Составление модели "Современный ребенок"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики современного ребенка
2. Особенности развития современного ребенка
3. Взаимоотношения с родителями
Введение
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который детипрошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет). а это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырмя. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематогрофа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущеный, воспитываемый телевизором.
1. Основные характеристики современного ребенка
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.
Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.
Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. иследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.
2. Особенности развития современного ребенка
Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:
· резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
· рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
· уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
· снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
· недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
· значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
· рост "экранной" зависимости;
· ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
· увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
· снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
· астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
· рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
· рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
· увеличение численности одаренных детей.
3. Взаимоотношения с родителями
В психологии общения, к которой относится и воспитание ребенка, много парадоксальных задач; зачастую достигнуть цели напрямую просто невозможно. Если ваша цель хорошо выглядеть, научиться чему-либо, что-либо освоить, то практически все зависит от вас. А если задача касается чего-то, что зависит от другого или вообще от совместных усилий нескольких людей? Тогда достичь намеченной цели становится намного сложнее.
Стать хорошим, эффективным родителем очень непросто. Также непросто, как, например, удовлетворить потребность быть сильно любимым. Такого рода желания подобны бочкам без дна, которые нельзя наполнить, поскольку нет способа измерить силу любви, равно как и не придумана шкала, по которой можно рассчитать эффективность семейного воспитания.
Сегодня стремление быть эффективным родителем стало особенно актуальным. Согласно социологическим исследованиям, человечество находится в демографической яме, в результате отношение к семье в целом, и к родительству в частности, претерпевает серьезные изменения. Иными словами, деток мало, вот ценность их и растет. Казалось бы, прекрасное стремление быть хорошим родителем свидетельствует о готовности человека взять на себя ответственность за воспитание детей. Но на самом деле не все так однозначно. И причин тому несколько.
1. Пока растишь ребеночка, не знаешь, каким он вырастет. Жизнь меняется очень быстро, и неясно, пригодятся ли ребенку во взрослой жизни те знания, которыми снабдили его в детстве родители. Более того, из родительского опыта ребенком усиливается всего лишь малая часть; он проживет свою жизнь в иной реальности - с новыми технологиями, с новыми ценностями, в другой культуре. Для нашего времени вообще характерно не принимать в расчет опыт прошлых поколений. Например, компьютер для взрослых - слегка освоенный инструмент вроде продвинутой пишущей машинки, способной отправить почту, показать кино и предложить некоторые развлечения, которым, конечно, не сравниться с приятным застольем или интересным путешествием. А для детей компьютер - целый мир, реальность, пусть виртуальная, но все же реальность, заменяющая в тяжелых случаях действительность.
2. Раньше существовала народная педагогика, и всему обществу было понятно, что считать хорошим воспитанием, а что - плохим. Бедно, в целом, жило общество и трудно, поэтому, как сформулировал автор идеи этой книги А. Б. Долгий, «трудовая мораль имела не вымышленные основания». Социальные процессы последних лет привели к тому, что позиции народной педагогики разрушились и обесценились, а вместо нее сложилась глубоко противоречивая система семейного воспитания, классифицируемая психологами как репрессивная анархия - «репрессивная», потому что много наказаний, угроз и ограничений, а «анархия», потому что ни предсказуемости, ни последовательности в этих наказаниях нет. Чтобы быть эффективным родителем, нельзя ориентироваться на то, как поступают со своими детьми окружающие вас люди, - вероятность того, что они попали в болото репрессивной анархии, очень велика. Задача быть эффективным родителем должна решаться в условиях, когда вокруг нет позитивных образцов. Эффективный родитель сегодня - пионер-первопроходец, великий изобретатель забытых велосипедов.
3. На то, каким вырастет ребенок, действует не только стратегия родительского воспитания. Есть еще и социализация - влияние на ребенка няни, сверстников, учителей, тренеров, репетиторов, фильмов, комиксов, компьютерных игр, книг, наконец. Отследить и проконтролировать это влияние невозможно, хотя некоторые родители-идеалисты пытаются (с тем дружи, с этим не дружи); результаты, как правило, плачевны. Деньги в этом никак не помогут.
4. Ежедневное общение и взаимодействие с детьми в семье - процесс, в основном неосознаваемый, автоматический, естественный. Воспитывая ребенка, родители часто не принимают осознанных решений, действуют импульсивно. Когда папа, например, покупает пианино, он это делает просто потому, что соседи купили и соседский мальчик уже играет на пианино. В данном случае нет оснований видеть в действиях этого любящего отца осознанный процесс осуществления некоего продуманного воспитательного проекта.
5. Кроме того, часто плохо осознаются цели воспитания. Родитель может не подозревать, что он воспитывает у ребенка. Например, родители вольно или невольно стараются сделать ребенка адаптивным, дать ему какие-то навыки, которые позволят ему легко и быстро привыкать к социальной среде. Самый простой пример-выбор профессии.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров и счастлив. А представление о счастье ребенка выстраивается из представлений о том, что есть благо. Идея безопасности, например, входит в картину благоприятного будущего, которого родители желают для ребенка, и будет входить всегда. В нашей стране могут происходить какие угодно социальные перемены, монархия может сменяться хоть социализмом, хоть демократией, но социальная среда всегда остается опасной. Тюрьма и сума нищего странника грозят любому. Поэтому одна из интуитивных целей семейного воспитания - обеспечить ребенку навыки, которые позволят ему прожить жизнь безопасно. Образование - один из путей безопасного выживания. Другой путь - формирование «правильных» черт характера и ценностей. Обычно это формирование происходит так же неосознанно.
6. Как правило, ответственные и добросовестные родители заранее выстраивают, возможно, весьма дальновидную и правильную стратегию воспитания - выбирают ребенку детский сад, школу, вуз, - не учитывая при этом его реальных способностей и склонностей. Зачастую, захваченные прелестью собственных планов, они не понимают, что их проекты не соответствуют возможностям ребенка.
Нужно учитывать, что любые мама с папой - одновременно и замечательные проектировщики будущего, и камень, висящий на шее у собственного ребенка. Ребенок развивается; правильно было бы как можно меньше его ограничивать, а они ждут от него чего-то заранее определенного.
7. Более или менее правильно воспитать ребенка можно, если отвлечься от грез о его будущем и жить вместе с ним сегодняшним днем, решать только сиюминутные задачи. Это, конечно, парадокс, но вся психология обыденной жизни состоит из парадоксов.
8. Воспитание ребенка - это «игра в одни ворота». Является ли ребенок партнером по реализации воспитательного проекта? Ребенок - партнер, если его внутренние цели совпадают с родительскими.
Как узнать, совпадают или нет? Мы настаиваем на том, что цели ребенка и цели родителей часто не просто не совпадают, а буквально противоположны. Это и есть главная причина, по которой быть эффективным родителем невозможно.
Ребенку нужно, чтобы родители был неутомимым и неисчерпаемым источником, всегда пригодным к употреблению, самообновляющимся и безотказным. Родителю нужно, чтобы ребенок сам по себе вырос в завидного и любящего потомка. Ребенок хочет оставаться ребенком всегда, а мама и папа не хотят выполнять трудную родительскую работу никогда.
Как быть?
Родительство основано на правильных, древних как мир инстинктах. Они есть у каждой мамы и у каждого папы. Каждый родитель может их услышать, если не помешает общая высокая тревожность, которой поражено современное человечество.
Как бы вы ни воспитывали своего ребенка - на основе инстинктивного знания и понимания процесса или следуя всем новомодным теориям, течениям и советам, - вам все равно спасибо не скажет. Вырастет и упрекнет вас не раз и не два. Это нормально, хуже, когда взрослый ребенок складывает ладошки и с поклоном благодарит вас за «Счастливое детство».
Воспитание ребенка - игра в одни ворота, дорога с односторонним движением. Вы детям должны все, а они вам ничего. Это хорошо и правильно. При таком положении дел можно надеяться, что они, когда вырастут, будут сосредоточены на своих детках (а не на том, когда вам пора стакан воды подносить) и вырастят их правильно.
Заключение
Итак, современный ребенок достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.
Основная проблема современного ребенка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания детей сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство, именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
Список литературы
1. Материалы методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Мир открытий". //Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г, Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012.
2. Сапогова Е. Е. (Тульский госуниверситет). ВНИЗ ПО КРОЛИЧЬЕЙ НОРЕ: МЕТАФОРА И НОНСЕНС В ДЕТСКОМ ВООБРАЖЕНИИ. Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 36-44.