь этикетку с указанием следующих реквизитов:
- на лицевой стороне наименование и товарный знак предприятия-изготовителя, наименование изделия, шифр изделия, наименование и проба драгоценного металла, масса изделия в граммах, розничная цена изделия;
- на оборотной стороне размер (в соответствии с видом изделия), наименование материала, вставки, обозначение НД, штамп ОТК.
Для изделий со вставками из драгоценных камней, кроме того, указывают, месяц и год изготовления, номер партии, НД для вставки. Вставки из натуральных природных бриллиантов содержат дополнительную маркировку в соответствии с системой «4С»: форма и вид огранки, масса в каратах, группа цветности, группа чистоты, группа качества огранки и обработки.
Этикетки к ювелирным изделиям крепятся белыми нитками и пломбируются. Если этикетку невозможно прикрепить к изделию, ее вкладывают в индивидуальную тару или прикрепляют специальным клеем.
Групповая тара для изделий из драгоценных металлов (кроме гарнитуров и наборов) также должна иметь ярлык со следующими реквизитами: название предприятия-изготовителя, наименование и шифр изделия, наименование и проба драгоценного металла, масса изделий в граммах, розничная цена в рублях, количество изделий каждого размера (для колец, браслетов и цепочек), наименование материала вставок, количество изделий со вставками каждого цвета, дата упаковки, номер упаковки, штамп упаковщика, масса брутто в граммах, обозначение стандарта.
На транспортной таре указывается: наименование организации, шторой предприятие-изготовитель подчинено, реквизиты предприятия-изготовителя, реквизиты получателя, масса брутто в килограммах (граммах), номер упаковки. На боковые стенки транспортной тары наносят предупреждающие надписи: «Осторожно, хрупкое», «Боится сырости» или изображение специальных предупреждающих знаков. Маркировка транспортной тары должна быть контрастной по отношению к цвету тары и разборчивой.
2.8. Упаковка, транспортировка и хранение ювелирных изделий
По ОСТу 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов» ювелирные изделия должны упаковываться в индивидуальную, групповую и транспортную тару.
Индивидуальная тара может быть выполнена в виде: бумажных пакетов, чехлов (пакетов) из полиэтиленовой пленки, коробок из различных материалов или футляров. Возможность применения футляров в качестве индивидуальной тары, а также размер и особенности их конструкции согласовываются с заказчиком.
Требования к групповой таре определяются договором на поставку. Чаще всего используется групповая тара в виде картонных коробок. Изделия из драгоценных металлов (кроме изделий с драгоценными вставками) вкладываются в групповую тару в следующих количествах:
1. Кольца обручальные гладкие - по 10 или 20 штук.
2. Кольца со вставками - по 5 или 10 штук.
3. Серьги - по 5 или 10 пар.
4. Подвески - по 5 или 10 штук.
5. Цепочки - по 5 или 10 штук.
6. Столовые приборы - по 6 или 12 штук.
В групповую тару должны вкладываться изделия одного артикула. Допускается:
1. Поштучно заворачивать изделия в бумагу и вкладывать в групповую тару (т.е. без использования индивидуальной тары).
2. Вкладывать украшения, закрепленные на листе картона.
Предметы сервировки стола и украшения интерьера, завернутые в бумагу и вложенные в футляры или коробки, разрешается упаковывать в транспортную тару без использования групповой тары.
В групповую тару с весовыми изделиями должен вкладываться упаковочный лист. В групповую тару с невесовыми изделиями, а также с изделиями, имеющими вставки из драгоценных камней, упаковочный лист не вкладывается. Групповая тара с изделиями должна быть опломбирована предприятием-изготовителем. Пломба должна иметь четкий оттиск.
Изделия, вложенные в групповую тару, футляры или коробки, вкладываются в транспортную тару. Упаковка изделий в транспортную тару должна производиться в соответствии с требованиями спецсвязи. При упаковывании изделий, снабженных сертификатами, сертификаты должны вкладываться в транспортную тару. Масса транспортной тары с упакованными в нее изделиями не должна превышать 10 кг, если не имеется специального пункта в договоре на поставку.
Ювелирные изделия разрешено перевозить всеми видами транспорта, с соблюдением правил перевозки, обеспечивающих их сохранность.
Изделия из золота, платины и палладия транспортируют почтовыми посылками через спецсвязь. Серебряные изделия транспортируют почтовыми посылками через почтовые отделения связи.
Ювелирные изделия, выставленные на предприятиях розничной торговли, в шкафах и на витринах, помещают в специальные бархатные низки (лотки) или футляры. Шкафы и витрины должны обеспечивать защиту изделий от пыли и влаги. Выставленные ювелирные изделия периодически протираются.
Запас ювелирных товаров должен храниться в несгораемых шкафах, находящихся в сухом отапливаемом помещении, без резких колебаний температуры в систематизированном порядке, т. е. по видам, артикулам и т. д. Выставленные для продажи ювелирные изделия возвращают в несгораемые шкафы после окончания рабочего дня. Место хранения ценностей пломбируется.
Ювелирные изделия подвергают осмотру и инвентаризации каждые 10-15 дней. Золотые и платиновые изделия взвешиваются с точностью до 0,01 г, серебряные - до 0,1 г.
2.9. Технология продажи ювелирных товаров
Законом РФ «О защите прав потребителей» (в редакции федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ с последующими изменениями) предусмотрено издание правил продажи в отношении отдельных видов товаров (ст. 26). Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Раздел VII правил посвящен особенностям продажи товаров из драгоценных металлов и драгоценных камней. Продажа таких изделий осуществляется только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства). Продажа драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней. Информация о предлагаемых к продаже изделиях должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.
Изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам. Изделия, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра). Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.
При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень.
По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.
В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты. Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, расцветки или комплектации.
Кроме специальных правил продажи на ювелирную торговлю в полной мере распространяются общие правила торговли и положения гражданского законодательства, а также Закон о защите прав потребителей. Основные положения, касающиеся экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней, определены Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (утверждено Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742), а также Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов (утверждено Указом Президента РФ от 30 ноября 2002 г. № 1373).
Таблица 1
Особенности предложения товара в магазинах разных форматов
Формат ювелирного магазина |
Особенности предложения товара |
1. Ювелирная секция |
Рассказывая о товаре по описанной выше методике, делайте упор на выгоды, которые получит ваш покупатель. Для этого изучите потребности ваших целевых покупателей: что для них важно, для чего в основном они приобретают ювелирные изделия. Постарайтесь создать максимально удобные условия для демонстрации и примерки изделий. |
2. Ювелирный магазин |
|
3. Ювелирный салон |
Создайте для своих покупателей комфортные условия для примерки изделий: в специальной зоне должен быть отдельный стол со специальной подставкой, подсветкой и удобными зеркалами. Позаботьтесь о том, чтобы освещение было нейтрального белого цвета, и не искажало ни цвет изделия, ни внешность покупателя. Продавец должен активно участвовать в примерке. Кроме того, дайте детальную информацию о производителе, качестве металла и камней; если имеются сертификаты, то предоставьте их. |