Знакомство дошкольников с сезонными явлениями
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ работы воспитателя по знакомству дошкольников с сезонными явлениями
2. Наблюдение – как основополагающий метод знакомства дошкольников с сезонными явлениями
3. Анализ эффективности работы по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями
Анализ работы воспитателя по знакомству дошкольников с сезонными явлениями
Сложившееся на современном этапе развития дошкольной педагогики многообразие видов образовательных учреждений, программ воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.) дает педагогу установку на творчество, внедрение инновационных технологий, создание собственных оригинальных методических материалов. Непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие на дошкольника многократно усиливается при создании педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
В дошкольном возрасте совершенствование содержания и методов всестороннего воспитания ребенка идет в основном по пути формирования элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных знаний и представлений об окружающей действительности. Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления окружающей действительности подчиняются закономерностям. А для этого необходимо формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.
Новые личностно-ориентированные задачи воспитания потребовали изменения акцентов в организации деятельности дошкольника. Для педагога в дошкольном образовательном учреждении главным становятся не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит — и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.
Наблюдение – как основополагающий метод знакомства дошкольников с сезонными явлениями
Наблюдение сезонных изменений в природе — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивающее качественную подготовку к школе. При этом происходит:
— знакомство детей с временами года и их названиями;
— формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года (например, о том, что такое тепло, жарко, холодно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки и т.д.);
— знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (изменение окраски растений, появление почек, листьев, цветов, плодов, семян и т.д.);
— знакомство с изменением поведения животных в разные времена года;
— формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.);
— уточнение знаний о сезонной одежде, характерной для каждого времени года;
— обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и др.);
— организация наблюдений за природными явлениями, изменениями погоды (вчера, сегодня);
— воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года;
— организация подвижных игр детей в различные времена года (катание на санках, лыжах, купание в речке, на море и т.д.).
Дети должны научиться: различать объекты живой и неживой природы; элементарно обследовать объекты живой и неживой природы; вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербальных и невербальных средств общения; сравнивать объекты природы в разные времена года по определенному плану; устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений; формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства; знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.
Основной метод ознакомления детей с сезонными явлениями — наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное наблюдение— это чувственное познание и восприятие какого-либо объекта во всем его многообразии. Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.
В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.
Так, например, ребята могут рассматривать сосульки в морозный день и в день оттепели. Взрослому необходимо обратить внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная), цвет (прозрачная). Надо дать им попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая), температурных ощущений (холодная). Обязательно следует попросить каждого ребенка выразить словами, что он испытывает в тот момент, когда держит в руках сосульку, смотрит через нее на зимнее или весеннее солнце. Необходимо отметить, что сосульки появляются и растут в дни оттепели, когда на крышах начинает подтаивать снег. После выделения важных признаков сосулек детям задаются вопросы проблемного характера. Такие вопросы способствуют формированию у ребят умения делать самостоятельные выводы (например: «Как получается сосулька?», «Чем отличаются сосульки в морозный день и в день оттепели?»).
Организуя наблюдения подобным образом, педагог помогает детям закрепить знания о свойствах, качественных признаках воды, льда.
Для активизации познавательной деятельности при изучении явлений и объектов природы необходимо сочетать наблюдение с практической деятельностью. Так, знакомясь со свойством воды (превращение ее в лед), дети с удовольствием делают игрушки-украшения (на Новый год, Рождество, ко дню святого Валентина) из разноцветной замороженной воды. Использование натуральных предметов при организации наблюдений:
1) способствует формированию реалистически правильного представления о предмете (дети выделяют его положение среди других предметов, определяют соотношение с ними по величине, форме, запаху, вкусовым качествам, знакомятся с его назначением, естественной окраской);
2) дает детям возможность действовать с новыми предметами, создает определенный эмоциональный настрой, что способствует более быстрому и прочному усвоению изучаемого материала;
3) пробуждает у детей живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления.
В процессе наблюдений идет одновременно формирование познавательной и чувственной сферы, обогащается словарь детей и складываются конкретные представления. Так, при восприятии различных свойств предметов, различных явлений природы, сравнении их с другими свойствами и явлениями ребята учатся выделять наиболее интересные и значимые признаки, усваивают на практике, как отдельные явления живой и неживой природы находят свое отражение в определенных словах и образных выражениях родного языка. При правильной организации наблюдения за реальными явлениями и объектами природы у ребенка не только формируется обобщенное понятие о данном предмете или явлении, но и рождается личное отношение к объекту такого наблюдения.
Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что образование понятий — процесс длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы.
Для того чтобы наблюдение носило развивающий характер, педагогу необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий. Подготовка к наблюдению:
1)выбрать объект для наблюдения, хорошо изучить его свойства;
2)определить основную цель наблюдения, составить четкий план;
3) провести предварительную беседу с детьми. Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью. Например, педагог сообщает детям, что на экскурсии они будут наблюдать, как изменилась природа с наступлением осени;
4)наметить вопросы для беседы, сопровождающей наблюдения детей;
5) определить объем работы по обогащению и активизации словаря детей и разработать индивидуальные лексические задания с учетом эмоционально-личностных особенностей и коммуникативных навыков каждого ребенка.
Наблюдение призвано стимулировать познавательную активность детей, вызывать неподдельный интерес у каждого ребенка. Например, детям дается задание собрать опавшие листья. Педагог может провести игру «Кто больше соберет самых больших (маленьких) листьев каштана (дуба, клена и т.п.)?», попросить придумать короткую историю на тему «Что мне понравилось в осеннем лесу?».
Во время наблюдения должны происходить обогащение словаря дошкольников, его активизация, использование новых слов в самостоятельной речи, закрепление их в памяти. Для этого детям надо задавать вопросы, акцентируя внимание на новых для них в словах, стимулируя употребление новых слов или знакомых слов в новом для них значении. Уточняя высказывания малышей, педагог должен следить за использованием определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления речи. Обращается внимание ребят на приметы, характерные для того или иного времени года, заучиваются поговорки, стихотворения. В конце наблюдения надо обобщить то, что дети узнали в его ходе.
Опосредованное наблюдение— это восприятие какого-либо объекта через его изображение, например игрушку или картинку. Опосредованное наблюдение рекомендуется в случаях, когда предметы невозможно представить для непосредственного наблюдения (ледоход, вьюга, Дед Мороз, Снегурочка). В качестве наглядной опоры служат иллюстративный материал, игрушки, муляжи. Иллюстрации используют в работе и после того, как дети познакомились с натуральными предметами. Использование предметных, сюжетных картинок, призванное уточнить и активизировать словарь дошкольников, детально разработано в дошкольной педагогике (Л.Н. Павлова).
Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный предмет и его изображение на картинке приодновременном предъявлении и картинки и реального предмета. В дошкольном возрасте дети, как правило, видят только изображение, их учат узнавать предмет, т.е. сравнивать изображение с реальным предметом. Чтобы назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный предмет, и ранее воспринятое слово. Таким образом, опосредованное наблюдение — это более сложный для ребенка вид восприятия.
Задача педагога — научить детей воспринимать эмоциональный смысл и содержательный контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от беспорядочного рассматривания к последовательному наблюдению, к выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов — выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображаемому предмету и явлению, активизируя при этом определенную группу слов.
Задаваемые по картине вопросы не должны ограничиваться только ее основным содержанием, необходимо делать специальный акцент на воспитание у детей эмоционального сопереживания изображаемым событиям, умения выразить личное отношение к предмету или явлению окружающей действительности. Например, при рассматривании картины «У кормушки» ребятам задаются не только вопросы типа: Кто сделал кормушку? Зачем дети сделали кормушку? Какой корм дети приготовили для птиц? Куда дети повесили кормушку? Какие птицы прилетели? Почему дети спрятались за елку? Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые кормят птиц зимой, узнать, кто из детей делал кормушку или собирал крошки для птиц. Такие вопросы вызывают сопереживание у самых маленьких детей и, несомненно, способствуют переходу от формального «натаскивания» на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.
На начальных этапах обучения дети наблюдают отдельные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных в разные времена года. Дошкольники должны усвоить, в какой последовательности и за какими объектами они должны вести наблюдения, чтобы охарактеризовать погоду (солнце, небо, облака, осадки, ветер), научиться сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом или явлением в течение небольшого промежутка времени.
В дальнейшем представления детей о временах года должны отражать не только характерные особенности каждого сезона, но и постепенные изменения, переход одного сезона в другой. Так, ребята наблюдают, как желтеет и опадает листва, увядают травянистые растения, постепенно наступают холода, исчезают насекомые и т.д., со временем усваивают основные отличительные признаки времен года, знакомятся с сезонным трудом людей. В итоге они получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние растений и животных, т.е. приобретают круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности. Параллельно проводится работа по формированию эмоционально окрашенного отношения детей к явлениям и объектам родной природы. Постепенно увеличивается степень самостоятельности и в наблюдениях за природой, и в умении выразить свои чувства и переживания по этому поводу.
Важно помнить, что организация наблюдения (непосредственного или опосредованного) является важным, но не единственным способом ознакомления детей с явлениями родной природы. Не менее широко используются на занятиях в детском саду практические и словесные методы.
Анализ эффективности работы по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями
Результаты, полученные в процессе опроса, говорят о том, что с помощью практических методов обучения, к которым относятся элементарные опыты, моделирование и т.п., взрослые помогают ребятам установить связи между отдельными предметами и явлениями природы, систематизировать полученные с помощью отдельных наблюдений знания, поупражняться в их применении.
Используя словесные методы (беседу, рассказ, чтение прозаических и стихотворных произведений о природе, творческое сочинение на заданную тему), педагог не только расширяет знания детей о природе родного края и других стран, но и воспитывает эмоционально положительное отношение к окружающему миру, любовь и восхищение красотой родной земли.
Одновременно проводится и работа по развитию речи детей-дошкольников. Так, например, сначала при описании сезонных изменений в природе дети применяют простые нераспространение предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной группе — сложноподчиненные предложения. В этот период на основе приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, используя опорные слова или план.
Большое внимание уделяется выделению отличительных признаков каждого месяца года и их лексическому описанию с помощью стандартных (клишированных) оборотов и выразительных средств (фразеологизмы, синонимы, слова с переносным значением). Так, ребята не только усваивают порядок чередования времен года, названия месяцев, но и учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, при знакомстве с сезонными явлениями природы целесообразно использовать различные игры. На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводятся дидактические игры: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «Следопыт», «Узнай по звуку», «Ярмарка», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?», «Составь узор из осенних листьев» и т.д.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 166 с.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
3. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования// Педагогика. – 1997. - № 6. – С.31-36.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
5. Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. – Ульяновск, 2001. – 95 с.
6. Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы/ Под ред.И.Я.Гуткович. – Ульяновск, 2002. – 165 с.
7. Гуринович Ф. Сто хрустальных родничков. – Мн.: Юнацтва, 2000. – 151 с.
8. Корзун А.В. Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 120 с.
9. Корзун А.В., Кишко С.В. и др. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 68 с.