Создание условий для развития игровой деятельности детей
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
3. Понятие игровой деятельности
4. Условие создания игровой деятельности в первой младшей группе
5. Заключение
Введение
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.
Определение "игра"
Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).
Понятие игровой деятельности
Игровая деятельность - один из видов активности человека и животных. Игровая деятельность - форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. Детская игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игровая деятельность (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Игровая деятельность - важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая формамоделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Мотивация игровой деятельности лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игровой деятельности. является роль. Кроме роли в структуру игровой деятельности включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми.
Условие создания игровой деятельности в первой младшей группе
Театрализованная деятельность
№ п/п |
Содержание предметно-игровой среды |
1. |
- В группе созданы условия для проведения игр-имитаций и хороводных игр. Достаточно места для организации подгрупповых и групповых игр. Имеются атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки образные фартучки нагрудные знаки-эмблемы: предметные картинки в кармашках с петлей для пуговки или для одевания на шею- животные, транспорт (самолеты, автомобили, др.) Имеются элементы костюма для ряжения. Также бусы, султанчики, веночки, корзиночки. Большое зеркало. |
2. |
Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов в группе имеется: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка) тростевые куклы куклы (образы людей, животных) театра би-ба-бо |
3. |
- Для развития эмоциональной отзывчивости детей имеются картинки и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями (смеется – плачет) |
4. |
Для показа воспитателем инсценировок по сказкам: «Теремок», «Репка», «Курочка-Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» в группе имеется: настольный театр игрушек театр картинок (настольный и на фланелеграфе) настольный театр плоскостных фигур |
5. |
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности имеются: ТСО (технические средства) аудиозаписи музыкальных программных произведений простейшие музыкальные игрушки – органчики, погремушки, бубен, барабан, музыкальные шкатулки. |
Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.).
Воспитатель периодически изменяет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки), следит за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику (например, для «игры в парикмахерскую» - зеркало, ножницы, расческа, накидки, парфюмерные наборы и т.д.).
Исследователи считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками. Р.И. Жуковская считает, что кукольный уголок - это «не хранилище безымянных кукол, а «местожительство» дружной кукольной семьи».
Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Каждая кукла для ребенка имеет свои черты: имя, лицо, характер.
Это побуждает малыша заботиться об игровом уголке, наводить в нем порядок.
В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов-заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.
Дети охотно играют в кукольном уголке, в котором есть разнообразные предметы «взрослого быта». Большие мягкие модули используем для строительства домов, машин, поезда. На большом автомобиле отправляемся в путешествия.
Заключение
В зарубежной и отечественной психологии сложились различные взгляды на сущность, назначение и природу (биологическую или социальную) игры. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся во мнении, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.
И особое важное значение игра имеет для развития ребёнка дошкольного возраста. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.
Список литературы
1. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. /Т.Н.Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2009.
2. Методика проведения подвижных игр. / Э.Я.Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Мы имеем право! / С.А.Козлова. – М.:Обруч, 2010.
4. Психология социальной одаренности. / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
5. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. / С.Н.Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.