Муниципальное управление общественной безопасностью
Отзыв (характеристика) руководителя практики от организации.
Иванов Иван Иванович с 30 сентября по 24 ноября 2013 года проходил производственную (преддипломную) практику в ГОУ СПО ТО "Донской политехнический колледж".
За период прохождения производственной практики студент Иванов И.И. проявил себя с наилучшей стороны. Добросовестно выполняла свои трудовые обязанности. В работе проявила себя как целеустремлённый, настойчивый в достижении результата работы. К работе подходит с ответственностью и трудолюбием. В отношении с людьми отзывчива, добропорядочна. В коллективе пользуется уважением.
При прохождении практики закрепила знания в области государственного управления, согласно полученному заданию на преддипломную практику, изучив:
- Конституцию Российской Федерации (в части касающейся государственного управления и гражданской службы).
- Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Постановление правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Структуру Местной администрации Муниципального образования города Донской как органа местного самоуправления.
- Механизм конкурсного отбора на муниципальную службу.
- Содержание и форму служебного контракта муниципального служащего.
За время практики ознакомился с основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Местной администрации Муниципального образования города Донского: Уставом (Основным законом) города Донского, регламентом, структурой муниципального образования, Положением об управлении делопроизводства, инструкциями по работе с документами, а также планами и программами работы Местной администрации города Донского на краткосрочный и среднесрочный период.
По результатам прохождения практики подготовлен аналитический отчет согласно утвержденного календарного плана.
За время практики Иванов И.И. проявил трудолюбие, любознательность и внимание, при необходимости использовал знания, полученные в период обучения в университете.
Рекомендую утвердить отчет по прохождении практики с оценкой «отлично».
Руководитель практики от организации _________________________________
(должность, ФИО, подпись, дата, печать).
«Утверждаю»
руководитель практики от Тульского филиала Финуниверситета
«___» ______________200__г.
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Календарный план (рабочая программа)
прохождения преддипломной производственной практики
по специальности_____________________________________
Студент______________________________________________
№ личного дела_______________________________________
Направление практики________________________________
(коммерческий маркетинг, муниципальное управление, производственный менеджмент)
Период |
Содержание программы практики |
1-я неделя |
Изучение устава Местной администрации, структуры Местной администрации Муниципального образования города Донской как органа местного самоуправления. |
2-я неделя |
Рассмотрен и изучен механизм конкурсного отбора на муниципальную службу |
3-я неделя |
Изучение содержания и формы служебного контракта муниципального служащего |
4-я неделя |
Рассмотрение законов и постановлений РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
5-я неделя |
Изучение и анализ состояния общественной безопасности в г.Донской |
6-я неделя |
Составление аналитического резюме, обобщив результаты анализа с указанием недостатков в работе Местной администрации г.Донской. |
7-я неделя |
Разработка детального плана дипломного проекта и оценивание качества собранного материала. Анализ полученных в процессе производственной практики результатов с четким обоснованием их теоретического и практического значения. |
8-я неделя |
Составление и утверждение отчета о прохождении производственной практики. |
Подпись студента
«___»___________________________200__г.
Содержание
1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности
Введение
Обеспечение безопасности - одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.
Несовершенство системы местного самоуправления, неоконченность процессов становления гражданского общества, социально-политическая поляризация общества в целом и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, увеличение опасности техногенных катастроф создают широкий спектр угроз общественной безопасности. Это вызывает необходимость поиска способов выхода из глубочайшего кризиса, в том числе, на территориальном и муниципальном уровнях. На безопасности городского сообщества в большой степени сказывается глубочайший системный кризис, охвативший нашу страну, отягченный грубыми просчетами при проведении структурных преобразований в экономике. В этой связи к основным угрозам и опасностям следует отнести и то, что влияет извне, и то, что связано с особенностями города Донской.
Тема дипломного проекта: «Муниципальное управление общественной безопасности (на примере города Донской)».
Во время практики собрал материал по теме дипломного проекта: изучал деятельность и сформулировал для себя общую характеристику организации местного самоуправления в Муниципальном образовании города Донского; изучил структуру органов местного самоуправления, систему управления общественной безопасностью.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей муниципального управлении общественной безопасностью в настоящее время, определении тенденций влияния местного самоуправления на общественную безопасность, оценке практической деятельности органов внутренних дел и органов местного самоуправления города Донской и выработке рекомендаций по ее совершенствованию. Из цели исследования вытекают следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы муниципального управления общественной безопасности;
- исследовать полномочия органов местного самоуправления в сфере общественной безопасности;
- изучить структуру и функции органов муниципального управления общественной безопасности;
- провести анализ основных направлений деятельности органов местного самоуправления по управлению общественной безопасности;
- выявить проблемы препятствующие развитию деятельности органов местного самоуправления по управлению общественной безопасности;
- внести предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по управлению общественной безопасности в городе Донской.
Объект исследования – Местная администрация Муниципального образования города Донской.
Предмет исследования – деятельность органов местного самоуправления по управлению общественной безопасности. Цель производственной практики:
1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков практической работы, овладение методами и приемами анализа, регулирования, планирования, стимулирования и другими вопросами, связанными с деятельностью Местной администрации Муниципального образования города Донской по вопросу общественной безопасности;
2. Сбор, обобщение и анализ материалов.
1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности
Систему безопасности образуют уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Безопасность личности, общества и государства на территории муниципального образования обеспечивают и охраняют территориальные органы Федеральной службы безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), внутренние войска, федеральные службы по надзору в отдельных сферах деятельности (промышленность, энергетика, транспорт, медицина, экология и др.). Указанные органы действуют на основе соответствующих Федеральных законов ("О полиции", "Об органах Федеральной службы безопасности", "Об обороне", "О гражданской обороне", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды" и др.). Органы местного самоуправления как один из уровней публичной власти оказывают содействие перечисленным органам государственной власти в решении стоящих перед ними задач.
За последние годы в России, как и во всем мире, усилилась угроза терроризма, что потребовало принятия соответствующих дополнительных мер безопасности со стороны государства и общества. Под терроризмом понимается насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, а также иные действия, создающие угрозу гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Террористические акты совершаются в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических и имущественных требований и интересов террористов.
В целях противодействия терроризму в России принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом".
Согласно данному Закону, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Для координации этой работы создаются межведомственные антитеррористические комиссии на региональном и муниципальном уровнях. Участвующие в них должностные лица органов местного самоуправления разрабатывают меры, направленные на повышение эффективности защиты населения от терроризма, осуществляют контроль выполнения предприятиями, учреждениями и организациями мер противодействия террористическим угрозам.
Наряду с оказанием содействия органам государственной власти в решении глобальных проблем безопасности, органы местного самоуправления имеют собственные полномочия в сфере общественной безопасности как составной части общей системы безопасности. Федеральным законом 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения в сфере безопасности отнесены:
- организация охраны общественного порядка силами муниципальной полиции (муниципальные районы и городские округа);
- организация скорой медицинской помощи, за исключением санитарно- авиационной (муниципальные районы и городские округа);
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности (поселения и городские округа);
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на соответствующих территориях (поселения и городские округа);
- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на соответствующих территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (муниципальные районы и городские округа).
В систему общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности, представленные на рис. 1.1.
Особенность услуг общественной безопасности состоит в их преимущественно профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность в обращении к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает.
В то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально функционировать ни одно муниципальное образование. При этом чем крупнее населенный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспечения общественной безопасности.
Ниже рассматривается роль органов местного самоуправления в решении отдельных проблем общественной безопасности.
Рис. 1.1 Система общественной безопасности
В соответствии со статьей 132 Конституции РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение общественного порядка. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов полиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности.
Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельных категорий лиц. К полиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения), подразделения полиции вневедомственной охраны и некоторые другие.
По данным УМВД России по Тульской области число зарегистрированных преступлений в январе-сентябре 2013 года уменьшилось против аналогичного периода предыдущего года на 7.4% и составило 635 единиц на 100 тыс. человек населения против 683 в январе-сентябре 2012 года.
Таблица 1
Число зарегистрированных преступлений и осужденных по Тульской области
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число зарегистрированных преступлений1) |
20477 |
20991 |
19592 |
18193 |
17983 |
15929 |
14681 |
13856 |
Выявлено лиц, |
11363 |
11463 |
10456 |
10027 |
9535 |
8841 |
7971 |
7048 |
Численность осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу,2) - всего, человек |
9163 |
8692 |
7966 |
7553 |
6191 |
7480 |
6838 |
6387 |
1) По данным УМВД России по Тульской области
2) По данным Управления Судебного департамента в Тульской области
Кроме органов МВД, полиция общественной безопасности подчиняется также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство полицией в муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые и освобождаемые от должности органами внутренних дел субъектов РФ. Начальники полиции общественной безопасности муниципальных образований назначаются и освобождаются от должности по согласованию с главами местных администраций и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел муниципальных образований.
Федеральный закон 2003 года возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственность за организацию охраны общественного порядка на соответствующих территориях силами муниципальной полиции, которая не будет входить в систему МВД.
В ряде городов уже проводился эксперимент по созданию органов муниципальной полиции, не входящих в систему МВД.
При этом возникли такие проблемы, как взаимодействие органов муниципальной и федеральной полиции, форма для муниципальной полиции, порядок присвоения воинских званий, пенсионное обеспечение и т.п. Поскольку приемлемые решения не были найдены, эксперимент фактически провалился. Для преодоления возникших проблем необходимо принятие специального федерального закона, в котором должны быть определены права и обязанности служащих муниципальной полиции, условия и порядок контроля со стороны государства за работой данных органов. В уставах муниципальных районов и городских округов может быть предусмотрена выборность руководителя органа муниципальной полиции. Для оказания помощи в охране общественного порядка, согласно Закону РФ "Об общественных объединениях", могут привлекаться местные общественные объединения, например добровольные народные дружины, а также граждане.
Важным компонентом общественного порядка является порядок движения на улицах и дорогах, который обеспечивает ГИБДД, входящая в состав соответствующего органа МВД. В минувшем году в городе произошло 60 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 9 человек и 66 получили телесные повреждения. За аналогичный период 2011 года произошло 71 ДТП, погибло при этом 7 человек и 88 травмированы. Кроме того, произошло 838 дорожно-транспортных происшествий, повлекших материальный ущерб, тогда как в 2011 году 804 (рисунок 2).
Рис. 2. Количество дорожно-транспортных происшествий за 2010-2012 года в муниципальном образовании Донской
В 35 % ДТП с пострадавшими участниками дорожного движения водители находились в состоянии алкогольного опьянения. В 2012 году сотрудниками Донского ОГИБДД были выявлены:
· 293 водителя, управляющих транспортом в состоянии опьянения; 2295 водителей, превысивших скоростной режим;
· 197 водителей, перевозящих детей без специальных удерживающих устройств; 51 водитель, не уступивший дорогу пешеходам;
· 1187 пешеходов, нарушивших правила дорожного движения .
Органы местного самоуправления совместно с органами ГИБДД участвуют в организации дорожного движения на территориях населенных пунктов. Они обеспечивают обустройство тротуаров, установку уличных указателей, переходов, ограждений, остановочных пунктов городского транспорта, уличного освещения. Для крупных городов обеспечение безопасности дорожного движения является весьма сложной задачей. В связи с этим одной из задач муниципальной власти является оптимизация транспортных потоков на территории города, строительство объездных дорог, путепроводных развязок, пешеходных тоннелей, установка светофоров и т.д.
2. Особенности управления общественной безопасностью на муниципальном уровне (на примере города Донской)
На административной территории муниципального образования город Донской, имеющей промышленную инфраструктуру, на 01.11.2012 года проживает 63729 тыс. человек.
Таблица 2
Изменение численности населения в муниципальном районе г. Донской Тульской области за 2012 год
Наимено-вание муници-пального образова-ния |
Числен-ность населе-ния на начало 2012 года |
Естественная убыль населения за 2012 год |
Миграционный прирост в 2012 году |
Численность населения на начало 2013 года |
Изменения (чел) |
Изме- нения (%) |
г. Донской |
64 416 |
-337 |
+235 |
64314 |
-102 |
-0,16 |
В таблице 2 мы видим что по сравнению с началом 2012 года численность населения МО г. Донского уменьшилось на 0,16 % на начало 2013 года.
Таблица 3
Динамика прироста, убыли населения МО г. Донской Тульской области по итогам 2012 года
|
На 1000 населения |
|||||
число |
число |
естественный (“-“) |
||||
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
|
г. Донской |
11,6 |
11,0 |
16,9 |
17,5 |
-5,3 |
-6,5 |
В таблице 3 видно, что анализ демографических процессов в сравнении с 2011 годом свидетельствует о том, что в муниципальном образовании г. Донской произошло сокращение естественной убыли населения. Причем сокращение данного показателя составило 22,6% (с - 6,5 до - 5,3).
Сокращение естественной убыли в муниципальном образовании г. Донской произошло в результате роста рождаемости и снижения смертности в течение 2011-2012 годов.
В состав муниципального образования город Донской входят микрорайоны: Центральный, Северо-Задонск, Подлесный, Руднев, Новоугольный, Комсомольский, Шахтерский, Задонье, на территориях которых продолжают свою работу органы территориального общественного самоуправления, всего 19 комитетов территориального общественного самоуправления (далее по тексту – ТОС).
Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Основанное на тесных соседских связях, ТОС является очень эффективной формой организации людей для решения каждодневных проблем небольших поселений, микрорайонов, улиц или отдельных домов. С одной стороны, это инструмент социального контроля, обеспечивающий баланс интересов и согласие в обществе, с другой - своего рода генератор идей, которые помогут лечь в основу административных решений. И наконец, с третьей – это организатор, способный объединить для решения конкретных задач усилия власти, и бизнес-сообщества, и граждан.
Работа с населением всегда была одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления - наиболее приближенного к людям уровня публичной власти, которая может и должна более оперативно и адекватно реагировать на запросы граждан. Система развития ТОС на территории МО город Донской сложилась и имеет свои определенные плоды.
Таблица 4
Смертность населения по основным классам причин смерти
по муниципальному району г. Донской Тульской области за 2012 год
|
Число умерших на 100000 населения от: |
|||||
болезней системы кровообращения |
ново-образо-ваний |
несчаст-ных случаев, отравле-ний и травм |
болезней органов дыхания |
болезней органов пище-варения |
инфек-ционных и парази-тарных болезней |
|
г. Донской |
946.2 |
265.7 |
150.7 |
52.8 |
80.8 |
10.9 |
Если проанализировать классы смертности, можно увидеть, что на несчастные случаи приходиться 10% от общей смертности населения МО г. Донской. Это говорит необходимости проведения мероприятий по снижению смертности по данным причинам.
В целях повышения доверия жителей к местной власти, формирования муниципальной политики, создание системы взаимодействия всех категорий населения и органов местного самоуправления, повышения внимания к людям, привлечения населения к участию в решении вопросов благоустройства территорий, участия в городских мероприятиях ежегодно принимается постановление администрации муниципального образования город Донской об утверждении Плана мероприятий по работе с населением муниципального образования город Донской, в соответствии с которым осуществляется ежедневная работа с населением нашего муниципального образования.
Говоря о системе работы с населением, мы имеем в виду не только совокупность определенных форм и методов работы, но и определение целей и задач работы. Ее периодичность, контроль за ходом исполнения, определение эффективности проводимой работы.
Основными формами работы с населением, которая ведется гласно и открыто на территории МО город Донской, являются:
- работа с общественными формированиями, партийными организациями и религиозными конфесиями, осуществляющими свою деятельность на территории МО город Донской;
- организация встреч с населением (проведение собраний, «Дней единого приема», подворовых обходов, семинаров совещания, сходов граждан и т.д.);
- подготовка и проведение массовых мероприятий и общественно-значимых, политических кампаний (выборы, референдумы, публичные слушания, юбилейные и праздничные мероприятия);
- работа с обращениями граждан;
- работа «телефона доверия»;
- «прямые эфиры»;
- общественные приемные;
- изучение общественного мнения населения, систематический мониторинг;
- информационная работа.
Деятельность органов местного самоуправления МО Донской регламентируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальными правовыми актами муниципального округа, такими, как Устав, Положение о Муниципальном Совете, Положение о Местной администрации, решения Муниципального совета, решения и постановления Главы Муниципального образования, решения и постановления Главы Местной администрации, и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, органы местного самоуправления г. Донской включают в себя Главу Муниципального образования, Муниципальный совет и Местную Администрацию.
Собрание депутатов муниципального образования город Донской (далее – Собрание депутатов) является представительным органом муниципального образования город Донской, обеспечивающим реализацию прав и свобод граждан, проживающих на территории муниципального образования, и состоит из 20 депутатов.
Собрание депутатов самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, регламентирующими деятельность органов местного самоуправления, Уставом муниципального образования город Донской, Регламентом.
Собрание депутатов вправе принять решение о внесении законопроектов в Тульскую областную Думу по собственной инициативе и по инициативе главы муниципального образования – председателя Собрания депутатов.
Порядок деятельности Собрания депутатов определяется Уставом муниципального образования,Регламентом.
Деятельность Собрания депутатов основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Собранием депутатов, депутаты могут образовывать фракции и объединения в порядке, установленном Регламентом.
Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Собрания депутатов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставами Тульской области и муниципального образования город Донской, Регламентом.
В случае нарушения Регламента Собрания депутатов каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего и депутатов соблюдения Регламента.
К основным направлениям деятельности сектора ГО и ЧС, ООС администрации МО город Донской относится обеспечение полномочий главы администрации муниципального образования в сфере:
- планирования и участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;
- участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;
- планирования, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охране окружающей среды;
- создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования;
- планирования и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
К вопросам в области защиты населения муниципального образования город Донской от ЧС на основании ст. 16, главы 3 федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится следующее:
1. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа - федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа - федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. Создание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа - федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
4. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах - постановление губернатора Тульской области от 12.03.07 г. «О повышении эффективности работы по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций на водоёмах и реках области».
На основании федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» статьи 11. «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» пункта 2: «Орган местного самоуправления (администрация муниципального образования город Донской) самостоятельно:
а) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организует их проведение;
в) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создаёт резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращается за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в администрацию Тульской области;
ж) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создаёт при органе местного самоуправления постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – сектор ГО и ЧС, охраны окружающей среды.
Во исполнении постановления правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории муниципального образования город Донской создано и функционирует местное звено ТП РСЧС, которое состоит из:
ü Координационный орган администрации муниципального образования город Донской - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) администрации муниципального образования город Донской (постановление главы администрации муниципального образования город Донской от 17.10.2005 года №1088 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования город Донской». Председатель КЧС и ОПБ администрации муниципального образования город Донской - заместитель главы администрации муниципального образования город Донской по вопросам жизнеобеспечения. В состав КЧС и ОПБ администрации муниципального образования город Донской входит 28 человек. Работа КЧС и ОПБ администрации муниципального образования город Донской организована согласно Плана работы на год. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- координация деятельности органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
ü Постоянно действующий орган управления муниципального образования город Донской - сектор ГО и ЧС, охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Донской (далее – сектор ГО и ЧС, ООС), специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при администрации муниципального образования город Донской (постановление главы администрации муниципального образования город Донской от 23.03.2006г. № 309 «Об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и охране окружающей среды в муниципальном образовании город Донской» Начальник сектора ГО и ЧС, ООС - Глухов Владимир Михайлович. В состав сектора ГО и ЧС, ООС входит 2 человека.
ü Орган повседневного управления - муниципальное казенное учреждение "Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования город Донской" (ЕДДС) (постановление главы администрации муниципального образования город Донской от 15.05.2012г. №490 "Об утверждении положения о муниципальном казенном учреждении "Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования город Донской", находятся в оперативном подчинении сектора ГО и ЧС, ООС. Руководитель ЕДДС Репин Виктор Вячеславович. В состав ЕДДС входит 11 человека.
ü К силам и средствам единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся специально подготовленные силы и средства муниципального образования город Донской (постановление главы администрации муниципального образования Донской от 23.10.2008г. N 1519«О создании территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований и мерах по поддержанию готовности органов управления сил и средств гражданской обороны». В состав сил и средств муниципального образования город Донской входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. К силы и средства постоянной готовности относятся:
ü Пожарная служба «01» - 77 ПЧ 7 ОФПС МЧС России, руководитель - майор внутренней службы Маслов Вячеслав Юрьевич
ü Служба охраны общественного порядка «02» - ОМВД России по городу Донской, руководитель – Лемеш Виталий Владимирович;
ü Скорая медицинская помощь «03» - бригады скорой медицинской помощи, руководитель -заместитель главного врача ГУЗ ТО "ДГБ №1" Басси Леонид Николаевич;
ü Оперативная группа – начальник сектора ГО и ЧС, охраны окружающей среды администрации МО г. Донской Глухов Владимир Михайлович.
Кроме сил и средств постоянной готовности в состав сил и средств муниципального образования город Донской входят: силы и средства наблюдения и лабораторного контроля, силы и средства локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
· Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Как видно из вышеизложенного, на органы местного самоуправления в сфере общественной безопасности возложен широкий круг собственных и государственных полномочий, реализация которых требует постоянного и оперативного взаимодействия с различными государственными структурами. Для реализации этих задач при местной администрации создается орган (в небольших муниципальных образованиях – специалист) по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
На этот орган (специалиста) возлагаются функции по реализации на территории муниципального образования единой государственной политики и по руководству деятельностью дислоцированных на территории муниципального образования органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и поисково-спасательных служб. Начальник муниципального органа ГОЧС назначается главой муниципального образования по согласованию с руководителем соответствующего органа субъекта РФ и должен иметь профессиональную подготовку по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
В то же время необходимо отметить, что ведомственная разобщенность различных служб общественной безопасности (полиция, ГОЧС, скорая медицинская помощь) осложняет координацию их деятельности. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере общественной безопасности требует строгого соблюдения установленного порядка их передачи, нормативно-правового обеспечения и финансирования.
Территориальные отделения соответствующих федеральных органов не должны проводить на территориях муниципальных образований мероприятия, опасные для жителей, осложняющие движение на улицах и дорогах или оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, без согласования с органами местного самоуправления.
В подобных ситуациях глава муниципального образования фактически не может нести полную ответственность за общественную безопасность на территории.
В большинстве зарубежных стран функционируют муниципальная полиция, организационно обособленная от государственной криминальной полиции, и муниципальная пожарная служба.
В некоторых странах имеется единая служба типа 911, включающая в себя муниципальную полицию, пожарную охрану и скорую медицинскую помощь.
Создание аналогичных муниципальных служб в России является одной из актуальных задач обеспечения общественной безопасности.
Заключение
Завершая отчет, посвященный деятельности органов местного самоуправления в сфере общественной безопасности, необходимо отметить, что роль и значение данного исследований растет с каждым годом.
Это объясняется работой по разграничению полномочий между уровнями власти, становлением и развитием местного самоуправления в Российской Федерации. Главное заключается в том, что происходящие в Российской Федерации глубокие социально-экономические преобразования требуют не только скоординированных экономических реформ, направленных на создание полнокровных рыночных механизмов, трансформацию отношений собственности, развитие предпринимательства, но и усиление защиты прав и свобод граждан, всех форм собственности, интересов предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений от преступных и иных противоправных посягательств. В этих условиях крайне важен эффективно действующий механизм охраны общественного порядка, безопасности граждан.
Охрана общественного порядка относится к числу важнейших вопросов местного значения. Несмотря на то, что обеспечение правопорядка и безопасности граждан на всей территории страны является задачей соответствующих органов государственной власти, непосредственное осуществление охраны общественного порядка в соответствии с Конституцией Российской Федерации возложено на органы местного самоуправления.
Необходимость начала частичной децентрализации и муниципализация органов общественной безопасности обусловлена требованиями законодательства и потребностью общества в таких правоохранительных органах, функции которых наиболее полно отвечали бы интересам населения конкретных территорий и позволяли осуществлять социальный контроль за их деятельностью.
Необходимы дальнейшие шаги при формировании правовой основы по реализации конституционной функции местного самоуправления – охраны общественного порядка. Ее создание требует внесения необходимых изменений и дополнений в некоторые действующие законы. На федеральном уровне следует более детально закрепить понятия, принципы, задачи, права, обязанности органов местного самоуправления по охране общественного порядка, порядок их финансирования и материального обеспечения, механизм контроля и ответственности.
Работа по совершенствованию системы актов, регулирующих общественные отношения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан и организаций на защиту от чрезвычайных ситуаций различного характера, адекватное реагирование на них государственной и муниципальной администрации и оказание помощи пострадавшим должна быть продолжена и в будущем.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
3. Федеральный Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ.
4. Трудовой Кодекс РФ.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
8. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона
9. Устав города Донской.
10. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
11. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. - М: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. 130 с.
12. Сехов Н.В. О комплексной безопасности населенных пунктов. Учебное пособие. -М.: Колледж полиции, 2003. – 72 с.
13. Шевелева Н.А. Муниципальное право России. М., 1998.
14. Тульская статистика [Электронный ресурс] URL: http://www.tulastat.gks.ru/
15. Донские новости [Электронный ресурс] URL: http://доновости.рф/